Разработка открытого урока ро русскому языку в 8 классе "Подготовка к сжатому изложению"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тихонова Евгения Леонидовна

Разработка урока содержит материал по подготовке к сжатому изложению на примере текста "Анна Павлова". Урок проведен в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_szhatomu_izlozheniyu.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Киятская СОШ Буинского района РТ»

План урока по русскому языку

в 8 классе

по теме: «Подготовка к сжатому изложению»

Составила:

Учитель русского языка

Тихонова Е.Л.

Тема: Обучение написанию сжатого изложения.

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:

1. Продолжить подготовку учащихся к  ОГЭ по русскому языку - сжатому изложению.

2. Актуализировать знания учащихся о типах текста.

3. Обобщить знания учащихся о способах сжатия текста.

4. Формировать общеучебные навыки работы с текстом.

5. Развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Учащиеся должны:

1) адекватно воспринять прослушанный текст, понять его содержание;

2) выделить главную и второстепенную информацию, ключевые слова, микротемы, определить тему текста, уметь сократить текст, используя приёмы компрессии.

Ход урока

I. Организационный момент.Беседа.

1.Что такое сжатое изложение? (После ответа Слайд 1).

2. Что нужно сделать с прослушанным текстом, чтобы получилось сжатое изложение? (Слайд 2)

3. Назовите три способа сжатия (компрессии) текста.(Слайд 3)

4. Запись в тетрадях числа и темы урока «Подготовка к сжатому изложению»

II. Прослушивание  текста.

Текст изложения (для прослушивания)

(1) Гастроли Павловой в Стокгольме были первым её выходом на европейские сцены. (2) В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. (3)  Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. (4) Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета.

(5) Конечно, оказанные почести были приятны балерине. (6) Но истинную радость испытала она после одного из представлений в стокгольмском театре. (7) До самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. (8) Люди не аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки. (9) Никто не ушёл и тогда, когда балерина скрылась в отеле. (10) Толпа так же молча стояла какое-то время подеёокнами. (11) Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала ей, что нужно выйти на балкон - поблагодарить. (12) "Я вышла, - вспоминала много позже Павлова, - и меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков, почти ошеломивших меня после этого изумительного молчания. (13) В благодарность я могла только кланяться. (14) Потом они начали петь милые шведские песни. (15) Я не знала, что делать. (16) Потом сообразила - бросилась в комнату, притащила корзины, подаренные мне в этот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень...

(17) Долго-долго толпа не хотела расходиться... (18) Растроганная до глубины души, я обратилась к своей горничной, спрашивая: "Чем я так очаровала их?" (19) - Сударыня, ответила она, - вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы! (20) Я не забуду этого ответа... (21) С этого дня моё искусство получило для меня смысл и значение". (22) Взволнованная, Анна долго не могла уснуть. (23) И хотя понимала, что завтра опять и репетиция, и спектакль, и утром надо быть бодрой, сон не шёл. (По В. Носовой)

III. Выполнение заданий, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста (после первого прослушивания)

1) Кому посвящён текст В. Носовой?

2) Какой момент в жизни выдающейся русской балерины описан?

3) Какое событие изумило всю труппу?

4) О каком событии, которое затмило даже королевский приём, рассказывается в тексте?

5) Чем была вызвана такая реакция поклонников?

6) Какое значение в творческой биографии Павловой имел этот случай?

IV. Показ фотографий Анны Павловой, краткие сведения о ней. (Слайд 4)

V. Анализ текста (письменно)

1. Тема текста.

2. Основная мысль.

3. Тип речи.

4. План (по количеству микротем).

Примерная запись:

1. Тема: Зарубежные гастроли Анны Павловой.

2. Основная мысль: Цель искусства - дарить людям счастье.

3. Тип речи: повествование.

4.  План

I. Первые гастроли  Анны Павловой за рубежом.

II. Случай после представления в Стокгольмском театре.

III. Анна Павлова поняла значение своего искусства.

VI. Определение ключевых слов каждой микротемы и установление связей между ними  (во время и после второго прослушивания текста) (Записи в тетрадях)

Микротема

Ключевые слова

Первые гастроли за рубежом

Павлова, гастроли, Стокгольм, писали газеты, называли откровением нового искусства, пригласил шведский король Оскар, прислал роскошную дворцовую карету

Случай после представления

Оказанные почести приятны балерине, испытала истинную радость после одного из концертов,  до самого отеля молча шла толпа и молча стояла под окнами, Павлова не знала, что делать, горничная предложила ей выйти на балкон, толпа встретила её аплодисментами, бросала поклонникам цветы.

Значение искусства

Толпа не хотела расходиться,  спросила, чем она так смогла их очаровать, горничная сказала, что балерина подарила людям счастье, эти слова запали в душу на всю жизнь, Павлова поняла, смысл и значение своего искусства и какая высокая ответственность возложена на неё.

VII. Компрессия изложения с применением трёх способов сжатия текста:

исключения,     упрощения      и      обобщения

1-я микротема: (1) Гастроли Павловой в Стокгольме были первым её выходом на европейские сцены. (2) ОБОБЩЕНИЕ - замена ряда однородных членов обобщающим словом/  Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.(3, 4)  УПРОЩЕНИЕ - слияние 2-х предложений в одно / Однажды  вся труппа была изумлена тем, что Анну Павлову в свой дворец пригласил шведский король Оскар, который прислал за ней роскошную карету.

2-я микротема:  (5) Конечно, оказанные почести были приятны балерине.  (6) Но истинную радость испытала она после одного из представлений в стокгольмском театре. (7) До самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. (8, 9) - опускаем: ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации. (10) Толпа так же молча стояла какое-то время под её окнами. (11-16)  УПРОЩЕНИЕ - перевод прямой речи в косвенную и ИСКЛЮЧЕНИЕ части второстепенной информации/ Балерина не знала, что делать. Горничная предложила ей выйти на балкон. Толпа встретила её аплодисментами. В благодарность Анна стала бросать в толпу цветы, подаренные ей в этот вечер.

3-я микротема: (17) Толпа долго не хотела расходиться. (18) УПРОЩЕНИЕ - перевод прямой речи в косвенную/  Павлова спросила у горничной, чем она так очаровала публику. (19)  УПРОЩЕНИЕ - перевод прямой речи в косвенную/ Из ответа горничной балерина узнала, что люди так горячо приветствуют её за то, что она подарила им счастье. (20) УПРОЩЕНИЕ - перевод прямой речи в косвенную/ Эти слова запали Анне в душу на всю жизнь. (21)  УПРОЩЕНИЕ - перевод прямой речи в косвенную/ Искусство получило для неё смысл и значение. /ОБОБЩЕНИЕ смысла/ Павлова  поняла, какая высокая ответственность возложена на её плечи. (22, 23) - опускаем: ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенной информации.

Готовое изложение.

Анна Павлова

     Гастроли Павловой в Стокгольме были первым её выходом на европейские сцены. Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства.Однажды  вся труппа была изумлена тем, что Анну Павлову в свой дворец пригласил шведский король Оскар , который прислал за ней роскошную карету.

     Конечно, оказанные почести были приятны балерине.  Но истинную радость испытала она после одного из представлений в стокгольмском театре. До самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. Толпа так же молча стояла какое-то время под её окнами. Балерина не знала, что делать. Горничная предложила ей выйти на балкон. Толпа встретила её аплодисментами. В благодарность Анна стала бросать в толпу цветы, подаренные ей в этот вечер.

     Толпа долго не хотела расходиться. Павлова спросила у горничной, чем она так очаровала публику. Из ответа горничной балерина узнала, что люди так горячо приветствуют её за то, что она подарила им счастье. Эти слова запали Анне в душу на всю жизнь. Искусство получило для неё смысл и значение. Павлова  поняла, какая высокая ответственность возложена на её плечи.

IX. Домашнее задание: написать сжатое изложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме " Наречие".

КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.  Цель:повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»Задачи:Образовательные:·        закрепить умения у...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Разработка открытого урока по русскому языку в 8, 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен урок на тему "Текст, его признаки и стили", в котором использованы различные приёмы ТРКМЧП....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...