Подготовка к сжатому изложению по русскому языку (УМК под ред. А.Д.Шмелева).
статья по русскому языку (8 класс) на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт по русскому языку предполагает обучение в когнитивно-коммуникативной направленности курса и деятельностном подходе.
Когнитивно-коммуникативная направленность УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева позволяет систематически и целенаправленно готовить учащихся к государственной аттестации уже в 8 классе.
Первое задание, которое предстоит выполнить на экзамене в 9 классе, - это написание сжатого изложения. Выполнение данного задания строится на системе знаний, полученных в 5-7 классах. Система знаний о строении текста, о стилях русского языка является тем фундаментом, на котором будет строиться дальнейшая подготовка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_szhatomu_izlozheniyu.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности.
Задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Первая часть экзамена состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту. Она требует от школьника мобилизации памяти, владения норм правописания, навыков информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). В наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию – это действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.
Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение. При выполнении этого задания уделяется особое внимание умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере. К тому же умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.
Как же новые УМК по русскому языку дают возможность учителю готовить учащихся к итоговой государственной аттестации?
Федеральный государственный образовательный стандарт по русскому языку предполагает обучение в когнитивно-коммуникативной направленности кура и деятельностном подходе.
Когнитивно-коммуникативная направленность УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева позволяет систематически и целенаправленно готовить учащихся к государственной аттестации в 9 классе.
Первое задание, которое предстоит выполнить на экзамене в 9 классе, - это сжатое изложение.
Выполнение данного задания строится на системе знаний, полученных в 5-7 классах.
Система знаний о строении текста, о стилях русского языка является тем фундаментом, на котором будет строиться дальнейшая подготовка.
Уже на первых уроках целесообразно познакомить учащихся со следующим алгоритмом написания сжатого сочинения:
- Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
- Найдите среди них главную мысль.
- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
- Озаглавьте каждую часть и составьте план.
- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
- Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
- Обдумайте средства связи между частями.
- Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
- Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновик
Такой алгоритм позволяет отработать все этапы работы над сжатым изложением, используя инструментарий учебника по русскому языку для 8 класса.
В Упр.1 гл.1 дается следующее задание: «Прочитайте тексты, включающие высказывания ученых филологов, и подберите к каждому тексту заголовок, используя надписи на иллюстрациях».
Чтобы выполнить это задание, учащимся надо определить основную мысль текстов и озаглавить их.
В Упр.6 гл1 задание другого типа: «Прослушайте фрагменты лекции известного российского филолога С.Г.Тер-Минасовой о том, какие проблемы встают перед многими языками в эпоху глобализации. Ответьте на вопросы на основании прослушанного текста.
- В чем положительная сторона глобального, объединенного мира?
- Какой язык в современном мире претендует на роль глобального, общего языка? Нужен ли такой язык разным народам? Почему важнейшим вопросом в современном мире стал вопрос о сохранении разнообразия языков и культур?
- Как влияет английский язык на другие языки? Может ли его влияние проявляться в том, что изменяется не только лексический состав языка, но и нормы речевого поведения?
Выполнение данного упражнения учит учащихся работе с прослушанным по аудиозаписи, а не прочитанным учителем текстом. Такой вид работы важен, потому что на экзамене учащиеся слушают аудиозапись, а потом пишут сжатое изложение.
В упр.19 гл.1 учащимся предлагается просмотреть текст, не читая его внимательно, и определить его тему. Назвать ключевые слова, на которые они обратили внимание при чтении «по диагонали». Отдельно идет еще одно задание: «Напишите короткую заметку для школьного журнала, используя информацию текста. Заголовок для заметки придумайте самостоятельно».
В упр. 80 гл.1одним из дополнительных заданий является следующее: «Запишите предложение, передающее основную мысль текста. Аргументируйте это утверждение, приведя пример известного вам слова, которое недавно появилось в языке и стало широко употребляться».
При написании текста необходимо продумывать, каким образом предложения будут связаны между собой. В упр. 82 гл.1 необходимо расположить предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст. Затем надо прослушать текст и проверить свои предположения. В упр.94. гл.1 предлагается уже более сложное задание: «Предложите свою последовательность предложений в тексте. Объясните, как вы определяете данное и новое в тексте, как служебные части речи, местоимения, порядок слов в предложениях помогают вам выстроить текст. Послушайте текст и сопоставьте авторский вариант с вашим. Придумайте заголовок к тексту. Запишите текст».
При выполнении упр.39 гл.1 проверяется умение учащихся определять стили речи: «Прочитайте тексты, дайте им стилистическую характеристику. Определите, какую роль в создании стилистической окраски играют заимствованные слова, а также заимствованные и исконные фразеологизмы».
Следующий этап по подготовке к написанию сжатого изложения – это работа над компрессией текста.
Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:
- разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
- свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Основными приемами сжатия текста являются
ЗАМЕНЫ:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
- замена сложноподчиненного предложения простым.
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких синонимов.
СЛИЯНИЯ:
- слияние нескольких предложений в одно.
В упр. 49 гл. 1предлагается работа по сокращению текста:
- Прочитайте текст и подумайте, как его можно сократить, используя вместо выделенных придаточных предложений обороты с причастиями и деепричастиями. Запишите придаточные предложения и синонимичные им обороты.
- Кратко изложите содержание текста. Используйте образованные вами причастные и деепричастные обороты и объедините, где это возможно, информацию соседних предложений. Дополните текст своими рассуждениями о том, что значит миф для современного человека.
Такая работа позволяет приступить к написанию изложения по аудиозаписи. В упр. 71 гл.1 предлагается следующее задание: «Послушайте пересказ древнегреческого мифа об Арахне, ткачихе из Лидии. Напишите изложение текста, заменив, где это целесообразно, прямой порядок слов на инверсионный. Оцените, как изменяется при этом выразительность текста». В упр.76. предлагается, прослушав аудиозапись, написать текст по памяти.
В упражнении 112 предлагается написать сжатое изложение текста, выразить своё согласие или несогласие с основной мыслью автора или с приведенными им аргументами.
Перед написанием контрольного сжатого изложения необходимо познакомить учащихся с тем, как звучит задание на экзамене: «Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком».
Также необходимо познакомить и с теми критериями, по которым изложение будет оцениваться.
Первый критерий относится к проверке правильности передачи содержания материала.
№ | Критерии оценивания изложения С1 | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 | |
Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. | 1 | |
Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. | 0 |
Второй критерий проверяет умение учащихся «сжимать» текст.
ИК2 | Сжатие исходного текста | Баллы |
Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста. | 3 | |
Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 2 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его на для сжатия 2 микротем. | 2 | |
Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его на для сжатия 1 микротемы. | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста или экзаменуемый неправильно использовал приемы сжатия текста и исказил авторский замысел | 0 |
Третий критерий проверяет умение учащегося правильно строить собственный текст.
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Баллы |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушения абзацного членения текста. | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
Работа экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или в работе имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК4 – 7 баллов.
Заканчивается глава 1 упражнением 138. Вот это задание: «Послушайте текст и напишите его сжатое изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста, выделите микротемы. Определите, какие типы речи используются в тексте. Не забудьте о структуре текста-рассуждения. Перечитывая свой черновик, убедитесь, что вы не только передали содержание всех микротем, но и упомянули тему и основную мысль всего текста».
Дальнейшая работа по написанию сжатого изложения опирается на достижения учащихся и направлена на исправление недочетов и ошибок учащихся.
Особое внимание необходимо уделять логическим ошибкам.
Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ | Вид ошибки | Примеры |
Л1 | Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте | На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; |
Л2 | Нарушение причинно-следственных отношений | В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Л3 | Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». | Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Л4 | Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) | Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать? |
Л5 | Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) | Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. |
Л6 | Сопоставление логически несопоставимых понятий | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки | ||
Л7 | Неудачный зачин | Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
Л8 | Ошибки в основной части | а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. |
Л9 | Неудачная концовка | Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
Работа над логическими ошибками проводится во время анализа написанных изложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.
Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Подготовка к сжатому изложению. ( Евгений Андреевич Пермяк "Перо и чернильница.)
На уроке пятиклассники обучаются лингвистическому и содержательному анализу текста, развивают свои творческие возможности....
Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)
Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)Урок русского языка в 7 классе по теме «Обучение написанию сжатого изложения» проводится после изучения темы «Наречие. Слова катего...
Разработка открытого урока ро русскому языку в 8 классе "Подготовка к сжатому изложению"
Разработка урока содержит материал по подготовке к сжатому изложению на примере текста "Анна Павлова". Урок проведен в 8 классе....
Методика работы с текстом для написания сжатого изложения. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
сжатое изложение...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...