Раздумья над "Раздумьями" Д.Лихачёва
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Конспект урока литературы в 9 классе, посвящённого анализу книги Д.Лихачёва "Раздумья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lihachyov.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Митрофановская СОШ Кантемировский район Воронежская область
Урок по Лихачёву.
ТЕМА: Раздумья над «Раздумьями» Д.С. Лихачёва.
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Углубление представления о жизни, творчестве, общественной деятельности Д.С. Лихачёва.
2. Приобщение учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья».
3. Постижение тех вопросов, которые всегда волнуют человека: о добре и зле, о достоинстве и принципиальности и т.д.
ХОД УРОКА.
I. Д.С. Лихачёв- академик, педагог, общественный деятель.
Сообщение ученика о Д.С. Лихачёве по презентации.
При изучении какого произведения вы встречались с именем Д.С. Лихачёва?
Сообщение ученика о знакомстве с именем академика при изучении «Слова о полку Игореве».
(перевод «Слова», критические статьи).
Материал в помощь учителю.
Обращаясь ко многим историко-литературным и теоретическим проблемам, переходя от конкретных наблюдений над отдельными памятниками к обобщениям самого широкого характера, Д.С. Лихачёв в течение десятилетий не оставлял темы, которой он посвятил десятки своих работ, тема «Слово о полку Игореве». В работах 50-х годов, Дмитрий Сергеевич заложил основные направления своих будущих исследований. Одно из них связано с изучением поэтики «Слова» в сопоставлении с эстетической системой его времени. Впервые эта проблема нашла отражение в статье «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы» (1962 г.), затем в статье «Слово о полку Игореве» и процесс жанрообразования XI – XIII в.в.» (1972 г.) и наконец в обобщающей работе «Слово о полку Игореве и эстетические представления его времени» (1976 г.). Большинство этих работ с дополнениями и изменениями, внесёнными автором, вошли в его книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени» (1978 г.).
Значительное место в научной биографии Дмитрия Сергеевича занимают его работы, посвящённые полемике со скептиками. До настоящего времени не утратила своего значения его работа «Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос его подлинности» (1962 г.).
Большой вклад внёс Д.С. Лихачёв в создание шеститомного «Словаря – справочника» «Слова о полку Игореве» (1965-1984 г.), активно участвуя в его редактировании и обсуждении, пополняя его статьи материалами собственных разысканий.
II. Сегодня мы продолжаем разговор о Д.С. Лихачёве и его книге «Раздумья», в которой известный учёный вновь обращается к молодёжи. Написанная в форме новелл, эссе, раздумий, афоризмов. Эта книга является логическим продолжением «Писем о добром и прекрасном» - издании, получившем широкую популярность у нас в стране и за рубежом.
Книга «Раздумья» начинается с обращения «К моим читателям», в которой Дмитрий Сергеевич утверждает, что «человек должен жить в сфере добра».
Почему, по-вашему, именно добро ставит Лихачёв на первое место. И какова роль каждого человека в формировании сферы добра.
III. Никто не сможет рассказать о человеке так интересно, правдиво, полно, как он сам. Одна из глав книги называется «Я вспоминаю…».
Сообщения I группы учащихся.
«Самая большая ценность народа- его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает».
Один из способов узнать человека- «прислушаться к тому, как он говорит», - так говорит Д.С. Лихачёв о нашем родном языке в главе «Русский язык».
Согласны ли вы с мнением автора.
Как вы понимаете совет Лихачёва «Старайтесь не говорить вычурно»?
IV. Коллективная работа с главой «Будьте осторожны со словами».
V. Нельзя не остановиться еще на одной проблеме, о которой пишет Д.С. Лихачёв.
Эта проблема нравственность,
нравственное достоинство народа.
Этот вопрос надо изучать, обсуждать. Как над этим размышляет академик?
Сообщения учащихся по главе «И ветви, и корни…».
VI. «Пути оставленные нам».
Группа III работала над главой «Пути, оставленные нам».
Они освещали следующие вопросы по тексту статей:
- Какие черты восприняла литература того времени от литературы древней?
- Почему именно Пушкин стал знаменем русской литературы?
- Нужны ли знания для восприятия искусства и почему?
- Какое место занимает Новгород в собрании древнерусской живописи?
- Глава «Дано судьбой».
Группа IV отвечает на вопросы:
В чём смысл жизни по Лихачёву?
Как вы понимаете слова: «Друзья создаются в юности»?
- Можно ли повысить уровень счастья. Что такое «завоёванное счастье»?
VIII. Два ученика работали с материалом биографии Лихачёва и приготовили датированную справку знаменательных дат из жизни Д.С. Лихачёва (проецируется на экран).
Материал в помощь учителю.
1928 г. - | Год окончания Ленинградского государственного университета. Арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук». |
1935 г. - | Женитьба на Зинаиде Александровне Макаровой. |
1937 г. - | Рождение дочерей Лизы и Веры. |
1947 г. - | Защитил диссертацию на степень доктора филологических наук. |
1952 г. - | Присуждена Государственная премия СССР. |
1970 г. - | Избран действительным членом Академии наук СССР. |
1984 г. - | Имя Лихачёва присвоено планете, открытой астрономами. |
1986 г. - | Присвоено звание Героя Социалистического Труда. |
1993 г.- | Награждён Большой Золотой медалью имени М.В. Ломоносова за выдающиеся достижения в области гуманитарных наук. |
30 сентября 1999 г. - | Дмитрий Сергеевич скончался в Санкт-Петербурге. Похоронен 4 октября на кладбище в Комарово. |
Вывод учащихся:
Мы, конечно, не назвали все даты и события из жизни Лихачёва. Имя Дмитрия Сергеевича Лихачёва- это достояние международной общественности. Его труды, известные всем славистам мира, переведены на иностранные языки. Он представительствовал на многих международных встречах самого высокого уровня, он был принят и понятен для стран Западной Европы, Америки, Японии.
Сколько уже издано и продолжает выходить из печати книг Д.С. Лихачёва!
А сколько наград!...
Материал в помощь учителю.
(Проецируются на экране награды Д.С. Лихачёва или называются самые значимые).
1942 г. - | Медаль «За оборону Ленинграда». |
1946 г. - | Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». |
1952 г. - | Государственная премия СССР за коллективный научный труд «История культуры Древне Руси. Т.2». |
1954 г. - | Премия Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы». |
1954 г. - | Медаль «За трудовую доблесть». |
1966 г. - | Орден Трудового Красного знамени за заслуги в развитии советской филологической науки. |
1969 г. - | Государственная премия СССР за научный труд «Поэтика древнерусской литературы». |
1975 г. - | Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.». |
1975 г. - | Золотая медаль ВДНХ за монографию «Развитие русской литературы X – XVII в.в.». |
1977 г. - | Орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария». |
1977 г. - | Кирилло-Мефодиевская премия (Болгария). |
1981 г. - | Международная премия имени Евфимия Тырновского. |
1985 г. - | Премия имени В.Г. Белинского за книгу «Слово о полку Игореве» и культура его времени». |
1986 г. - | Звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». |
1986 г. - | Орден Георгия Димитрова (Болгария). |
1986 г. - | Медаль «Ветеран труда». |
1987 г. - | Медаль и премия «Альманаха библиофила». |
1989 г. - | Европейская (1-я) премия за культурную деятельность. |
1989 г. - | Международная литературно-журналистская премия г. Модены (Италия). |
1991 г. - | Премия А.П. Карпинского (Гамбург). |
1993 г. - | Большая Золотая Медаль имени М.В. Ломоносова за достижения в области гуманитарных наук. |
1993 г. - | Государственная премия РФ за серию «Памятники литературы Древней Руси». |
1993 г. - | Орден святого Константина Великого (рыцарский орден). |
1995 г. - | Орден «Мадарски конник» (Болгария). |
1996 г. - | Орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени за вклад в развитие русской литературы. |
1996 г. - | Орден «Стара Планина» (Болгария). |
1997 г. - | Премия президента РФ в области литературы и искусства. |
1997 г. - | Премия Международного Литфонда «За честь и достоинство таланта». |
1998 г. - | Орден апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству». |
1998 г. - | Международный серебряный знак «Ласточка мира» (Италия). |
IX. Обобщение учителя.
X. Самыми активными на уроке сегодня были (называются три ученика).
Кто из них лучший Знаток жизни и творчества Лихачёва мы определим сейчас с помощью интеллектуальной игры «Умники и умницы».
(Ученики выбирают себе дорожку и вопросы, спрятанные на стенде за цифровыми фишками (номер выбранной фишки – номер вопроса).
Вопросы проверяют знание содержания книги Д.С. Лихачёва «Раздумья».
В помощь учителю (вопросы к игре).
1. Как называется место «за финской границей», где дачи были относительно дешевы и где жила петербургская интеллигенция- преимущественно аристократическая.
(Куоккала).
2. Что, по Лихачёву, выше практической нужды, хотя по природе своей «непрактическое».
(Добро).
3. Это совсем разные города. Не во всём, конечно, кое в чём они «смотрятся друг в друга». В одном «прозревал другой», а в другом мелькает первый.
(Петербург и Ленинград).
4. В главе «Воспитывающая наука» Лихачёв пишет, что основой, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества является это.
(Любовь к родному краю, знание его истории).
5. «Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем лучшим старым учителям словесности», « обладал всеми качествами идеального педагога». Назовите хотя бы несколько из этих качеств.
(Он был разносторонне талантлив, умён, остроумен, находчив, всегда ровен в обращении, красив внешне, обладал задатками актёра, умел понимать молодёжь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях).
6. Какое одно из самых ценных качеств «даётся судьбой» и развивается искренностью.
(Быть самим собой, или индивидуальность).
7. Главная сфера научных интересов академика Лихачёва.
(Древнерусская литература).
8. Это основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить её, беречь её – это наш нравственный долг.
О чём говорил Лихачёв и перед кем наш долг сохранить и уберечь её.
(Память. Перед потомками).
9. В одной из глав Д.С. Лихачёв очень много говорит о нём, называя его комплексной наукой, близкой к географии, прекрасной школой воспитания гражданственности, открывающей перед нами прошлое, помогающее людям любить и познавать свои родные места, интересоваться историей, искусством, литературой.
(Краеведение).
XI. В завершение урока попробуем разгадать кроссворд, составленный учащимися класса.
н
о
Л
с
о
м
ь
с
и
п
1.
2.
с
м
е
х
3.
к
и
м
е
д
а
к
а
4.
а
к
ч
у
н
в
5.
а
р
е
В
6.
с
л
о
о
в
7.
- Как называли лагерь, куда был отправлен осуждённый Лихачёв.
- В каком жанре написаны книги, специально адресованные молодому поколению.
- Рассуждая о народной сатире 17 века, Лихачёв рассмотрел роль его в общественной жизни того времени.
- Лихачёв был действительным членом Академии наук, т.е…
- Кто, кроме жены Дмитрия Сергеевича, носил имя «Зина» в семье Лихачёвых.
- Какое имя носили мать, дочь, внучка и правнучка Д.С. Лихачёва.
- Как называется литературный памятник Древней Руси, которому академик посвятил десятки своих работ.
XII. Подведение итога урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Привлечь интерес учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взяты...
Из моих раздумий на рубеже 21 века. Семантический анализ физических терминов с целью активизации деятельности учащихся на уроке.
...возникли проблемы. Основная – снижение общего уровня развития учащихся, не смотря на все возрастающий процесс информатизации общества. Анализ сложившейся ситуации привел к довольно-таки парад...
Урок-раздумье по книге М. Пришвина "Глаза земли"
С Пришвиным- охотником, Пришвиным- краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов...
"Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В. Распутина "Последний срок".
Форма проведения: урок - исследование Цели и задачи работы 1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». 2. У...
презентация к уроку"Раздумья над "Раздумьями" Д.С.Лихачева" (литература, 8 класс)
Презентация и урок на данную тему помогают приобщению учащихся к размышлению о важных для человека проблемах, поставленных в книге «Раздумья»....
Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".
Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....
Модель урока Урок-раздумье «Психологизм Достоевского» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема данного урока выбрана в рамках авторской программы «Человек и природа», составленной авторами этого урока. Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из ...