Интеграция на уроках русского языка
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Работа с произведениями живописи на уроках играет большую роль в школьном обучении. Само эстетическое переживание, вызванное созерцанием произведения искусства облагораживает человека. Одновременно совершенствуется мышление и речь учащихся.
Работа по развитию речи в УМК под редакцией А.Д.Шмелева предлагается в определенной системе, которая начинается с 5 класса. Знакомство с художниками и их творческим наследием идёт из года в год.
В 9 классе необходимо опираться на тот материал, который собран за прошедшие годы, и на те знания о художниках и их произведениях, которые учащиеся получили в 5-8 классах. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов, написание сочинений – все это позволяет развить речевое умение обучающихся.
В 9 классе одна из основных целей – подготовка к ОГЭ за курс средней школы. Поэтому и работа с произведениями живописи направлена на решение этой цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция на уроках русского языка в 9 классе
Ю.Г.Волков и В.С.Поликарпов в книге «Интегральная природа человека» видят проявление цивилизационного кризиса в том, что мир в сознании человека развалился на отдельные кусочки. Отсюда и непонимания мира как единой целостности. Анализируя человека как социально-природное и космо-планетарное существо, в котором соединяются в одно целое космическое, биологическое, психическое с социальными и культурными сторонами, необходимо выделить одну важную особенность – интеграцию. Именно она соединяет разные стороны человеческой личности в единое целое.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на выводы ученых о том, что преодоление цивилизационного кризиса возможно в том случае, если разорванность восприятия мира сменится его целостным видением. Основным способом достижения этой цели в данном случае я считаю опору на интеграцию обучения.
Построения процесса обучения на интегративной основе обусловлено самой общедидактической функцией интеграции, суть которой в том, что целое больше, чем части. Поэтому интегративное содержание является информационно более емким, включает в себя целостное восприятие мира и направлено на формирование умения мыслить.
Работа с произведениями живописи играет большую роль в школьном обучении. Само эстетическое переживание, вызванное созерцанием произведения искусства облагораживает человека. Одновременно совершенствуется мышление и речь учащихся.
Работа по развитию речи в УМК под редакцией А.Д.Шмелева предлагается в определенной системе, которая начинается с 5 класса. Знакомство с художниками и их творческим наследием идёт в дальнейшем из года в год.
В таком случае в 9 классе учитель опирается на тот материал, который у него собран за прошедшие годы, и на те знания о художниках и их произведениях, которые учащиеся получили в 5-8 классах. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов, написание сочинений – все это позволяет развить речевое умение обучающихся.
В 9 классе одна из основных целей – подготовка к ОГЭ за курс средней школы. Поэтому и работа с произведениями живописи должна быть направлена на решение этой цели.
В соответствии с экзаменационным материалом можно определить следующие задачи:
- Сравнивать средства создания художественного и поэтического образа;
- Дать определение основным понятиям живописи;
- Подготовить фоновый материал для написания сочинений.
Что же предлагается учителю УМК под редакцией А.Д.Шмелева?
В связи с тем, что данный учебник является учебником, реализующим ФГОСы, то перед учителем ставятся задачи развития личностных, предметных и метапредметных компетенций. Работа над картинами известных художников позволяет реализовать эти задачи в их единстве. Итак рассмотрим, как в учебнике для 9 класса представлен демонстрационный материал, предложены определенные лингвистические задачи и дан методический аппарат для его выполнения
.Какие виды работ предлагают авторы учебника? Это работа с портретами. Это работа с жанровыми картинами, связанными с историческими событиями. Это работа с картина для решения лингвистических задач. Это работа с картинами как иллюстративным материалом. Это сравнительный анализ произведений разных видов искусств. Это написание эссе с помощью дополнительного материала.
Работа с портретами может вестись в разных направлениях. В одном случае, ученики просто знакомятся с портретом писателя. Однако не надо забывать, что даже беглое ознакомление с произведением искусства не исключает его влияние на учащихся. Эстетическое восприятие действительности важно для каждого человека.
В упражнении 50 (гл.1)
Вспомните что вы знаете о писателях И.А.Бунине, Л.Н.Толстом и В.Г.Короленко, годах их жизни.
В упражнение 23 (гл 2.) представлен портрет М.И.Платова Дж.Доу.
К упражнению 50 дан Портрет Н.В.Гоголя кисти Ф.А.Моллера.
К упражнению 86 дан портрет В.Д.Поленова кисти И.Е.Репина.
В другом случае, такое ознакомление может быть осложнено практическим заданием.
Работа с портретами предлагается в упражнении 6 (глава 1).
Рассмотрите портреты и расскажите об этих писателях. Какие их книги вы читали? Есть ли среди них произведения, которые вы читали?
В учебнике художники не указаны, поэтому учитель может спросить у учащихся, кто написал портреты писателей.
В упражнении 54 (гл.2) дано следующее задание:
Вспомните, что объединяет всех изображенных на иллюстрациях деятелей русской культуры, об одном из которых вы будете писать изложение. Назовите их после работы с текстом.
Работу с картинами, помогающими в решении лингвистических заданий, можно увидеть на примере упражнения 13 (гл.1).
- Прочитайте отрывок из стихотворения вслух. Подумайте, правильно ли утверждение, что в этом стихотворении на месте выделенных букв повторяется один и тот же гласный звук. Объясните свою точку зрения.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
- Работа в паре. Какие звуки преобладают в отрывке – высокие или низкие? Сравните ваши впечатления, вызывает ли этот текст ощущение света или темноты, радости или тоски, тяжести?
- Подберите стихи, которые, с вашей точки зрения, подходят к данной иллюстрации, и определите, есть ли в них преобладание высоких или низких звуков.
Второе и третье задание повышенной сложности, поэтому они могут выполняться с помощью учителя.
Картина К.А.Коровина «Зимние сумерки» передает авторское впечатление о событии.
Картина способствует развитию речевой деятельности и формированию коммуникативных умений, так как представляет собой предметно-изобразительный план и является средством необходимым для построения содержания высказывания.
Работа с картинами как иллюстративным материалом зависит в большей степени от того, что изображено на картине. Ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях. Этот процесс овладения различными отношениямимежду предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка.
В упражнении 29 картина иллюстрирует текст стихотворения Е.Дмитриевой:
Я ветви яблонь приняла,
их жест дающий и смиренный,
почти к земли прикосновенной
изгиб крыла.
Как будто солнечная сила
на миг свой огненный полёт
в земных корнях остановила,
застыв как плод.
Сорви его, и он расскажет,
упав на смуглую ладонь,
какой в нем солнечный огонь,
какая в нем земная тяжесть.
Как З.Е.Серебрякова в картине «Яблони на ветках» передала цвет листьев и плодов? Сравните картину со стихотворением.
В упражнении 22 картина иллюстрирует текст М.Цветаевой.
Вспомните, что вы знаете о М.И.Цветаевой. Прочитайте отрывок из статьи «Мой Пушкин», в которой она пишет о своей любимой пушкинской героине. О каком произведении великого русского поэта идет речь в этом отрывке.
Какой эпизод из романа передан на иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковская?
В упражнении 99 (гл.1) картина М.А.Врубеля «Демон поверженный» предваряет написание диктанта по аудизаписи.
Рассмотрите иллюстрацию на с.85 и подумайте о произведениях какого великого русского поэта напоминает эта картина?
Сравнительный анализ произведений разных видов искусств предполагается в упражнении 54 (гл. 3).
Прочитайте стихотворение Давида Самойлова «Оправдание Гамлета». Какие реальные исторические лица упомянуты в этом стихотворении? Какую характеристику даёт автор своему персонажу.
Сравните изображение Рувьера в роли Гамлета на картине Э.Мане.
Упражнение 88. Обобщите способы, которые можно использовать для того, чтобы сравнить или сопоставить две ситуации. Рассмотрите две иллюстрации, на которых изображен один и тот же уголок Москвы. Сравните их, используя сравнительные обороты или схемы СПП с придаточными сравнения. Запишите три лучших предложения.
В данном упражнении может использоваться такой метод, как групповая работа. Групповая работа позволяет разбить деятельность учащихся на несколько этапов. В таком случае трудность задания становится катализатором для активации творческих способностей. По завершении каждого этапа каждая группа представляет свой отредактированный материал по теме. Минисочинения начинают складываться в полноценную коллективную творческую работу.
Работа с жанровыми картинами, связанными с историческими событиями, предлагается в упражнении 82.
- Спишите предложения, расставляя запятые. Подчеркните грамматические основы, составьте вертикальную схему СПП и определите тип придаточного.
- Прочитайте текст и найдите в нем место, куда следует добавить предложение из задания 1. Объясните, что помогло вам принять решение ключевые слова, формы слова, средства связи предложений или что-то еще.
- Посмотрите на репродукцию картин Ж.Фуке «Въезд крестоносцев в Константинополь». Как она связана с текстом упражнения?
Упражнение 115.
- Рассмотрите иллюстрации и расскажите, о каких исторических событиях пойдет речь в отрывке из повести Э.С.Радзинского «Лжедмитрий».
- Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.
Упражнение 23 (гл.4)
- Проанализируйте сложные предложения: выделите в них части, составьте схемы, определите главный вид связи, объясните постановку знаков препинания.
- Рассмотрите иллюстрацию и найдите в тексте слова, которые можно объяснить с её помощью. Определите стилистическую окраску этих слов.
Работа над произведение искусства, требующая знаний из различных областей знаний, позволяет ребятам демонстрировать различные знания, показывать понимание художественных приемов конкретного художника, логику его творчества.
Написание эссе с помощью дополнительного материала является одним из этапов подготовки к ОГЭ по русскому языку.
В упражнении 37 (гл.2) даны следующие задания:
- Восстановите стихотворения, добавив союзы из рамки. Определите разряд каждого союза, группу по составу и по значению.
- Послушайте отрывки, проверьте свои предположения и запишите стихотворения.
- Задание повышенной сложности. Рассмотрите репродукцию картины Мартироса Сарьяна. Какая из стихотворений можно процитировать при описании этой картины? По каким признакам можно определить, что в стихотворении речь идет о юге? Напишите эссе по мотивам картины и стихотворения. Как вы его озаглавите? Используйте не менее пяти сочинительных союзов разных смысловых групп в сложных предложениях.
В упражнении 60 (гл.2) дано следующее задание:
- Прочитайте текст и восстановите последовательность абзацев. Сформулируйте микротему каждого абзаца, составьте простой план текста.
- Подумайте, какое название Фазиль Искандер дал этому рассказу, и выберите наиболее подходящий вариант.
- Мать; 2) Скорбь; 3) Больной сын; 4) Встреча в аэропорту.
- Послушайте текст, проверьте свои предложения и составленный план.
- Выберите из трех портретов наиболее подходящий по настроению. Подумайте, как вы обоснуете свой выбор. Составьте описание портрета, подобрав цитату или отдельные выражения из текста.
Упражнение 61 опирается на предыдущее упражнение.
Напишите на основе текста из упражнения 60 сочинение на тему «Что значит афоризм «Мать – короткий праздник на земле» в понимании Искандера и в моем понимании». Используйте разные способы цитирования текста.
Упражнение 24.
- Послушайте отрывок из повести В.И.Белова, обращая внимание на количество грамматических основ в предложениях. Напишите диктант, найдите в тексте сложные предложения и составьте их схемы. В СПП с придаточным определительным подчеркните все члены предложения в каждой части.
- Допишите предложения этого текста. Представьте, что герой провел своё детство в том месте, которое изображен на этой картине. Опишите его, используя не менее трех придаточных определительных с разными союзными словами.
Упражнение 118 (гл.3).
- Прочитайте предложения и восстановите отрывок из стихотворения Н.А.Заболоцкого. В качестве подсказки используйте названные в рамке рифмы и номера рифмующихся стихотворных строк по порядку. Запишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
- Рассмотрите репродукцию картины художника Николая Петровича Богданова-Бельского и напишите сочинение на тему «Что есть красота?» Процитируйте в нем строки из стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого, используя их в качестве иллюстрации к вашей мысли или аргумента в вашем рассуждении.
Сюжетная картина, по мнению Т.П.Головиной, с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, которую не надо организовывать.
Упражнение 6 (глава 1).
Материал для учителя:
Портрет Н.В.Гоголя написал Ф.А.Моллер, И.С.Тургенева – И.Е.Репин, А.П.Чехова - И.О.Браз.
Федор Антонович (Отто Фридрих) Моллер был в свое время весьма известным живописцем. Сын военного моряка высокого ранга (позднее морского министра) Ф. Моллер и сам готовился к военно-морской карьере. Воспитанник Морского кадетского корпуса уже в 1826 году был произведен в офицеры. Однако пробудившийся интерес к живописи и несомненный талант молодого морского офицера «заставляют» его посещать Академию художеств, где он в скором времени становится одним из любимых учеников К.П. Брюллова. После окончания Академии Ф.А. Моллер едет по собственной инициативе в Италию (1838) для совершенствования своего художественного мастерства. Уже в 1840 году за присланную в Петербург картину Поцелуй художник получает звание академика. В Италии ведет исключительно насыщенную творчеством жизнь. Среди его близких знакомых — Ф.А. Бруни, А.А. Иванов и Н.В. Гоголь, с которым художник был особенно дружен и несколько портретов которого он написал. Помимо портретов Ф.А. Моллер в соответствии с академическими канонами писал полотна на библейские и исторические сюжеты. За картину «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий» (1856) художнику присвоили звание профессора исторической живописи. В Петербурге он занимается преподаванием, руководит деятельностью пенсионеров Общества поощрения художников и выполняет ответственейшие заказы для Большого Кремлевского дворца в Москве (серия картин, посвященная Александру Невскому), Исаакиевского собора в Петербурге (Несение креста). Скоротечное воспаление легких прервало работу Ф.А. Моллера над своей последней картиной — «Распятие Христа». Рожденный немцем Отто Фридрихом, русский художник Федор Антонович Моллер не затерялся в щедрой на таланты отечественной культуре середины XIX века.
Эту картину ему заказал П. Третьяков, но она не понравилась ни Тургеневу, ни самому художнику. Живописец объяснял это еще одним фактором – Полиной Виардо, чье мнение очень ценил писатель и во всем полагался на него. Она забраковала данный портрет и попросила написать новый, но уже в другом повороте. Тургенев послушал свою давнюю любовь и все убеждения художника провалились, а сам первый портрет получился неживым и сухим.
Когда мы смотрим на портрет Чехова, написанный художником Бразом в 1898 году, нельзя не заметить, что Чехов стал строже, тверже и одновременно печальнее. Непосредственность сменилась глубокой задумчивостью, мягкость – суровостью, простота – сдержанностью, изяществом.
Современники тоже поражались перемене, которая произошла в Чехове за это время. "Куда девалась его уверенная, спокойная жизнерадостность? Черты обострились, стали как будто жестче, и только глаза все еще порой лучились и ласкали. Но и в них чаще виднелось застывшее выражение грусти" ( В. Г. Короленко. Антон Павлович Чехов. Собр. соч. Том 5. – М.: Изд-во "Правда", 1953).
"Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица, – писал И.Е.Репин. – Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества". (А.П.Чехов в воспоминаниях современников. – М.: Изд-во "Художественной литературы", 1960)
"Я удивилась происшедшей с ним перемене, – вспоминает Т.А.Щепкина-Куперник. – Бледный, землистый, с ввалившимися щеками – он совсем не похож был на прежнего А.П.". (Щепкина-Куперник Т. Л. В юные годы (Мои встречи с Чеховым и его современниками). А. П. Чехов. – Л., 1925, с. 217)
Осип (Иосиф) Эммануилович Браз (1873–1936) – художник, ученик И.Е. Репина. В 1897 г. П.М. Третьяков заказал ему портрет А.П. Чехова. Художник писал портрет 2 раза: в Мелихове в 1897 году и в Ницце в 1898 году. Первый портрет не понравился ни Чехову, ни художнику. Будучи в Мелихове, Браз с удовольствием писал окрестности, чеховскую усадьбу. Второй портрет, написанный в Ницце, находится сейчас в Третьяковской галерее.
Осип Браз родился в Одессе]. Окончив гимназию, поступил в 1889 году в Одесскую художественную школу, где учился у Кириака Костанди. После её окончания (1890), в 1891—1894 годах, продолжил своё образование в Мюнхене, в школе Шимона Халлоши, и в Мюнхенской академии художеств. Затем жил во Франции. В Париже впервые были показаны его работы на выставке известных художников «Champ de Mars». В дальнейшем художник переселился в Голландию, где изучал современное европейское искусство и творчество художников Голландии, после чего вернулся в Россию и учился в мастерской И. Е. Репина (Петербургская Академия художеств).
В 1896 году Браз был удостоен премии Московского общества любителей художеств, а также получил диплом Петербургской академии художеств и звание классного художника, но, вопреки академическим правилам, не за специальную конкурсную картину, а за серию изображений. Выполненные им портреты художников Д. Н. Кардовского и Е. М. Мартыновой заслужили высокую оценку критики, причём последний приобрёл П. М. Третьяков. В дальнейшем он заказал художнику также изображения В. Ф. Комиссаржевской и А. П. Чехова. Портрет Чехова (1897—1898) стал известен как единственный законченный прижизненный портрет писателя-драматурга (Чехов позировал Бразу два раза в день), тем не менее портрет удостоился противоречивых оценок со стороны критиков, а сам Антон Павлович высказался по его поводу: «Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену» (А. А. Хотяинцевой, 23 марта/4 апреля 1898 г.)
О. Э. Браз участвовал в выставках Товарищества южно-русских художников (1893—1917), Московского общества любителей художеств (1896—1899), в выставке «36-ти художников» в Москве. Он создал целый ряд портретов художников: А. П. Соколова (1898), К. К. Первухина (1902), Н. Д. Кузнецова (1897), Л. О. Пастернака, М. В. Добужинского (1922), И. А. Фомина, К. А. Сомова, И. Я. Гинцбурга.
О. Э. Браз занимался также графикой, литографией, офортом. Несмотря на то, что художник выполнял множество заказов, он уделял время и преподаванию: в 1900—1905 годах Браз преподавал в своей студии, а в 1902—1904 годах — в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Среди известных его учеников — Зинаида Серебрякова. Один из замечательных педагогических приемов О. Браза — введение предмета «Копирование картин Эрмитажа». Это позволяло студенту достигать сразу нескольких целей: изучить приемы письма автора картины, изучить колорит, композицию, а также понять суть творческого замысла художника.
С 1900 года он — постоянный участник выставок «Мир искусства», член комитета и казначей объединения. В 1903—1910 годах — член Союза Русских художников.
В 1907—1911 годах О. Э. Браз жил во Франции.
В 1914 году О. Э. Браз был избран академиком Академии Художеств.
В 1916 году Браз состоял в комиссии по реставрации картин Эрмитажа, в 1918—1924 годы — учёный хранитель и заведующий отдела голландской живописи Эрмитажа.
В 1920-х годах он преподавал во ВХУТЕИНе.
В 1924 году О. Э. Браз был арестован по следующим обвинениям: скупка картин с целью продажи за границей, шпионаж и заключён в СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения[2]. Был освобожден только благодаря ходатайству ленинградских художественных обществ в 1926 году; затем был в ссылке в Новгороде, где занимался реставрацией памятников для губернского музея. В 1928 году выехал в Германию, а затем — в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 году в Париже прошла его персональная выставка.
Упражнение 50 (гл.1)Материал для учителя:
Илья Ефимович Репин (1844 - 1930) - один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира. Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени. В.В.Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека».
Художник Бродский говорит в своей книге, будто портрет Короленко написан Репиным в один сеанс, но это несомненная ошибка. Я твердо помню, что было, по крайней мере, три или четыре сеанса, хотя, как мы ниже увидим, Репин действительно собирался написать Короленко сразу. Он и написал его в первый же день: сразу сделал все основное и главное, но впоследствии немало возился с поправками, которые были едва ли нужны.
Материал для учителя:
Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью, он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование Александра Порфирьевича, которое проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь» и в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал Бородин в качестве дирижера и музыкального критика. И в то же время его деятельности, как и мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всем ощущались ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни.
Разносторонним и внутренне единым является музыкальное творчество Александра Порфирьевича Бородина. Оно невелико по объему, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы.
Деятельность В. В.Стасова как художественного критика была неразрывно связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX века. Он был их страстным пропагандистом и защитником. Он был выдающимся представителем русской демократической реалистической художественной критики. Стасов в своей критике произведений искусства оценивал их с точки зрения верности художественного воспроизведения и трактовки действительности. Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью. Поэтому его критика произведений искусства зачастую расширялась до критики самих явлений жизни. Критика становилась утверждением прогрессивного и борьбой с реакционным, антинародным, отсталым и дурным в общественной жизни. Художественная критика была одновременно и публицистикой. В отличие от прежней художественной критики — узкоспециальной или рассчитанной лишь на специалистов-художников и ценителей, знатоков искусства,— новая, демократическая критика обращалась к широким кругам зрителей. Стасов считал, что критик является истолкователем общественного мнения; он должен выражать вкусы и запросы публики. Многолетняя критическая деятельность Стасова, проникнутая глубокой убежденностью, принципиальная и страстная, действительно получила общественное признание. Стасов не только пропагандировал реалистическое искусство передвижников, но и саму новую, демократическую, прогрессивную критику. Он создал ей авторитет, общественное значение. Стасов был чрезвычайно разносторонне и глубоко образованным человеком. Он интересовался не только изобразительным искусством и музыкой, но и литературой. Он писал исследования, критические статьи и рецензии по археологии и по истории искусства, по архитектуре и музыке, по народному-декоративному искусству, очень много читал, владел большинством европейских языков, а также классическим греческим и латынью. Своей огромной эрудицией он был обязан непрерывному труду и своей неисчерпаемой любознательности. Эти его качества — разносторонность интересов, начитанность, высокую образованность, привычку к постоянному, систематическому умственному труду, как и любовь писать,— выработало в нем его воспитание и жизненное окружение.
Владимир Васильевич Стасов родился в 1824 году. Он был последним, пятым ребенком в большой семье выдающегося архитектора В. П. Стасова. Отец с детства прививал ему интерес к искусству и трудолюбие. Он приучил мальчика к систематическому чтению, к привычке излагать в литературной форме свои мысли и впечатления. Так еще с юности были заложены основы той любви к литературному труду, той охоты и легкости, с которой писал Стасов. Он оставил после себя огромное литературное наследство.
Стасов как будто внимательно смотрит на невидимого зрителю собеседника. Свет, льющийся из окна справа, резко очерчивает старческие морщины, завитки седой бороды. Репин пишет длинными пастозными мазками, пишет увлеченно, быстро, темпераментно. Художник останавливает мгновение, о чем выразительно говорят полуоткрытые, будто замершие на полуслове губы Стасова.
Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Кузнецов, Николай Дмитриевич
— живописец бытовых сцен и портретист, сын крупного землевладельца Херсонской губ. Род. в 1850 г. Под влиянием увлечения передвижными художественными выставками, стал упражняться в живописи и скоро поступил в ученики имп. академии художеств, от которой получил три серебряных медали. Начал выставлять свои произведения с 1881 г. на выставках товарищества передвижных художественных выставок, деятельным членом которых состоит поныне. В 1897 г. был назначен профессором-руководителем мастерской баталической живописи, но занимал эту должность только два года. Часто ездил за границу, знакомясь с современными иностранными художниками и приобретая их произведения, из которых составилась у него галерея, одна из лучших на юге России. Из картин К. более других обращали на себя внимание: "Объезд владений", "Малороссиянка, отдыхающая на траве" (или "В праздник"), "Охота с борзыми", "После обеда", "Ключница", "Стадо свиней" (все 6 в Третьяковской галерее, в Москве), "Прогулка в деревне" (у г. Хайновского, в Киеве), "Старый помещик", "Стадо волов" (обе у г. Терещенка, в Киеве), "Мировой посредник", "Натаскивание собак", "Спящая девочка" (приобретена имп. Александром III) и портреты: естествоиспытателя А. О. Ковалевского (в русском музее имп. Александра III, в СПб.), И. Е. Репина, В. Васнецова, гр. М. М. Толстого, П. Чайковского (в Третьяковской галерее, в Москве), г-жи Терещенко, певца Шаляпина и др.
Упражнение 23 (гл 2.)
Джордж Доу родился 8 февраля 1781 года в приходе Сент-Джеймс, его родители Филипп и Джейн Доу. Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хогартом и Тёрнером, также писал политические карикатуры о жизни в Америке. Джордж был старшим ребёнком в семье.
Доу был крещён 25 февраля 1781 года в церкви Сент-Джеймс на Пикадилли. Позднее он стал одним из самых успешных художников своего поколения, приобретя широкую известность.
Первоначально Джордж тренировался с отцом, как гравер, но позднее он заинтересовался живописью и отправился на учёбу в Королевскую Академию художеств. В 1809 году Доу стал членом Академии художеств, а в 1814 году - академиком.
Он пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I.
В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.
В 1828 году он вернулся в Англию, где оставался в течение нескольких месяцев. В 1829 году Доу вернулся в Санкт-Петербург, но вскоре у него усиливаются проблемы с дыханием. У Джорджа была лёгочная недостаточность на протяжении всей жизни из-за перенесённой в детстве болезни. В августе 1829 Доу вернулся в Лондон, и 15 октября он скончался.
Джордж Доу был похоронен в крипте собора святого Павла. На похоронах присутствовало множество художников и представителей российского посольства.
Материал для учителя:
Упражнение 29.
Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября [10 декабря] 1884, с. Нескучное, Харьковская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.
Зинаида родилась 10 декабря 1884 года (в автобиографии, написанной в ответ на письмо старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям) в имении Нескучном в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере (1848—1886) — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933), дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.
Как художник, Серебрякова сформировалась в Петербурге, и не изменила себе, несмотря на то, что вторую половину жизни она провела в эмиграции. " Кажется. что без Петербурга она не могла бы состояться, или была бы совсем иной, ибо город, его внешний облик и прошлое, подверг её своему мощному и таинственному облучению. Его отцовство явственно проступает в чертах и характере пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского, его взыскательный дух, величавая гармония, художественное совершенство становились мерой вещей.. может быть, более всего в рисунке, где точность, чистота .. линии играют первостепенную роль. "[6] ."Петербургское" качество оказалось унаследовано и Серебряковой, отцовство Петербурга, «благородство и строгость» различимы и в её творчестве.
Упражнении 22.
Материал для учителя:
Елена Петровна Самокиш-Судковская, урожденная Бенард. Фотография не очень удачная, но портрет Елены Петровны разыскать намного сложнее, чем ее работы
Еще будучи воспитанницей института благородных девиц, Елена Бенард проявила большой талант в рисовании. Выпорхнув на волю, недавняя институтка, дочь военного, отправилась учиться живописи в Гельсингфорс (Хельсинки). Там работала школа живописи, в которую принимали девушек. Вскоре Елена так усовершенствовала свое мастерство, что сам Верещагин согласился давать ей частные уроки, видя в девушке большую художницу. В 1883 году двадцатилетняя Елена вышла замуж за Руфина Судковского, признанного мастера пейзажа. За год до свадьбы Судковский, сын провинциального священника, стал академиком Российской академии художеств. Его работы пользовались огромным успехом у знатоков и ценителей, сам Третьяков покупал их для своей галереи. Но при этом художника постоянно изводили завистью и интригами, обвиняли чуть ли не в плагиате (причем не у кого-нибудь, а у Куинджи, хотя главным недоброжелателем Судковского был... Айвазовский). За Судковского вступились журналисты, утверждавшие, что художник не просто самобытен, но и превосходит Куинджи по мастерству! Художественная общественность разделилась на два лагеря, однако сам Судковский не принял личного участия в скандале.
Чтобы справиться с горем, Елена уехала в Париж, Мекку художников конца девятнадцатого столетия, и поступила в частную художественную академию Бастьен-Лепажа.
В том же 1885 году в Париж приехал молодой украинский художник Николай Самокиш. У него была бойкая кисть, и особенно ему удавались сцены из военной жизни. И обязательно, чтобы на полотне были верховые кавалеристы - Самокиш любил лошадей и писал их вдохновенно. В Париже он совершенствовал свое мастерство под руководством знаменитого французского баталиста Детайля.
Конечно, художники-выходцы из Российской империи сбились в столице Франции в единое землячество, много общались, подпитываясь друг у друга творческой энергией. Молодая вдова Елена Судковская обратила на себя внимание Самокиша. Искусство, блистательный Париж, богемная жизнь, общие взгляды на творчество... В 1888 году Самокиш отправился на Кавказ, собирать материал для заказанных ему картин, и эта разлука все расставила по местам. Елена и Николай поняли, что не могут друг без друга, и в 1889 году поженились. Фамилию первого мужа Елена сохранила, став Самокиш-Судковской.
Елена тоже нашла себя в творчестве - оформление журналов, рекламные плакаты, книжные иллюстрации. Вполне подходящее дело для дам. Самокиш одобрял работу супруги, помогал по мере сил, а кое-какие заказы они даже выполняли вместе, например, иллюстрации к "Мертвым душам" Гоголя или стенные панно на роскошном Царскосельском (Витебском) вокзале. Елена становилась все более и более популярной художницей, к удивлению мужа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций студентов СПО в условиях билингвизма посредством межпредметной интеграции на уроках русского языка при реализации ФГОС
В докладе содержится методический материал об интеграции русского языка с предметами спеццикла....
Интеграция уроков русского языка и литературы как основа деятельностного характера современного урока
Интеграция уроков русского языка и литературы как средство формирования мышления и речи...
Методическое пособие по теме «Интеграция на уроках русского языка и литературы»
Методическое пособие «Интеграция на уроках русского языка и литературы» предназначено для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 5-11 классах.В пособии коллеги найдут информацию о то...
Мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы".
Мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы"....
Презентация к мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы".
Презентация к мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы"....
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"
laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...
«Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы»
Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели - обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, воо...