Урок открытия новых знаний в 5 классе по теме "Описание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе проводится при изучении раздела «Речь». Предлагаемый урок направлен на формирование представления о типе речи "Описание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytiya_novyh_znaniy_v_5_kl.opisanie_mannapova_z.r.docx495.56 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 5.

Автор УМК: Быстрова Е.А., М.: «Русское слово», 2014 г.

Тема урока: Описание.

Тип: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия: сравнение, наблюдение, работа с учебником.

Содержательная цель: формирование знаний о типе речи – описание.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

обучающийся получит возможность использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

обучающийся получит возможность осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий.

Регулятивные:

обучающийся научится и получит возможность научиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы        ;

обучающийся научится оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности при самостоятельной работе и осуществлять познавательную рефлексию.

Познавательные:

обучающийся получит возможность научиться структурировать тексты, включая умение выделять главные и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные:

обучающийся научится  отображать в речи описание содержания совершаемых действий как в форме внешней речи, так и в форме внутренней речи, задавать и строить монологическое высказывание;

обучающийся  получит возможность научиться осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнеров для регуляции своей речи, учитывать разные мнения и обосновывать.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, эталоны.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, используя стратегию «Ладошка к ладошке».

Ладошка в ладошку мы руки возьмём,

Дружной семьей  мы в классе  живём.

Учитель. Как вы думаете, а зачем нам надо изучать русский язык, ведь мы и так умеем на нем говорить, читать?

Ученик. Нужно развивать свою речь, делать ее грамотной, правильно высказываться в зависимости от речевой ситуации.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Начинаем нашу работу с проверки домашнего задания. Проверяем по эталону.

Эталон самопроверки

Упражнение 57

1. Договорились, начали готовиться, отжимались, отжался, потрудились, давай бегать, натянули, смогли запихнуть, забрался, втиснулся.

2. Повествование.

Учитель. Поднимите руки, кто сделал упражнение 57 с ошибками. С какими трудностями вы столкнулись?

Ученик. Я не смог определить все глаголы, которые обозначают последовательность действий.

Учитель. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения 58?

Ученик. Трудно было определить порядок действий героев иллюстраций.

Учитель. Какой текст по типу у вас получился?

Ученик. Повествование.

Учитель. Выберем лучшее сочинение «Самый забавный случай, который произошел летом» для чтения. Подготовьте анализ по плану.

План текста-повествования

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Ученик. Текст составлен по плану. Есть и вступление, и основная часть, и заключение.

Учитель. Все части домашнего задания проверены, заполните листы самооценки.

Лист самооценки обучающегося

Задание

«+»

«-»

Упражнение 57

Упражнение 58

Сочинение «Самый забавный случай, который произошел летом»

Таблица

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Карточка №4

Учитель. На каком уровне вы усвоили тему прошлого урока?

  1. Ученик. На удовлетворительном уровне. Мы допускаем ошибки, нам нужно тренироваться.

 III. Выявление места и причины затруднения

Учитель. На ваших столах находятся тексты. Определите тип речи и распределите их в таблицу.

Повествование

Описание

Учитель. Сверьте, правильно ли вы распределили тексты.

Эталон самопроверки

Повествование

Описание

1 текст. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.

2 текст. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.

3 текст. Еще в конце августа деревья начали укрываться желтыми листьями, а теперь оно уже блестело на солнце, будто золото. Деревья стояли в багряных, желтых листьях, которые потихоньку спадали наземь. Земля была покрыта цветными листьями, как будто идешь по прекрасному ковру.

Ученик. Я сверил свою работу с эталоном и неправильно распределил тексты в таблице. Второй текст я внес в раздел повествование.

Учитель. Какая проблема у нас возникла? В чем вы ошиблись?

Учитель. В чем заключается затруднение?

Ученик. Нужно научиться определять типы речи и их структуру.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Какова цель дальнейшей работы?

Ученик. Познакомиться с типом речи описание, узнать о признаках.

Учитель. Какая тема сегодняшнего урока?

Ученик. Описание.

Учитель. Какой метод мы можем использовать?

Ученик. Будем работать по учебнику.

V. Реализация построения проекта

Учитель. Прочитайте параграф 12. Что вы узнали из этого параграфа?

Ученик. Описание – это тип речи, где рассказывается о том, как выглядит тот или иной предмет. В описании используется много имен существительных и имен прилагательных. В тексте-описании присутствуют сравнения, эпитеты, метафоры.

Учитель. Вы можете объяснить ошибку в начале урока?

Ученик. Тексты №2 и 3 относятся к типу речи описание, потому что в этих текстах используются прилагательные.

Учитель. Какой вывод мы делаем? Мы выполнили задачу?

Ученик. Нам нужно работать над выполнением заданий.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Что мы будем делать дальше?

Ученик. Мы закрепим наши знания.

Учитель. Обратимся к карточке №1. Определите тип речи. Докажите, что это текст-описание.

Карточка №1

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению.

Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот  рта у подёнки нет совсем.

Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.

Ученик. Это текст-описание. Все структуры, элементы текста-описания есть.

Учитель. Выполним упражнение 63 учебника. Составьте свое описание какого-нибудь животного или птицы.

Учитель. Прочитайте тексты, которые вы составили.

(Обучающиеся читают и отгадывают по описанию)

Учитель. Вы уверены, что умеете составлять текст-описание?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя.

Учитель. Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же  сохранилось. Помогите автору восстановить текст. Необходимо восстановить текст, используя те части речи в соответствии со стилем и типом речи. Слова можно использовать не все. Форму слов изменяем.

Карточка №2

Живёт в соседском доме очень _______________кошка. Ее зовут____.  Шубка у нее ____,  а мордочка _______. Глаза похожи на ____________ пуговицы ___________ цвета. Ушки у нее ___________, усы _______________. На лапках ________________коготки, хвостик _________________.     Я давно дружу с_____________.

Слова для справок: Добрая, мягкая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая,   красивая, капризная,  острый, зелёный, огромный, чёрный, Мурка.

Учитель. Правильно ли вы вставили слова? Проверьте по эталону.

Эталон самопроверки

Живёт в соседском доме очень умная кошка. Ее зовут Мурка.  Шубка у нее мягкая,  а мордочка красивая. Глаза похожи на огромные пуговицы зелёного цвета. Ушки у нее чёрные, усы длинные. На лапках острые коготки, хвостик пушистый. Я давно дружу с Муркой.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Ученик. Испытал трудности при изменении формы слова.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Продолжаем работу по карточкам. После выполнения, задания проверьте по эталону.

Карточка №3

    Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Определите тип речи.

    Миша наклонился и прижал пружинку пальчиком. В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик зав..ртелся, м..лоточки застучали, к..локольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик ост..новился, м..лоточки попадали, к..локольчики св..рнулись в сторону, солнышко повисло, домики сл..мались… Тогда Миша вспомнил, что папенька приказывал ему не трогать пружинки, испугался и…проснулся.

                                                                                                  (В. Одоевский)

Тип речи _______________________________________________________

Эталон самопроверки

Карточка №3

    Миша наклонился и прижал пружинку пальчиком. В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик завертелся, молоточки застучали, колокольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись в сторону, солнышко повисло, домики сломались… Тогда Миша вспомнил, что папенька приказывал ему не трогать пружинки, испугался и…проснулся.

                                                                                                  (В. Одоевский)

Тип речи: Повествование

Учитель. Определите, к какому типу речи относится текст в карточке №4. Аргументируйте свой ответ.

Карточка №4

     Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной и водоплавающей птицы.

   Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды

                                                                                                 (По С. Аксакову)

Ученик. Это текст-описание, так как употреблены имена прилагательные, использованы сравнения, эпитеты. Описывается лебедь. К тексту можно поставить вопрос: какой?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали при выполнении заданий?

Ученик. Недостаточно выполнили упражнения.

Учитель. Посмотрите на предложенную иллюстрацию и составьте текст-описание, называя основные признаки предметов или явлений.

(Обучающиеся составляют тексты устно)

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученик. Мы рассмотрели тип речи – описание.

Учитель. Какие затруднения мы испытали? Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. В начале урока мы неправильно определяли типы речи. После выполнения упражнений трудности были преодолены.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке на листах самооценки.

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

  1. Кто научился определять описание, но остался вопрос по теме урока, выполните упражнение №61.
  2. Кто научился определять описание, но не уверен в своих знаниях,  выполните упражнение №66.
  3. Кто научился определять описание и может объяснить тему товарищу, выполните упражнение №67.
  4. Задание для умников и умниц: Составить любое описание предмета, а мы должны будем угадать, о чем идет речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...