Раздумья о Родине
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 65
с углублённым изучением отдельных предметов»
Московского района города Казани
Урок русского языка
в 10 классе
«Публицистический стиль. Анализ текста «Раздумья о Родине»
Учитель русского языка и литературы
Павлова Резеда Айратовна
Форма урока: урок-практикум
Цели урока: анализ текста публицистического стиля с использованием мультимедийных технологий; развитие умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ двух текстов на основе статей Р.А.Мустафина и Д.С.Лихачёва ; развитие интереса к русской, татарской поэзии, истории страны, воспитание любви к Родине.
Оборудование: интерактивная доска, портреты русских и татарских писателей и поэтов, Д.С.Лихачёва, Р.А. Мустафина,
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Прочитайте и прокомментируйте высказывания выдающихся деятелей русской и татарской культур, известных политиков о Родине.
(При цитировании используется интерактивная доска)
- Призывно, взывая к высоким струнам человеческой души, звучит пушкинское:
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Это строки о самозабвенном служении Родине.
Люблю отчизну я, но странною любовью.
…………………………………………………
Но я люблю – за что, не знаю сам –
М.Ю.Лермонтов
- Лирический герой в стихотворении Лермонтова размышляет об органичном, естественном для чувствующего и думающего человека чувстве любви к земле отцов и дедов.
…Иди в огонь за честь отчизны!
- Это обращение к истинному гражданину, готового отдать жизнь за «честь отчизны».
- Татарский поэт Габдулла Тукай так проникновенно признался в любви к родному краю:
…Люблю душой и телом я всё в краю моём,
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть.
- Известному татарскому поэту Сибгату Хакиму принадлежат слова, идущие от самого сердца: «Родной край дорог мне своим прошлым и настоящим, ему обязан я своими лучшими помыслами, и нет радости выше, чем мысленно возвращаться к нему, вспоминая даже запахи его земли…»
- По сравнению с предыдущими цитатами в образе России, созданном Александром Блоком, переплетаются любовь к Родине и боль за неё:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
- Фатих Карим, татарский поэт, погибший во время Великой Отечественной войны, написал простые и в то же время высоко патетические слова:
Ведь сам я в боях и атаках
Лишь тем и живу и дышу,
Что жаркое сердце народа
В груди, словно солнце, ношу…
- Из стихотворения Мусы Джалиля «Воля»:
В стране врагов я раб тут, я невольник,
Без Родины, без воли – сирота.
В сознании поэта воля и Родина связаны в одно целое, нерасторжимы.
- Александру Трифоновичу Твардовскому принадлежит искреннейшее поэтическое утверждение:
А только и прежде и ныне
Милей мне моя сторона –
По той по одной лишь причине,
Что жизнь достаётся одна.
-Талантливый военачальник, участник кампании 1812 года, П.И.Багратион говорил: «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию».
- Русский историк Николай Михайлович Карамзин, автор многотомного труда «История государства российского», писал: «Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов…»
- Гуманист-педагог Ушинский Родину сравнивал с самым дорогим для каждого человека существом матерью: «Матерью мы зовём Родину потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
- Президент Российской Федерации В.В.Путин считает: «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете».
- Для бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева «судьба народа,…сохранение и развитие языка, культуры, обычаев, традиций» - вопросы принципиально значимые. В подтверждение приведём слова М.Ш.Шаймиева о творчестве поэта Разиля Валеева (музей этого деятеля культуры создан в нашей школе) : «…он (Разиль Валеев) всегда и всем сердцем болеет за судьбу народа, за его благосостояние, сохранение и развитие языка, культуры, обычаев, традиций...»
- Презентация темы урока.
- Вы подобрали очень точные, высокие и простые, торжественные и безыскусные слова о Родине. Деятелей разных культур, политиков, военачальников, простых людей, от имени которых говорят поэты, объединяет чувство большой любви к Отчизне, и в то же время каждый из них вкладывает в понятие «родина», «патриотизм» что-то своё, глубоко личное, задушевное. Каковы ваши представления о Родине? Что вы вкладываете в это понятие? Используя цитатный материал домашнего задания, постройте и запишите суждение в 3-4 предложениях, которое поможет ответить на эти вопросы. Обратите внимание на пример такого суждения: «А.С.Пушкин свято верил в то, что самые лучшие, пламенные порывы своей души надо посвящать Отчизне. Вера эта основывалась на естественной для человека любви к родной земле, на патриотическом воспитании молодых дворян пушкинской поры, на прекрасном образовании, знании истории своей страны». (слайд1)
(После прочтения учащимися высказываний)
- Текстов о Родине в пособиях для подготовки к ЕГЭ предлагается много. О судьбе Родины, её истории, преданности молодых людей родной земле много размышлял в своих работах Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающийся филолог, деятель русской культуры.
(Сообщение учащегося о жизни и творчестве учёного) (слайд 1-3)
(Дмитрий Сергеевич Лихачёв – российский литературовед и общественный деятель. (Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999). Ему был вручён орден «За заслуги перед Отечеством». Он автор фундаментального исследования «Слова о полку Игореве», литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии (широко известны работы «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1947), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Поэтика древнерусской литературы (1979), «Заметки о русском» (1981), «Прошлое – будущему» (1985)). Дмитрий Сергеевич Лихачёв – родоначальник идеи богатства и многомерности «национального», созидательной силы традиции в современности, автор многочисленных статей, бесед о духовности гуманитарной культуры как высшей ценности жизни. Меня поразило то, что, несмотря на трагический факт в своей биографии (учёный был репрессирован в 1928-1932 г.г.), его знаменитые «Письма» к молодёжи буквально пронизаны гуманистическим духом. В них он говорит о том, как важно всем людям, особенно молодым, быть сострадательными к чужому горю, добрыми, верными своему призванию, родине: «А в чём самая большая цель жизни?...увеличивать добро в окружающем нас…Любовь должна быть умной…Мудрость – это ум, соединённый с добротой…Верность …принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине, …верность семье, друзьям, городу, стране, народу».
- Гуманистический пафос работ Дмитрия Сергеевича Лихачёва словно роднит их с творчеством писателя Рафаэля Ахметовича Мустафина, в котором он поднимает острые нравственные проблемы современной жизни.
(Сообщение учащегося о жизни и творчестве Рафаэля Ахметовича Мустафина) (слайд 4)
(Рафаэль Ахметович Мустафин (1931-2011) - литературный критик, публицист, эссеист. Родился в 1931 году в Бавлах. Окончил Казанский государственный университет. Мустафин – заслуженный работник культуры Татарстана, кандидат филологических наук. Он автор ряда книг о жизни и творчестве Мусы Джалиля. Его перу принадлежат книги «Тайна озера Кабан», «Древняя и вечно молодая», «Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев» (в соавторстве с А.Хасановым), «Казань и её слободы» (в соавторстве с Р.Бикбулатовым), «О времени, о жизни, о себе» и др. Им опубликовано более 500 публицистических и литературно-критических статей в местной и центральной печати. Мустафин был членом редколлегии журнала «Дружба народов» (1967-1991), главным редактором журналов «Казан утлары» (1965-1969) и «Татарстан» (1991-1998). В настоящее время работает заведующим отделом литературы и искусства журнала «Татарстан»..
«Джалиловцы»
«По следам поэта-героя»
«Древняя и вечно молодая»
«Жизнь как песня»
«Красная ромашка»
«Муса Джалиль»
«Образ времени»
«Озеро Кабан»
«Сибгат Хаким»
- Вы убедились, что тема Родины объединяет творчество двух известных деятелей русской и татарской культур, поэтому текст для работы на уроке мы составили из текста Д.С.Лихачёва и Р.А.Мустафина. Прочитайте его. (Приложение 1)
- Какая из частей текста, по вашему мнению, принадлежит перу Д.С.Лихачёва, а какая – Р.А.Мустафина?
(Размышления о культурном наследии прошлого, связи поколений очень часто встречаются в публицистических произведениях, выступлениях по телевидению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, поэтому вторая часть текста, начиная с 9 предложения «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев» написана, по всей видимости, выдающимся российским филологом, а, следовательно, автор I части (с 1 по 9 предложение) – татарский писатель Рафаэль Ахметович Мустафин)
- Каково ваше первое впечатление от прочитанного?
(При чтении сразу обращаешь внимание на доступную для восприятия, простую, ясную манеру изложения, стройную обоснованность тезисов текста. Возникает яркий зрительный образ дерева с мощной, пышной кроной. Красивое, могучее дерево не подвластно разрушительному действию ветра истории: его хранит любовь людей)
- Какова тема текста?
( Это размышления о себе, Родине, «своём месте» на родной земле, её прошлом, истории.)
- Как бы вы озаглавили текст?
(«О Родине», «Моя Родина», «О настоящей любви к Родине», «Размышления о Родине»)
- Название текста, написанного Д.С.Лихачёвым, - «Раздумья о Родине». Каков же тип речи данного сложного синтаксического целого?
(Рассуждение)
- Обратимся к тексту, чтобы отчётливо, глубоко представить ход авторских рассуждений. Прочитаем текст, разделив текст на композиционные части, учтём интонацию и логическое ударение в предложениях. Работаем в группах.
(Приложение 2)
- Что объединяет двух писателей?
(Два писателя размышляют о Родине, любви к ней, неразрывной связи поколений, органичной связи человека со своей землёй. И Д.С.Лихачёв, и Р.А.Мустафин используют необычные сравнения. Авторы в этих текстах выступают как настоящие патриоты)
-Что же отличает данные микротексты?
(Каждый из писателей акцентирует внимание на своей маленькой теме. Рафаэль Ахметович Мустафин говорит о невозможности для себя покинуть Родину, а Дмитрий Сергеевич Лихачёв размышляет о связи прошлого и настоящего, о важности культурного и исторического образования)
-Выпишите ключевые слова, помогающие понять микротемы, основные мысли текста.
- Какие чувства передают ключевые слова?
(Такие слова, как «Родина», «сердце», «дерево», «корни» и другие, говорят о любви, чувстве гордости, глубокого патриотизма пишущих, высокой значимости и сложности для них всех понятий, связанных с представлениями о Родине)
- Для какого же стиля характерны такая патетика, образность, передаваемые ключевыми словами?
(Высокая образность, приподнятость стиля, использование эмоционально-экспрессивных средств отличают публицистический стиль)
- Используя данные таблицы «Публицистический стиль», обоснуйте своё мнение. (слайд 5)
Публицистический стиль
Последовательность характеристики стиля | Публицистический стиль |
Характерные признаки | Эмоциональность речи, логичность, доказательность, яркость, образность (метафоричность), выразительность |
Сфера применения | Выступления на митингах, собраниях, заседаниях, съездах, статьи в газетах, журналах, книгах |
Лексические средства | Лексика научного (термины), художественного (эпитеты, метафоры), разговорного стилей речи |
Синтаксические средства | Обращения, вводные слова, восклицательные предложения |
(О том, что это текст публицистического стиля, свидетельствуют эмоциональность, выразительность, образность речи авторов. Сразу обращаешь внимание на развёрнутые сравнения, сердца с корневищем, Родины с деревом: «Сердце – как влажное, сочное, перемазанное чернозёмом корневище. Оно сплошь опутано паутиной мельчайших отростков: белых нитей, нежных, живых ответвлений, тончайших капиллярных сосудиков, пронизывающих жизнь, судьбу, язык, улицы города, землю родную…
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы даём доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй».)
- В этой связи своё небольшое исследование по сопоставлению развёрнутых сравнений в двух полных текстах провёл ученик нашего класса.
Выступление учащегося:
Я изучил два текста, «Корни сердца» Р.А.Мустафина и «Раздумья о Родине» Д.С.Лихачёва, в их первоначальном виде, до объединения, о котором мы знаем. Действительно, тексты объединяет общая тема Родины, но только доминирующая мысль у Рафаэля Ахметовича Мустафина о том, что разлука с Родиной оборачивается для человека трагедией, а у Дмитрия Сергеевича Лихачёва говорится о любви настоящего патриота к истории, прошлому страны. Знаменателен тот факт, что два публициста приводят во многом пересекающиеся развёрнутые сравнения, которые вызывают у читателя запоминающиеся зрительные образы дерева, его корней, корневища. Вы уже обратили внимание на сравнение Родины с деревом, сердца с корневищем. Это обстоятельство позволило нам составить, руководствуясь законами логики, следующую схему (слайд 6)
Родина | Сердце |
Дерево и его корни | Корневище |
Родина | Сердце |
Итак, Родина сравнивается с деревом, имеющим корни, а сердце – с корневищем. На основании того, что корни и корневище – понятия одного ряда, следует, что Родина в сознании человека связывается с сердцем, а сердце – с Родиной.
- Ещё одно исследование о восприятии читателем сравнения уже в изучаемом тексте провела наша ученица.
(Выступление учащейся)
Учёные-лингвисты: А.П.Журавлёв, Л.П.Прокофьева, Л.Бондс, Л.Н.Колесникова, Н.В.Черемисина - на основании многочисленных экспериментов, проведённых совместно с психологами, доказали, что у каждого слова есть своё понятийное ядро, возникающее в результате цветовых ассоциаций букв русского алфавита, их различной инструментовки. В лингвистику текста введено понятие звукобуквы. Вы согласитесь, что букву «А», например, хочется произнести только громко, а ассоциируется она с густо-красным цветом. Учёными разработана таблица цветовой ассоциативности, смыслового и символического значения всех звукобукв русского языка. Ею мы и воспользовались при изучении контекстуального значения слова «дерево». Следующая таблица (слайд 7) отражает моё восприятие слова в рассматриваемом тексте.
Звукобуква | Цвет | Смысл | Символ |
Д | светлый | сильный | Готовность помочь, ориентация на семью |
Е | зелёный | нежный | проницательность, эмоциональность |
Р | золотой | быстрый | символ сильной эмоциональности |
Е | зелёный | нежный | проницательность, эмоциональность |
В | светлый | нежный, сильный | устремлённость в будущее, коммуникабельность |
О | светло-жёлтый | округлый, высокий, чистый | объединение, полнота и глубина чувств |
- Вы заметили, что большая часть букв ассоциируется со светлым цветом, само слово вызывает в сознании представление о чём-то сильном, нежном, чистом. Суммируя символы звукобукв, можно утверждать, что слово «дерево» символизирует помощь, семью, объединение, полноту и глубину чувств, даже будущее. Не с этими ли понятиями связаны понятия «родина», «отчизна», «родной край»?!
- Вы говорили о высокой образности текста, обилии сравнений, характерных для публицистического стиля. Какие же ещё особенности этого стиля вы обнаружили в тексте?
(Сфера применения изучаемого текста, на мой взгляд, очевидна: это и газеты, и журналы, и разнообразные учебные пособия, адресованные учащимся, студентам.
Авторы используют характерные для публицистического стиля лексические и синтаксические средства.)
III. Продолжим работу в группах по характеристике лексического и синтаксического уровней. Воспользуйтесь небольшими подсказками и «Словариком юного филолога». (Приложение 3)
I группа
Лексический уровень
(“Подсказки” выделены жирным шрифтом )
Лексические повторы («не собираюсь», «место», «здесь», «сердце»)
- Такие повторы акцентируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях.
Эпитеты («влажное, сочное корневище», «нежные, живые ответвления», «тончайшие сосудики»)
- С помощью эпитетов автор эмоционально, образно определяет предмет, зримо подчёркивает какие-то его стороны)
Синтаксический уровень
Авторская пунктуация
-Многоточие в (3) и (6) предложениях. Это синтаксическое средство помогает передать процесс размышлений, анализа жизненных явлений. В (7) предложении ставится тире в сравнительном обороте с как для большего смыслового и звукового выделения фразы.
Инверсия ((1) предложение)
- Способствует выделению ключевого слова
II группа
Лексический уровень
Лексический повтор (слово корни в (11)-(15) предложениях и наши в (15)-(16) предложениях)
- Какое из перечисленных лексических средств выразительности авторы использует в 7,8 и 9-13 предложениях?
1) гипербола
2) сравнение
3) развёрнутое сравнение
Синтаксический уровень
Риторическое восклицание ((22) предложение)
- Риторическое восклицание воспринимается как призыв, побуждение к действию, реальным делам.
Градация (14)
-Способ предполагает экспрессивное наполнение фразы.
-Какое из синтаксических средств выразительности используется в 6-7 и 13-14 предложениях?
1) цитация
2) риторическое восклицание
3) композиционный стык
-Это средство выразительности помогает плавно, логично, не нарушая целостности текста, перейти к изложению другой мысли. Предложения словно сцеплены, связаны по смыслу.
-Какие ещё синтаксические средства, характерные для публицистического стиля, используются в тексте?
- Авторы используют односоставные предложения, предложения, осложнённые причастными оборотами, бессоюзные, сложные предложения.
- Найдите односоставные определённо-личные предложения. Какова их роль в тексте? (3-6)
(Определённо-личные предложения делают речь эмоциональной, взволнованной, акцентируют внимание на собственном опыте пишущего. Они хорошо передают динамику, остроту чувств.)
- Укажите односоставные назывные предложения. Определите их роль в тексте. (15-18)
(Назывные предложения делают речь лаконичной, импульсивной, позволяют выделить самое главное в содержании.)
- Какие из предложений осложнены причастными оборотами? Охарактеризуйте функцию таких предложений в данном сложном синтаксическом целом. (17, 19 и 21). Выполните синтаксический разбор одного из этих предложений.
(Причастные обороты делают речь экспрессивной, образной. Например, в предложении «Народ, не имеющий таких корней, - бедный народ» с помощью причастных оборотов делается вывод, подчёркивается его категоричность. Причастные обороты придают тексту мелодику и особый ритм.)
- Назовите бессоюзное сложное предложение и объясните его роль в тексте. (1). Постройте схему.
(Для типа речи рассуждение характерны бессоюзные предложения, потому что во второй части бессоюзного предложения поясняется сказанное.)
- Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах, осложнённое причастным оборотом. Какова его роль в тексте? (21) Выполните морфологический разбор причастия.
(Предложение с обобщающим словом при однородных членах тоже используется для большей выразительности, концентрации внимания на ключевом слове, обобщающих словах «одно целое». Они помогают понять и главную мысль текста о неразрывной связи прошлого и настоящего.)
- Какие ещё особенности публицистического стиля вы обнаружили?
(Цель авторов – убедить, доказать читателю правоту главных авторских суждений. И в своих доказательствах они очень убедительны. (1) и (2) предложения без утраты их семантики можно преобразовать в тезис: «Автор не мыслит себя вне Родины». Аргумент первый в защиту этого – ощущение неразрывной связи с родной землёй, аргумент второй – связь с прошлым, историей страны. Вывод – фраза: «Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни…». Любовь к Родине – это любовь к её настоящему и прошлому.)
- Итак, для авторов текста Родина - понятие многозначное, ёмкое и даже вызывающее яркие зрительные образы. При написании домашнего сочинения-рассуждения «Мои раздумья о Родине» также, как Рафаэль Ахметович Мустафин и Дмитрий Сергеевич Лихачёв, используйте запоминающиеся сравнения, эмоционально-образную лексику и синтаксические средства, характерные для публицистического стиля.
IV. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Мои раздумья о Родине»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздумья над "Раздумьями" Д.Лихачёва
Конспект урока литературы в 9 классе, посвящённого анализу книги Д.Лихачёва "Раздумья"...
Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Привлечь интерес учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взяты...
Из моих раздумий на рубеже 21 века. Семантический анализ физических терминов с целью активизации деятельности учащихся на уроке.
...возникли проблемы. Основная – снижение общего уровня развития учащихся, не смотря на все возрастающий процесс информатизации общества. Анализ сложившейся ситуации привел к довольно-таки парад...
Урок-раздумье по книге М. Пришвина "Глаза земли"
С Пришвиным- охотником, Пришвиным- краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов...
"Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В. Распутина "Последний срок".
Форма проведения: урок - исследование Цели и задачи работы 1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». 2. У...
презентация к уроку"Раздумья над "Раздумьями" Д.С.Лихачева" (литература, 8 класс)
Презентация и урок на данную тему помогают приобщению учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья»....
Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".
Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....