Раздумья над "Раздумьями" Д.Лихачёва
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Конспект урока литературы в 9 классе, посвящённого анализу книги Д.Лихачёва "Раздумья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lihachyov.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Митрофановская СОШ Кантемировский район Воронежская область

Урок по Лихачёву.

ТЕМА: Раздумья над «Раздумьями» Д.С. Лихачёва.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Углубление представления о жизни, творчестве, общественной деятельности Д.С. Лихачёва.

2. Приобщение учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья».

3. Постижение тех вопросов, которые всегда волнуют человека: о добре и зле, о достоинстве и принципиальности и т.д.

ХОД УРОКА.

I.  Д.С. Лихачёв- академик, педагог, общественный деятель.

Сообщение ученика о Д.С. Лихачёве по презентации.

При изучении какого произведения вы встречались с именем Д.С. Лихачёва?

Сообщение ученика о знакомстве с именем академика при изучении «Слова о полку Игореве».

         (перевод «Слова», критические статьи).

Материал в помощь учителю.

Обращаясь ко многим историко-литературным и теоретическим проблемам, переходя от конкретных наблюдений над отдельными памятниками к обобщениям самого широкого характера, Д.С. Лихачёв в течение десятилетий не оставлял темы, которой он посвятил десятки своих работ, тема «Слово о полку Игореве». В работах 50-х годов, Дмитрий Сергеевич заложил основные направления своих будущих исследований. Одно из них связано с изучением поэтики «Слова» в сопоставлении с эстетической системой его времени. Впервые эта проблема нашла отражение в статье «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы» (1962 г.), затем в статье «Слово о полку Игореве» и процесс жанрообразования XI – XIII в.в.» (1972 г.) и наконец в обобщающей работе «Слово о полку Игореве и эстетические представления его времени» (1976 г.). Большинство этих работ с дополнениями и изменениями, внесёнными автором, вошли в его книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени» (1978 г.).

Значительное место в научной биографии Дмитрия Сергеевича занимают его работы, посвящённые полемике со скептиками. До настоящего времени не утратила своего значения его работа «Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос его подлинности» (1962 г.).

Большой вклад внёс Д.С. Лихачёв в создание шеститомного «Словаря – справочника» «Слова о полку Игореве» (1965-1984 г.), активно участвуя в его редактировании и обсуждении, пополняя его статьи материалами собственных разысканий.

II. Сегодня мы продолжаем разговор о Д.С. Лихачёве и его книге «Раздумья», в которой известный учёный вновь обращается к молодёжи. Написанная в форме новелл, эссе, раздумий, афоризмов. Эта книга является логическим продолжением «Писем о добром и прекрасном» - издании, получившем широкую популярность у нас в стране и за рубежом.

Книга «Раздумья» начинается с обращения «К моим читателям», в которой Дмитрий Сергеевич утверждает, что «человек должен жить в сфере добра».

Почему, по-вашему, именно добро ставит Лихачёв на первое место. И какова роль каждого человека в формировании сферы добра.

III.  Никто не сможет рассказать о человеке так интересно, правдиво, полно, как он сам. Одна из глав книги называется «Я вспоминаю…».

Сообщения I группы учащихся.

«Самая большая ценность народа- его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает».

Один из способов узнать человека- «прислушаться к тому, как он говорит», - так говорит Д.С. Лихачёв о нашем родном языке в главе «Русский язык».

Согласны ли вы с мнением автора.

Как вы понимаете совет Лихачёва «Старайтесь не говорить вычурно»?

IV.  Коллективная работа с главой «Будьте осторожны со словами».

V. Нельзя не остановиться еще на одной проблеме, о которой пишет Д.С. Лихачёв.

Эта проблема нравственность,

нравственное достоинство народа.

Этот вопрос надо изучать, обсуждать. Как над этим размышляет академик?

Сообщения учащихся по главе «И ветви, и корни…».

VI. «Пути оставленные нам».

Группа III работала над главой «Пути, оставленные нам».

Они освещали следующие вопросы по тексту статей:

- Какие черты восприняла литература того времени от литературы древней?

- Почему именно Пушкин стал знаменем русской литературы?

- Нужны ли знания для восприятия искусства и почему?

- Какое место занимает Новгород в собрании древнерусской живописи?

  1. Глава «Дано судьбой».

Группа IV отвечает на вопросы:

В чём смысл жизни по Лихачёву?

Как вы понимаете слова: «Друзья создаются в юности»?

- Можно ли повысить уровень счастья. Что такое «завоёванное счастье»?

VIII. Два ученика работали с материалом биографии Лихачёва и приготовили датированную справку знаменательных дат из жизни Д.С. Лихачёва (проецируется на экран).

Материал в помощь учителю.

1928 г. -

Год окончания Ленинградского государственного университета. Арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук».

1935 г. -

Женитьба на Зинаиде Александровне Макаровой.

1937 г. -

Рождение дочерей Лизы и Веры.

1947 г. -

Защитил диссертацию на степень доктора филологических наук.

1952 г. -

Присуждена Государственная премия СССР.

1970 г. -

Избран действительным членом Академии наук СССР.

1984 г. -

Имя Лихачёва присвоено планете, открытой астрономами.

1986 г. -

Присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1993 г.-

Награждён Большой Золотой медалью имени М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук.

30 сентября 1999 г. -

Дмитрий Сергеевич скончался в Санкт-Петербурге.

Похоронен 4 октября на кладбище в Комарово.

Вывод учащихся:

Мы, конечно, не назвали все даты и события из жизни Лихачёва. Имя Дмитрия Сергеевича Лихачёва- это достояние международной общественности. Его труды, известные всем славистам мира, переведены на иностранные языки. Он представительствовал на многих международных встречах самого высокого уровня, он был принят и понятен для стран Западной Европы, Америки, Японии.

Сколько уже издано и продолжает выходить из печати книг Д.С. Лихачёва!

А сколько наград!...

Материал в помощь учителю.

(Проецируются на экране награды Д.С. Лихачёва или называются самые значимые).

1942 г.  -

Медаль «За оборону Ленинграда».

1946 г.  -

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

1952 г.  -

Государственная премия СССР за коллективный научный труд «История культуры Древне Руси. Т.2».

1954 г.  -

Премия Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы».

1954 г.  -

Медаль «За трудовую доблесть».

1966 г.  -

Орден Трудового Красного знамени за заслуги в развитии советской филологической науки.

1969 г.  -

Государственная премия СССР за научный труд «Поэтика древнерусской литературы».

1975 г.  -

Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

1975 г.  -

Золотая медаль ВДНХ за монографию «Развитие русской литературы X – XVII в.в.».

1977 г.  -

Орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария».

1977 г.  -

Кирилло-Мефодиевская премия (Болгария).

1981 г.  -

Международная премия имени Евфимия Тырновского.

1985 г.  -

Премия имени В.Г. Белинского за книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени».

1986 г.  -

Звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

1986 г.  -

Орден Георгия Димитрова (Болгария).

1986 г.  -

Медаль «Ветеран труда».

1987 г.  -

Медаль и премия «Альманаха библиофила».

1989 г.  -

Европейская (1-я) премия за культурную деятельность.

1989 г.  -

Международная литературно-журналистская премия г. Модены (Италия).

1991 г.  -

Премия А.П. Карпинского (Гамбург).

1993 г.  -

Большая Золотая Медаль имени М.В. Ломоносова за достижения в области гуманитарных наук.

1993 г.  -

Государственная премия РФ за серию «Памятники литературы Древней Руси».

1993 г.  -

Орден святого Константина Великого (рыцарский орден).

1995 г.  -

Орден «Мадарски конник» (Болгария).

1996 г.  -

Орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени за вклад в развитие русской литературы.

1996 г.  -

Орден «Стара Планина» (Болгария).

1997 г.  -

Премия президента РФ в области литературы и искусства.

1997 г.  -

Премия Международного Литфонда «За честь и достоинство таланта».

1998 г.  -

Орден апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству».

1998 г.  -

Международный серебряный знак «Ласточка мира» (Италия).

IX. Обобщение учителя.

X. Самыми активными на уроке сегодня были (называются три ученика).

Кто из них лучший Знаток жизни и творчества Лихачёва мы определим сейчас с помощью интеллектуальной игры «Умники и умницы».

(Ученики выбирают себе дорожку и вопросы, спрятанные на стенде за цифровыми фишками (номер выбранной фишки – номер вопроса).

Вопросы проверяют знание содержания книги Д.С. Лихачёва «Раздумья».

В помощь учителю (вопросы к игре).

1. Как называется место «за финской границей», где дачи были относительно дешевы и где жила петербургская интеллигенция- преимущественно аристократическая.  

                    (Куоккала).

2. Что, по Лихачёву, выше практической нужды, хотя по природе своей «непрактическое».

                     (Добро).

3. Это совсем разные города. Не во всём, конечно, кое в чём они «смотрятся друг в друга». В одном «прозревал другой», а в другом мелькает первый.

                    (Петербург и Ленинград).

4. В главе «Воспитывающая наука» Лихачёв пишет, что основой, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества является это.

                    (Любовь к родному краю, знание его истории).

5.  «Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем лучшим старым учителям словесности», « обладал всеми качествами идеального педагога». Назовите хотя бы несколько из этих качеств.

 (Он был разносторонне талантлив, умён, остроумен, находчив, всегда ровен в обращении, красив внешне, обладал задатками актёра, умел понимать молодёжь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях).

6. Какое одно из самых ценных качеств «даётся судьбой» и развивается искренностью.

                             (Быть самим собой, или индивидуальность).

7. Главная сфера научных интересов академика Лихачёва.

                             (Древнерусская литература).

8. Это основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить её, беречь её – это наш нравственный долг.

О чём говорил Лихачёв и перед кем наш долг сохранить и уберечь её.

                             (Память. Перед потомками).

9. В одной из глав Д.С. Лихачёв очень много говорит о нём, называя его комплексной наукой, близкой к географии, прекрасной школой воспитания гражданственности, открывающей перед нами прошлое, помогающее людям любить и познавать свои родные места, интересоваться историей, искусством, литературой.

                             (Краеведение).

XI. В завершение урока попробуем разгадать кроссворд, составленный учащимися класса.

н

о

Л

с

о

м

ь

с

и

п

                      1.

                      2.

с

м

е

х

 3.                  

к

и

м

е

д

а

к

а

                      4.

а

к

ч

у

н

в

            5.

а

р

е

В

                               6.

с

л

о

о

в

            7.

  1. Как называли лагерь, куда был отправлен осуждённый Лихачёв.
  2. В каком жанре написаны книги, специально адресованные молодому поколению.
  3.  Рассуждая о народной сатире 17 века, Лихачёв рассмотрел роль его в общественной жизни того времени.
  4. Лихачёв был действительным членом Академии наук, т.е…
  5. Кто, кроме жены Дмитрия Сергеевича, носил имя «Зина» в семье Лихачёвых.
  6. Какое имя носили мать, дочь, внучка и правнучка Д.С. Лихачёва.
  7. Как называется литературный памятник Древней Руси, которому академик посвятил десятки своих работ.

XII. Подведение итога урока. 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

  Привлечь интерес  учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взяты...

Из моих раздумий на рубеже 21 века. Семантический анализ физических терминов с целью активизации деятельности учащихся на уроке.

...возникли проблемы. Основная – снижение общего уровня развития учащихся, не смотря на все возрастающий процесс информатизации общества. Анализ сложившейся ситуации привел к довольно-таки парад...

Урок-раздумье по книге М. Пришвина "Глаза земли"

С Пришвиным- охотником, Пришвиным- краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов...

"Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В. Распутина "Последний срок".

Форма проведения: урок - исследование Цели и задачи работы 1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». 2. У...

презентация к уроку"Раздумья над "Раздумьями" Д.С.Лихачева" (литература, 8 класс)

Презентация и урок на данную тему помогают приобщению  учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья»....

Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".

Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....

Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...