Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : « Степени сравнения наречий»
Цели урока (закрепление изученного материала) Образовательные: 1. Сопоставление формы степеней сравнения наречий и прилагательных, развивать умение отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных сравнительной степени.
2. Развивать приёмы распознавания морфологических омонимов, усвоение нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени.
Развивающие: Содействовать развитию у детей способности различать степени сравнения частей речи, помочь учащимся в развитии навыков самостоятельной работы, развивать воображение, обогащать речь.
Воспитательные: Воспитывать культуру грамотного письма и речи, пробудить интерес к окружающей природе.
Оборудование – таблица, карточки, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
. Постановка цели урока.
- Что изучали на предыдущем уроке? Что такое наречие?
Какие степени сравнения есть у наречий? С какой частью речи похожи наречия?
Схема –таблица на проекторе: степени сравнения прилагательных и наречий.
Сделайте вывод: чем они похожи и чем различны? Какую проблему предстоит нам решить сегодня на уроке?
(можете посоветоваться с соседом, который сидит сзади) Слушаем выводы..
А хотите послушать сказку о наречии? Во время прослушивания выпишите имена наречий, которые спорят.
Кто важнее?
В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям. Наречия любили всё время спорить друг с другом, кто важнее. - Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать ПО- ЗАЯЧЬИ. - А стоит представить меня, - хвастается другое,- так СРАЗУ всё исполнится. А вот ты КОГДА собираешься помогать людям? - обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле. - КОГДА-НИБУДЬ.- лениво отвечает то. А я очень люблю вредить всем, растягивая слова, вставляет наречие ЕЛЕ-ЕЛЕ. - Стоит меня подставить. Так всё делается медленно. - и я тоже!-крикнуло наречие КОЕ-КАК. Стоит мне встать вместе с глаголом, так всё дело портится. Но тут вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул: «Где же наречие ЯРКО?» - Почему оно нам не поможет?-воскликнули другие. - А зачем я вам ?-спросило наречие ЯРКО. – Выже думаете, что являетесь ВАЖНЕЕ ВСЕХ! Наречия покраснели. Стыдно им стало за своё хвастовство.
Ребята, вы внимательно слушали сказку?
А теперь вспомните, какие наречия хвастались?(по- заячьи,кое-как, сразу, когда-нибудь, еле-еле).
Мы знаем, что наречия легко образуются от других частей речи, потому что они появились в русском языке позже других частей речи. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова и образовываться от них. Чаще всего они образуются от прилагательных
Как отличить прилагательное в сравнительной степени от наречия в сравнительной степени? ( наречия в сравнительной степени зависят от глагола и отвечают на вопрос как? В предложении являются обстоятельством. Прилагательные отвечают на вопрос каков? Какова?и др.
К нам в начале урока пришло слово ЯРКО. Оно не хочет дружить с этими хвастунишками, потому что оно оканчивается на О и может иметь степень сравнения. Оно не просто так пришло. Какое сейчас время года наступает?( весна). Весной пробуждается природа. Дни становятся длиннее , а ночи короче. Да и солнышко пригревает уже по-весеннему, ярко. Давайте и определим. Какой частью речи оно будет являться в разных предложениях..(предложение записано на доске) Сегодня солнце светит ярче, чем вчера. Сегодня солнце ярче, чем вчера. (работа в группах. )
Определим. какой частью речи будет являться слово ярче в этих предложениях. Выработайте алгоритм определения части речи(последовательность действий: что нужно сделать, чтобы определить:наречие или прилагательное .Что для этого нужно?( задать вопрос) От какой части речи зададим его в 1 предложении? А во втором? На разные вопросы они отвечают?(да) Но вот теперь понятно, как их различать? Давайте сделаем вывод6 наречия в сравнительной степени отвечают на вопрос как и зависят от глагола, в предложении являются обстоятельством. А теперь попробуйте сами определить, какими членами предложения являются выделенные слова.
Всё светлее и ярче лучи солнца освещали вершины снежных гор.(на доске)
1. подчеркнуть в предложении все члены и определить, какой частью речи они выражены.
2. Произвести синтаксический разбор этого предложения.
А теперь посмотрим на остальные формы степеней сравнения. Что между ними общего и чем они отличаются?
Орфографическая зоркость(определите в стихотворении наречия в сравнительной степени) 1. Прочитайте стихотворение. 2. Какое слово всё время повторяется? 3. Да. Эти слова одинаковы по написанию. Но лексическое значение у них разное..
4. Выпишите словосочетания, чтобы слово ЧАЩЕ являлось наречием, прилагательным в краткой форме и существительным.( в зелёной чаще, звучанье чаще, поёт чаще) - на доске
В зелёной чаще-
чаще Звучанье соловья.
Весна. Доволен я.
Брожу по тёмной чаще,
А соловей всё чаще
Поёт на склоне дня.
Всё чаще, слаще в чаще
Звучанье соловья.
Наречия в сравнительной степени встречаются в пословицах карточки).Допишите слова, определите, какой частью речи они будут являться. Утро вечера ----------( мудренее) Старый друг ---------новых двух. -----едешь,----будешь.
Найти в тексте предложения с наречиями и прилагательными в различных степенях сравнения.
Самое быстрое млекопитающее.
Самым быстрым млекопитающим среди четвероногих считается гепард, скорость которого на коротких дистанциях может достигать 112 км\ч. За ним следует антилопа -96км\ч. Гепард бегает в три раза быстрее самого быстрого человека -спринтера, и даже не каждый автомобиль его догонит! Но животные быстро устают и останавливаются на отдых.
ИТОГ. Услышим скоро мы звонок Пора заканчивать урок.
О чём мы говорили на уроке? Как отличить прилагательное в сравнительной степени от наречия в сравнительной степени? От каких наречий можно образовать различные формы сравнительной степени?
Благодарю за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...