Урок русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор предложения с однородными членами".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок, завершающий тему "Однородные члены предложения", в процессе которого обобщаются знания об однородных членах и знаках препинания при них. Учащиеся знакомятся с порядком синтаксического разбора таких предложений, учатся производить устный и письменный разбор. Занятие направлено на развитие пунктуационной зоркости.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8А классе.
Тема урока: Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Цели урока:
1) обобщить знания учащихся об однородных членах, знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него;
2) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
3) научить производить устный и письменный разбор указанных предложений;
4) развивать пунктуационную зоркость;
5) развивать познавательную активность учащихся;
6) повысить мотивацию учебной деятельности через использование ИКТ;
7) воспитывать любовь и уважение к русскому языку и родному краю.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме «Однородные члены» и научимся производить синтаксический разбор предложений с однородными членами.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
2. Опрос.
1) Давайте вспомним, чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями и обращениями).
2) Какие члены предложения называются однородными?
3) Все ли члены предложения могут быть однородными?
4) Как связываются однородные члены в предложении? (Перечислительной интонацией и сочинительными союзами или только интонацией).
5) Какова пунктуация в предложениях с однородными членами?
6) Какие слова называются обобщающими? Какие знаки препинания могут встретиться в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?
Проверка домашнего задания – упр.273 (зачитывание предложений из учебников с обобщающими словами при однородных членах)
3. Задание «Найдите соответствия» (Работа в парах)
- Подберите соответствия. Какие предложения соответствуют данным схемам? Знаки препинания не расставлены.
(Слайд 2)
Работа с предложениями (распечатка раздается каждой паре учеников)
- Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. (В.Белинский.)
- От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры.( Я.Смеляков.)
- Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта. (К.Симонов.)
- Аист то улетал на болото то стоял около гнезда на сучке поджав под себя одну ногу. (Г.Скребицкий.)
- Белая куропатка отыскивает себе корм замерзшие ягоды семена почки. (И. Соколов-Микитов.)
- И солнце и зеленые травы и запахи сероватого утра и реки все Сергею было родное до слез родное. (И.Акулов.)
- Но теперь в начале марта все и овраг и лес и поляна было укрыто голубым снегом.(Г.Скребицкий.)
После выполнения самопроверка по образцу (Слайд 3)
4. Работа с текстом.
(1) Казань – столица Татарстана. (2)Этот город насчитывает тысячелетнюю историю и является одним из самых крупных, развитых и известных городов России.(3) Ежегодно его посещают тысячи туристов. (4)Их привлекает в нашем городе все: и богатая история, и красивая архитектура, и интересные люди. (5)Казанский Кремль и башня Сююмбике, мечети и церкви, красивые парки и скверы, фонтаны и памятники – ничто не оставляет равнодушными посетителей нашего любимого города.
(6)Казань прославилась на весь мир еще и как спортивная столица. Самые значительные события последнего времени: Универсиада-2013, Чемпионат по водным видам спорта, прошедший летом прошлого года, многочисленные соревнования по хоккею, и футболу, и баскетболу – проходили именно здесь. (7)Не за горами и другое важное мероприятие мирового масштаба – Чемпионат мира по футболу. (8)Мы гордимся нашими спортсменами: легкоатлеткой Юлией Зариповой, стрелком Василием Мосиным, рапиристкой Камиллой Гафурзяновой, пловчихой Эльвирой Хасяновой.
(9)Люди, живущие в Казани, выступают за здоровый образ жизни, культуру и спорт. (10)Пусть наш город ждет светлое будущее и процветание!
- Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.
- Подчеркните в предложениях однородные члены.
- Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема – город Казань. Основная мысль – любовь к родному городу и гордость за него).
- Назовите предложения, в которых есть обобщающие слова при однородных членах. Составьте схемы этих предложений. (4,5,6). Объясните расстановку знаков препинания.
- Одинаково ли условие постановки тире в 5,6 предложениях и в предложении 1? (Нет, в первом предложении тире между подлежащим и сказуемым).
- Запишите предложение:
Ни строители города, ни спортсмены, ни ученые никогда не уйдут из благодарной памяти жителей Казани.
- Нужно ли ставить в этом предложении тире? Обоснуйте свою точку зрения. (Нет, не нужно. Здесь нет обобщающего слова. И однородные члены, и обобщающее слово являются одним и тем же членом предложения, а здесь однородные подлежащие и обстоятельство времени).
- Запишите свое предложение о нашем городе с однородными членами.
5. Физкультминутка для глаз.
5. Новый материал. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.
- Вспомните порядок разбора и характеристику простого предложения.
(Слайд 4)
- Ознакомьтесь с содержанием параграфа 45 учебника. (Самостоятельная работа).
6. Закрепление.
1. Упр.276.
В это время несколько учеников (одаренные) разбирают другое предложение.
Холмистые поля долины речек еловые леса с запутанными тропами и милые березовые рощи как бы приглашающие к себе в гости навсегда останутся в душе русского человека.
2. Правильно ли разобрано предложение и составлена схема? (На обратной стороне доски)
Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей и жизнь иную. (Повеств., невоскл.,простое, двусост., распр., осложнено одн. дополнениями).
[ и О, и О, и О, и О, и О].
(Нет, неправильно. Перед последним союзом И запятая не нужна, так как здесь два ряда однородных дополнений).
[ и О, и О, и О, и О О и О].
3. Важно не только умение самим правильно расставлять знаки препинания, но и умение видеть пунктуационные ошибки.
Найдите ошибки в расстановке знаков препинания. Во всех ли предложениях они допущены? (Слайд 6)
Резерв: самостоятельная работа (тест – нахождение предложений с пунктуационными ошибками)
7. Рефлексия.
-Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Чему вы научились сегодня? Что вызвало затруднение?
Домашнее задание: параграф 45, упр.277 (слайд 7)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите соответствия. Какие предложения соответствуют предложенным схемам? А) [ и О, и О, и О, и О - ]. Б ) […О, О и О…]. В) [ … то О, то О, …]. Г) [ О : О, О, О ]. Д) [ О и О, О и О …]. Е) [ … и О, и О, и О, и О …]. Ж) [ : : и О, и О, и О - …].
Самопроверка. Образец ответа А – 6 Б – 1 В – 4 Г - 5 Д – 2 Е – 3 Ж - 7
Характеристика простого предложения По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). По эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное). По количеству грамматических основ (простое, сложное).
4. По составу грамматической основы ( двусоставное, односоставное ). 5. По наличию второстепенных членов ( распространенное, нераспространенное). 6. По наличию осложнений ( осложнено …., неосложненное ). 7. По наличию всех членов предложения, достаточных для понимания ( полные , неполные ).
Сравните по образцу Ветер осенний в лесах подымается , Шумно по чащам идет , Мертвые листья срывает и весело В бешеной пляске несет . ( Повеств ., невоскл ., простое, двусост ., распр., осложнено одн . сказуемыми, полное). [ О, О, О и О ].
Найдите ошибки в расстановке знаков препинания при однородных членах По горам, по долам, и в белый день, и по ночам наш витязь едет непрестанно. Хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке, или за рыбной ловлей, или на отдыхе. А дождь так и сыплет, так и сечет все чаще, и чаще, и дробит кровли , и окна сильней и сильней. Уже не стало видно: ни земли, ни деревьев, ни неба. Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта, так и начинающим.
Домашнее задание: параграф 45, упр.277 Благодарю за работу !
Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной схеме: [О и О, О и О, О и О - ]. •
Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной схеме: [ : О, О и О, О и О – … ]. •
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"
Первый урок по теме "Однородные члены предложения" по программе Разумовской. Введено понятие "Градация", использованное для словарно-орфографической работы....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "однородные члены предложения"
Данная презентация иллюстрирует каждый этап урока по теме "Однородные члены предложения"...
Урок русского языка в 8 классе "Обобщение темы "Однородные члены предложения"
Урок построен на частичном анализе текстов, подобранных и выполенных самими учащимися. Содержит небольшую проверочную тестовую работу. ...
разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложений"
Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения" в 8 классе....
Урок русского языка в 8 классе по теме:"Однородные члены предложения"
Урок-игра на повторение и обобщение изученного по теме "Однородные члены предложения"...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения".
Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения" по учебнику «Русский язык. 8 класс» авторов Львовой С. И., Львова В. В....