Конспект урока в 6 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Васильева Светлана Вениаминовна

Урок для организации работы в группах по теме "Местоимение" в 6 классе. Если правильно воспользоваться материалом, то высок % качества усвоения материала, так как дети почти всё делают сами.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 

Посвящается 100-летию С. Михалкова…

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема «Повторение по теме «Местоимение»»

Цели:

- ученик должен знать, что такое местоимение, его разряды, чем отличается местоимение от существительного, числительного, прилагательного, какие местоимения не склоняются, у каких местоимений нет именительного падежа, как образуются отрицательные и неопределённые местоимения, в чём разница между личными местоимениями его, её, их и омонимичными притяжательными, какие местоимения пишутся через дефис, когда пишется не, а когда ни в отрицательных местоимениях, когда не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно;

-  ученик должен уметь давать определение местоимению, определять разряды,  отличать местоимение от существительного, числительного, прилагательного, склонять местоимения, образовывать отрицательные и неопределённые местоимения, отличать личные местоимения его, её, их от омонимичных притяжательных, правильно писать местоимения и употреблять в речи

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы посвящаем наш урок 100-летнему юбилею Сергея Владимировича Михалкова. То есть готовиться к контрольной работе по теме «Местоимение» мы будем, опираясь на тексты известных детских произведений  замечательного поэта, а также прозаика, драматурга, киносценариста, публициста, переводчика и общественного деятеля Сергея Владимировича Михалкова.

С этой целью мы разделимся на группы, каждой из которых будет дано задание. От слаженности действий каждого члена группы будет зависеть результат работы группы, а позднее и класса в целом.

Правило: у каждого члена группы в тетради не должно быть ошибок (ошибки будут суммироваться и делиться на количество членов группы)

Время работы группы 17 мин. Время защиты результатов работы 5 мин. Подведение итогов – 3 мин

  1. Работа в группах
  2. Защита результатов работы (Формы могут быть разными в зависимости от специфики класса, рекомендуем выбрать спикеров на каждое предложенное задание в группе)
  3. Подведение итогов и домашнее задание

Ребята! Вы все хорошо трудились сегодня. Проведённый урок продемонстрировал, кому и над чем ещё предстоит поработать самостоятельно, чтобы хорошо написать контрольную работу. Каждый из вас сейчас подумает и запишет домашнее задание в соответствии с теми пробелами, которые были выявлены самостоятельно, а также членами группы во время работы над общим заданием. Отчёт о проделанной домашней работе предоставить к следующему уроку (в письменном виде), а оценка за контрольную работу будет показателем проделанной работы каждым из вас.

Приложение

  1. Задание для 1 группы
  1. Найти и выписать в тетрадь все местоимения из текста, определить,  какие разряды не встретились, привести примеры

       В 1935 в журнале «Пионер», газетах «Известия» и «Комсомольская правда» появились первые стихи Михалкова для детей: «Три гражданина», «Дядя Степа», «А что у вас?», «Про мимозу», «Упрямый Фома» и др. В 1936 в серии «Библиотечка «Огонька»» выходит его первый сборник «Стихи для детей» 
        Стихи были звонкие,  веселые, динамичные, емкие (порой до афористичности), «основы социального воспитания» (как выразился в своей рецензии в «Правде» А.Фадеев) давались в них не «в лоб», а ненавязчиво, с учетом детской психологии. Лучшее тому доказательство – многие стихи этого времени продолжают читать и любить дети и сегодня. 
        Писал и прозаические сказки. Наиболее известная – «Три поросенка» (1936) – переложение английской народной сказки. 
        Вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. «Мэтры» тепло встретили появление нового таланта. Его стихи читали со сцены и по радио И. Ильинский и Рина Зеленая. 
        С самого начала своей деятельности на поприще детской литературы Михалков не только пишет, но и переводит: из Ю. Тувима, Л. Квитко и др. Его переводы по своим художественным достоинствам не уступают оригинальным стихам. 
        Скоро среди детских стихов появляется все больше идеологизированных. Однако стихи оставались упругими, чеканными, врезающимися в память. 
        В 1939 за напечатанное в 1935 в газете «Известия» стихотворение «Светлана» получило орден Ленина вместе с М. Шолоховым, Н.Тихоновым, А.Фадеевым и Твардовским. Через год – Сталинская премия за стихи для детей, еще через год – вторая, за сценарий кинофильма «Фронтовые подруги»  (в соавторстве с М. Розенбергом). 

(Что – вопросительное; его – притяжательное, своей, своим– притяжательное; (в) них – личное; тому – указательное, этого – указательное; всё – определительное.

Не встретились местоимения: относительные (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков), возвратное (себя), неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько и др.), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего)

 

  1. Выписать из текста по 3 существительных, прилагательных, числительных. Ответить на вопрос: чем отличается местоимение от существительного?
  2. В стихотворении С.В. Михалкова найти местоимения, определите их разряды, два разобрать морфологически. Определить тему и идею стихотворения.

А что у вас?

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?

- А у нас сегодня гость.
А у вас?

- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.

- А у нас на кухне газ.
А у вас?

- А у нас водопровод.
Вот.

- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.

- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привёз дрова -
Это два.
А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:
- Мама - лётчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.

А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты -
Это очень хорошо.

Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

Дело было вечером,
Спорить было нечего.

(Что, кто - вопросительное, (у) вас – личное, кто, что – относительное, нечего – отрицательное, (у) меня – личное, (у) нас – личное, (из) нашего, (из) вашего, наша – притяжательные, мы, нам, нас – личные, это – указательное, всякие – определительное)

  1. Задание для 2 группы

1) Найти и выписать в тетрадь все местоимения из текста, определить,  какие разряды не встретились, привести примеры

        В 1943 вместе С. Михалков с Эль - Регистаном работал над словами Государственного Гимна. Со временем возникла необходимость внести в текст гимна изменения: имя Сталина было из него изъято, а в конце 1990-х потребовались уже не отдельные изменения, а новый текст. Слова Гимна России, принятого в 2001, также принадлежат Михалкову. 
         Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен), а также стихотворного обращения к воинам, павшим за освобождение Европы, высеченном на цоколе памятника советским солдатам в Вене. 
         С начала Великой Отечественной войны пишет и публикует «Быль для детей» – о событиях военных лет. 
         После 1945 детские стихи уже не занимают в творчестве Михалкова главенствующее место. Его все больше увлекала драматургия. В 1946 на сцене ТЮЗа появляется пьеса «Особое задание», в 1947 – «Красный галстук», в 1949 – «Я хочу домой!» 
         За пьесу «Я хочу домой!» и антиамериканскую пьесу для взрослых – «Илья Головин» (также 1949) Михалков получил 3-ю Сталинскую премию. 
         Пьесы для детей и взрослых продолжал писать и в 1950–1980-е. Среди них – комедии «Сомбреро» (для детей) и «Дикари» (для взрослых), сошедшие с театральных подмостков в конце 1980-х. 

(Из него, – личное; твоё, твой – притяжательное; его (увлекала)  – личное;  всё – определительное; я -.личное; (среди) них – личное.

 Не встретились местоимения: относительные, вопросительные  (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков), возвратное (себя), неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько и др.), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего), указательные (тот, этот, такой, таков, столько)

  1. Выписать из текста по 3 существительных, прилагательных, числительных. Ответить на вопрос: чем отличается местоимение от прилагательного?
  2. В стихотворении С.В. Михалкова найти местоимения, определите их разряды, два разобрать морфологически. Определить тему и идею стихотворения.

Чудесные таблетки

Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.

Входишь - чисто и светло.
Всюду мрамор и стекло.
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки,
В них пилюльки и облатки,
Капли,
             мази,
                         порошки -
От коклюша, от ангины,
От веснушек на лице,
Рыбий жир,
                    таблетки хины
И, конечно, витамины -
Витамины:
                  "А",
                           "В",
                                    "С"!
Есть душистое втиранье
От укусов комаров,
Есть микстура от чиханья:
Проглотил - и будь здоров!

Клейкий пластырь от мозолей
И настойки на траве
От ломоты и от болей
В животе и в голове.
Есть микстура от мигрени!
Но нельзя сказать врачу:
- Дайте средство мне от лени!
От "могу, но не хочу"!

Хорошо бы это средство
Поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства
Принимать его могли:
Те ребята, чьи отметки
Обнаруживают лень, -
По одной, по две таблетки
Три-четыре раза в день!

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три!
Нужно, что ни говори!..

(В них, мне, его, я – личные; это, те – указательные; все, чьи – определительные, что – относительное)

  1.  Задание для 3 группы
  1. Найти и выписать в тетрадь все местоимения из текста, определить,  какие разряды не встретились, привести примеры

          В 1950–1970-е у С.В. Михалкова  появляются и пьесы для малышей: «Зайка-зазнайка» (1951), «Как медведь трубку курил» (1954), «Трусохвостик» (1967). 
          Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. Вначале он написал текст к мультипликационному фильму «В Африке жарко», затем по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультипликационных и художественных фильмов. Известны «Охотничье ружье», «Полкан»  и «Шавка»  (оба 1949), «Портрет» (1965), «Хочу бодаться» (1968), «Комитет 19-ти» (1972), «Вид на жительство» (1972) (две последние в соавторстве с А. Шлепяновым). Не раз Михалков переделывал в сценарии свои пьесы. Так появился фильм «У них есть Родина» (по пьесе «Я хочу домой!») и «Дикари» (по одноименной пьесе). В 1962 организовал сатирический киножурнал «Фитиль» и стал его главным редактором. В те годы в кинотеатрах перед художественным фильмом в обязательном порядке демонстрировался либо фильм документально-хроникальный, либо «Фитиль». Зрители явно предпочитали «Фитиль»: там зачастую снимались прекрасные актеры, а главное, Михалкову удавалось высмеивать отрицательные черты и явления тогдашней действительности – грубость, хамство, мздоимство.

(Я – личное, (среди) них, (у) них – личное, он – личное, свои – притяжательное, его – притяжательное,  (в) те – указательное

Не встретились местоимения: относительные, вопросительные  (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков), возвратное (себя), неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько и др.), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего)

  1. Выписать из текста по 3 существительных, прилагательных, числительных. Ответить на вопрос: чем отличается местоимение от числительного?
  2. В стихотворении С.В. Михалкова найти местоимения, определите их разряды, два разобрать морфологически. Определить тему и идею стихотворения.

Щенок

Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.

В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.

Он увидел одеяло -
Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул -
С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…

Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?

Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
- Подождём.

Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.

Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок.

Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. -

Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу -
Я сама его лечу.

(Я, (у) меня, его, он, мне, (к) нам – личные, это – указательное, всех, всё – определительные, нечем, ничего – отрицательные, что – относительное, какой-то – неопределённое, кто, что – вопросительные, мой, сама – притяжательные)

  1. Задание для 4 группы
  1. Найти и выписать в тетрадь все местоимения из текста, определить,  какие разряды не встретились, привести примеры

С 1971 – С.В. Михалков действительный член Академии педагогических наук СССР. В 1978 опубликован его трактат «Все начинается с детства» (Педагогические раздумья), куда вошли его статьи и выступления по вопросам педагогики и литературы. В 1965–1970 возглавлял Московскую писательскую организацию. С 1970 по 1990 – председатель правления Союза Писателей РСФСР. В книге "Я был советским писателем" Михалков пишет, что в 1991 он «не вышел, а выпал из партии», и добавил «…в моем преклонном возрасте предпочитаю оставаться вне какой-либо партии». С 1992 по 1999 – сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов, а с 1999 – почетный председатель. В 1998 избирается Почетным профессором Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. С 2002 член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу 21 в. составлял около 250 миллионов экземпляров.

    Умер 27 августа 2009 года в Москве.

(Его – притяжательное, всё, все – определительное, я, он, (в) моём – личное, какой-либо – неопределённое.

Не встретились местоимения: относительные, вопросительные  (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков), возвратное (себя), отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего), указательные (тот, этот, такой, таков, столько)

  1. Выписать из текста по 3 существительных, прилагательных, числительных. Ответить на вопросы: какие местоимения не склоняются, у каких местоимений нет именительного падежа?

 (Притяжательные: его, её, их; нет именительного падежа у отрицательных (некого, нечего), возвратного (себя))

  1. В стихотворении С.В. Михалкова найти местоимения, определите их разряды, два разобрать морфологически. Определить тему и идею стихотворения.

Если

Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят.

Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течёт вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.

Если взять все эти лужи
И соединить в одну,
А потом у этой лужи
Сесть,
Измерить глубину,
То окажется, что лужа
Моря Чёрного не хуже,
Только море чуть поглубже,
Только лужа чуть поуже.

Если взять все эти тучи
И соединить в одну,
А потом на эту тучу
Влезть,
Измерить ширину,
То получится ответ,
Что краёв у тучи нет,
Что в Москве из тучи - дождик,
А в Чите из тучи - снег.

Если взять все эти капли
И соединить в одну,
А потом у этой капли
Ниткой смерить толщину -
Будет каплища такая,
Что не снилась никому.

И не приснится никогда
В таком количестве вода!

(Мы – личное; что – вопросительное; такая, (в) таком,  все – определительные;  эти, (у) этой, (на) эту – указательные; никому – отрицательное)

 МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ( 1913 - 2009) – поэт, драматург, прозаик, публицист, киносценарист, переводчик, общественный деятель. 
    Родился 28 февраля (13 марта) 1913 в Москве. 
    С 12–13 лет предлагал свои стихи различным журналам и издательствам. В 15 лет – первая публикация – в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону). 
    В это время семья Михалковых жила в Пятигорске, где школьник Сергей Михалков печатается в краевой газете «Терек» и вступает в Терскую ассоциацию пролетарских писателей (ТАПП). 
    С 1933 стихи Михалкова регулярно печатаются на страницах московских газет и журналов. 
    В 1935 в журнале «Пионер», газетах «Известия» и «Комсомольская правда» появились первые стихи Михалкова для детей: Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и др. В 1936 в серии «Библиотечка „Огонька"» выходит его первый сборник Стихи для детей. 
    Стихи были звонкие, веселые, динамичные, емкие (порой до афористичности), «основы социального воспитания» (как выразился в своей рецензии в «Правде» А.Фадеев) давались в них не «в лоб», а ненавязчиво, с учетом детской психологии. Лучшее тому доказательство – многие стихи этого времени продолжают читать и любить дети и сегодня. 
    Писал и прозаические сказки. Наиболее известная – Три поросенка (1936) – переложение английской народной сказки. 
    Вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. «Мэтры» тепло встретили появление нового таланта. Его стихи читали со сцены и по радио И.Ильинский и Рина Зеленая. 
    С самого начала своей деятельности на поприще детской литературы Михалков не только пишет, но и переводит: из Ю.Тувима, Л.Квитко и др. Его переводы по своим художественным достоинствам не уступают оригинальным стихам. 
    Скоро среди детских стихов появляется все больше идеологизированных. Однако стихи оставались упругими, чеканными, врезающимися в память. 
    В 1939 за напечатанное в 1935 в газете «Известия» стихотворение Светлана получил орден Ленина вместе с Шолоховым, Н.Тихоновым, А.Фадеевым и Твардовским. Через год – Сталинская премия за стихи для детей, еще через год – вторая, за сценарий кинофильма Фронтовые подруги (в соавторстве с М.Розенбергом). 
    В 1935 поступил в Литературный институт, но уже в 1937, став членом Союза писателей, оставил студенческую скамью. 
    В 1936 женился на дочери художника П.Кончаловского, внучке художника В.Сурикова, Н.П.Кончаловской, вскоре также ставшей детской писательницей. От этого брака родились два сына Андрон (1937) и Никита (1945), оба впоследствии – известные кинорежиссеры. 
    В 1938 в Московском театре юного зрителя была поставлена пьеса Михалкова Том Кенти (по мотивам повести Марка Твена Принц и нищий). Спектакль не сходил со сцены более сорока лет. 
    Осенью 1939 Михалков призван в армию и мобилизован для работы в армейской печати. Писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки. 
    В 1943 вместе с Эль-Регистаном работал над словами Государственного Гимна. Со временем возникла необходимость внести в текст гимна изменения: имя Сталина было из него изъято, а в конце 1990-х потребовались уже не отдельные изменения, а новый текст. Слова Гимна России, принятого в 2001, также принадлежат Михалкову. 
    Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен), а также стихотворного обращения к воинам, павшим за освобождение Европы, высеченном на цоколе памятника советским солдатам в Вене. 
    С начала Великой Отечественной войны пишет и публикует Быль для детей – о событиях военных лет. 
    После 1945 детские стихи уже не занимают в творчестве Михалкова главенствующее место. Его все больше увлекала драматургия. В 1946 на сцене ТЮЗа появляется пьеса Особое задание, в 1947 – Красный галстук, в 1949 – Я хочу домой! 
    За пьесу Я хочу домой! и антиамериканскую пьесу для взрослых – Илья Головин (также 1949) Михалков получил 3-ю Сталинскую премию. 
    Пьесы для детей и взрослых продолжал писать и в 1950–1980-е. Среди них – комедии Сомбреро (для детей) и Дикари (для взрослых), сошедшие с театральных подмостков в конце 1980-х. 
    В 1950–1970-е появляются и пьесы для малышей: Зайка-зазнайка (1951), Как медведь трубку курил (1954), Трусохвостик (1967). 
    Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. В начале он написал текст к мультипликационному фильму В Африке жарко, затем по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультипликационных и художественных фильмов. Известны Охотничье ружье, Полкан и шавка (оба 1949), Портрет (1965), Хочу бодаться (1968), Комитет 19-ти (1972), Вид на жительство (1972) (две последние в соавторстве с А.Шлепяновым). Не раз Михалков переделывал в сценарии свои пьесы. Так появился фильм У них есть Родина (по пьесе Я хочу домой!) и Дикари (по одноименной пьесе). В 1962 организовал сатирический киножурнал «Фитиль» и стал его главным редактором. В те годы в кинотеатрах перед художественным фильмом в обязательном порядке демонстрировался либо фильм документально-хроникальный, либо «Фитиль». Зрители явно предпочитали «Фитиль»: там зачастую снимались прекрасные актеры, а главное, Михалкову удавалось высмеивать отрицательные черты и явления тогдшней действительности – грубость, хамство, мздоимство. Перу Михалкова принадлежат русские тексты к операм Б.Сметаны Проданная невеста (1949) и А.Дворжака Черт и Кача (1954). Дидактическое начало всегда было свойственно его творчеству. Заметив это, А.Толстой посоветовал ему писать басни. После некоторых сомнений Михалков последовал этому совету и написал около 200-х басен, очень разных как по тематике, так и по художественным достоинствам. Есть остроумные басни о человеческих пороках: (например, Заяц во хмелю, ставший почти классикой) и др. Многие годы сочинял стихотворные подписи к политическим карикатурам Б.Ефимова (В газете «Известия») и М.Абрамова (в «Правде»). За три десятилетия было издано более двадцати альбомов и подборок карикатур со стихотворными подписями на международные и внутренние темы. Начиная с 1960-х часто выступал как публицист, критик и мемуарист (статьи Сатира – орудие коммунистического воспитания, Высокие идеалы писателя-гражданина и т.д.). Статьи о писателях (Тютчеве, Блоке, Луговском, Фадееве, Чуковском и др.) написаны по большей части к юбилеям. С 1971 – Михалков действительный член Академии педагогических наук СССР. В 1978 опубликован его трактат Все начинается с детства (Педагогические раздумья), куда вошли его статьи и выступления по вопросам педагогики и литературы. В 1965–1970 возглавлял Московскую писательскую организацию. С 1970 по 1990 – председатель правления Союза Писателей РСФСР. В книге "Я был советским писателем" Михалков пишет, что в 1991 он «не вышел, а выпал из партии», и добавил «…в моем преклонном возрасте предпочитаю оставаться вне какой-либо партии». С 1992 по 1999 – сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов, а с 1999 – почетный председатель. В 1998 избирается Почетным профессором Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. С 2002 член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу 21 в. составлял около 250 миллионов экземпляров.

    Умер 27 августа 2009 года в Москве.

Сергей Михалков

А что у вас?

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?

- А у нас сегодня гость.
А у вас?

- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.

- А у нас на кухне газ.
А у вас?

- А у нас водопровод.
Вот.

- А из нашего окна
Площадь Красная видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный шар.

- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привёз дрова -
Это два.
А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:
- Мама - лётчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.

А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты -
Это очень хорошо.

Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Сергей Михалков

Дядя Стёпа - милиционер

Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Стёпа
Был когда-то моряком.

Что давно когда-то жил он
У заставы Ильича.
И что прозвище носил он:
Дядя Стёпа - "Каланча".

И сейчас средь великанов,
Тех, что знает вся страна,
Жив-здоров Степан Степанов
Бывший флотский старшина.

Он шагает по району
От двора и до двора,
И опять на нём погоны,
С пистолетом кобура.

Он с кокардой на фуражке,
Он в шинели под ремнём,
Герб страны блестит на пряжке
Отразилось солнце в нём!

Он идёт из отделенья,
И какой-то пионер
Рот раскрыл от изумленья:
"Вот так ми-ли-ци-о-нер!"

Дядю Стёпу уважают
Все, от взрослых до ребят.
Встретят - взглядом провожают
И с улыбкой говорят:

- Да-а! Людей такого роста
Встретить запросто не просто!
Да-а! Такому молодцу
Форма новая к лицу!
Если встанет на посту,
Все увидят за версту! -

Возле площади затор -
Поломался светофор:
Загорелся жёлтый свет,
А зелёного всё нет...

Сто машин стоят, гудят
С места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут
Им проезда не дают.

Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Стёпа говорит:
- Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!

Из стеклянной круглой будки
Голос слышится в ответ:
- Мне, Степанов, не до шутки!
Что мне делать, дай совет!

Рассуждать Степан не стал -
Светофор рукой достал,
В серединку заглянул,
Что-то где-то подвернул...

В то же самое мгновенье
Загорелся нужный свет,
Восстановлено движенье,
Никаких заторов нет!

Нам ребята рассказали,
Что Степана с этих пор
Малыши в Москве прозвали:
Дядя Стёпа - Светофор.


Что случилось? На вокзале
Плачет мальчик лет пяти.
Потерял он маму в зале.
Как теперь её найти?

Все милицию зовут,
А она уж тут как тут!

Дядя Стёпа не спеша
Поднимает малыша,
Поднимает над собою,
Над собой и над толпою
Под высокий потолок:
- Посмотри вокруг, сынок!

И увидел мальчик: прямо,
У аптечного ларька,
Вытирает слезы мама,
Потерявшая сынка.

Слышит мама голос Колин:
- Мама! Мама! Вот где я! -
Дядя Стёпа был доволен:
"Не распалася семья!"


Шёл из школы ученик -
Всем известный озорник.
Он хотел созорничать,
Но не знал, с чего начать.

Шли из школы две подружки -
В белых фартуках болтушки.
В сумках - книжки и тетрадки,
А в тетрадках всё в порядке.

Вдруг навстречу озорник,
В ранце - с двойками дневник,
Нет эмблемы на фуражке,
И ремень уже без пряжки.

Не успели ученицы
От него посторониться -
Он столкнул их прямо в грязь,
Над косичками смеясь.

Ни за что он их обидел
У прохожих на виду,
А потом трамвай увидел -
Прицепился на ходу.

На подножку встал ногой,
Машет в воздухе другой!

Он не знал, что дядя Стёпа
Видит всё издалека,
Он не знал, что дядя Стёпа
Не простит озорника.

От дверей универмага
Дядя Стёпа в тот же миг
Сделал три огромных шага
Через площадь напрямик.

На трамвайном повороте
Снял с подножки сорванца:
- Отвечайте: где живёте?
Как фамилия отца?

С постовым такого роста
Спорить запросто не просто.


На реке и треск и гром -
Ледоход и ледолом.

Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лёд - река пошла,
И бабуся поплыла.

Бабка охает и стонет:
- Ой! Бельё моё утонет!
Ой! Попала я в беду!
Ой, спасите! Пропаду!

Дядя Стёпа на посту -
Он дежурит на мосту.

Дядя Стёпа сквозь туман
Смотрит вдаль, как капитан,
Видит - льдина. А на льдине 
Плачет бабка на корзине.

Не опишешь, что тут было!
Дядя Стёпа - руки вниз,
Перегнувшись за перила,
Как над пропастью повис.

Он успел схватить в охапку
Перепуганную бабку,
А старуха - за корзину:
- Я бельё своё не кину!

Дядя Стёпа спас её,
И корзину, и бельё.


Шли ребята мимо зданья,
Что на площади Восстанья,
Вдруг глядят - стоит Степан,
Их любимый великан!

Все застыли в удивленье:
- Дядя Стёпа! Это вы?
Здесь не ваше отделенье
И не ваш район Москвы! -

Дядя Стёпа козырнул,
Улыбнулся, подмигнул:

- Получил я пост почётный!
И теперь на мостовой,
Там, где дом стоит высотный,
Есть высотный постовой! -


Как натянутый платок,
Гладко залитый каток.
На трибунах все встают:
Конькобежцам старт дают.

И они бегут по кругу,
А болельщики друг другу
Говорят: - Гляди! Гляди!
Самый длинный впереди!
Самый длинный впереди,
Номер "8" на груди.-

Тут один папаша строгий
Своего спросил сынка:
- Вероятно, эти ноги
У команды "Спартака"?

В разговор вмешалась мама:
- Эти ноги у "Динамо".
Очень жаль, что наш "Спартак"
Не догонит их никак! -

В это время объявляют:
Состязаниям конец.
Дядю Стёпу поздравляют:
- Ну, Степанов! Молодец!

Дядей Стёпою гордится
Вся милиция столицы:
Стёпа смотрит сверху вниз,
Получает первый приз.


Дяде Стёпе, как нарочно,
На дежурство надо срочно.
Кто сумел бы по пути
Постового подвезти?

Говорит один водитель,
Молодой автолюбитель:

- Вас подбросить к отделенью
Посчитал бы я за честь,
Но, к большому сожаленью,
Вам в "Москвич" мой не залезть!

- Эй, Степанов! Я подкину,-
Тут другой шофёр позвал.
- Залезай ко мне в машину,
В многотонный самосвал! -


В "Детском мире" - магазине,
Где игрушки на витрине,-
Появился хулиган.
Он салазки опрокинул, 
Из кармана гвоздик вынул,
Продырявил барабан.

Продавец ему: - Платите! -
Он в ответ: - Не заплачу! -
В отделение хотите? -
Отвечает: - Да, хочу!

Только вдруг у хулигана
Сердце ёкнуло в груди:
В светлом зеркале Степана
Он увидел позади.

- В отделение хотите?
- Что вы! Что вы! Не хочу.
- Деньги в кассу заплатите!
- Сколько нужно? Заплачу!

Постовой Степан Степанов
Был грозой для хулиганов.


Как-то утром, в воскресенье,
Вышел Стёпа со двора.
Стоп! Ни с места!
Нет спасенья:
Облепила детвора.

На начальство смотрит Витя,
От смущенья морщит нос:
- Дядя Стёпа! Извините!
- Что такое?
- Есть вопрос!

Почему, придя с Балтфлота,
Вы в милицию пошли?
Неужели вы работу
Лучше этой не нашли? -

Дядя Стёпа брови хмурит,
Левый глаз немного щурит,
Говорит: - Ну что ж, друзья!
На вопрос отвечу я.

Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу
Потому, что службу эту
Очень важной нахожу!

Кто с жезлом и с пистолетом
На посту зимой и летом?
Наш советский постовой:
Это - тот же часовой!

Ведь недаром сторонится
Милицейского поста
И милиции боится
Тот, чья совесть не чиста.

К сожалению, бывает,
Что милицией пугают
Непослушных малышей.
Как родителям не стыдно?
Это глупо и обидно!
И, когда я слышу это,
Я краснею до ушей...-

У ребят второго класса
С дядей Стёпой больше часа
Продолжался разговор.
И ребята на прощанье
Прокричали:
- До свиданья!
   - До свиданья!
      - До свиданья, 
Дядя Стёпа - Светофор!

Сергей Михалков

Если

Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят.

Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течёт вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.

Если взять все эти лужи
И соединить в одну,
А потом у этой лужи
Сесть,
Измерить глубину,
То окажется, что лужа
Моря Чёрного не хуже,
Только море чуть поглубже,
Только лужа чуть поуже.

Если взять все эти тучи
И соединить в одну,
А потом на эту тучу
Влезть,
Измерить ширину,
То получится ответ,
Что краёв у тучи нет,
Что в Москве из тучи - дождик,
А в Чите из тучи - снег.

Если взять все эти капли
И соединить в одну,
А потом у этой капли
Ниткой смерить толщину -
Будет каплища такая,
Что не снилась никому.

И не приснится никогда
В таком количестве вода!

Стихи Сергея Михалкова

1. Дядя Стёпа

2. Дядя Стёпа - милиционер

3. Дядя Стёпа и Егор

4. Дядя Стёпа - ветеран

«Фантазёр»

А что у вас?

Бараны

Белые стихи

Бумажный змей

Важный совет

Весёлый турист

Если

Зяблик

Как старик корову продавал (русская сказка)

Как у нашей Любы...

Кораблики

Котята (считалочка)

Лесная академия (по старинной детской песенке)

Лыжня и пень

Моя тень

Мы с приятелем

Находка

Облака

Одна рифма

Паучок

Песенка друзей

Под Новый год

Прививка

Про девочку, которая плохо кушала

Про девочку, которая сама себя вылечила

Про мимозу

Про сома

Рисунок

Сашина каша

Светлана

Скворец

Событие

Трезор

Тридцать шесть и пять

Уточка

Фома

Хрустальная ваза

Часы

Чистописание

Чудесные таблетки

Щенок

Сергей Михалков

Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.

В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.

Он увидел одеяло -
Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул -
С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…

Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?

Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
- Подождём.

Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.

Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок.

Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: - Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. -

Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу -
Я сама его лечу.

Тридцать шесть и пять

Сергей Михалков

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал - не болит!
Чихаю - не чихается!

И кашля нет! И общий вид
Такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти
Придётся в школу мне идти
И до обеда там сидеть -
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать,
Не зная, что же отвечать...

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись ещё чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на "тридцать семь"!"

Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!
Пылают щёки (от стыда!)...
- Ты нездоров, мой мальчик?
- Да...

Я опять лежу в постели -
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле -
Тридцать шесть и пять!

Важный совет

Сергей Михалков

Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!

Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки!

Как у нашей Любы...

Сергей Михалков

Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...

Целый день бедняжка
стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит -
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!

Тут же бабушка хлопочет,
Дать совет полезный хочет -
Как лечили в старину.
Только дедушка спокоен -
Он бывалый, старый воин,
Не одну прошёл войну.

Заглянул он внучке в рот:
- Всё до свадьбы заживёт!

Одна рифма

Сергей Михалков

Шёл трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.

Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.

На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела -
Место занято другим.

Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно уважать!

Облака

Сергей Михалков

Облака,
Облака -
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Лёгкие,
Воздушные -
Ветерку послушные...
На полянке я лежу,
Из травы на вас гляжу.
Я лежу себе, мечтаю:
Почему я не летаю
Вроде этих облаков,
Я - Серёжа Михалков?

Это было бы чудесно,
Чрезвычайно интересно,
Если б облако любое
Я увидел над собою
И - движением одним
Оказался рядом с ним!

Это вам не самолёт,
Что летает "до" и "от" -

"От" Москвы "до" Еревана
Рейсом двести двадцать пять...

Облака в любые страны
Через горы, океанам
Могут запросто летать:
Выше, ниже - как угодно!
Тёмной ночью - без огня!
Небо - всё для них свободно
И в любое время дня.

Скажем, облако решило
Посмотреть Владивосток
И - поплыло,
И поплыло...
Дул бы в спину ветерок!..

Плохо только, что бывает
Вдруг такая ерунда:
В небе облако летает,
А потом возьмёт растает,
Не оставив и следа!

Я не верю чудесам,
Но такое видел сам!
Лично! Лёжа на спине.
Даже страшно стало мне!

Часы

Сергей Михалков

Чтобы ходики
Ходили,
А будильники будили
И всегда любой из нас
Точно знал,
Который час,
По каким часам
Вставать,
По каким часам
В кровать,-
В часовой мастерской
Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:
- Как же мне не горевать!
Из моих часов
Кукушка
Перестала куковать... -

Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Из окошечка резного
Снова слышится: "Ку-ку!"

Мы в часы мячом попали,
Со стола часы упали.
Под столом раздался звон,
И пружина вышла вон.

Мы сказали:
- Дядя Ваня,
Мы давно знакомы с вами.
Неужели в этот раз
Вы не выручите нас?

Щуря глаз
И хмуря брови,
Поворчав себе в усы,
Часовщик Иван Петрович
Осторожно взял часы.

Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Мы теперь приходим в класс
Раньше всех на целый час.

Чистописание

Сергей Михалков

Писать красиво не легко:
"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко".
За буквой буква,
                            к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Сначала "да", потом уж "ёт".
Уже написано "даёт",
Уже написано "даёт",
Но тут перо бумагу рвёт.

Опять испорчена тетрадь -
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
"Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт".

"Корова молоко даёт",
А нужно всё наоборот:
"Даёт корова молоко"!

Вздохнём сначала глубоко,
Вздохнём, строку перечеркнём
И дело заново начнём.

"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко".
Перо цепляется за "ко",
И клякса чёрная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.

Одной секунды не прошло,
Как скрылись "ко", и "мо", и "ло"...

Ещё одну страничку вон!

А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, -
А я сижу, в тетрадь гляжу -
За буквой букву вывожу:
"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко"...

Да! Стать учёным не легко!

Чудесные таблетки

Сергей Михалков

Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.

Входишь - чисто и светло.
Всюду мрамор и стекло.
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки,
В них пилюльки и облатки,
Капли,
             мази,
                         порошки -
От коклюша, от ангины,
От веснушек на лице,
Рыбий жир,
                    таблетки хины
И, конечно, витамины -
Витамины:
                  "А",
                           "В",
                                    "С"!
Есть душистое втиранье
От укусов комаров,
Есть микстура от чиханья:
Проглотил - и будь здоров!

Клейкий пластырь от мозолей
И настойки на траве
От ломоты и от болей
В животе и в голове.
Есть микстура от мигрени!
Но нельзя сказать врачу:
- Дайте средство мне от лени!
От "могу, но не хочу"!

Хорошо бы это средство
Поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства
Принимать его могли:
Те ребята, чьи отметки
Обнаруживают лень, -
По одной, по две таблетки
Три-четыре раза в день!

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три!
Нужно, что ни говори!..

Светлана

Сергей Михалков

Ты не спишь,
Подушка смята,
Одеяло на весу...
Носит ветер запах мяты,
Звёзды падают в росу.
На берёзах спят синицы,
А во ржи перепела...

Почему тебе не спится?
Ты же сонная легла!

Ты же выросла большая,
Не боишься темноты...
Может, звёзды спать мешают?
Может, вынести цветы?

Под кустом лежит зайчиха,
Спать и мы с тобой должны.
Друг за дружкой
Тихо-тихо
По квартирам ходят сны.

Где-то плещут океаны,
Спят медузы на волне.
В зоопарке пеликаны
Видят Африку во сне.

Черепаха рядом дремлет,
Слон стоит закрыв глаза,
Снятся им родные земли
И над землями гроза.

Ветры к югу повернули,
В переулках - ни души,
Сонно на реке Амуре
Шевельнулись камыши,
Тонкие качнулись травы,
Лес как вкопанный стоит...

У далёкой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит -
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьём границу
Переходят облака.
На зверей они похожи,
Только их нельзя поймать...

Спи. Тебя не потревожат.
Ты спокойно можешь спать.

Я тебя будить не стану:
Ты до утренней зари
В тёмной комнате,
Светлана,
Сны весёлые смотри.

От больших дорог усталый,
Тёплый ветер лёг в степи.
Накрывайся одеялом,
Спи...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...