Урок русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор предложения с однородными членами".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Дасова Рамиля Зинатулловна

Урок, завершающий тему "Однородные члены предложения", в процессе которого обобщаются знания об однородных членах и знаках препинания при них. Учащиеся знакомятся с порядком синтаксического разбора таких предложений, учатся производить устный и письменный разбор. Занятие направлено на развитие пунктуационной зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8А классе.

Тема урока: Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Цели урока:

1)  обобщить знания учащихся об однородных членах, знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него;

2) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора  предложения с однородными членами;

3) научить производить устный и письменный разбор указанных предложений;

4) развивать пунктуационную зоркость;

5)  развивать познавательную активность учащихся;

6) повысить мотивацию  учебной деятельности через использование ИКТ;


7) воспитывать любовь и уважение к русскому языку и родному краю.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме «Однородные члены» и научимся производить синтаксический разбор предложений с однородными членами.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

2. Опрос.

1) Давайте вспомним, чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями и обращениями).

2) Какие члены предложения называются однородными?

3) Все ли члены предложения могут быть однородными?

4) Как связываются однородные члены в предложении? (Перечислительной интонацией и сочинительными союзами или только интонацией).

5) Какова пунктуация в предложениях с однородными членами?

6) Какие слова называются обобщающими? Какие знаки препинания могут встретиться в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

Проверка домашнего задания – упр.273 (зачитывание предложений из учебников с обобщающими словами при однородных членах)

3. Задание «Найдите соответствия» (Работа в парах)

- Подберите соответствия. Какие предложения соответствуют данным схемам? Знаки препинания не расставлены.

(Слайд  2)

 Работа с предложениями (распечатка раздается каждой паре учеников)

  1. Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. (В.Белинский.)
  2. От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры.( Я.Смеляков.)
  3. Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта. (К.Симонов.)
  4. Аист то улетал на болото то стоял около гнезда на сучке поджав под себя одну ногу. (Г.Скребицкий.)
  5. Белая куропатка отыскивает себе корм замерзшие ягоды семена почки. (И. Соколов-Микитов.)
  6. И солнце и зеленые травы и запахи сероватого утра и реки все Сергею было родное до слез родное. (И.Акулов.)
  7. Но теперь в начале марта все и овраг и лес и поляна было укрыто голубым снегом.(Г.Скребицкий.)

После выполнения самопроверка по образцу (Слайд 3)

4. Работа с текстом.

(1) Казань – столица Татарстана. (2)Этот город насчитывает тысячелетнюю историю и является одним из самых крупных, развитых и известных городов России.(3) Ежегодно его посещают тысячи туристов. (4)Их привлекает в нашем городе все: и богатая история, и красивая архитектура, и интересные люди. (5)Казанский Кремль и башня Сююмбике, мечети и церкви, красивые парки и скверы, фонтаны и памятники – ничто не оставляет равнодушными посетителей нашего любимого города.

(6)Казань прославилась на весь мир еще и как спортивная столица. Самые значительные события последнего времени:   Универсиада-2013, Чемпионат по водным видам спорта, прошедший летом прошлого года, многочисленные  соревнования по хоккею,  и футболу, и баскетболу – проходили именно здесь.  (7)Не за горами и другое важное мероприятие  мирового масштаба – Чемпионат мира по футболу. (8)Мы гордимся нашими спортсменами: легкоатлеткой Юлией Зариповой, стрелком Василием Мосиным, рапиристкой Камиллой Гафурзяновой, пловчихой Эльвирой Хасяновой.

(9)Люди, живущие в Казани, выступают за здоровый образ жизни, культуру и спорт. (10)Пусть наш город ждет светлое будущее и процветание!

- Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.

- Подчеркните в предложениях однородные члены.

- Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема – город Казань. Основная мысль – любовь к родному городу и гордость за него).

- Назовите предложения, в которых есть обобщающие слова при однородных членах. Составьте схемы этих предложений. (4,5,6). Объясните расстановку знаков препинания.

- Одинаково ли условие постановки тире в 5,6 предложениях и в предложении 1? (Нет, в первом предложении тире между подлежащим и сказуемым).

- Запишите предложение:

Ни строители города, ни спортсмены, ни ученые никогда не уйдут из благодарной памяти жителей Казани.

- Нужно ли ставить в этом предложении тире? Обоснуйте свою точку зрения. (Нет, не нужно. Здесь нет обобщающего слова. И однородные члены, и обобщающее слово являются одним и тем же членом предложения, а здесь однородные подлежащие и обстоятельство времени).

- Запишите свое предложение о нашем городе с однородными членами.

5. Физкультминутка для глаз.

5. Новый материал. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

- Вспомните порядок разбора и характеристику простого предложения.

(Слайд 4)

- Ознакомьтесь с содержанием параграфа 45 учебника. (Самостоятельная работа).

6. Закрепление.

1. Упр.276.

В это время несколько учеников (одаренные) разбирают другое предложение.

Холмистые поля долины речек еловые леса с запутанными тропами и милые березовые рощи как бы приглашающие к себе в гости навсегда останутся в душе русского человека.

2. Правильно ли разобрано предложение и составлена схема? (На обратной стороне доски)

Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей и жизнь иную. (Повеств., невоскл.,простое, двусост., распр., осложнено одн. дополнениями).

[  и О, и О, и О, и О, и О].

(Нет, неправильно. Перед последним союзом И запятая не нужна, так как здесь два ряда однородных дополнений).

[  и О, и О, и О, и О О и О].

3.  Важно не только умение самим правильно расставлять знаки препинания, но и умение видеть пунктуационные ошибки.

Найдите ошибки в расстановке знаков препинания. Во всех ли предложениях они допущены? (Слайд 6)

Резерв: самостоятельная работа (тест – нахождение предложений с пунктуационными ошибками)

7. Рефлексия.

-Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Чему вы научились сегодня? Что вызвало затруднение?

Домашнее задание: параграф 45, упр.277 (слайд 7)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Слайд 2

Найдите соответствия. Какие предложения соответствуют предложенным схемам? А) [ и О, и О, и О, и О - ]. Б ) […О, О и О…]. В) [ … то О, то О, …]. Г) [ О : О, О, О ]. Д) [ О и О, О и О …]. Е) [ … и О, и О, и О, и О …]. Ж) [ : : и О, и О, и О - …].

Слайд 3

Самопроверка. Образец ответа А – 6 Б – 1 В – 4 Г - 5 Д – 2 Е – 3 Ж - 7

Слайд 4

Характеристика простого предложения По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). По эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное). По количеству грамматических основ (простое, сложное).

Слайд 5

4. По составу грамматической основы ( двусоставное, односоставное ). 5. По наличию второстепенных членов ( распространенное, нераспространенное). 6. По наличию осложнений ( осложнено …., неосложненное ). 7. По наличию всех членов предложения, достаточных для понимания ( полные , неполные ).

Слайд 6

Сравните по образцу Ветер осенний в лесах подымается , Шумно по чащам идет , Мертвые листья срывает и весело В бешеной пляске несет . ( Повеств ., невоскл ., простое, двусост ., распр., осложнено одн . сказуемыми, полное). [ О, О, О и О ].

Слайд 7

Найдите ошибки в расстановке знаков препинания при однородных членах По горам, по долам, и в белый день, и по ночам наш витязь едет непрестанно. Хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке, или за рыбной ловлей, или на отдыхе. А дождь так и сыплет, так и сечет все чаще, и чаще, и дробит кровли , и окна сильней и сильней. Уже не стало видно: ни земли, ни деревьев, ни неба. Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта, так и начинающим.

Слайд 8

Домашнее задание: параграф 45, упр.277 Благодарю за работу !

Слайд 10

Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной схеме: [О и О, О и О, О и О - ]. •

Слайд 11

Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной схеме: [ : О, О и О, О и О – … ]. •


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"

Первый урок по теме "Однородные члены предложения" по программе Разумовской. Введено понятие "Градация", использованное для словарно-орфографической работы....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "однородные члены предложения"

Данная презентация иллюстрирует каждый этап урока по теме "Однородные члены предложения"...

Урок русского языка в 8 классе "Обобщение темы "Однородные члены предложения"

Урок построен на частичном  анализе текстов, подобранных и выполенных самими учащимися. Содержит небольшую проверочную тестовую работу. ...

разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложений"

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения" в 8 классе....

Урок русского языка в 8 классе по теме:"Однородные члены предложения"

Урок-игра на повторение и обобщение изученного по теме "Однородные члены предложения"...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения".

Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения" по учебнику «Русский язык. 8 класс» авторов Львовой С. И., Львова В. В....