рабочая программа по русскому языку для 7 кл по программе Ладыженской
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

 

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной рабочей программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk._yaz._7_kl.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» в с.Крутец

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 ____________   /Исаева Л.В./

Протокол № 1 от

«    » августа          2016г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская   СОШ»

______________ /Бузин А.А./

 «     » августа 2016 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская   СОШ »

 ______________/  Березкина Л.А./

Приказ № _____ от

«___»___________2016г.

Рабочая программа по учебному курсу

«Русский язык»

7 класс

Ненахова Н.И.

2016- 2017 учебный год

2.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной рабочей программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г и учебника «Русский язык. 7класс» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской Л.А. Тростенцовой. М., «Просвещение», 2014г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентного подхода, который обеспечивает формирование и развитее коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе в общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

В курсе реализован коммуникативно-деятельный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий

Данная программа составлена на 140 часов (4 часа в неделю).

Согласно государственному образовательному  стандарту, изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующей

 Цели: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций

Задачи:

овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 7 классе — 140 часов— из расчета четырёх учебных часов в неделю. Программа рассчитана на 170 часов, а учебный план на 140 часов, поэтому при планировании в каждом разделе количество часов на изучение программного материала сокращается в среднем на 30 часов.

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».

Данная программа рассчитана на 1 год – 7 класс.

                    3.Планируемые предметные результаты освоения предмета «Русский язык» 7 кл

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 6-м классе является формирование следующих знаний и умений:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

5) овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

7) проводить различные виды анализа слова

Система оценки планируемых результатов.

Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля: тестовый контроль, тематические работы, итоговые работы, проекты, сочинение по картине, сочинение – рассуждение, изложение.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

                                                                            4.Содержание курса «Русский язык» 7 кл

№п/п

Раздел

Кол-во часов в рабочей программе

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р.

дикт.

р/р

Повторение пройденного в 5-6классах  

6 ч + 3 ч

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1

Морфология

93ч + 24ч

Причастие

22 ч + 6 ч

Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот

1

2

Деепричастие

8ч+2ч

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот

1

2

Наречие  

22 ч + 6 ч

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.  

1

3

Категория состояния

2 ч+2ч

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

 Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

-

1

Предлог  

9 ч + 2 ч

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

1

3

Союз  

13 ч + 2 ч

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные

1

2

Частица  

14 ч + 4 ч

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

1

4

Междометие. Звукоподражательные слова  

3 ч

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

-

-

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

11 ч + 3 ч

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

1

4

Итого

110ч + 30ч

8

5. Календарно-тематическое планирование

Название раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

Дата

проведения

                                     Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

 Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему.

Самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира

                                      Повторение изученного в 5-6 классах(6+3)

2

.

Синтаксис и пунктуация.

1

Научиться применять алгоритм проведения синтаксического, фонетического, морфемного,морфологического разбора. Научиться определять и строить текст публицистическогостиля речи на основе его языковых и композиционных признаков.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования словосочетаний с причастиями. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и исследовательскойдеятельности.

3

Лексика и фразеология.

1

4

Фонетика и орфография.

1

5

Словообразование и орфография.

1

6

Морфология и орфография.

1

7

Контрольный диктант.

1

8

Рр. Текст. Стили речи.

1

9

Рр. Публицистический стиль речи.

1

                 Морфология. Орфография. Культура речи.                    

10

Причастие (22+6)

Причастие как часть речи.

1

Научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных Научиться  по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия.

Научиться определять и различать полные и краткие причастия. Научиться производить морфологический разбор причастия

Научиться применять правило слитного и раздельного написания не с причастиями

Научиться применять правила написания е и ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Научиться применять правила написания причастий.

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  выполнения тестовых заданий. Формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые  виды деятельности и формы сотрудничества. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  выполнения лингвистического описания. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности,

устойчивого интереса к исследователь-

ской, аналитической деятельности

11

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

12

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

1

13

Рр. Описание внешности человека.

1

14

Действительные и страдательные причастия.

1

15

Полные и краткие страдательные причастия.

1

16-17

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

18

Действительные причастия прошедшего времени.

1

19

Рр. Устное изложение.

1

20-21

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

2

22

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

23

Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

1

24-25

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

2

26-27

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

2

28

Рр. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя).

1

29

Морфологический разбор причастия.

1

30-31

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

2

32

Контрольный диктант.

1

33-34

Рр. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».

2

35

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

36

Повторение.

1

37

Рр. Виды публичных общественно-политических выступлений.

1

38

39

Деепричастие (8+2)

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.

Правописание не с деепричастиями.

2

Научиться различать деепричастия, глаголы и наречия,

объяснять обособление деепричастных оборотов, применять правила написания не с деепричастиями, определять деепричастия несовершенного и

совершенного вида по грамматическим признакам.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию,объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования деепричастий.Слушать и слышать  друг друга, с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, устойчивого интереса к исследователь-

ской, аналитической деятельности, устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану

40-41

Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте.

2

42

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

1

43

Морфологический разбор деепричастий.

1

44-45

Рр. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц.

2

46

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии.

1

47

Диктант.

1

48

Наречие.(22+6)

Наречие как часть речи.

1

Научиться определять наречия по их грамматическим признакам, дифференцировать наречия по значению, применять алгоритм образования степеней сравнения наречий, производить морфологический разбор наречия, применять правила написания не с наречиями на –о и –е, применять алгоритм написания не- и ни- в отрицательных наречиях, применять правило написания одной или двух букв н суффиксах наречий на о- и е-, применять алгоритм описания действий, применять правила написания о и е после шипящих на конце наречий.

Научиться применять правила написания о и а на конце наречий, применять правило написания наречий через дефис, применять правило написания приставок в наречиях

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.        Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  

решения лингвистического материала.        Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану

Формирование навыков индивидуальной и коллективной аналитической деятельности

49-50

Смысловые группы наречий.

2

51

Рр. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег».

1

52

Степени сравнения наречий.

1

53

Морфологический разбор наречия.

1

54-55

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

2

56-57

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

2

58-59

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

2

60

Контрольный диктант.

1

61

Рр. Описание действия.

1

62

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

63

Рр. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.

1

64

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

1

65

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

1

66-67

Кр. Подробное изложение с элементами сочинения.

2

68-69

Дефис между частями слова в наречиях.

2

70

Рр. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья».

1

71-72

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

2

73

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

74

Повторение темы «Наречие».

1

75

Контрольный диктант.

1

76

Категория состояния (2+2)

Категория состояния как часть речи.

1

Научиться определять слова категории состояния по грамматическим признакам, применять алгоритм проведения морфологического разбора слова категории состояния, находить слова категории состояния

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

77

Рр. Сжатое или выборочное изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»).

1

78

Морфологический разбор категории состояния.

1

79

Рр. Сочинение на лингвистическую тему.

1

80

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Самостоятельные и служебные части речи.

Общие признаки служебных частей речи. Отличительные признаки предлогов, союзов и частиц.

81

Предлог (9+2)

Служебные части речи. Предлог как часть речи.

1

Научиться отличать предлог от других частей речи, применять правила написания предлогов, отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи, применять алгоритм морфологического разбора, применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые  виды деятельности и формы сотрудничества. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний  

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

82

Употребление предлогов.

1

83

Непроизводные и производные предлоги.

1

84

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

1

85-86

Рр. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине.

2

87-89

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

3

90

Предлог. Повторение.

1

91

Урок-зачёт по теме «Предлог».

1

92

Союз (13+2)

Союз как часть речи.

1

Научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении, различать союзы простые и составные, определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам, отличать постановку знаков препинания в простом и сложном предложении.

Научиться различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их роль в предложении

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста.        Управлять своим поведением

Формирование навыков самоанализа самоконтроля в самостоятельной и коллективной практической деятельности

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

93

Союзы простые и составные.

1

94-95

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении.

2

96

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

1

97

Сочинительные союзы.

1

98-99

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

2

100

Контрольный диктант

1

101-102

Рр. Сочинение-рассуждение.

2

103-104

Резервные уроки.

2

105

Закрепление изученного по теме «Союз».

1

106

Зачет по теме «Союз».

1

107

Частица (14+4)

Понятие о частице. Формообразующие частицы.

1

Научиться отличать частицу от других частей речи, различать частицы по их значению, определять смыслоразличите-льные частицы,  применять правило слитного и раздельного написания частиц

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. Управлять своим поведением

Формирование навыков компрессии текста, выявления главной информации, устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению.

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания

108-109

Рр. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу.

2

110

Смысловые частицы.

1

111

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

112

Рр. Придумывание обрамлений к рассказу.

1

113

Морфологический разбор частиц.

1

114-115

Отрицательные частицы.

2

116-117

Различение не – ни.

2

118-119

Приставка не- и частица не с различными частями речи.

2

120

Рр. Написание рассказа по данному сюжету.

1

121-122

Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-.

2

123

Повторение изученного о частицах.

1

124

Диктант.

1

125

Междометие (3)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Звукоподражательные слова.

1

Научиться определять междометие по его грамматическим признакам, применять правила дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые  виды деятельности и формы сотрудничества

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, навыков развёрнутого анализа

126-127

Междометие и звукоподражательные слова. Знаки препинания при них.

2

                                                       Повторение изученного в 5-7 классах (11+3)

128

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи.

1

 Научиться применять алгоритм выполнения лингвистической задачи в практической деятельности, составлять текст определённого стиля речи, применять алгоритмы объяснения орфограмм, применять полученные знания при анализе и составлении текста,  проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе фонетического анализа слов. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Формирование навыков развёрнутого анализа, навыков самоанализа и самоконтроля

129-130

Рр. Контрольное сочинение.

2

131

Рр. Анализ сочинений. Работа над ошибками

1

132

Фонетика. Графика.

1

133

Контрольный диктант.

1

134

Лексика и фразеология.

1

135

Морфемика. Словообразование.

1

136

Морфология.

1

137-138

Синтаксис и пунктуация.

1

139-140

Орфография и пунктуация.

2

                                                                                      6.Литература

Учебно-методический комплект:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2012).

2. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская  и др. «Русский язык», 7 класс, в 2 ч.,

 Москва, «Просвещение», 2014 г.   Номер в федеральном перечне - 1.2.1.1.4.3.  

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,  перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского  языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е  изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.  Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.   В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского  языка/М.: Русский язык, 1997.

9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского  языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:   Просвещение, 2013.

2.Граник Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.:Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по   русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,  2002.

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

5.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка  /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

6. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред.   Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

Дополнительная литература

Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики//Лидеры образования, 2007, №7

Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников. М.: Просвещение, 2007

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011

Поливанова К.А. Проектная деятельность школьника. М.: Просвещение, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (5 класс) по программе Т.А. Ладыженской

Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 5 класс....

Рабочая программа по русскому языку (9 класс) по программе Т.А. Ладыженской

Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 9 класс....

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. ( По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.)

Данная Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе  Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Н.М.Шанского.

Рабочая программа разработа на основе Примерной программы по русскому языку (издательство "Дрофа", 2007 г.) и авторской программы "Русский язык. 5-9 классы" авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Ш...

рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Ладыженской (ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...