Программа подготовки учащихся к школьному (очному) этапу Всероссийского конкурса сочинений.
рабочая программа по русскому языку на тему

Лысенко Ольга Николаевна

Курс предполагает подробное изучение особенностей жанров ученических работ, обозначенных в Положении к Всероссийскому конкурсу сочинений: рассказ, сказка, письмо,  заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, а также практику по их написанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k_vks.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Авиловская средняя общеобразовательная школа»

Программа

подготовки учащихся

к школьному (очному) этапу

Всероссийского конкурса сочинений.

Составитель:

 Лысенко О. Н.,

учитель русского языка

и литературы

высшей категории

х. Авилов

2016 г.

Пояснительная записка

Требования современной системы образования предполагают формирование текстовой компетенции учащихся как важного свойства личности, способной к самостоятельным и эффективным действиям в различных ситуациях.   Неотъемлемой составляющей текстовой компетенции является умение конструировать текст.

В школьную практику настойчиво возвращается обычное сочинение. Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, носящее надпредметный характер. Контрольно-измерительные материалы ГИА предметов гуманитарного направления имеют в своём составе творческую часть, предполагающую написание эссе.  Многие конкурсы для учащихся основываются на сочинении. С сентября 2015 года, в рамках Года литературы, стартовал Всероссийский  конкурс сочинений, ориентированный на «возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося».

Сочинение – самый распространённый вид школьной письменной работы, но он и самый сложный. В школьной программе по русскому языку и литературе от класса к классу сокращается количество часов, отводимых на развитие речи, а количество творческих работ и требования к ним увеличиваются.

В связи с этим возникла необходимость создания программы для дополнительных занятий с категорией учащихся, проявляющих повышенный интерес к текстотворчеству. Курс предполагает подробное изучение особенностей жанров ученических работ, обозначенных в Положении к Всероссийскому конкурсу сочинений: рассказ, сказка, письмо,  заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, а также практику по их написанию.

Цель курса:

обучение написанию сочинений различных жанров, способствующих личностному развитию учащихся, формированию коммуникативных умений школьников.

Задачи курса:

развитие  интереса у обучающихся к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;

формирование позитивного отношения учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;

выявление литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста;

формы работы: очно-заочная

дополнительные занятия с учащимися, проявляющими повышенный интерес к текстотворчеству, подготовка к конкурсам, индивидуальные консультации;

участие в школьных, районных, областных, международных конкурсах по русскому языку и литературе.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа), практические (творческая работа, сопоставление, анализ работ).

        

Содержание курса

Тема

Содержание

класс

Количество часов

Примечание

Что такое  Всероссийский конкурс сочинений?

Сроки и этапы проведения Всероссийского конкурса сочинений. Правила  участия в конкурсе и требования к выполнению конкурсных работ. Порядок проведения школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Жанровые особенности конкурсной работы

Характеристика  жанров  конкурса:

Рассказ, сказка. письмо.  заочная экскурсия. очерк. слово. эссе. Особенности жанров, специфика, отличие друг от друга.

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Рассказ

Особенности рассказа как жанра. Сюжет. Композиция. Начало и конец рассказа. Кульминация.

4

5

6

7

8

9

10

11

2

Сказка

Особенности сказки как жанра. Виды сказок. Зачин, концовка. Сказочные элементы

4

5

6

7

2

Письмо.

Особенности письма как эпистолярного жанра литературы. Адресат и адресант. Элементы письма: приветствие, обращение, рассказ о себе, диалогический характер, завершение письма.

4

5

6

7

8

9

10

11

2

Заочная экскурсия

Разновидность очерка. Историко-культурный характер работы. Сочетание   описания, повествования и рассуждения. Правила написания заочной экскурсии.

8

9

10

11

2

Очерк

Особенности очерка. Описательный характер  жанра. Реальность, натуральность изображаемых событий, явлений, предметов.

8

9

10

11

3

Слово

Ораторская проза. «Учительная, похвальная проза». Отличие от  повествования и рассказа. Правила написания слова

9

10

10

2

Эссе

Особенности эссе. Субъективный характер суждений. Впечатления, размышления и ассоциации – основа эссе.

8

9

10

11

3

Формулировка темы сочинения

Тема сочинения. Приёмы формулировки. Соответствие темы и содержания. Примеры формулировок.

4

5

6

7

8

9

10

11

2

Лексическое богатство.

Словарный запас. Синонимы,  антонимы. Фразы-штампы. Стилистические особенности лексики. Нормы   использования речевых оборотов, грамматических средств.

3

Изобразительно-выразительные средства

Тропы, их виды и роль в тексте. Уместность  употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях.

4

5

6

7

8

9

10

11

2

 «Чужая речь» в моём тексте.

Афоризмы, цитаты, пословицы. Словарик цитат.

7

8

9

10

11

2

«Проба пера» (практическая деятельность)

Написание творческих работ в соответствии с   тематическими направлениями и жанрами.

4

5

6

7

8

9

10

11

3

Редактирование работы

Речевые и грамматические ошибки. Логика построения текста.

4

5

6

7

8

9

10

11

2

Библиотечный календарь

Писатели и поэты-юбиляры, их судьба и творчество. Книги- юбиляры.

4

5

6

7

8

9

10

11

2

Литература

  1. Егорова А. А. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. Феникс. 2001
  2. Краковская С. И. Сочинение? Легко! 10-11 классы.М.: 2015.
  3. Куманова Н. В. Как научиться писать сочинения. 5 класс. М.: 2009.
  4. Куманова Н. В. Как научиться писать сочинения. 6 класс. М.: 2006.
  5. Ташлыков А. С. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. Иркутск: Иркут. Ун-т. 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ 20-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Номинация: СочинениеТема: «Моя страна «Законие»Автор: Кузнецова МарияКласс: 8АУчитель: Попова Татьяна Николаевна,учитель русского языка и литературы Бежит волна неторопливая,...

Конкурсная работа, ставшая победителем на заочном этапе и призёром на очном этапе Всероссийского конкурса "Воспитать Человека 2013"

Конкурсная работа. ставшая победителем на заочном и призёром на очном этапе Всероссийского конкурса "Воспитать Человека 2013" и отмеченная почётной грамотой Министерства образования и науки ...

ПРИКАЗ "О проведении муниципального и школьного этапов Всероссийского конкурса сочинений".

Приказ №169-О от 07.09.2017 г. "О проведении муниципального и школьного этапов Всероссийского конкурса сочинений"....

Школьный этап Всероссийского конкурса сочинений

Информация для учащихся о школьном этапе Всероссийского конкурса сочинений....

Защита Программы развития ДДТ Пурпе на очном этапе всероссийского конкурса "Арктур-2019"

В данных разработках представлена защита Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района ЯНАО...