Урок-исследование в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
«Словоизменение и словообразование в русском языке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование в 5 классе «Словоизменение и словообразование в русском языке» | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование в 5 классе.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №355
Московского района Санкт-Петербурга
Довбенко Нина Степановна.
Тема «Словоизменение и словообразование в русском языке».
Характеристика урока.
- Тип урока: урок-сообщение новых знаний.
- Вид урока: интегрированный (интегрирующая дисциплина - русский язык, дополняющая дисциплина – литература, раздел «Фольклор»).
- Цель урока: научить «строить» понятия «словоизменение» и «словообразование», а также различать эти языковые явления.
- Задачи урока:
образовательная – закрепление базовых понятий по теме «Состав слова»;
развивающая – развитие и тренировка умений:
а) различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
б) правильно выполнять морфемный разбор слова;
в) применять свои знания на практике.
5. Доминирующая деятельность учащихся – частично репродуктивная, так как содержание учебного материала им знакомо не полностью.
6. Форма организации образовательной деятельности – индивидуальная.
7. Образовательные технологии:
а) исследовательский метод с элементами игровой технологии.
Оборудование урока:
- Компьютер (ноутбук).
- Проектор.
- Интерактивная доска.
- Презентация на тему «Словоизменение и словообразование».
- Учебник «Русский язык. 5 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие».
Ход урока.
І. Наблюдения.
Учитель:
Прочитайте тему урока. Знакомы ли вам эти понятия?
Учащиеся:
Да. Мы знаем, что слова в русском языке изменяются и образуются с помощью определенных частей слов.
Учитель:
Можете ли вы дать определение, сказать, чем различаются эти два понятия (словообразование и словоизменение)? Сразу трудно сформулировать, давайте разбираться. Какова цель урока?
Учащиеся:
Надо узнать, что такое словообразование и словоизменение и научиться различать их.
Учитель:
Правильно. С чего начнем?
Учащиеся:
С наблюдения за словом.
Учитель:
Поисковую деятельность облекаем в форму игры. Задумайте слова, например, на тему «Мечта».
Учащиеся произносят слова вслух, учитель записывает их на доске: мечта, мечтатель, мечтательный, мечтать, размечтаться.
Учащиеся читают их вслух.
Учитель:
Что общего в данных словах и чем они различаются?
Учащиеся:
Это однокоренные слова с общим корнем –мечт-, но с разным значением: мечта – это желание, надежда на что-то в будущем; мечтать – это действие, когда представляешь, чего тебе хочется, может быть, думаешь, как этого добиться; мечтатель – это тот, кто мечтает; размечтаться – это такое действие, когда сам себе рисуешь эти желания; мечтательный – это признак, качество человека, любящего мечтать.
Учитель:
Действительно, все слова имеют отношение к корню –мечт-. Но почему же у них разное лексическое значение?
Учащиеся:
У этих слов разные основы, а когда к корню в основе добавляется суффикс или приставка, то слово меняет своё значение, так как суффикс и приставка – значимые части слова.
Учитель:
Вспомним, что мы изучали по лексике и по морфемике. А теперь вспомним грамматику: к каким частям речи относятся эти слова?
Учащиеся:
Мечта, мечтатель – существительные, мечтательный – прилагательное, мечтать, размечтаться – глаголы.
Учитель:
Как это можно доказать?
Учащиеся:
По признакам частей речи. Существительные и прилагательное склоняются, глаголы – спрягаются.
Учащиеся склоняют существительные и прилагательное, спрягают глаголы, делают морфемный разбор слов.
В результате работы у них появляется следующая запись:
Падежи | |||
И. | Мечта | Мечтатель | Мечтательный |
Р. | Мечты | Мечтателя | Мечтательного |
Д. | Мечте | Мечтателю | Мечтательному |
В. | Мечту | Мечтателя | Мечтательного |
Т. | Мечтой | Мечтателем | Мечтательным |
П. | О мечте | О мечтателе | О мечтательном |
Мечтать: | Размечтаться: |
Я мечтаю | Я размечтаюсь |
Мы мечтаем | Мы размечтаемся |
Ты мечтаешь | Ты размечтаешься |
Вы мечтаете | Вы размечтаетесь |
Он мечтает | Он размечтается |
Она мечтает | Она размечтается |
Оно мечтает | Оно размечтается |
Они мечтают | Они размечтаются |
Учитель:
Сравним основы слов с корнем –мечт-. Какие выводы можно сделать?
- Если в слове изменяется окончание, а лексическое значение не изменятся, это словоизменение;
- Если в слове меняется основа (появляются новые части слова), то образуются новые слова, у которых меняется форма и значение, - это словообразование.
Итак, что общего у слов, записанных на доске?
Учащиеся:
Корень –мечт-.
Учитель:
Как называются такие слова?
Учащиеся:
Однокоренные.
Учитель (обращается к ученику):
Уважаемое слово «мечта», измени себя, надень какую-нибудь другую шляпку – окончание.
Учащиеся:
Мечты, мечте, мечту.
Учитель:
Вы превратились в другое слово или остались сами собой? Если ты сегодня в школьной форме, а завтра – в спортивном костюме, ты станешь другим человеком или изменится только форма твоей одежды?
Учащиеся:
Изменится только форма.
Учитель:
Следовательно, при склонении существительных, прилагательных и при спряжении глаголов образуются …
Учащиеся:
Формы одного и того же слова.
IІ. Проверка правил по учебнику Ладыженской (§3).
ІІІ. Закрепление, тренировочные упражнения:
- Выборочный диктант. Название «Отгадай загадку». Выпишите в левый столбик однокоренные слова, в правый – формы одного и того же слова с соответствующим графическим оформлением.
Загадка.
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновало две недели,
Апельсина мы не ели.
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
(луна и месяц).
- Записать сказку, выделить однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Сказка «настоящие друзья?»
Жили-были в городе Слованске дружные однокоренные слова: ученик и учить. Чудесно, дружно жили. Но однажды …
-Извини, мне скучно дружить с тобой, сказало слово учить.
-Ну, и я не дружу. Пожалуйста, ведь я спрягаюсь, - ответило слово учить.
И каждый пошел искать себе нового друга. Слово ученик стало склоняться, а слово учить – спрягаться.
ІV. Рефлексия.
Учитель:
Как мы пришли к выводу по теме урока?
Что мы для этого сделали?
V. Домашнее задание (§73. Дописать сказку или упражнение 383).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"
Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так: - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова; - ...
Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»
Обобщающий урок, который расширяет знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас, развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков правильного...
Урок - исследование в 8 классе по теме"Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление"
Приводится план-конспект урока в 8 классепо теме "Исследовыание зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление"...
"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.
Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...
Бензол – представитель ароматических углеводородов. Урок-исследование для 10 класса.
Тип урока:урок изучения нового материала. Цели урока: формирование представлений учащихся об электронном строении молекулы бензола; сформировать понятие об ароматичности связи, эффекте сопряжени...
Урок-исследование в 9 классе по рассказу И.Бунина "Танька"
В кодификатор по литературе (ГИА) включен рассказ Бунина "Танька". Предлагаемый урок - урок-практикум с элементами исследования. Ход урока дан в презентации....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...