Урок русского языка в 8 классе по теме:"Однородные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Кузнецова Елена Васильевна

Урок-игра на повторение и обобщение изученного по теме "Однородные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по русскому языку в 8а классе.

Тема: «Однородные члены предложения».

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Однородные члены предложения»;
  • совершенствовать различные виды самостоятельной работы;
  • развивать положительную мотивацию к изучению русского языка;
  • развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
  • воспитание внимательности, умения работать коллективно.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
  • Музыкальный файл с песней Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая»

Методические приемы: соревнование команд, самостоятельная работа учеников, занимательные задания

                                                              Ход урока

I Организационный момент

II. Орфографическая разминка:

  -  По какой теме мы будем сегодня работать, вы назовете сами, выполнив следующее задание:

- Вставьте орфограммы в словах:

1. Г…сударство                         8. Те…нис

2. Праз…ник                              9. Синиц…н

3. Сверс…ик                              10. Б…речь

4. К…либри                               11. Обла…ный

5.  Тер…аса                                12. Ко…лектив

6. Д…кумент                             13. Л…карство

7.  Звёз…ный                            14. Краше…ый

                                                    15. Без…нтересный

- Подпишите  под цифрами буквы по порядку.

Однородные члены.

III. Актуализация знаний, умений и навыков.

- Итак, на прошлых уроках вы работали по теме: «Однородные члены предложения», учились правильно ставить знаки препинания при них. Сегодня мы с вами обобщим все полученные ранее знания, но не в обычной форме, а в виде урока- соревнования.  Для этого необходимо каждому ряду выбрать капитана и сформировать команду.

Прежде, чем начать соревноваться, я хочу проверить вашу готовность.            

 - Какими признаками обладают однородные члены предложения?     

– При помощи каких союзов соединяются однородные члены предложения?
– Как отличить однородные определения от неоднородных?
– Когда ставятся запятые при однородных членах? Когда не ставятся?
– Расскажите о знаках препинания при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения.

IV. Работа по теме.

- А теперь мы переходим к работе в командах. (По 1 баллу в виде жетона получает команда за каждый быстрый и правильный ответ, капитан подсчитывает баллы)

Задание 1. (Карточка 1) Выпишите однородные члены вместе с теми словами, от которых они зависят; подчеркните эти слова. Поясните, какими членами предложения являются однородные члены. Объясните постановку знаков препинания.

  • Медуница открыла чемоданчик, и в комнате сразу запахло не то йодом, не то другим каким-то лекарством.
  • Синеглазка отклеила пластырь, обрезала ножницами в виде кружка и приклеила обратно на лоб.
  • Павел аккуратен и исполнителен не только в учении, но и в спорте.
  • Он с наслаждением глядел на прозрачное синее небо, на свежую зеленую травку.
  • В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане.
  • Незнайка и Кнопочка обернулись назад и увидели, что на щеках, на лбу, на носу и даже на ушах у Пестренького появились грязные пятна и полосы.
  • Он был высоким, толстым, неказистым человеком.
  • Всё вдруг утонуло в холодном, колючем снежном вихре.

- Назовите однородные и неоднородные определения. Объясните, в чём их различие.

Задание 2. Напишите под диктовку предложения и объясните, почему в одних случаях перед союзом И нужно ставить запятую, а в других нет. Объясните графически, составив схемы предложений.

  • По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.
  • Видны были только верхушки деревьев и извилистый край противоположного берега.
  • Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным.
  • Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
  • Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту. 
  • Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети – вышли встречать

пароход.

Задание 3. (Карточка 2) Продолжить предложения так, чтобы союз И соединял 1) однородные члены и 2) части сложного предложения, составить схемы получившихся предложений:

  • У него были разные музыкальные инструменты и…
  • Дверь бесшумно отворилась и …
  • Солнышко только что поднялось над крышами домов и …

  Музыкальная пауза.

Звучит песня Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая»

- Выпишите из песни однородные члены предложения.  

 - В чем помогают поэту однородные члены предложения? Определите их роль в тексте.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Комментарий : Перечисление однородных членов предложения, выраженных сказуемыми, помогает, с одной стороны, показать динамику действий, с другой стороны, создает не только внешний, но и внутренний портрет героев. Также мы видим такую стилистическую фигуру, как градация, то есть расположение слов в порядке нарастания их смыслового или эмоционального значения.

Задание 4. Проверочная работа

-  Ребята, а какое событие наша страна отмечает в этом году?  (70 лет Победы в ВО войне)

Перед вами текст из книги «Повесть о настоящем человеке». (Карточка 3)                          

  – Кто автор этой книги?                                                                                                  

  – Кто является главным героем этого произведения? Что вы знаете о нём?

 - Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, графически объясните их постановку.

Св…ркая и искрясь осыпался иней с др…весных  вершин  сбитых  падением  самолета. Тягучая   и влас…ная тишина овладела лесом…

   Медведь был велик стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями

т…рчала на его впалых боках сосульками свисала  с  тощ…го  поджар…го

зада. В этих краях с осени бушевала война. Она проникла даже  сюда,  в

заповедную глушь…

Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимнюю спячку и вот теперь бр…дил он голодный и злой по

лесу не зная покоя.

   Медведь ост…новился на опушке, там,  где  только  что  стоял  лось.

Понюхал его свежие вкусно пахнущие следы тяжело  и  жадно  задышал

двигая впалыми боками пр…слушался.

Проверка выполненной работы. Оценивание.

Подведение итогов урока. 

При помощи сигнальных карточек (красных и синих) учащиеся дают ответы на вопросы, подтверждают правильность суждения.

  • Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос;
  • Союз НО – противительный;
  • Однородные члены предложения могут соединяться подчинительными союзами;
  • После обобщающего слова, стоящего перед однородными членами предложения, ставится двоеточие;
  • Перед союзом ИЛИ всегда ставится запятая;
  • Сочинительные союзы делятся на 3 группы: соединительные, разделительные, противительные;
  • Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения;
  • Между однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые.

Определение победителей, награждение команд. 

 Домашнее задание

1. Вставьте орфограммы в словах

1. Г…сударство                         8. Те…нис

2. Праз…ник                              9. Синиц…н

3. Сверс…ик                              10. Б…речь

4. К…либри                               11. Обла…ный

5.  Тер…аса                                12. Ко…лектив

6. Д…кумент                             13. Л…карство

7.  Звёз…ный                            14. Краше…ый

                                                    15. Без…нтересный

2. Выпишите однородные члены вместе с теми словами, от которых они зависят; подчеркните эти слова. Поясните, какими членами предложения являются однородные члены. Объясните постановку знаков препинания.

  • Медуница открыла чемоданчик, и в комнате сразу запахло не то йодом, не то другим каким-то лекарством.
  • Синеглазка отклеила пластырь, обрезала ножницами в виде кружка и приклеила обратно на лоб.
  • Павел аккуратен и исполнителен не только в учении, но и в спорте.
  • Он с наслаждением глядел на прозрачное синее небо, на свежую зеленую травку.
  • В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане.
  • Незнайка и Кнопочка обернулись назад и увидели, что на щеках, на лбу, на носу и даже на ушах у Пестренького появились грязные пятна и полосы.
  • Он был высоким, толстым, неказистым человеком.
  • Всё вдруг утонуло в холодном, колючем снежном вихре.

3. Продолжить предложения так, чтобы союз И соединял 1) однородные члены и 2) части сложного предложения, составить схемы получившихся предложений:

  • У него были разные музыкальные инструменты и…
  • Дверь бесшумно отворилась и …
  • Солнышко только что поднялось над крышами домов и …

4. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, графически объясните их постановку.

Св…ркая и искрясь осыпался иней с др…весных  вершин  сбитых  падением  самолета. Тягучая   и влас…ная тишина овладела лесом…

   Медведь был велик стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями

т…рчала на его впалых боках сосульками свисала  с  тощ…го  поджар…го

зада. В этих краях с осени бушевала война. Она проникла даже  сюда,  в

заповедную глушь…

Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимнюю спячку и вот теперь бр…дил он голодный и злой по

лесу не зная покоя.

   Медведь ост…новился на опушке, там,  где  только  что  стоял  лось.

Понюхал его свежие вкусно пахнущие следы тяжело  и  жадно  задышал

двигая впалыми боками пр…слушался.

начАть, агЕнт, балОванный, докумЕнт, жалюзИ, премировАть, красИвее, закУпорить, одолжИть, умЕрший, чЕрпать, придАное, кремЕнь, газопровОд, тОрты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"

Первый урок по теме "Однородные члены предложения" по программе Разумовской. Введено понятие "Градация", использованное для словарно-орфографической работы....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "однородные члены предложения"

Данная презентация иллюстрирует каждый этап урока по теме "Однородные члены предложения"...

Урок русского языка в 8 классе "Обобщение темы "Однородные члены предложения"

Урок построен на частичном  анализе текстов, подобранных и выполенных самими учащимися. Содержит небольшую проверочную тестовую работу. ...

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложений"

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения" в 8 классе....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения

Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....

Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме  «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...