Рабочая программа по курсу «Деловой русский язык»
рабочая программа (6 класс) по теме

Кривилева Светлана Николаевна

Рабочая программа

 

по курсу «Деловой русский язык»

Скачать:


Предварительный просмотр:

02-10                                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное

 учреждение «Гимназия №26»

                                                             

                                                       

                                 

                                                                    Введено приказом от 30.09.2016 г. № 275

                                                                    Директор МБОУ «Гимназия №26»

                                                                          _______________   А.Л.Сальников

             

Рабочая программа

по курсу «Деловой русский язык»  для 6 Г класса

(2 часа  в неделю, 60 часов в год)

Составитель: Кривилева С.Н, учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной  категории

«Согласовано»

Заместитель директора по УР ___________ Макария К.Н. от_________2016 г.

                                               Подпись                  Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 27.08.2016 г. № 1

Руководитель МО ___________ Шишина Л.Л.  от_________2016 г.

                                         Подпись        Ф.И.О.

г. Набережные Челны

2016 г.



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения курса

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Деловая речь.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

 Составле- ние деловых писем.

Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Частные письма.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Виды переписки.

Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  •  (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Основные виды управлен- ческих докумен- тов.

Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

Деловые бумаги.

Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Нормы делового общения. Лексичес- кие нормы.

Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Граммати- ческие нормы деловой речи.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

Синтакси -ческие нормы деловой речи.

Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.

Фонетические нормы деловой          речи.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

 Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.



Предварительный просмотр:

Содержание учебного курса

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Деловая речь.

Деловая речь.  Жанры деловой речи.

1

Виды документов.

Виды документов. Документация – разновидность деловой письменной речи. Язык деловых бумаг.

2

Типы текстовой организации  текста.

Типы текстовой организации текста.

1

Деловые письма и их виды.

Деловые письма и их виды. Этикет делового письма. Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости. Виды деловых писем. Форма отправления. Инициативные коммерческие письма ( письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация). Письмо-приглашение. Письмо-предложение.  Письмо-подтверждение. Заявка на услугу. Письмо – запрос. Письмо-извещение. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо.  Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-отказ. Жалоба.

20

Составление деловых писем.

Составление письменных претензий и жалоб. Письма по кадровым вопросам. Рекомендательное письмо. Убеждающие письма. Рекламно- информационное письмо.

5

Анкета.

Письма, содержащие анкеты и опросные листы. Структура анкеты. Анкетирование.

3

Частные письма.

Частные деловые письма.

1

Виды переписки.

Международная переписка. Каналы рассылки писем. Электронная почта. Факсимальная связь. Отправка письма  по электронной почте. Телетайп и телеграфная связь. Типичные ошибки при составлении писем.

6

Основные виды управленческих документов.

Устное и письменное деловое общение. Документация-разновидность письменной деловой речи. Основные виды управленческих документов, правила оформления и составления. Устав. Положение. Инструкция. Приказ. Постановление. Служебная записка. Докладная записка. Распорядительные документы. Акты и протоколы. Контракты.

12

Деловые бумаги.

Деловые бумаги. Этикет деловых бумаг.  Составление деловых бумаг. Практикум.

5

Лексические нормы делового общения.

Нормы делового общения и их виды.  Лексические нормы деловой речи. Фразеология деловой речи.

1

Грамматические нормы деловой речи.

Грамматические особенности письменной и устной деловой речи. Деловая диалогическая речь. Нарушение грамматических норм письменной и устной деловой речи.

1

Синтаксические нормы деловой речи.

Фонетические нормы деловой речи.

Синтаксис письменной и устной деловой речи. Синтаксическая организация письменной и устной деловой речи.

Фонетические нормы и фонационные средства устной деловой речи.

1

                 1



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса

п/п

Название разделов

Тема занятий

Количест-во часов

Основные виды учебной деятельности  обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Деловая речь.

Деловая речь. Жанры деловой речи.

1

Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами.

04.10

2

Виды документов.

 Виды документов.

1

Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают деловые  тексты.

04.10

3

Документация – разновидность деловой письменной речи. Язык деловых бумаг.

1

Знакомятся с документацией. Дополняют информацией начатые предложения.

11.10

4

Типы текстовой организации  текста.

Типы текстовой организации текста.

1

Определяют признаки текста.

Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.

11.10

5

Деловые письма и их виды.

Деловые письма и их виды.

1

Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности.

Анализируют схему.

18.10

6

Этикет делового письма.

1

Определяют компоненты ситуации общения.

Анализируют схему.

18.10

7

Ведение корреспонденции.

1

Определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения. Анализируют языковые средства.

25.10

8

Стандартные выражения и формулы вежливости.

1

 Решают тестовые задания.   Составляют план текста.

25.10

9

 

Выбор вида делового письма. Формы отправления.

1

Анализируют текст. Составляют вопросы к тексту.

08.11

10

Разработка структуры делового письма.

1

Знакомятся со структурой делового письма, выполняют упражнения.

08.11

11

Процесс написания и редактирования.

1

Пишут и редактируют письма.

15.11

12

Стиль и оформление письма. Инициативные коммерческие письма.

1

 Выступают в аудитории с подготовленным текстом-убеждением.

15.11

13

Письма с положительными сообщениями. Письмо-приглашение.

1

Знакомятся с письмами  - приглашениями.

22.11

14

Письмо-предложение.

1

Определяют понятие и структуру письма – предложения.

22.11

15

Письмо-подтверждение.

1

Определяют понятие и структуру письма – подтверждения.

29.11

16

Письма с нейтральными сообщениями. Заявка на услугу.

1

Определяют понятие и структуру письма c нейтральными сообщениями.

29.11

17

Письмо-запрос.

1

Определяют понятие и структуру письма – запроса.

06.12

18

Письмо-извещение.

1

Определяют понятие и структуру письма – извещения.

06.12

19

Сопроводительное письмо.

1

Определяют понятие и структуру  сопроводительного письма.

13.12

20

Гарантийное письмо.

1

Определяют понятие и структуру  гарантийного письма.

13.12

21

Письмо-напоминание.

1

Определяют понятие и структуру письма – напоминания.

20.12

22

Письма с плохими новостями. Письмо-отказ.

1

Определяют понятие и структуру письма – отказа.

20.12

23

Письмо-предупреждение.

1

Определяют понятие и структуру письма – предупреждения.

10.01

24

Рекламация. Жалоба.

1

Пишут данные виды деловых бумаг.

10.01

25

Составление деловых писем.

Практикум. Составление письменных претензий и жалоб.

1

Составляют претензии и жалобы.

17.01

26

Письма по кадровым вопросам.

1

Пишут данные виды деловых бумаг.

17.01

27

Рекомендательное письмо.

1

Определяют понятие и структуру  рекомендательного письма.

24.01

28

Убеждающие письма. Рекламно-информационное письмо.

1

Знакомятся с рекламно – информационными письмами.

24.01

29

Практикум.  Рекламно-информационное письмо.

1

Определяют понятие и структуру   рекламно – информационного  письма.

31.01

30

Анкета.

Письма, содержащие анкеты и опросные листы.

1

Определяют понятие и структуру   анкет и опросных листов.

31.01

31

Анкета и её структура.

1

Знакомятся со структурой анкеты.

07.02

32

Практикум. Анкетирование.

1

Пишут анкеты.

07.02

33

Частные письма.

Частные деловые письма.

1

Определяют понятие и структуру   частных деловых писем.

14.02

34

Виды переписки.

Международная переписка.

1

Выполняют задания.

14.02

35

Каналы рассылки писем.

1

Конспектируют материал.

21.02

36

Электронная почта. Факсимильная связь.

1

Определяют понятие и структуру   факсимильной связи.

21.02

37

Практикум. Отправка письма по электронной почте.

1

Выполняют практические задания.

28.02

38

Телетайп и телеграфная связь.

1

Определяют понятие и структуру   телеграфной связи.

28.02

39

Типичные ошибки при составлении писем. Практикум.

1

Выполняют практические задания.

07.03

40

Основные виды управленческих  документов.

Устное и письменное деловое общение. Основные виды управленческих документов.

1

Определяют понятие и виды управленческих документов.

07.03

41

Документация-разновидность письменной деловой речи. Устав. Правила оформления и составления.

1

Определяют понятие и структуру   устава.

14.03

42

Положение.

1

Определяют понятие и структуру положения.

14.03

43

Инструкция. Чтение деловых бумаг.

1

Определяют понятие и структуру инструкции.

04.04

44

Приказ. Правила оформления и составления.

1

Определяют понятие и структуру   приказа.

04.04

45

Постановление.

1

Определяют понятие и структуру   постановления.

11.04

46

Служебная записка. Правила оформления и составления.

1

Составляют и оформляют служебную записку.

11.04

47

Докладная записка. Правила оформления и составления.

1

Составляют и оформляют докладную записку.

18.04

48

Распорядительные документы.

1

Определяют понятие и структуру   распорядительных документов.

18.04

49

Акты и протоколы.

1

Определяют понятие и структуру   актов и протоколов.

25.04

50

Контракты.

1

Определяют понятие и структуру   контрактов и ролевых игр.

25.04

51

Контракты. Ролевая игра.

1

Анализируют тексты, участвуют в ролевой игре.

02.05

52

Деловые бумаги.

Деловые бумаги. Этикет деловых бумаг.

1

Знакомятся с этикетом деловых бумаг.

02.05

53

Составление деловых бумаг.

1

Анализируют употребление предложений в деловом виде.  

10.05

54

Практикум. Составление деловых бумаг.

1

Создают свои тексты.

10.05

55

Ролевая игра «Ищу работу».

1

Проводят деловую игру.

16.05

56

Ролевая игра «Ищу работу».

1

Проводят деловую игру.

16.05

57

Нормы делового общения и их виды. Лексические  нормы делового общения.

 Лексические нормы деловой речи. Фразеология деловой речи.

1

Знакомятся с нормами делового общения, выполняют задания.

23.05

58

Грамматические нормы деловой речи.

Грамматические особенности письменной и устной деловой речи. Деловая диалогическая речь.

1

Знакомятся с нормами делового общения, выполняют задания.

23.05

59

Синтаксические нормы деловой речи.

Синтаксическая организация письменной и устной деловой речи.

1

Знакомятся с нормами делового общения, защищают проекты.

30.05

60

Фонетические нормы деловой речи.

Фонетические нормы устной деловой речи. Фонационные средства устной деловой речи.

1

Знакомятся с нормами делового общения, защищают проекты.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Деловой русский язык"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6 им. И.Т.Сидоренкомуниципального образования Усть-Лабинский район...

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» для 10-11 классов

Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции ...

Рабочая программа по факультативному курсу "Деловой русский язык " 9 класс.

Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа рассчит...

Рабочая программа учебного курса "Деловой русский язык" в 11 классе.

Курс “Деловой русский язык” предназначен для углубленной подготовки учащихся 11А класса  в той области русского языка, которая связана с  функционированием в сфере деловых отноше...