«Говорим красиво и пишем правильно» Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Элективный курс «Говорим красиво и пишем правильно» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Главная задача языкового образования – формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Благодаря занятиям обучающийся получает возможность осмысления на более высоком уровне системы знаний о языке, углубленного изучения основных разделов русского языка, овладения разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, прочного освоения основных норм русского литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Говорим красиво и пишем правильно» Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Говорим красиво и пишем правильно»
Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Говорим красиво и пишем правильно» предназначена для учащихся 10-11-х классов средней (полной) школы и может быть использована для профильной подготовки. Курс рассчитан на 68 часов.
Элективный курс «Говорим красиво и пишем правильно» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Главная задача языкового образования – формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Благодаря занятиям обучающийся получает возможность осмысления на более высоком уровне системы знаний о языке, углубленного изучения основных разделов русского языка, овладения разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, прочного освоения основных норм русского литературного языка. Содержание программы ориентировано на подготовку к ЕГЭ по обязательному предмету, проверяющему весь комплекс языковой подготовки учащихся:
- лингвистическую компетенцию, то есть владение знаниями о языке и речи и умениями пользоваться ими в работе с языковым материалом;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение родным языком, его лексикой и грамматикой, на уровне литературной нормы – орфоэпической, лексической, грамматической, стилистической, орфографической, пунктуационной;
- коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.
Цели курса:
- углубить, обобщить и систематизировать имеющиеся знания о языке и речи, необходимые для сдачи экзамена в форме ЕГЭ;
- научить старшеклассников работать с тестами с выбором ответа и с открытым ответом;
- создать прочную базу орфографических навыков;
- обучить анализу текста и его интерпретации;
- сформировать умение создавать собственный текст (задание 25), аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка.
Планируемые образовательные результаты
В результате работы по данному курсу ученик должен
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать/понимать:
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Занятия по данному элективному курсу предполагают двусторонний подход:
- теоретическая часть (повторение изученных правил, знакомство и отработка трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
- практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Необходимо предусмотреть различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (художественная литература, энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), индивидуальные, дифференцированные и групповые задания; решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.
Возможны различные формы контроля.
При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Программа
Введение (1 ч). Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-24
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4) (4 ч).Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Согласные звуки и их произношение. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика и фразеология (4 ч). Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Трудности лексического анализа слов. (Задания 3, 5, 22)
Тема 3. Морфемика и словообразование (2 ч). Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Тема 4. Морфология (6 ч). Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Трудные случаи разграничения языковых явлений. (Задания 6, 7, 12, 13, 23)
Тема 5. Орфография (17 ч). Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание суффиксов. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Орфографические нормы. (Задания 8-14)
Тема 6. Синтаксис и пунктуация (19 ч). Словосочетание. Простое предложение. Прямая речь. Диалог. Цитата. Сложное предложение. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления чужой речи на письме. Различные способы цитирования. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 15-19, 24). Пунктуационные нормы. (Задания 15-19)
Тема 7. Текст и его особенности (5 ч) Подготовка к заданию 25 (8 ч). Текст и его признаки. Понимание текста. Способы сжатия текста. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Создание текста и его редактирование. (Задания 1, 2, 20-21). Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме. Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Тема 8. Комплексная подготовка к ЕГЭ (2 ч). Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно-тематическое планирование
10 класс (1 часть)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Формы контроля |
1 | 1 | Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ | Заполнение бланков |
2. Подготовка к заданиям 1-24 | |||
2 | 1 | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке | |
3 | 2 | Трудности фонетического анализа слов | Фонетический анализ слов |
4-5 | 3-4 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка (Задание 4) | Тестовые задания |
6 | 1 | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания 3, 5, 22) | Тестовые задания |
7 | 2 | Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задания 22, 23, 24) | Тестовые задания |
8 | 3 | Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание 24) | Тестовые задания |
9 | 4 | Фразеология. (Задания 22-24) | Тестовые задания |
10 | 1 | Морфемика и словообразование. Способы словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задания 8-11) | Морфемный и словообразо-вательный анализ |
11 | 2 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий | Тестовые задания |
12-13 | 1-2 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. (Задания 6, 7, 12, 13, 23) | Тестовые задания Морфологи-ческий разбор |
14-15 | 3-4 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи | |
16 | 5 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Трудные случаи разграничения языковых явлений (Задание 7) | Тестовые задания |
17 | 6 | Итоговая работа |
10 класс (2 часть)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Формы контроля |
1-3 | 1-3 | Орфография. (Задания 8-14). Система правил правописания. Правописание приставок. Трудности правописания приставок | Тестовые задания |
4-7 | 4-7 | Виды орфограмм в корне слова | Словарные диктанты |
8-10 | 8-10 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний | Словарные диктанты |
11-12 | 11-12 | Трудные случаи правописания суффиксов | Словарные диктанты |
13-15 | 13-15 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ | Словарные диктанты |
16 | 16 | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов | Тестовые задания |
17 | 17 | Итоговая работа |
11 класс (1 часть)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Формы контроля |
1 | 1 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний | Тестовые задания |
2 | 2 | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей | Синтаксический разбор |
3 | 3 | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения (Задания 15-16) | Тестовые задания |
4 | 4 | Тире в простом предложении | |
5 | 5 | Вводные слова и предложения (Задание 17) | |
6-7 | 6-7 | Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи (Задания 15-16) | Тестовые задания |
8 | 8 | Уточняющие члены предложений. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. | Тестовые задания |
9-10 | 9-10 | Прямая речь. Диалог. Цитата. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 7, 24) | Тестовые задания |
11-12 | 11-12 | Сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Использование БСП в художественном тексте | |
13-14 | 13-14 | Знаки препинания в ССП. Использование ССП в художественном тексте. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задание 15) | Тестовые задания |
15-16-17 | 15-16-17 | Знаки препинания в СПП. Использование СПП в художественном тексте. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 18-19). Итоговая работа | Тестовые задания |
11 класс (2 часть)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Формы контроля |
1-2 | 1-2 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 19, 24) | Тестовые задания |
3-4 | 1-2 | Текстоведение. Текст. Понимание текста. Способы связи предложений в тексте. (Задания 1, 2, 20-21) | Тестовые задания |
5 | 3 | Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности (Задание 21) | Тестовые задания |
6-7 | 4-5 | Текст и его анализ. Выразительные средства языка (Задание 24) | Тестовые задания |
3. Подготовка к сочинению – задание 25 | |||
8-9 | 1-2 | Сочинение. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста | |
10 | 3 | Виды комментариев к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | |
11 | 4 | Выявление и формулировка авторской позиции. | |
12 | 5 | Способы аргументации собственного мнения. | |
13 | 6 | Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | |
14-15 | 7-8 | Практикум по написанию сочинения. | Сочинение |
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ | |||
16 | 1 | Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | |
17 | 2 | Итоговая работа |
Список литературы
- ЕГЭ-2016. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2016. (ЕГЭ-2016. ФИПИ – школе)
- ЕГЭ-2016. Русский язык. Сборник заданий/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2016. (ЕГЭ-2016. ФИПИ – школе)
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.2015. Русский язык/ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.:Астрель,2015.
- Алексеева Е.П. Русский язык в схемах и таблицах. Пособие для учащихся. – Самара: ООО «Офорт», 2006.
- Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. - М., 2006.
- Гольцова Н. Г., Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы Гольцова Н. Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.): Базовый уровень. Профильный уровень. - М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008 г.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2003.
- Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. - М., 2005
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку:9-11кл. - М.:Вербум-М, 2003.
- Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
дистанционный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Курс представляет собой серию уроков с пошаговой отработкой каждого блока: теоретический материал, решение практических задач, тесты, электронное тестирование с ссылкой на элект...
Дистанционный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Данный курс содержит теоретические и практические материалы для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе. Учащиеся могут воспользоваться ими в ходе самостояте...
Авторская программа по предметному курсу «Подготовка к ГИА по русскому языку»
Программа авторского курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе ориентирована на предпрофильную подготовку учащихся, рассчитана на 17 часов, предназначена для ...
Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...