Конспект урока в 6 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок для организации работы в группах по теме "Местоимение" в 6 классе. Если правильно воспользоваться материалом, то высок % качества усвоения материала, так как дети почти всё делают сами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 6 классе по теме "Местоимение" | 103.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Посвящается 100-летию С. Михалкова…
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема «Повторение по теме «Местоимение»»
Цели:
- ученик должен знать, что такое местоимение, его разряды, чем отличается местоимение от существительного, числительного, прилагательного, какие местоимения не склоняются, у каких местоимений нет именительного падежа, как образуются отрицательные и неопределённые местоимения, в чём разница между личными местоимениями его, её, их и омонимичными притяжательными, какие местоимения пишутся через дефис, когда пишется не, а когда ни в отрицательных местоимениях, когда не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно;
- ученик должен уметь давать определение местоимению, определять разряды, отличать местоимение от существительного, числительного, прилагательного, склонять местоимения, образовывать отрицательные и неопределённые местоимения, отличать личные местоимения его, её, их от омонимичных притяжательных, правильно писать местоимения и употреблять в речи
Ход урока
- Вступительное слово учителя
Сегодня мы посвящаем наш урок 100-летнему юбилею Сергея Владимировича Михалкова. То есть готовиться к контрольной работе по теме «Местоимение» мы будем, опираясь на тексты известных детских произведений замечательного поэта, а также прозаика, драматурга, киносценариста, публициста, переводчика и общественного деятеля Сергея Владимировича Михалкова.
С этой целью мы разделимся на группы, каждой из которых будет дано задание. От слаженности действий каждого члена группы будет зависеть результат работы группы, а позднее и класса в целом.
Правило: у каждого члена группы в тетради не должно быть ошибок (ошибки будут суммироваться и делиться на количество членов группы)
Время работы группы 17 мин. Время защиты результатов работы 5 мин. Подведение итогов – 3 мин
- Работа в группах
- Защита результатов работы (Формы могут быть разными в зависимости от специфики класса, рекомендуем выбрать спикеров на каждое предложенное задание в группе)
- Подведение итогов и домашнее задание
Ребята! Вы все хорошо трудились сегодня. Проведённый урок продемонстрировал, кому и над чем ещё предстоит поработать самостоятельно, чтобы хорошо написать контрольную работу. Каждый из вас сейчас подумает и запишет домашнее задание в соответствии с теми пробелами, которые были выявлены самостоятельно, а также членами группы во время работы над общим заданием. Отчёт о проделанной домашней работе предоставить к следующему уроку (в письменном виде), а оценка за контрольную работу будет показателем проделанной работы каждым из вас.
Приложение
- Задание для 1 группы
- Найти и выписать в тетрадь все местоимения из текста, определить, какие разряды не встретились, привести примеры
В 1935 в журнале «Пионер», газетах «Известия» и «Комсомольская правда» появились первые стихи Михалкова для детей: «Три гражданина», «Дядя Степа», «А что у вас?», «Про мимозу», «Упрямый Фома» и др. В 1936 в серии «Библиотечка «Огонька»» выходит его первый сборник «Стихи для детей»
Стихи были звонкие, веселые, динамичные, емкие (порой до афористичности), «основы социального воспитания» (как выразился в своей рецензии в «Правде» А.Фадеев) давались в них не «в лоб», а ненавязчиво, с учетом детской психологии. Лучшее тому доказательство – многие стихи этого времени продолжают читать и любить дети и сегодня.
Писал и прозаические сказки. Наиболее известная – «Три поросенка» (1936) – переложение английской народной сказки.
Вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. «Мэтры» тепло встретили появление нового таланта. Его стихи читали со сцены и по радио И. Ильинский и Рина Зеленая.
С самого начала своей деятельности на поприще детской литературы Михалков не только пишет, но и переводит: из Ю. Тувима, Л. Квитко и др. Его переводы по своим художественным достоинствам не уступают оригинальным стихам.
Скоро среди детских стихов появляется все больше идеологизированных. Однако стихи оставались упругими, чеканными, врезающимися в память.
В 1939 за напечатанное в 1935 в газете «Известия» стихотворение «Светлана» получило орден Ленина вместе с М. Шолоховым, Н.Тихоновым, А.Фадеевым и Твардовским. Через год – Сталинская премия за стихи для детей, еще через год – вторая, за сценарий кинофильма «Фронтовые подруги» (в соавторстве с М. Розенбергом).
(Что – вопросительное; его – притяжательное, своей, своим– притяжательное; (в) них – личное; тому – указательное, этого – указательное; всё – определительное.
Не встретились местоимения: относительные (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков), возвратное (себя), неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько и др.), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего)
- Выписать из текста по 3 существительных, прилагательных, числительных. Ответить на вопрос: чем отличается местоимение от существительного?
- В стихотворении С.В. Михалкова найти местоимения, определите их разряды, два разобрать морфологически. Определить тему и идею стихотворения.
А что у вас? Кто на лавочке сидел, Дело было вечером, Галка села на заборе, - А у меня в кармане гвоздь. - А у нас сегодня гость. - А у нас сегодня кошка - А у нас на кухне газ. - А у нас водопровод. - А из нашего окна - Мы гуляли по Неглинной, - А у нас огонь погас - С лесенки ответил Вова: А у Лёвы мама - повар. - Всех важней,- сказала Ната,- И спросила Нина тихо: Лётчик водит самолёты - Повар делает компоты - Доктор лечит нас от кори, Мамы разные нужны. Дело было вечером, |
(Что, кто - вопросительное, (у) вас – личное, кто, что – относительное, нечего – отрицательное, (у) меня – личное, (у) нас – личное, (из) нашего, (из) вашего, наша – притяжательные, мы, нам, нас – личные, это – указательное, всякие – определительное)
- Задание для 2 группы
1) Найти и выписать в тетрадь все местоимения из текста, определить, какие разряды не встретились, привести примеры
В 1943 вместе С. Михалков с Эль - Регистаном работал над словами Государственного Гимна. Со временем возникла необходимость внести в текст гимна изменения: имя Сталина было из него изъято, а в конце 1990-х потребовались уже не отдельные изменения, а новый текст. Слова Гимна России, принятого в 2001, также принадлежат Михалкову.
Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен), а также стихотворного обращения к воинам, павшим за освобождение Европы, высеченном на цоколе памятника советским солдатам в Вене.
С начала Великой Отечественной войны пишет и публикует «Быль для детей» – о событиях военных лет.
После 1945 детские стихи уже не занимают в творчестве Михалкова главенствующее место. Его все больше увлекала драматургия. В 1946 на сцене ТЮЗа появляется пьеса «Особое задание», в 1947 – «Красный галстук», в 1949 – «Я хочу домой!»
За пьесу «Я хочу домой!» и антиамериканскую пьесу для взрослых – «Илья Головин» (также 1949) Михалков получил 3-ю Сталинскую премию.
Пьесы для детей и взрослых продолжал писать и в 1950–1980-е. Среди них – комедии «Сомбреро» (для детей) и «Дикари» (для взрослых), сошедшие с театральных подмостков в конце 1980-х.
(Из него, – личное; твоё, твой – притяжательное; его (увлекала) – личное; всё – определительное; я -.личное; (среди) них – личное.
Не встретились местоимения: относительные, вопросительные (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков), возвратное (себя), неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько и др.), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего), указательные (тот, этот, такой, таков, столько)
- Выписать из текста по 3 существительных, прилагательных, числительных. Ответить на вопрос: чем отличается местоимение от прилагательного?
- В стихотворении С.В. Михалкова найти местоимения, определите их разряды, два разобрать морфологически. Определить тему и идею стихотворения.
Чудесные таблетки
Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.
Входишь - чисто и светло.
Всюду мрамор и стекло.
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки,
В них пилюльки и облатки,
Капли,
мази,
порошки -
От коклюша, от ангины,
От веснушек на лице,
Рыбий жир,
таблетки хины
И, конечно, витамины -
Витамины:
"А",
"В",
"С"!
Есть душистое втиранье
От укусов комаров,
Есть микстура от чиханья:
Проглотил - и будь здоров!
Клейкий пластырь от мозолей
И настойки на траве
От ломоты и от болей
В животе и в голове.
Есть микстура от мигрени!
Но нельзя сказать врачу:
- Дайте средство мне от лени!
От "могу, но не хочу"!
Хорошо бы это средство
Поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства
Принимать его могли:
Те ребята, чьи отметки
Обнаруживают лень, -
По одной, по две таблетки
Три-четыре раза в день!
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три!
Нужно, что ни говори!..
(В них, мне, его, я – личные; это, те – указательные; все, чьи – определительные, что – относительное)
- Задание для 3 группы
- Найти и выписать в тетрадь все местоимения из текста, определить, какие разряды не встретились, привести примеры
В 1950–1970-е у С.В. Михалкова появляются и пьесы для малышей: «Зайка-зазнайка» (1951), «Как медведь трубку курил» (1954), «Трусохвостик» (1967).
Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. Вначале он написал текст к мультипликационному фильму «В Африке жарко», затем по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультипликационных и художественных фильмов. Известны «Охотничье ружье», «Полкан» и «Шавка» (оба 1949), «Портрет» (1965), «Хочу бодаться» (1968), «Комитет 19-ти» (1972), «Вид на жительство» (1972) (две последние в соавторстве с А. Шлепяновым). Не раз Михалков переделывал в сценарии свои пьесы. Так появился фильм «У них есть Родина» (по пьесе «Я хочу домой!») и «Дикари» (по одноименной пьесе). В 1962 организовал сатирический киножурнал «Фитиль» и стал его главным редактором. В те годы в кинотеатрах перед художественным фильмом в обязательном порядке демонстрировался либо фильм документально-хроникальный, либо «Фитиль». Зрители явно предпочитали «Фитиль»: там зачастую снимались прекрасные актеры, а главное, Михалкову удавалось высмеивать отрицательные черты и явления тогдашней действительности – грубость, хамство, мздоимство.
(Я – личное, (среди) них, (у) них – личное, он – личное, свои – притяжательное, его – притяжательное, (в) те – указательное
Не встретились местоимения: относительные, вопросительные (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков), возвратное (себя), неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько и др.), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего)
- Выписать из текста по 3 существительных, прилагательных, числительных. Ответить на вопрос: чем отличается местоимение от числительного?
- В стихотворении С.В. Михалкова найти местоимения, определите их разряды, два разобрать морфологически. Определить тему и идею стихотворения.
Щенок
Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло -
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул -
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
- Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. -
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу -
Я сама его лечу.
(Я, (у) меня, его, он, мне, (к) нам – личные, это – указательное, всех, всё – определительные, нечем, ничего – отрицательные, что – относительное, какой-то – неопределённое, кто, что – вопросительные, мой, сама – притяжательные)
- Задание для 4 группы
- Найти и выписать в тетрадь все местоимения из текста, определить, какие разряды не встретились, привести примеры
С 1971 – С.В. Михалков действительный член Академии педагогических наук СССР. В 1978 опубликован его трактат «Все начинается с детства» (Педагогические раздумья), куда вошли его статьи и выступления по вопросам педагогики и литературы. В 1965–1970 возглавлял Московскую писательскую организацию. С 1970 по 1990 – председатель правления Союза Писателей РСФСР. В книге "Я был советским писателем" Михалков пишет, что в 1991 он «не вышел, а выпал из партии», и добавил «…в моем преклонном возрасте предпочитаю оставаться вне какой-либо партии». С 1992 по 1999 – сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов, а с 1999 – почетный председатель. В 1998 избирается Почетным профессором Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. С 2002 член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу 21 в. составлял около 250 миллионов экземпляров.
Умер 27 августа 2009 года в Москве.
(Его – притяжательное, всё, все – определительное, я, он, (в) моём – личное, какой-либо – неопределённое.
Не встретились местоимения: относительные, вопросительные (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков), возвратное (себя), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего), указательные (тот, этот, такой, таков, столько)
- Выписать из текста по 3 существительных, прилагательных, числительных. Ответить на вопросы: какие местоимения не склоняются, у каких местоимений нет именительного падежа?
(Притяжательные: его, её, их; нет именительного падежа у отрицательных (некого, нечего), возвратного (себя))
- В стихотворении С.В. Михалкова найти местоимения, определите их разряды, два разобрать морфологически. Определить тему и идею стихотворения.
Если Мы сидим и смотрим в окна. Где же солнце? Если взять все эти лужи Если взять все эти тучи Если взять все эти капли И не приснится никогда |
(Мы – личное; что – вопросительное; такая, (в) таком, все – определительные; эти, (у) этой, (на) эту – указательные; никому – отрицательное)
МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ( 1913 - 2009) – поэт, драматург, прозаик, публицист, киносценарист, переводчик, общественный деятель.
Родился 28 февраля (13 марта) 1913 в Москве.
С 12–13 лет предлагал свои стихи различным журналам и издательствам. В 15 лет – первая публикация – в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону).
В это время семья Михалковых жила в Пятигорске, где школьник Сергей Михалков печатается в краевой газете «Терек» и вступает в Терскую ассоциацию пролетарских писателей (ТАПП).
С 1933 стихи Михалкова регулярно печатаются на страницах московских газет и журналов.
В 1935 в журнале «Пионер», газетах «Известия» и «Комсомольская правда» появились первые стихи Михалкова для детей: Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и др. В 1936 в серии «Библиотечка „Огонька"» выходит его первый сборник Стихи для детей.
Стихи были звонкие, веселые, динамичные, емкие (порой до афористичности), «основы социального воспитания» (как выразился в своей рецензии в «Правде» А.Фадеев) давались в них не «в лоб», а ненавязчиво, с учетом детской психологии. Лучшее тому доказательство – многие стихи этого времени продолжают читать и любить дети и сегодня.
Писал и прозаические сказки. Наиболее известная – Три поросенка (1936) – переложение английской народной сказки.
Вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. «Мэтры» тепло встретили появление нового таланта. Его стихи читали со сцены и по радио И.Ильинский и Рина Зеленая.
С самого начала своей деятельности на поприще детской литературы Михалков не только пишет, но и переводит: из Ю.Тувима, Л.Квитко и др. Его переводы по своим художественным достоинствам не уступают оригинальным стихам.
Скоро среди детских стихов появляется все больше идеологизированных. Однако стихи оставались упругими, чеканными, врезающимися в память.
В 1939 за напечатанное в 1935 в газете «Известия» стихотворение Светлана получил орден Ленина вместе с Шолоховым, Н.Тихоновым, А.Фадеевым и Твардовским. Через год – Сталинская премия за стихи для детей, еще через год – вторая, за сценарий кинофильма Фронтовые подруги (в соавторстве с М.Розенбергом).
В 1935 поступил в Литературный институт, но уже в 1937, став членом Союза писателей, оставил студенческую скамью.
В 1936 женился на дочери художника П.Кончаловского, внучке художника В.Сурикова, Н.П.Кончаловской, вскоре также ставшей детской писательницей. От этого брака родились два сына Андрон (1937) и Никита (1945), оба впоследствии – известные кинорежиссеры.
В 1938 в Московском театре юного зрителя была поставлена пьеса Михалкова Том Кенти (по мотивам повести Марка Твена Принц и нищий). Спектакль не сходил со сцены более сорока лет.
Осенью 1939 Михалков призван в армию и мобилизован для работы в армейской печати. Писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки.
В 1943 вместе с Эль-Регистаном работал над словами Государственного Гимна. Со временем возникла необходимость внести в текст гимна изменения: имя Сталина было из него изъято, а в конце 1990-х потребовались уже не отдельные изменения, а новый текст. Слова Гимна России, принятого в 2001, также принадлежат Михалкову.
Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен), а также стихотворного обращения к воинам, павшим за освобождение Европы, высеченном на цоколе памятника советским солдатам в Вене.
С начала Великой Отечественной войны пишет и публикует Быль для детей – о событиях военных лет.
После 1945 детские стихи уже не занимают в творчестве Михалкова главенствующее место. Его все больше увлекала драматургия. В 1946 на сцене ТЮЗа появляется пьеса Особое задание, в 1947 – Красный галстук, в 1949 – Я хочу домой!
За пьесу Я хочу домой! и антиамериканскую пьесу для взрослых – Илья Головин (также 1949) Михалков получил 3-ю Сталинскую премию.
Пьесы для детей и взрослых продолжал писать и в 1950–1980-е. Среди них – комедии Сомбреро (для детей) и Дикари (для взрослых), сошедшие с театральных подмостков в конце 1980-х.
В 1950–1970-е появляются и пьесы для малышей: Зайка-зазнайка (1951), Как медведь трубку курил (1954), Трусохвостик (1967).
Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. В начале он написал текст к мультипликационному фильму В Африке жарко, затем по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультипликационных и художественных фильмов. Известны Охотничье ружье, Полкан и шавка (оба 1949), Портрет (1965), Хочу бодаться (1968), Комитет 19-ти (1972), Вид на жительство (1972) (две последние в соавторстве с А.Шлепяновым). Не раз Михалков переделывал в сценарии свои пьесы. Так появился фильм У них есть Родина (по пьесе Я хочу домой!) и Дикари (по одноименной пьесе). В 1962 организовал сатирический киножурнал «Фитиль» и стал его главным редактором. В те годы в кинотеатрах перед художественным фильмом в обязательном порядке демонстрировался либо фильм документально-хроникальный, либо «Фитиль». Зрители явно предпочитали «Фитиль»: там зачастую снимались прекрасные актеры, а главное, Михалкову удавалось высмеивать отрицательные черты и явления тогдшней действительности – грубость, хамство, мздоимство. Перу Михалкова принадлежат русские тексты к операм Б.Сметаны Проданная невеста (1949) и А.Дворжака Черт и Кача (1954). Дидактическое начало всегда было свойственно его творчеству. Заметив это, А.Толстой посоветовал ему писать басни. После некоторых сомнений Михалков последовал этому совету и написал около 200-х басен, очень разных как по тематике, так и по художественным достоинствам. Есть остроумные басни о человеческих пороках: (например, Заяц во хмелю, ставший почти классикой) и др. Многие годы сочинял стихотворные подписи к политическим карикатурам Б.Ефимова (В газете «Известия») и М.Абрамова (в «Правде»). За три десятилетия было издано более двадцати альбомов и подборок карикатур со стихотворными подписями на международные и внутренние темы. Начиная с 1960-х часто выступал как публицист, критик и мемуарист (статьи Сатира – орудие коммунистического воспитания, Высокие идеалы писателя-гражданина и т.д.). Статьи о писателях (Тютчеве, Блоке, Луговском, Фадееве, Чуковском и др.) написаны по большей части к юбилеям. С 1971 – Михалков действительный член Академии педагогических наук СССР. В 1978 опубликован его трактат Все начинается с детства (Педагогические раздумья), куда вошли его статьи и выступления по вопросам педагогики и литературы. В 1965–1970 возглавлял Московскую писательскую организацию. С 1970 по 1990 – председатель правления Союза Писателей РСФСР. В книге "Я был советским писателем" Михалков пишет, что в 1991 он «не вышел, а выпал из партии», и добавил «…в моем преклонном возрасте предпочитаю оставаться вне какой-либо партии». С 1992 по 1999 – сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов, а с 1999 – почетный председатель. В 1998 избирается Почетным профессором Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. С 2002 член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу 21 в. составлял около 250 миллионов экземпляров.
Умер 27 августа 2009 года в Москве.
Сергей Михалков
А что у вас?
Кто на лавочке сидел, Дело было вечером, Галка села на заборе, - А у меня в кармане гвоздь. - А у нас сегодня гость. - А у нас сегодня кошка - А у нас на кухне газ. - А у нас водопровод. - А из нашего окна - Мы гуляли по Неглинной, - А у нас огонь погас - С лесенки ответил Вова: А у Лёвы мама - повар. - Всех важней,- сказала Ната,- И спросила Нина тихо: Лётчик водит самолёты - Повар делает компоты - Доктор лечит нас от кори, Мамы разные нужны. Дело было вечером, |
Сергей Михалков
Дядя Стёпа - милиционер
Кто не знает дядю Стёпу? Что давно когда-то жил он И сейчас средь великанов, Он шагает по району Он с кокардой на фуражке, Он идёт из отделенья, Дядю Стёпу уважают - Да-а! Людей такого роста Возле площади затор - Сто машин стоят, гудят Тут сотруднику ОРУДа Из стеклянной круглой будки Рассуждать Степан не стал - В то же самое мгновенье Нам ребята рассказали, Что случилось? На вокзале Все милицию зовут, Дядя Стёпа не спеша И увидел мальчик: прямо, Слышит мама голос Колин: Шёл из школы ученик - Шли из школы две подружки - Вдруг навстречу озорник, Не успели ученицы Ни за что он их обидел На подножку встал ногой, Он не знал, что дядя Стёпа От дверей универмага На трамвайном повороте С постовым такого роста На реке и треск и гром - Полоскала по старинке Бабка охает и стонет: Дядя Стёпа на посту - Дядя Стёпа сквозь туман Не опишешь, что тут было! Он успел схватить в охапку Дядя Стёпа спас её, Шли ребята мимо зданья, Все застыли в удивленье: Дядя Стёпа козырнул, - Получил я пост почётный! Как натянутый платок, И они бегут по кругу, Тут один папаша строгий В разговор вмешалась мама: В это время объявляют: Дядей Стёпою гордится Дяде Стёпе, как нарочно, Говорит один водитель, - Вас подбросить к отделенью - Эй, Степанов! Я подкину,- В "Детском мире" - магазине, Продавец ему: - Платите! - Только вдруг у хулигана - В отделение хотите? Постовой Степан Степанов Как-то утром, в воскресенье, На начальство смотрит Витя, Почему, придя с Балтфлота, Дядя Стёпа брови хмурит, Я скажу вам по секрету, Кто с жезлом и с пистолетом Ведь недаром сторонится К сожалению, бывает, У ребят второго класса |
Сергей Михалков
Если
Мы сидим и смотрим в окна. Где же солнце? Если взять все эти лужи Если взять все эти тучи Если взять все эти капли И не приснится никогда |
Стихи Сергея Михалкова
Как старик корову продавал (русская сказка)
Лесная академия (по старинной детской песенке)
Про девочку, которая плохо кушала
Про девочку, которая сама себя вылечила
Щенок
Сергей Михалков
Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло -
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул -
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
- Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. -
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу -
Я сама его лечу.
Тридцать шесть и пять
Сергей Михалков
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Живот потрогал - не болит!
Чихаю - не чихается!
И кашля нет! И общий вид
Такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти
Придётся в школу мне идти
И до обеда там сидеть -
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать,
Не зная, что же отвечать...
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись ещё чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на "тридцать семь"!"
Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!
Пылают щёки (от стыда!)...
- Ты нездоров, мой мальчик?
- Да...
Я опять лежу в постели -
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле -
Тридцать шесть и пять!
Важный совет
Сергей Михалков
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки!
Как у нашей Любы...
Сергей Михалков
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка
стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит -
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!
Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет -
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен -
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошёл войну.
Заглянул он внучке в рот:
- Всё до свадьбы заживёт!
Одна рифма
Сергей Михалков
Шёл трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела -
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно уважать!
Облака
Сергей Михалков
Облака,
Облака -
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Лёгкие,
Воздушные -
Ветерку послушные...
На полянке я лежу,
Из травы на вас гляжу.
Я лежу себе, мечтаю:
Почему я не летаю
Вроде этих облаков,
Я - Серёжа Михалков?
Это было бы чудесно,
Чрезвычайно интересно,
Если б облако любое
Я увидел над собою
И - движением одним
Оказался рядом с ним!
Это вам не самолёт,
Что летает "до" и "от" -
"От" Москвы "до" Еревана
Рейсом двести двадцать пять...
Облака в любые страны
Через горы, океанам
Могут запросто летать:
Выше, ниже - как угодно!
Тёмной ночью - без огня!
Небо - всё для них свободно
И в любое время дня.
Скажем, облако решило
Посмотреть Владивосток
И - поплыло,
И поплыло...
Дул бы в спину ветерок!..
Плохо только, что бывает
Вдруг такая ерунда:
В небе облако летает,
А потом возьмёт растает,
Не оставив и следа!
Я не верю чудесам,
Но такое видел сам!
Лично! Лёжа на спине.
Даже страшно стало мне!
Часы
Сергей Михалков
Чтобы ходики
Ходили,
А будильники будили
И всегда любой из нас
Точно знал,
Который час,
По каким часам
Вставать,
По каким часам
В кровать,-
В часовой мастерской
Чинят время день-деньской.
Входит с жалобой старушка:
- Как же мне не горевать!
Из моих часов
Кукушка
Перестала куковать... -
Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Из окошечка резного
Снова слышится: "Ку-ку!"
Мы в часы мячом попали,
Со стола часы упали.
Под столом раздался звон,
И пружина вышла вон.
Мы сказали:
- Дядя Ваня,
Мы давно знакомы с вами.
Неужели в этот раз
Вы не выручите нас?
Щуря глаз
И хмуря брови,
Поворчав себе в усы,
Часовщик Иван Петрович
Осторожно взял часы.
Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Мы теперь приходим в класс
Раньше всех на целый час.
Чистописание
Сергей Михалков
Писать красиво не легко:
"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко".
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала "да", потом уж "ёт".
Уже написано "даёт",
Уже написано "даёт",
Но тут перо бумагу рвёт.
Опять испорчена тетрадь -
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
"Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт".
"Корова молоко даёт",
А нужно всё наоборот:
"Даёт корова молоко"!
Вздохнём сначала глубоко,
Вздохнём, строку перечеркнём
И дело заново начнём.
"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко".
Перо цепляется за "ко",
И клякса чёрная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись "ко", и "мо", и "ло"...
Ещё одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, -
А я сижу, в тетрадь гляжу -
За буквой букву вывожу:
"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко"...
Да! Стать учёным не легко!
Чудесные таблетки
Сергей Михалков
Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.
Входишь - чисто и светло.
Всюду мрамор и стекло.
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки,
В них пилюльки и облатки,
Капли,
мази,
порошки -
От коклюша, от ангины,
От веснушек на лице,
Рыбий жир,
таблетки хины
И, конечно, витамины -
Витамины:
"А",
"В",
"С"!
Есть душистое втиранье
От укусов комаров,
Есть микстура от чиханья:
Проглотил - и будь здоров!
Клейкий пластырь от мозолей
И настойки на траве
От ломоты и от болей
В животе и в голове.
Есть микстура от мигрени!
Но нельзя сказать врачу:
- Дайте средство мне от лени!
От "могу, но не хочу"!
Хорошо бы это средство
Поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства
Принимать его могли:
Те ребята, чьи отметки
Обнаруживают лень, -
По одной, по две таблетки
Три-четыре раза в день!
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три!
Нужно, что ни говори!..
Светлана
Сергей Михалков
Ты не спишь,
Подушка смята,
Одеяло на весу...
Носит ветер запах мяты,
Звёзды падают в росу.
На берёзах спят синицы,
А во ржи перепела...
Почему тебе не спится?
Ты же сонная легла!
Ты же выросла большая,
Не боишься темноты...
Может, звёзды спать мешают?
Может, вынести цветы?
Под кустом лежит зайчиха,
Спать и мы с тобой должны.
Друг за дружкой
Тихо-тихо
По квартирам ходят сны.
Где-то плещут океаны,
Спят медузы на волне.
В зоопарке пеликаны
Видят Африку во сне.
Черепаха рядом дремлет,
Слон стоит закрыв глаза,
Снятся им родные земли
И над землями гроза.
Ветры к югу повернули,
В переулках - ни души,
Сонно на реке Амуре
Шевельнулись камыши,
Тонкие качнулись травы,
Лес как вкопанный стоит...
У далёкой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит -
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьём границу
Переходят облака.
На зверей они похожи,
Только их нельзя поймать...
Спи. Тебя не потревожат.
Ты спокойно можешь спать.
Я тебя будить не стану:
Ты до утренней зари
В тёмной комнате,
Светлана,
Сны весёлые смотри.
От больших дорог усталый,
Тёплый ветер лёг в степи.
Накрывайся одеялом,
Спи...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...