Лингвистический анализ текста.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Лингвистический анализ текста предполагает сумму знаний по стилистике и средствам художественного изображения писателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.makanin.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Маканин «Любящие нас»
Если же говорить о днях за днями и представить себе, кто же они такие и как выглядят - любящие нас, - то каждый может нарисовать себе картинку с сюжетом. Картинка совсем несложная. Нужно только на время уподобиться, например, жар-птице: не сказочной, конечно, жар-птице, а обычной и простенькой жар-птичке из покупных, у которой родичи и любящие нас люди выдергивают яркие перья. Они стоят вокруг тебя и выдергивают. Ты топчешься на асфальте, на серой и ровной площадке, а они топчутся тоже и проделывают свое не спеша, - они дергают с некоторым перерывом во времени, как и положено, впрочем, дергать.
По ощущению это напоминает укол, - но не острый, не сильный, потому что кожа не протыкается и болевое ощущение возникает вроде бы вовне. Однако прежде чем выдернуть перо, они тянут его, и это больно, и ты весь напрягаешься и даже делаешь уступчивые шаг-два в их сторону, и перо удерживается на миг, но они тянут и тянут, — и вот пера нет. Они его как-то очень ловко выдергивают. Ты важно поворачиваешь жар-птичью голову, попросту говоря, а в эту минуту сзади вновь болевой укол и вновь нет пера, - и теперь ты понимаешь, что любящие стоят вокруг тебя, а ты вроде как топчешься в серединке, и вот они тебя общипывают.
Вы спятили, что ли! - сердито говоришь ты и хочешь возмутиться: как же так, - вот, мол, перья были; живые, мол, перья, немного даже красивые, - но штука в том, что к тому времени, когда ты надумал возмущаться, перьев уже маловато, сквозь редкое оперенье дует и чувствуется ветерок, холодит кожу, и оставшиеся перья колышутся на тебе уже как случайные. "Да что же вы делаете"? - озлённо выкрикиваешь ты, потому что сзади вновь кто-то выдернул перышки, сестра или мать. Они не молчат. Они тебе говорят, они объясняют: это перо тебе мешало, пойми, родной, и поверь, оно тебе здорово мешало. А сзади теперь подбираются к твоему хвосту товарищи по работе и верные друзья. Они пристраиваются, прицеливаются, и каждый выжидает свою минуту... Тебе вдруг становится холодно. Достаточно холодно, чтобы оглянуться на этот раз повнимательнее, но когда ты поворачиваешь птичью свою головку, ты видишь свою спину и видишь, что на этот раз ты уже мог бы не оглядываться: ты гол. Ты стоишь, посиневшая птица в пупырышках, жалкая и нагая, как сама нагота, а они топчутся вокруг тебя и недоуменно переглядываются: экий он голый и как же, мол, это у него в жизни так вышло.
Впрочем, они начинают сочувствовать и даже соревнуются в сочувствии - кто получше, а кто поплоше, они уже вроде как выдергивают собственные перья, по одному, по два, и бросают на тебя, как бросают на бедность. Некоторые в азарте пытаются их даже воткнуть тебе в кожу, врастить, но дарованное перо повисает боком, криво, оно кренится, оно топорщится и в итоге не торчит, а кое-как лежит на тебе... Они набрасывают на тебя перья, как набрасывают от щедрот, и тебе теперь вроде бы не голо и вроде бы удобно и тепло - все же это лучше, чем ничего, все же сегодня ветрено, а завтра дождь; так и живешь, так и идет время.
Но вот некая глупость ударяет тебе в голову, и ты, издав птичий крик, начинаешь судорожно выбираться из-под этой горы перьев, как выбираются из под соломы. Ты хочешь быть как есть, и не понимаешь, почему бы тебе не быть голым, если ты гол. Ты отбегаешь чуть в сторону и, голый, в пупырях, поёживаясь, топчешься, дрожа лапками, - а гора перьев, играющая красками и огнями, лежит сама по себе, - ты суетишься поодаль, и вот тут они бросаются все на тебя и душат, как душат птицу в пупырях, голую и посиневшую, - душат своими руками, не передоверяя этот труд никому; руки их любящие и теплые; ты чувствуешь тепло птичьей своей шеей, и потому у тебя возникает надежда, что душат не всерьез, - можно и потерпеть. Конечно, дышать трудно. Конечно, воздуха не хватает. Тебе непременно необходимо вздохнуть. Твоя куриная башка дергается, глаза таращатся, ты делаешь натужное усилие и еще усилие, - вот наконец воздух все же попадает в глотку. Но, увы, с другой стороны горла: они, оказывается, оторвали тебе голову.
В. Маканин.
«Любящие нас»
Стиль – художественный.
Тип речи – описание с элементами рассуждения.
Композиция – линейная, подчинена логике описания: первая часть – тезис.
«Нужно… уподобиться например, жар – птице..,» вторая часть – аргументы, которые составляют основную логику рассуждения; третья часть – вывод: «…они, оказывается, оторвали тебе голову».
Рассказ – метафора, поэтому единство описания обеспечивают следующие стилистические фигуры и тропы.
Основными приемами аргументированного доказательства на лексическом уровне стали: «уподобиться, обычной и простенькой жар – птичке из покупных». Намек на героя, который в какой – то момент жизни оказался слабым: «купился» на какие – то блага или почести, что стало поводом «дергать перья» с его тела.
Градация - нарастание смысловой значимости слов: «Ты важно поворачиваешь жар – птичью голову, попросту говоря, маленькую, птичью, куриную свою голову…»
Во всех примерах – нарастающая эмоционально – смысловая значимость фраз.
-Антитеза – «Некоторые в азарте пытаются их даже воткнуть тебе в кожу, врастить, но дарованное перо повисает боком…»
Эмоциональная окраска речи усиливается за счет резко выраженных противопоставлений понятий.
- Перифраз – «некая глупость ударяет тебе в голову и ты, издав птичий крик, начинаешь судорожно выбираться из – под этой горы перьев…
В лексике встречаются слова разговорной лексики: осердиться, озленно.
Морфологический уровень.
Описание требует ответа на вопрос: каков человек? Следовательно, необходимо выявить его характерные признаки. Это описание действий неких субъектов на героя и его реакцию на эти действия. Потому закономерно преобладание глаголов: выдергивают, проделывают, осердиться, понимаешь, надумал возмущаться.
Субъективно – безличная тональность описания представлена многократным повторением местоимения ТЫ и противопоставленных ему субъектами – ОНИ.
Синтаксический уровень.
Синтаксис представлен простыми и сложными предложениями с различными видами связи.
«Нужно только на время уподобиться, например, жар – птице: не сказанной, конечно, а обычной и простенькой, из покупных, у которых любящие нас люди выдергивают яркие перья».
Предложение сложное, включает в себя бессоюзную и подчинительную связи.
В субъективно – безличном описании закономерно употребление безличных.
«Тебе вдруг становится холодно. Достаточно холодно, чтобы оглянуться на этот раз повнимательнее…»
В предложении «Впрочем они начинают сочувствовать и даже соревнуются в сочувствии- кто получше, а кто похуже, они уже вроде как выдергивают собственные перья, по одному, по два, и бросают на тебя, как на бедность».
Выбор автором знака тире вместо двоеточия обусловлен желанием выделить пагубную щедрость, направленных на героя.
Неэстетическое воздействие на героя – субъекта большим сложным предложением однородных членов – согласованных и несогласованных определений.
«Ты отбегаешь чуть в сторону и, голый, в пупырышках, топчешься, дрожа лапками, не передоверяя этот труд никому; руки их любящие и теплые; ты чувствуешь тепло птичьей своей шеей, и потому у тебя возникает надежда, что думать не всерьез.
Неэстетическое воздействие усиливают два деепричастных оборота: дрожа лапками; не передоверяя этот труд никому и причастным оборотом.
В предложении три знака тире: первые два использованы автором для усиления эмоционально-смысловой значимости.
Таким образом, весь рассказ представляет развернутую метафору, смысл которой заключается в следующем: стоит однажды позволить кому бы то ни было унизить себя и не воспрепятствовать этому, человек как личность деградирует в своем безволии и, наконец, умирает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Лингвистический анализ текста в 10 классе
Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...
Часть В. Лингвистический анализ текста
Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку....