Урок-исследование в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Довбенко Нина Степановна

«Словоизменение и словообразование в русском языке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Урок-исследование в 5 классе.

                    Учитель  русского языка и литературы ГБОУ школы №355

                                   Московского района Санкт-Петербурга

                                            Довбенко Нина Степановна.

                      Тема «Словоизменение и словообразование в русском языке».

                                                    Характеристика урока.

  1. Тип урока: урок-сообщение новых знаний.
  2. Вид урока: интегрированный (интегрирующая дисциплина -  русский язык, дополняющая дисциплина – литература, раздел «Фольклор»).
  3. Цель урока: научить «строить» понятия «словоизменение» и «словообразование», а также различать эти языковые явления.
  4. Задачи урока:

образовательная – закрепление базовых понятий по теме «Состав слова»;

развивающая – развитие и тренировка умений:

а) различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

б) правильно выполнять морфемный разбор слова;

в) применять свои знания на практике.

    5. Доминирующая деятельность учащихся – частично репродуктивная, так как   содержание учебного материала им знакомо не полностью.

    6. Форма организации образовательной деятельности – индивидуальная.

    7. Образовательные технологии:

        а) исследовательский метод с элементами игровой технологии.

Оборудование урока:

  1. Компьютер (ноутбук).
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Презентация на тему «Словоизменение и словообразование».
  5. Учебник «Русский язык. 5 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие».

                                                        Ход урока.

І. Наблюдения.

Учитель:

Прочитайте тему урока. Знакомы ли вам эти понятия?

Учащиеся:

Да. Мы знаем, что слова в русском языке изменяются и образуются с помощью определенных частей слов.

Учитель:

Можете ли вы дать определение, сказать, чем различаются эти два понятия (словообразование и словоизменение)? Сразу трудно сформулировать, давайте разбираться. Какова цель урока?

Учащиеся:

Надо узнать, что такое словообразование и словоизменение и научиться различать их.

Учитель:

Правильно. С чего начнем?

Учащиеся:

С наблюдения за словом.

Учитель:

Поисковую деятельность облекаем в форму игры. Задумайте слова, например, на тему «Мечта».

Учащиеся произносят слова вслух, учитель записывает их на доске: мечта, мечтатель, мечтательный, мечтать, размечтаться.

Учащиеся читают их вслух.

Учитель:

Что общего в данных словах и чем они различаются?

Учащиеся:

Это однокоренные слова с общим корнем –мечт-, но с разным значением: мечта – это желание, надежда на что-то в будущем; мечтать – это действие, когда представляешь, чего тебе хочется, может быть, думаешь, как этого добиться; мечтатель – это тот, кто мечтает; размечтаться – это такое действие, когда сам себе рисуешь эти желания;  мечтательный – это признак, качество человека, любящего мечтать.

Учитель:

Действительно, все слова имеют отношение к корню –мечт-. Но почему же у них разное лексическое значение?

Учащиеся:

У этих слов разные основы, а когда к корню в основе добавляется суффикс или приставка, то слово меняет своё значение, так как суффикс и приставка – значимые части слова.

Учитель:

Вспомним, что мы изучали по лексике и по морфемике. А теперь вспомним грамматику: к каким частям речи относятся эти слова?

Учащиеся:

Мечта, мечтатель – существительные, мечтательный – прилагательное, мечтать, размечтаться – глаголы.

Учитель:

Как это можно доказать?

Учащиеся:

По признакам частей речи. Существительные и прилагательное склоняются, глаголы – спрягаются.

Учащиеся склоняют существительные и прилагательное, спрягают глаголы, делают морфемный разбор слов.

В результате работы у них появляется следующая запись:

Падежи

И.

Мечта

Мечтатель

Мечтательный

Р.

Мечты

Мечтателя

Мечтательного

Д.

Мечте

Мечтателю

Мечтательному

В.

Мечту

Мечтателя

Мечтательного

Т.

Мечтой

Мечтателем

Мечтательным

П.

О мечте

О мечтателе

О мечтательном

              Мечтать:

                              Размечтаться:

Я мечтаю

Я размечтаюсь

Мы мечтаем

Мы размечтаемся

Ты мечтаешь

Ты размечтаешься

Вы мечтаете

Вы размечтаетесь

Он мечтает

Он размечтается

Она мечтает

Она размечтается

Оно мечтает

Оно размечтается

Они мечтают

Они размечтаются

Учитель:

Сравним основы слов с корнем –мечт-. Какие выводы можно сделать?

  1. Если в слове изменяется окончание, а лексическое значение не изменятся, это словоизменение;
  2. Если в слове меняется основа (появляются новые части слова), то образуются новые слова, у которых меняется форма и значение, - это словообразование.

Итак, что общего у слов, записанных на доске?

Учащиеся:

Корень –мечт-.

Учитель:

Как называются такие слова?

Учащиеся:

Однокоренные.

Учитель (обращается к ученику):

Уважаемое слово «мечта», измени себя, надень какую-нибудь другую шляпку – окончание.

 Учащиеся:

Мечты, мечте, мечту.

Учитель:

Вы превратились в другое слово или остались сами собой? Если ты сегодня в школьной форме, а завтра – в спортивном костюме, ты станешь другим человеком или изменится только форма твоей одежды?

Учащиеся:

Изменится только форма.

Учитель:

Следовательно, при склонении существительных, прилагательных и при спряжении глаголов образуются …

Учащиеся:

Формы одного и того же слова.

IІ. Проверка правил по учебнику Ладыженской (§3).

ІІІ. Закрепление, тренировочные упражнения:

  1. Выборочный диктант. Название «Отгадай загадку». Выпишите в левый столбик однокоренные слова, в правый – формы одного и того же слова с соответствующим графическим оформлением.

Загадка.

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновало две недели,

Апельсина мы не ели.

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

    (луна и месяц).

  1. Записать сказку, выделить однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Сказка «настоящие друзья?»

Жили-были в городе Слованске дружные однокоренные слова: ученик и учить. Чудесно, дружно жили. Но однажды …  

-Извини, мне скучно дружить с тобой, сказало слово учить.

-Ну, и я не дружу. Пожалуйста, ведь я спрягаюсь, - ответило слово учить.

И каждый пошел искать себе нового друга. Слово ученик стало склоняться, а слово учить – спрягаться.

ІV. Рефлексия.

Учитель:

Как мы пришли к выводу по теме урока?

Что мы для этого сделали?

V. Домашнее задание (§73. Дописать сказку или упражнение 383).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"

Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так:    - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова;  - ...

Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»

Обобщающий урок, который  расширяет  знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас,  развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков  правильного...

Урок - исследование в 8 классе по теме"Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление"

Приводится план-конспект урока в 8 классепо теме "Исследовыание зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление"...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

Бензол – представитель ароматических углеводородов. Урок-исследование для 10 класса.

Тип урока:урок изучения нового материала. Цели урока: формирование представлений учащихся об электронном строении молекулы бензола; сформировать понятие об ароматичности связи, эффекте сопряжени...

Урок-исследование в 9 классе по рассказу И.Бунина "Танька"

В кодификатор по литературе (ГИА) включен рассказ Бунина "Танька". Предлагаемый урок - урок-практикум с элементами исследования. Ход урока дан в презентации....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...