Раздумья о Родине
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Урок-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdumya_o_rodine.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 65

с углублённым изучением отдельных предметов»

Московского района города Казани

Урок русского языка

в 10 классе

«Публицистический стиль. Анализ текста «Раздумья о Родине»

Учитель русского языка и литературы

Павлова Резеда Айратовна

Форма урока: урок-практикум

Цели урока: анализ текста публицистического стиля с использованием мультимедийных технологий; развитие умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ двух текстов на основе статей Р.А.Мустафина и Д.С.Лихачёва ; развитие интереса к русской, татарской поэзии, истории страны, воспитание любви к Родине.

Оборудование: интерактивная доска, портреты русских и татарских писателей и поэтов, Д.С.Лихачёва, Р.А. Мустафина,

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте и прокомментируйте высказывания выдающихся деятелей русской и татарской культур, известных политиков о Родине.

(При цитировании используется интерактивная доска)

- Призывно, взывая к высоким струнам человеческой души, звучит пушкинское:

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Это строки о самозабвенном служении Родине.

Люблю отчизну я, но странною любовью.

…………………………………………………

Но я люблю – за что, не знаю сам –

                                            М.Ю.Лермонтов

- Лирический герой в стихотворении Лермонтова размышляет об органичном, естественном для чувствующего и думающего человека чувстве любви к земле отцов и дедов.

…Иди в огонь за честь отчизны!

- Это обращение к истинному гражданину, готового отдать жизнь за «честь отчизны».

- Татарский поэт Габдулла Тукай так проникновенно признался в любви к родному краю:

…Люблю душой и телом я всё в краю моём,

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,

Молитву из Корана впервые смог прочесть.

- Известному татарскому поэту Сибгату Хакиму принадлежат слова, идущие от самого сердца: «Родной край дорог мне своим прошлым и настоящим, ему обязан я своими лучшими помыслами, и нет радости выше, чем мысленно возвращаться к нему, вспоминая даже запахи его земли…»

- По сравнению с предыдущими цитатами в образе России, созданном Александром Блоком, переплетаются любовь к Родине и боль за неё:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

- Фатих Карим, татарский поэт, погибший во время Великой Отечественной войны, написал простые и в то же время высоко патетические слова:

Ведь сам я в боях и атаках

Лишь тем и живу и дышу,

Что жаркое сердце народа

В груди, словно солнце, ношу…

- Из стихотворения Мусы Джалиля «Воля»:

В стране врагов я раб тут, я невольник,

Без Родины, без воли – сирота.

В сознании поэта воля и Родина связаны в одно целое, нерасторжимы.

- Александру Трифоновичу Твардовскому принадлежит искреннейшее поэтическое утверждение:

А только и прежде и ныне

Милей мне моя сторона –

По той по одной лишь причине,

Что жизнь достаётся одна.

-Талантливый военачальник, участник кампании 1812 года, П.И.Багратион говорил: «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию».

- Русский историк Николай Михайлович Карамзин, автор многотомного труда «История государства российского», писал: «Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов…»

- Гуманист-педагог Ушинский Родину сравнивал с самым дорогим для каждого человека существом матерью: «Матерью мы зовём Родину потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

- Президент Российской Федерации В.В.Путин считает: «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете».

- Для бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева «судьба народа,…сохранение и развитие языка, культуры, обычаев, традиций» - вопросы принципиально значимые. В подтверждение приведём слова М.Ш.Шаймиева о творчестве поэта Разиля Валеева (музей этого деятеля культуры создан в нашей школе) : «…он (Разиль Валеев) всегда и всем сердцем болеет за судьбу народа, за его благосостояние, сохранение и развитие языка, культуры, обычаев, традиций...»

  1. Презентация темы урока.

- Вы подобрали очень точные, высокие и простые, торжественные и безыскусные слова о Родине. Деятелей разных культур, политиков, военачальников, простых людей, от имени которых говорят поэты, объединяет чувство большой любви к Отчизне, и в то же время каждый из них вкладывает в понятие «родина», «патриотизм» что-то своё, глубоко личное, задушевное. Каковы ваши представления о Родине? Что вы вкладываете в это понятие? Используя цитатный материал домашнего задания, постройте и запишите суждение в 3-4 предложениях, которое поможет ответить на эти вопросы. Обратите внимание на пример такого суждения: «А.С.Пушкин свято верил в то, что самые лучшие, пламенные порывы своей души надо посвящать Отчизне. Вера эта основывалась на естественной для человека любви к родной земле, на патриотическом воспитании молодых дворян пушкинской поры, на прекрасном образовании, знании истории своей страны». (слайд1)

(После прочтения учащимися высказываний)

  • Текстов о Родине в пособиях для подготовки к ЕГЭ предлагается много. О судьбе Родины, её истории, преданности молодых людей родной земле много размышлял в своих работах Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающийся филолог, деятель русской культуры.

(Сообщение учащегося о жизни и творчестве учёного) (слайд 1-3)

(Дмитрий Сергеевич Лихачёв – российский литературовед и общественный деятель. (Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999). Ему был вручён орден «За заслуги перед Отечеством». Он автор фундаментального исследования «Слова о полку Игореве», литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии (широко известны работы «Русские летописи и их культурно-историческое значение» (1947), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Поэтика древнерусской литературы (1979), «Заметки о русском» (1981), «Прошлое – будущему» (1985)). Дмитрий Сергеевич Лихачёв – родоначальник идеи богатства и многомерности «национального», созидательной силы традиции в современности, автор многочисленных статей, бесед о духовности гуманитарной культуры как высшей ценности жизни. Меня поразило то, что, несмотря на трагический факт в своей биографии (учёный был репрессирован в 1928-1932 г.г.), его знаменитые «Письма» к молодёжи буквально пронизаны гуманистическим духом. В них он говорит о том, как важно всем людям, особенно молодым, быть сострадательными к чужому горю, добрыми, верными своему призванию, родине: «А в чём самая большая цель жизни?...увеличивать добро в окружающем нас…Любовь должна быть умной…Мудрость – это ум, соединённый с добротой…Верность …принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине, …верность семье, друзьям, городу, стране, народу».

  • Гуманистический пафос работ Дмитрия Сергеевича Лихачёва словно роднит их с творчеством писателя Рафаэля Ахметовича Мустафина, в котором он поднимает острые нравственные проблемы современной жизни.

(Сообщение учащегося о жизни и творчестве Рафаэля Ахметовича Мустафина) (слайд 4)

(Рафаэль Ахметович Мустафин (1931-2011) - литературный критик, публицист, эссеист. Родился в 1931 году в Бавлах. Окончил Казанский государственный университет. Мустафин – заслуженный работник культуры Татарстана, кандидат филологических наук. Он автор ряда книг о жизни и творчестве Мусы Джалиля. Его перу принадлежат книги «Тайна озера Кабан», «Древняя и вечно молодая», «Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев» (в соавторстве с А.Хасановым), «Казань и её слободы» (в соавторстве с Р.Бикбулатовым), «О времени, о жизни, о себе» и др. Им опубликовано более 500 публицистических и литературно-критических статей в местной и центральной печати. Мустафин был членом редколлегии журнала «Дружба народов» (1967-1991), главным редактором журналов «Казан утлары» (1965-1969) и «Татарстан» (1991-1998). В настоящее время работает заведующим отделом литературы и искусства журнала «Татарстан»..

«Джалиловцы»

«По следам поэта-героя»

«Древняя и вечно молодая»

«Жизнь как песня»

«Красная ромашка»

«Муса Джалиль»

«Образ времени»

«Озеро Кабан»

«Сибгат Хаким»

- Вы убедились, что тема Родины объединяет творчество двух известных деятелей русской и татарской культур, поэтому текст для работы на уроке мы составили из текста Д.С.Лихачёва и Р.А.Мустафина. Прочитайте его. (Приложение 1)

- Какая из частей текста, по вашему мнению, принадлежит перу Д.С.Лихачёва, а какая – Р.А.Мустафина?

(Размышления о культурном наследии прошлого, связи поколений очень часто встречаются в публицистических произведениях, выступлениях по телевидению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, поэтому вторая часть текста, начиная с 9 предложения «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев» написана, по всей видимости, выдающимся российским филологом, а, следовательно, автор I части (с 1 по 9 предложение) – татарский писатель Рафаэль Ахметович Мустафин)

- Каково ваше первое впечатление от прочитанного?

(При чтении сразу обращаешь внимание на доступную для восприятия, простую, ясную манеру изложения, стройную обоснованность тезисов текста. Возникает яркий зрительный образ дерева с мощной, пышной кроной. Красивое, могучее дерево не подвластно разрушительному действию ветра истории: его хранит любовь людей)

- Какова тема текста?

( Это размышления о себе, Родине, «своём месте» на родной земле, её прошлом, истории.)

- Как бы вы озаглавили текст?

(«О Родине», «Моя Родина», «О настоящей любви к Родине», «Размышления о Родине»)

- Название текста, написанного Д.С.Лихачёвым, - «Раздумья о Родине». Каков же тип речи данного сложного синтаксического целого?

(Рассуждение)

  • Обратимся к тексту, чтобы отчётливо, глубоко представить ход авторских рассуждений. Прочитаем текст, разделив текст на композиционные части, учтём интонацию и логическое ударение в предложениях. Работаем в группах.

(Приложение 2)

        - Что объединяет двух писателей?

(Два писателя размышляют о Родине, любви к ней, неразрывной связи поколений, органичной связи человека со своей землёй. И Д.С.Лихачёв, и Р.А.Мустафин используют необычные сравнения. Авторы в этих текстах выступают как настоящие патриоты)

-Что же отличает данные микротексты?

(Каждый из писателей акцентирует внимание на своей маленькой теме. Рафаэль Ахметович Мустафин говорит о невозможности для себя покинуть Родину, а Дмитрий Сергеевич Лихачёв размышляет о связи прошлого и настоящего, о важности культурного и исторического образования)

-Выпишите ключевые слова, помогающие понять микротемы, основные мысли текста.

- Какие чувства передают ключевые слова?

(Такие слова, как «Родина», «сердце», «дерево», «корни» и другие, говорят о любви, чувстве гордости, глубокого патриотизма пишущих, высокой значимости и сложности для них всех понятий, связанных с представлениями о Родине)

- Для какого же стиля характерны такая патетика, образность, передаваемые ключевыми словами?

(Высокая образность, приподнятость стиля, использование эмоционально-экспрессивных средств отличают публицистический стиль)

- Используя данные таблицы «Публицистический стиль», обоснуйте своё мнение. (слайд 5)

Публицистический стиль

Последовательность характеристики стиля

Публицистический стиль

Характерные признаки

Эмоциональность речи, логичность, доказательность, яркость, образность (метафоричность), выразительность

Сфера применения

Выступления на митингах, собраниях, заседаниях, съездах, статьи в газетах, журналах, книгах

Лексические средства

Лексика научного (термины), художественного (эпитеты, метафоры), разговорного стилей речи

          Синтаксические средства

Обращения, вводные слова, восклицательные предложения

(О том, что это текст публицистического стиля, свидетельствуют эмоциональность, выразительность, образность речи авторов. Сразу обращаешь внимание на развёрнутые сравнения, сердца с корневищем, Родины с деревом: «Сердце – как влажное, сочное, перемазанное чернозёмом корневище. Оно сплошь опутано паутиной мельчайших отростков: белых нитей, нежных, живых ответвлений, тончайших капиллярных сосудиков, пронизывающих жизнь, судьбу, язык, улицы города, землю родную…

        Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы даём доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй».)

  • В этой связи своё небольшое исследование по сопоставлению развёрнутых сравнений в двух полных текстах провёл ученик нашего класса.

Выступление учащегося:

Я изучил два текста, «Корни сердца» Р.А.Мустафина и «Раздумья о Родине» Д.С.Лихачёва, в их первоначальном виде, до объединения, о котором мы знаем. Действительно, тексты объединяет общая тема Родины, но только доминирующая мысль у Рафаэля Ахметовича Мустафина о том, что разлука с Родиной оборачивается для человека трагедией, а у Дмитрия Сергеевича Лихачёва говорится о любви настоящего патриота к истории, прошлому страны. Знаменателен тот факт, что два публициста приводят во многом пересекающиеся развёрнутые сравнения, которые вызывают у читателя запоминающиеся зрительные образы дерева, его корней, корневища. Вы уже обратили внимание на сравнение Родины с деревом, сердца с корневищем. Это обстоятельство позволило нам составить, руководствуясь законами логики, следующую схему (слайд 6)

Родина

Сердце

Дерево и его корни

Корневище

Родина

Сердце

Итак, Родина сравнивается с деревом, имеющим корни, а сердце – с корневищем. На основании того, что корни и корневище – понятия одного ряда, следует, что Родина в сознании человека связывается с сердцем, а сердце – с Родиной.

  • Ещё одно исследование о восприятии читателем сравнения уже в изучаемом тексте провела наша  ученица.

(Выступление учащейся)

Учёные-лингвисты: А.П.Журавлёв, Л.П.Прокофьева, Л.Бондс, Л.Н.Колесникова, Н.В.Черемисина - на основании многочисленных экспериментов, проведённых совместно с психологами, доказали, что у каждого слова есть своё понятийное ядро, возникающее в результате цветовых ассоциаций букв русского алфавита, их различной инструментовки. В лингвистику текста введено понятие звукобуквы. Вы согласитесь, что букву «А», например, хочется произнести только громко, а ассоциируется она с густо-красным цветом. Учёными разработана таблица цветовой ассоциативности, смыслового и символического значения всех звукобукв русского языка. Ею мы и воспользовались при изучении контекстуального значения слова «дерево». Следующая таблица (слайд 7) отражает моё восприятие слова в рассматриваемом тексте.

Звукобуква

Цвет

Смысл

Символ

Д

светлый

сильный

Готовность помочь, ориентация на семью

Е

зелёный

нежный

проницательность, эмоциональность

Р

золотой

быстрый

символ сильной эмоциональности

Е

зелёный

нежный

проницательность, эмоциональность

В

светлый

нежный, сильный

устремлённость в будущее, коммуникабельность

О

светло-жёлтый

округлый, высокий, чистый

объединение, полнота и глубина чувств

- Вы заметили, что большая часть букв ассоциируется со светлым цветом, само слово вызывает в сознании представление о чём-то сильном, нежном, чистом. Суммируя символы звукобукв, можно утверждать, что слово «дерево» символизирует помощь, семью, объединение, полноту и глубину чувств, даже будущее. Не с этими ли понятиями связаны понятия «родина», «отчизна», «родной край»?!

- Вы говорили о высокой образности текста, обилии сравнений, характерных для публицистического стиля. Какие же ещё особенности этого стиля вы обнаружили в тексте?

(Сфера применения изучаемого текста, на мой взгляд, очевидна: это и газеты, и журналы, и разнообразные учебные пособия, адресованные учащимся, студентам.

Авторы используют характерные для публицистического стиля лексические и синтаксические средства.)

III. Продолжим работу в группах по характеристике лексического и синтаксического уровней. Воспользуйтесь небольшими подсказками и «Словариком юного филолога». (Приложение 3)

I группа

Лексический уровень

(“Подсказки” выделены жирным шрифтом )

Лексические повторы («не собираюсь», «место», «здесь», «сердце»)

- Такие повторы акцентируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях.

Эпитеты («влажное, сочное корневище», «нежные, живые ответвления», «тончайшие сосудики»)

- С помощью эпитетов автор эмоционально, образно определяет предмет, зримо подчёркивает какие-то его стороны)

Синтаксический уровень

Авторская пунктуация

-Многоточие в (3) и (6) предложениях. Это синтаксическое средство помогает  передать процесс размышлений, анализа жизненных явлений. В (7) предложении ставится тире в сравнительном обороте с как для большего смыслового и звукового выделения фразы.  

Инверсия ((1) предложение)

- Способствует выделению ключевого слова

II группа

Лексический уровень

Лексический повтор (слово корни в (11)-(15) предложениях и наши в (15)-(16) предложениях)

- Какое из перечисленных лексических средств выразительности авторы использует  в 7,8 и 9-13 предложениях?

1) гипербола

2) сравнение

3) развёрнутое сравнение

Синтаксический уровень

Риторическое восклицание  ((22) предложение)

-  Риторическое восклицание воспринимается как призыв, побуждение к действию, реальным делам.

Градация (14)

-Способ предполагает экспрессивное наполнение фразы.

-Какое из синтаксических средств выразительности используется в 6-7 и 13-14 предложениях?

1) цитация

2) риторическое восклицание

3) композиционный стык

-Это средство выразительности помогает плавно, логично, не нарушая целостности текста, перейти к изложению другой мысли. Предложения словно сцеплены, связаны по смыслу.

-Какие ещё синтаксические средства, характерные для публицистического стиля, используются в тексте?

- Авторы используют односоставные предложения, предложения, осложнённые причастными оборотами, бессоюзные, сложные предложения.

- Найдите односоставные определённо-личные предложения. Какова их роль в тексте? (3-6)

(Определённо-личные предложения делают речь эмоциональной, взволнованной, акцентируют внимание на собственном опыте пишущего. Они хорошо передают динамику, остроту чувств.)

- Укажите односоставные назывные предложения.  Определите их роль в тексте. (15-18)

(Назывные предложения делают речь лаконичной, импульсивной, позволяют выделить самое главное в содержании.)

- Какие из предложений осложнены причастными оборотами? Охарактеризуйте функцию таких предложений в данном сложном синтаксическом целом. (17, 19 и 21).  Выполните синтаксический разбор одного из этих предложений.

(Причастные обороты делают речь экспрессивной, образной. Например, в предложении «Народ, не имеющий таких корней, - бедный народ» с помощью причастных оборотов делается вывод, подчёркивается его категоричность. Причастные обороты придают тексту мелодику и особый ритм.)

- Назовите бессоюзное сложное предложение и объясните его роль в тексте. (1). Постройте схему.

(Для типа речи рассуждение характерны бессоюзные предложения, потому что во второй части бессоюзного предложения поясняется сказанное.)

- Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах, осложнённое причастным оборотом. Какова его роль в тексте? (21) Выполните морфологический разбор причастия.

(Предложение с обобщающим словом при однородных членах тоже используется для большей выразительности, концентрации внимания на ключевом слове, обобщающих словах «одно целое». Они помогают понять и главную мысль текста о неразрывной связи прошлого и настоящего.)

- Какие ещё особенности публицистического стиля вы обнаружили?

(Цель авторов – убедить, доказать читателю правоту главных авторских суждений. И в своих доказательствах они очень убедительны. (1) и (2) предложения без утраты их семантики можно преобразовать в тезис: «Автор не мыслит себя вне Родины». Аргумент первый в защиту этого – ощущение неразрывной связи с родной землёй, аргумент второй – связь с прошлым, историей страны. Вывод – фраза: «Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни…». Любовь к Родине – это любовь к её настоящему и прошлому.)

  • Итак, для авторов текста Родина  - понятие многозначное, ёмкое и даже вызывающее яркие зрительные образы. При написании домашнего сочинения-рассуждения «Мои раздумья о Родине» также, как Рафаэль Ахметович Мустафин и Дмитрий Сергеевич Лихачёв, используйте запоминающиеся сравнения, эмоционально-образную лексику и синтаксические средства, характерные для публицистического стиля.

        IV. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Мои раздумья о         Родине»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздумья над "Раздумьями" Д.Лихачёва

Конспект урока литературы в 9 классе, посвящённого анализу книги Д.Лихачёва "Раздумья"...

Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

  Привлечь интерес  учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взяты...

Из моих раздумий на рубеже 21 века. Семантический анализ физических терминов с целью активизации деятельности учащихся на уроке.

...возникли проблемы. Основная – снижение общего уровня развития учащихся, не смотря на все возрастающий процесс информатизации общества. Анализ сложившейся ситуации привел к довольно-таки парад...

Урок-раздумье по книге М. Пришвина "Глаза земли"

С Пришвиным- охотником, Пришвиным- краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов...

"Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В. Распутина "Последний срок".

Форма проведения: урок - исследование Цели и задачи работы 1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». 2. У...

презентация к уроку"Раздумья над "Раздумьями" Д.С.Лихачева" (литература, 8 класс)

Презентация и урок на данную тему помогают приобщению  учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья»....

Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".

Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....