Урок развития речи по русскому языку в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Обучение учащихся эпистолярному жанру. Письмо от имени жителя города Калинова о событиях летом 1859 года, случившихся с Катериной Кабановой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 10 классе | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка и литературы в 10 классе
Урок развития речи
Русский язык и литература.
Тема: Сочинения разных жанров: письмо
Цель: раскрыть свою точку зрения на события в произведении
А.Н. Островского «Гроза»
Задачи:
обучающие: - познакомить учащихся с формой письма и его оформлением
- дать понятие основным признакам жанра
- познакомить с письмами А.С.Пушкина, И.С. Тургенева.
- дать представление об особенностях стилистики писем
А.С.Пушкина и И.С. Тургенева;
- обозначить, где используется открытое письмо (романы,
публицистика, критика)
развивающие: - познакомить с произведениями, написанными в
эпистолярном жанре ( «Письма русского путешествен-
ника» Н.М.Карамзина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина,
«Бедные люди» Ф.М.Достоевского);
- совершенствовать умение работать с авторским словом;
- развивать умение эмоционально откликаться на художест-
венное слово
- развивать культуру общения и речи;
воспитательные:- воспитывать у учащихся негативное отношение к
отрицательным качествам человека;
- воспитывать у учащихся отсутствие боязни, стеснения
высказывать собственное мнение.
Тип урока: развитие речи
Вид урока: практикум
Оборудование: - раздаточный материал (письма А.С.Пушкина,
И.С.Тургенева)
- книги Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского
- пьеса А.Н. Островского «Гроза»
В кн. Островский А.Н. Драматургия – М.:АСТ: Астрель,
2008, с.72-132
- чистые листы формата А4
Приложение
- Ксерокс писем А.С.Пушкина, И.С. Тургенева
- Копии обложек книг, представленных классу
- Письма учеников
Урок №1
Ход урока
Доска Сочинения разных жанров: письмо
1. Организационный момент
2. Введение в тему.
Записать тему урока.
Беседа
Проблемные вопросы:
а). Какие жанры литературы вы знаете?
б). Что вы знаете об эпистолярном жанре?
в). Давно ли вы писали письма?
г). Как оформляется письмо?
д). Какие темы могут освещаться в письме?
е). Что представляют собой открытые письма?
Практическая работа № 1
1. Слово учителя:
Познакомимся с некоторыми книгами, написанными в эпистолярном жанре.
Книга «Письма русского путешественника» Карамзина Н.М.
М.: Из-во «Правда», 1980, 606с.
2. Комментарий ученика с использованием интерактивной доски. В 1789 году Карамзин Н.М. отправляется в путешествие за границу, которое длилось больше года. Он посетил Германию, Англию, Францию, Швейцарию. Итогом путешествия стала эта книга. Для избрания жанра путевых «писем» оказала влияние уже сложившаяся в европейской литературе традиция (Дефо, Свифт, Смоллет). Структуру жанра отличает динамизм, отсутствие нормативности, изображение точно увиденного, реальную действительность. Автор беседует с читателями. Это открытые письма.
Книга А.С. Пушкина «Роман в письмах».
М.: «Советская Россия»,1984, 43 – 56с.
3.Комментарий ученика с использованием интерактивной доски.
Неоконченный роман сохранился в черновой рукописи.
Вероятно, время написания 1829 год, т.к. им датировано 5-ое письмо.
Черновик находится в тетради среди набросков «Путешествия Онегина».
По некоторым замечаниям автора, роман писался во второй половине октября или в первых числах ноября, когда Пушкин А.С. гостил в имении П.И. Вульфа в Тверской губернии. Из названия произведения можно судить, что он представляет собой переписку на житейские темы. Десять писем подруг Лизы и Саши друг другу и переписка Владимира со своим другом.
Книга «Бедные люди» Ф.М.Достоевского.
М.: Из-во «Правда», 1982, 19-150с.
4 Комментарий ученика с использование интерактивной доски Оригинальный роман в письмах, где повествование дается в форме переписки.
Повествовательная манера, избранная Ф.М.Достоевским является, пожалуй, единственно возможным способом правдоподобного анализа
внутреннего мира героев, соответствует их характерам. Макар Девушкин – человек не только бедный, но и бесправный. Он лишен права иметь собственное мнение и тем более излагать свои суждения. В его положении письма – единственная возможность самораскрытия. Он может не торопясь, наедине, не стесняясь изложить Вере то, что с ним только что произошло, и давно пережитое им, и даже то, что он осмелился думать о жизни. Каждое из писем героев – это как бы отдельный кадр, изображающий разрозненные моменты внутренней жизни. Из них складывается представление о жизненном укладе героев романа.
- Создание учебно-проблемной ситуации
Практическая работа № 2
Знакомство с письмами писателей
1. А.С.Пушкин «Письмо к издателю «Литературных прибавлений к русскому инвалиду».
В кн. А.С.Пушкин. Избранные произведения- Минск: Учебно-педагогическое из-во БССР, 1953, с.629
2. Письмо А.С.Пушкина к «Неизвестной» 1822 г. ( Комментарий)
В кн. Временник пушкинской комиссии № 1. Пушкин – М.: Из-во Академии наук СССР, 1936, с.227- 230
3. Письмо И.С.Тургенева к М.Е.Салтыкову – Щедрину 3 января 1876 г.
В кн. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике – Л.: Из-во ленинградского университета, 1986, с.31
Комментирование и обсуждение.
Проблемные вопросы
- Каковы основные признаки жанра? Запишите свои выводы.
- Какой стиль может быть использован в эпистолярном жанре?
- Какой тип речи наиболее характерен?
- Что значит слово «эпистол»? (Послание)
Слово учителя:
Сегодня мы попробуем написать письмо. Предлагаю составить памятку
для ученика, пишущего сочинение в эпистолярном жанре
Доска
Памятка
1.Сформулировать тему Мои размышления о том, что
произошло в городе Калинове.
2.Определить авторов переписки Житель города Калинова (ученик)
и жительница Петербурга (учитель)
3. Выбрать стиль Художественный
4. Оформление письма.
Работаем на листе формата А4
Доска
Город Калинов
Данные отправителя Ноябрь. 14,1859 г.
Четверг, днем
А) Обращение (возможны варианты: любезная, почтеннейшая…, сударыня.)
Б) Текст письма (с красной строки)
Сообщение о себе и семье.
- Тема
- Прощание
Вопросы к адресату о его жизни, пожелания, просьбы.
В) Дата, подпись
Г) P.S. ( если надо что-то добавить)
Урок № 2
Пишем сочинение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. «Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
Урок развития речи.Воспитание бережному отношению к животным....
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"
Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...
урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец работы творческой группы уч...