Правописание приставок на -з и -с
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 5 классе с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril.pptx | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура урока открытия нового знания: Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Этап актуализация знаний и пробного учебного действия. Этап выявления места и причины затруднения. Этап построения проекта выхода из затруднения. Этап реализации построенного проекта. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Этапы урока открытия новых знаний Мотивация к учебной деятельности Цель этапа : включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. В знанье - величие и краса, Знанье дороже, чем клад жемчужин: Время любой уничтожит клад, Мудрый и знающий вечно нужен. ( Ас – Самарканди )
Надбить-надписать, разглядеть -распевать, изменчивый -истекший, предвидение – предчувствие, обмерить- обтесать, переоценить- передоверить, низвергать – ниспадать, подводный – подписка, отбить – отпить, безграмотный – бесчестный, ввоз – вход, сделать – списать, возрадоваться – восходить, добежать – дописать. Какой раздел науки о языке мы изучаем? Что такое морфемика ? Какую морфему мы изучаем? Правописание каких приставок мы уже изучили? Расскажите правило их правописания. Назовите пары слов с одновариантными приставками Проверьте себя Напишите свой пример с приставкой, которая не меняет своего написания в разных словах Над- Пред- Об- Пере- Надбить-надписать , разглядеть -распевать, изменчивый -истекший, предвидение – предчувствие, обмерить- обтесать, переоценить- передоверить, низвергать – ниспадать, подводный – подписка, отбить – отпить, безграмотный – бесчестный, ввоз – вход, сделать – списать, возрадоваться – восходить, добежать – дописать. Этап актуализации знаний Под- От- С- До-
Научиться писать слова с приставками, оканчивающимися на -з(-с) Этап выявления места и причины затруднения Правописание приставок на –з и –с Какие пары вы не выбрали? Как вы думаете, почему? Давайте выпишем эти слова в тетрадь , не записывая тему урока . Чем схожи эти слова? (У них приставки, которые мы ещё не изучали) Чем эти приставки не похожи на изученные нами? (Они не являются одновариантными) А чем различаются приставки в парах? Какова же тема нашего урока? А какова цель нашего урока?
Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём различие ? Это новый вид орфограммы? Почему? Назовите её опознавательный признак. разглядеть распевать изменчивый истекший низвергать – ниспадать безграмотный бесчестный возрадоваться восходить Что мы должны сделать для этого ? (Понять закономерность, создать эталон и научиться применять правило). Обсудите в парах.
Создание эталона Давайте проговорим полученное правило. Мы можем записать его в тетрадь для правил словами, а можем в виде схемы. Кто попробует составить такую схему? А теперь запишем в тетрадь правило или схему, как кому удобно, но так, чтобы понимать и применить эту информацию.
Русские приставки Неизменяемые – «стойкие солдатики» Изменяемые – «хамелеоны» С- о- по- от- об- до- за- на- над- под- На конце приставки ..з- или ..с-? После приставки ГЛУХОЙ согласный? пред- в- пере- меж- сверх- Да [ Х о ч е т щ е ц П а шк а, а е ст ф и ст а шк и ] Нет ..С- РАСписать ..З- РАЗбежался ..с- [ глухой ] ..з- [ звонкий ]
Первичное закрепление с проговариванием вслух Бе …страшный, и…давать, во…становить, ра …бежаться, бе …звучный, ни…падает, и… худалый , ра …плакаться, бе …крайний, в…карабкаться, и…писать, ра …обидеться C C C C C C C C з з з з
Ш о колад, ш о фёр, крыж о вник. Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник. Ш о рох, ч о порный, чащ о ба. Капюш о н, ж о кей, трущ о ба. Запомним рифмовку Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке? Что означает слово шорник ? Шорник — человек, который занимается изготовлением шор , то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения.
Выполните предложенные задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: Ё или О ? а) щ…голь б) ч…рствый в) ч…порный г) реш…тка Выпишите только слова с Ё . 2. Найдите « лишнее » слово. а) расчёска, б) жонглёр, в) шорох, г) шёпот. 1. а) ж ё рдочка; б) ч ё рствый; г) реш ё тка. 2. Найдите « лишнее » слово. а) расчёска; б) жонглёр ; в) шорох; г) шёпот. Рефлексия
Домашнее задание 1 . Составить схемы правил § 39, выучить слова исключения . 2. С оставить самодиктант ( с ИКТподдержкой ) для последующей работы в классе в группах. Запомнить рифмовку Ш о колад , ш о фёр, крыж о вник. Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник. Ш о рох, ч о порный, чащ о ба. Капюш о н, ж о кей, трущ о ба.
Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon. gov. ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www. mcko. ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...