Урок развития речи по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи по русскому языку в 5классе.
Тема"Письмо.Культура написания письма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 229.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Письмо.Культура написания письма»
Цели:
- обратить внимание учащихся на значимость писем в жизни человека, привлечь их внимание к этому важному виду деятельности в жизни человека;
- обучать навыкам правильного написания письма, учить использованию в речи учащихся «вежливых слов»
- способствовать повышению интереса к эпистолярному жанру.
Ход урока
В наш громкий век им нет цены…
Письмо – это выражение вашей культуры, вашей воспитанности.
1.Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о письме, будем учиться писать письма. Почему учиться? Потому что умение писать письма-это целое искусство. Я попросила вас принести на урок письма, открытки, хранящиеся в вашей семье. Может быть, в вашей семье хранятся письма прабабушек, юных бабушек и дедушек, мам и пап?
2.Беседа с учащимися на тему: Что лучше – электронное или обычное письмо?
-Что чувствуете вы, когда держите пожелтевший от времени конверт в руках? Читая старые письма, мы переживаем и сочувствуем, плачем и смеёмся вместе с героями этих писем. Ребята, а вы часто пишете письма? Настоящие, от руки.
А может, вам хотелось бы, но не знаете кому?
Люди забывают, каково это - получить кусочек тепла.
Настоящего тепла, не электронного, не печатного, не автоматического.
Смску не подержишь в руках, не увидишь почерк, не почувствуешь, как человек старался и вкладывал частицу себя. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной почте пришла электронная.
-Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма. Только традиционные письма позволяют увидеть почерк дорогого человека, ощутить настроение, которое владело им во время написания послания, почувствовать это настроение спустя многие годы, когда дорогого и любимого человека уже не будет на свете. Но останется память о нём в письмах. Да, ребята, письмо-это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться.
3. Викторина
А теперь давайте вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром
1.Как называется учреждение по пересылке писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение (почта)
2. работник почты, разносящий письма, посылки, телеграммы (почтальон)
3.Какие послания приносят почтальоны?
4. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).
5. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
6. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
7.Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
Теоретическая часть
1.Какие бывают письма?
Существуют, ребята, письма деловые, официальные и личные(дружеские)
2.Как вы думаете чем различаются эти виды писем?
- Деловое письмо – сообщение конкретных фактов, короткое по содержанию, пишется очень разборчиво, чаще печатается, чтобы можно было без труда разобрать, если необходимо заверяется печатью, подписями, официальное обращение по имени, отчеству.
- Дружеское письмо – рассказ о делах и событиях вашей жизни близким людям – родственникам, друзьям, более свободная форма изложения, пишется от руки, но разборчиво, аккуратно; уважительное обращение.
- Поздравительное письмо – небольшой текст, куда входят обращение, поздравление, пожелания; как правило, пишется на открытках.
Поздравляю всех с праздником Победы! Желаю здоровья всем нашим
родным и близким, которые так или иначе защищали отечество в эти
нелегкие годы! Желаю нам больше никогда не переживать таких потрясений,
как наши деды и прадеды!
Спасибо Вам!!! И низкий поклон!!! С праздником Великой Победы!!!!!!!
- Письмо в газету – сообщают об общественно-значимых проблемах, т.е. которые волнуют всех людей.
--Эти письма отличаются и формой обращения. Как вы будете обращаться в дружеском письме, адресованном приятелю?(Можно написать: «Милая моя Дашенька», «Дорогой друг, Василий», «Любимый зайчик»)
--Какие обращения уместны в деловом письме? Приведите примеры.(«Уважаемый президент», Уважаемая госпожа Иванова!», «Уважаемый Михаил Петрович!», «Уважаемый господин директор!», «Уважаемые господа!»)
Упражнения
1.Сравните два фрагмента писем. Попробуйте определить характер писем.
А
Дорогой Виталик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну,конечно,видел.Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-жёлтым светом-кажется,точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну....
Пока до свидания, Виталик. Пиши мне побольше.
Твой друг, Матвей.
Б
Уважаемый Иван Петрович.
Прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 10 календарных дней на период с 1августа по 11 августа по семейным обстоятельствам.
С уважением,
Парфёнова Е.П.
2.Сравните два фрагмента писем-поздравлений с Новым годом. Первое написано ученицей нашего класса, а второе девушкой, жившей в 19 веке своим родным. Какое письмо вам понравилось? Почему? А Дорогие родители! Поздравляю Вас с Новым годом. Желаю вам здоровья и счастья. Пусть сбываются все Ваши мечты.
С любовью, ваша дочь Настя. Б Милые и добрые мои маменька и папенька!
Позвольте поздравить Вас с Новым Годом и пожелать от всего сердца-нового счастья, а главное –здоровья.Новый год-счастливый для меня день, потому что я могу вместе с поздравлением высказать и мою любовь, и мою признательность моим добрым и дорогим родителям., пожертвовавшим многим для своей дочери, чтобы сделать из неё доброго человека. О вашей родительской доброте и о ваших ласках, заботах, попечениях я никогда забуду. Я люблю и уважаю Вас настолько, что без Вашего нет счастья и для меня...
Горячо любящая Вас и глубоко уважающая дочь Ваша
Мария Фёдоровна
Учитель: Ребята,процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта пишущего. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.
Поговорим с вами о том, каким требованиям должен отвечать текст письма. А для начала познакомимся с некоторыми очень важными понятиями.
Запись на доске
- Адресат-человек,которому адресовано послание.
- Адресант-тот, кто пишет послание.
Как вы думаете, ребята, какие задачи преследует адресант?
1.Сообщить
2.Поздравить
3.Извиниться
4.Поделиться впечатлениями, чувствами
5.Поблагодарить и.т.д.
-А теперь внимание! Предлагаю вам игру «Отгадай адресанта»
Учитель читает отрывки из произведений, в которых использованы тексты писем. Учащиеся должны назвать героя – отправителя, произведение и автора)
А
«Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили…
Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете… А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаз вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растет – чистая, шелковистая!..
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать… Так что вы за меня не переживайте…»
( Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
Б
«Милый дедушка Константин Макарыч! Пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался… Христом богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу…
Остаюсь твой внук, милый дедушка, приезжай».
( А.П.Чехов «Ванька»)
Композиция (построение) письма
1. Обращение. Начинать письмо следует с обращения к адресату. Оно сразу же задаёт нужный тон и определяет восприятие письма.
Например, широко принятое у нас слово «уважаемый» звучит нейтрально, с оттенком официальности, а «дорогой»-передаёт личную заинтересованность писавшего.
Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).
Слова приветствия:
Здравствуйте! Добрый день! Привет! Здорово! Приветствую вас! Салют! Разрешите с вами познакомиться. Здравствуй. Милый друг мой!
2.Вступление. Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить адресанта за ранее полученную корреспонденцию.
Если Вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.
Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».
3. Текст письма. Текст письма начинается с красной строки и с заглавной буквы.
С самого начала письмо должно брать читателя «за горло», полностью приковывать его внимание и не отпускать до последних строчек. И это не зависит от тематики письма – деловое или личное, оно должно отвечать современным требованиям и привлекать адресата. Расскажите о том, что Вас волнует, поделитесь своими радостями, проблемами и т.д. Важно, чтобы тот, кому ты пишешь, чувствовал, что он тебе интересен, что его дела для тебя важны..
*Следи за тем, чтобы мысль не перескакивала с одного на другое. Излагай то, чем хочешь поделиться, последовательно.
После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки Вашему адресату, чтобы дать возможность продолжить общение. Если Вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.
Кроме информации, что должно передать ваше письмо? (Чувства, эмоции )
4.Заключение(Заключительные формулы вежливости.) -выражение любви,уважения, почтения,преданности
Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Здесь могут быть два варианта.
Первый – вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо следующим образом:
- Искренне твой (ваш).
- Преданный тебе (вам).
- Твой (Ваш).
- Твой искренний друг.
- Любящий тебя.
- Твой любящий сын.
- Целую.
Второй. Недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:
- Искренне ваш.
- С почтением.
- С уважением.
5. Подпись отправителя. Письмо обязательно нужно подписать. Как? Кто пишет?
а) называется имя;
б) твой сын, твоя дочь - указывается степень родства.
Употребление притяжательных местоимений «твой», «твоя» подчеркивает особенный характер дружеского письма - теплый, доверительный, нежный.
6.Дата
7.Примечание. Если вы случайно забыли о чём-то написать, можно добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S., что означает: “после написанного”. Никогда не употребляйте шаблонных выражений “Жду ответа, как соловей лета”, “Найдёте ошибку – примите за улыбку”. Если хотите пошутить – шутите сами. Напишите своё, простое, нежели чужое, пустое
Упражнение «СОБЕРИ ПИСЬМО»
Задание(лежит на партах):восстановите письмо,распределив все его части.
1.Мы пишем тебе уже из Крыма.
2.Дорогая бабуля!
3.Ты представить себе не можешь, как здесь тепло и солнечно.
4. Я,наверное,немного увлеклась описанием, а тебе хочется узнать,как мы живём, едим ли фрукты,как себя чувствуем...
5Целую тебя, бабуля! Твоя внучка Даша.
6.Наш домик стоит на небольшом откосе, а внизу море. Знаешь, я сначала не могла заснуть:море немного штормило, и оно шумно накатывало на берег.Но сейчас всё спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится .Маме очень нравится море утреннее, когда оно кажется тёмным, непроснувшимся. Помнишь, как на известной картине Айвазовского?
7.Поэтому я передаю письмо маме, и она об этом расскажет...
Учитель :Ребята, а как вы думаете,что нужно сделать , чтобы письмо не затерялось и пришло вовремя к адресату?( Нужно уметь правильно, грамотно заполнять конверт.) Давайте мы этому поучимся.
Заполнение конверта.
Будьте внимательны:
нужно уметь на конверте четко и разборчиво написать адрес.
ЭТО ИНТЕРЕСНО.Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находиться в левом нижнем углу конверта. В индексе - шесть цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие - почтовое отделение
У учащихся на партах лежат индивидуальные конверты)
В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.
А вы знаете Как правильно подписывается конверт индекс своего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже - куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России.
Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
ВНИМАНИЕ
- Все адресные данные пишутся разборчиво чернилами
- Рекомендуется писать адресные данные печатными буквами
- В адресе не должно быть сокращенных названий
- Ребята! Рассмотрите внимательно, как заполнены адреса адресата и отправителя, сделайте вывод, в каком порядке заполняется адрес
- Наименование адресата (для граждан - фамилия, имя, отчество)
- Название улицы, номер дома, номер квартиры
- Название населенного пункта (город, поселок и т.п.)
- Название района
- Название республики, края, области, автономного округа (области)
- Название страны (для международных постовых отправлений)
- Почтовый индекс
А теперь,ребята, давайте вместе сформулируем правила,которым должно подчиняться написание письма.
- 1. Необходимо отвечать на все полученные письма.
- 2. Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата, исключить неправильное прочтение слова.
- Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю) .
4. Старайся писать ясно и просто.
5.Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
6.Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
7. Воспитанный человек не читает чужих писем.
8. Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить
9.Письмо-извинение пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично.
10.Письмо-соболезнование пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если Вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе.
По объёму письмо-соболезнование должно быть небольшим. Писать его следует от души, без использования красивых цитат, без разного рода вычурностей.
Подведение итогов урока
1.Итак, какую роль в жизни человека играют письма?
2.Должны ли современные средства связи вытеснить традиционное письмо?
-Безусловно, каждый культурный человек обязан не только знать правила написания и оформления писем, но и придерживаться этих правил.
- Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Что, кроме письма, может выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще?
!!!Пишите чаще письма своим близким, родным, знакомым, чтобы поделиться своими мыслями.переживаниями.
- О чем вы сегодня узнали и чему научились?
- А теперь самый главный вопрос. У кого появилось желание написать письмо?
- Я рада, что желающих писать письма в нашем классе достаточно много.
- Кому же написать письмо, если все близкие люди и друзья живут рядом? Спросите вы?
-Давайте поучаствуем в конкурсе, проводимом «Почтой России». Ежегодно с 9 по 15 августа проводится Всероссийский конкурс «Лучший урок письма».
Организаторами проведения конкурса являются: ФГУП «Почта России» и ЗАО «Редакция « Учительской газеты».
- Я верю, что письма у вас получаться искренними и интересными.
- Дом .задание: написать письмо на одну из тем :
- «Письмо ветерану»;
- «Письмо моему учителю»;
- «Письмо Президенту»;
- «Мой любимый вид спорта»;
- «Письмо другу. Однажды со мной случилось…»;
- «Хочу рассказать тебе о своем родном крае»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. «Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
Урок развития речи.Воспитание бережному отношению к животным....
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"
Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....
Урок развития речи по русскому языку в 10 классе
Обучение учащихся эпистолярному жанру. Письмо от имени жителя города Калинова о событиях летом 1859 года, случившихся с Катериной Кабановой....
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...