Программа подготовки учащихся к школьному (очному) этапу Всероссийского конкурса сочинений.
рабочая программа по русскому языку на тему
Курс предполагает подробное изучение особенностей жанров ученических работ, обозначенных в Положении к Всероссийскому конкурсу сочинений: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, а также практику по их написанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_k_vks.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Авиловская средняя общеобразовательная школа»
Программа
подготовки учащихся
к школьному (очному) этапу
Всероссийского конкурса сочинений.
Составитель:
Лысенко О. Н.,
учитель русского языка
и литературы
высшей категории
х. Авилов
2016 г.
Пояснительная записка
Требования современной системы образования предполагают формирование текстовой компетенции учащихся как важного свойства личности, способной к самостоятельным и эффективным действиям в различных ситуациях. Неотъемлемой составляющей текстовой компетенции является умение конструировать текст.
В школьную практику настойчиво возвращается обычное сочинение. Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, носящее надпредметный характер. Контрольно-измерительные материалы ГИА предметов гуманитарного направления имеют в своём составе творческую часть, предполагающую написание эссе. Многие конкурсы для учащихся основываются на сочинении. С сентября 2015 года, в рамках Года литературы, стартовал Всероссийский конкурс сочинений, ориентированный на «возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося».
Сочинение – самый распространённый вид школьной письменной работы, но он и самый сложный. В школьной программе по русскому языку и литературе от класса к классу сокращается количество часов, отводимых на развитие речи, а количество творческих работ и требования к ним увеличиваются.
В связи с этим возникла необходимость создания программы для дополнительных занятий с категорией учащихся, проявляющих повышенный интерес к текстотворчеству. Курс предполагает подробное изучение особенностей жанров ученических работ, обозначенных в Положении к Всероссийскому конкурсу сочинений: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, а также практику по их написанию.
Цель курса:
обучение написанию сочинений различных жанров, способствующих личностному развитию учащихся, формированию коммуникативных умений школьников.
Задачи курса:
развитие интереса у обучающихся к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
формирование позитивного отношения учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
выявление литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста;
формы работы: очно-заочная
дополнительные занятия с учащимися, проявляющими повышенный интерес к текстотворчеству, подготовка к конкурсам, индивидуальные консультации;
участие в школьных, районных, областных, международных конкурсах по русскому языку и литературе.
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа), практические (творческая работа, сопоставление, анализ работ).
Содержание курса
Тема | Содержание | класс | Количество часов | Примечание | |
Что такое Всероссийский конкурс сочинений? | Сроки и этапы проведения Всероссийского конкурса сочинений. Правила участия в конкурсе и требования к выполнению конкурсных работ. Порядок проведения школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 1 | ||
Жанровые особенности конкурсной работы | Характеристика жанров конкурса: Рассказ, сказка. письмо. заочная экскурсия. очерк. слово. эссе. Особенности жанров, специфика, отличие друг от друга. | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 1 | ||
Рассказ | Особенности рассказа как жанра. Сюжет. Композиция. Начало и конец рассказа. Кульминация. | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 2 | ||
Сказка | Особенности сказки как жанра. Виды сказок. Зачин, концовка. Сказочные элементы | 4 5 6 7 | 2 | ||
Письмо. | Особенности письма как эпистолярного жанра литературы. Адресат и адресант. Элементы письма: приветствие, обращение, рассказ о себе, диалогический характер, завершение письма. | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 2 | ||
Заочная экскурсия | Разновидность очерка. Историко-культурный характер работы. Сочетание описания, повествования и рассуждения. Правила написания заочной экскурсии. | 8 9 10 11 | 2 | ||
Очерк | Особенности очерка. Описательный характер жанра. Реальность, натуральность изображаемых событий, явлений, предметов. | 8 9 10 11 | 3 | ||
Слово | Ораторская проза. «Учительная, похвальная проза». Отличие от повествования и рассказа. Правила написания слова | 9 10 10 | 2 | ||
Эссе | Особенности эссе. Субъективный характер суждений. Впечатления, размышления и ассоциации – основа эссе. | 8 9 10 11 | 3 | ||
Формулировка темы сочинения | Тема сочинения. Приёмы формулировки. Соответствие темы и содержания. Примеры формулировок. | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 2 | ||
Лексическое богатство. | Словарный запас. Синонимы, антонимы. Фразы-штампы. Стилистические особенности лексики. Нормы использования речевых оборотов, грамматических средств. | 3 | |||
Изобразительно-выразительные средства | Тропы, их виды и роль в тексте. Уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях. | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 2 | ||
«Чужая речь» в моём тексте. | Афоризмы, цитаты, пословицы. Словарик цитат. | 7 8 9 10 11 | 2 | ||
«Проба пера» (практическая деятельность) | Написание творческих работ в соответствии с тематическими направлениями и жанрами. | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 3 | ||
Редактирование работы | Речевые и грамматические ошибки. Логика построения текста. | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 2 | ||
Библиотечный календарь | Писатели и поэты-юбиляры, их судьба и творчество. Книги- юбиляры. | 4 5 6 7 8 9 10 11 | 2 |
Литература
- Егорова А. А. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. Феникс. 2001
- Краковская С. И. Сочинение? Легко! 10-11 классы.М.: 2015.
- Куманова Н. В. Как научиться писать сочинения. 5 класс. М.: 2009.
- Куманова Н. В. Как научиться писать сочинения. 6 класс. М.: 2006.
- Ташлыков А. С. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. Иркутск: Иркут. Ун-т. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШКОЛЬНО-МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ 20-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Номинация: СочинениеТема: «Моя страна «Законие»Автор: Кузнецова МарияКласс: 8АУчитель: Попова Татьяна Николаевна,учитель русского языка и литературы Бежит волна неторопливая,...
Конкурсная работа, ставшая победителем на заочном этапе и призёром на очном этапе Всероссийского конкурса "Воспитать Человека 2013"
Конкурсная работа. ставшая победителем на заочном и призёром на очном этапе Всероссийского конкурса "Воспитать Человека 2013" и отмеченная почётной грамотой Министерства образования и науки ...
ПРИКАЗ "О проведении муниципального и школьного этапов Всероссийского конкурса сочинений".
Приказ №169-О от 07.09.2017 г. "О проведении муниципального и школьного этапов Всероссийского конкурса сочинений"....
ПРИКАЗ «18» сентября 2018 г. № 358 О результатах проведения школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2018 году
Бедаков Макар, 5А класс-призер школьного этапа...
Школьный этап Всероссийского конкурса сочинений
Информация для учащихся о школьном этапе Всероссийского конкурса сочинений....
Защита Программы развития ДДТ Пурпе на очном этапе всероссийского конкурса "Арктур-2019"
В данных разработках представлена защита Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района ЯНАО...