Открытый урок в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цели:
Обучающие:
Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;
Развивающие:
Совершенствование построение схем, определения вида придаточных, пунктуационных навыков, умения конструировать СП;
Воспитывающие:
Продолжить формирование привычки к самостоятельной работе; развивать умение самооценки.
Тип урока: урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.
Оборудование: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, оценочный лист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_9_klasse_.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Закрепление. СПП.
Цели:
Обучающие:
Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;
Развивающие:
Совершенствование построение схем, определения вида придаточных, пунктуационных навыков, умения конструировать СП;
Воспитывающие:
Продолжить формирование привычки к самостоятельной работе; развивать умение самооценки.
Тип урока: урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.
Оборудование: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, оценочный лист.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения!Мы начинаем наш урок, надеюсь , мы активно поработаем и получим хорошие оценки.
Начнем урок с проверки д/з. Дома вы должны были выполнить задания в тетради, расставить знаки препинания и указать вид придаточного.
. Входной контроль знаний.
Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными (Распечатать)
№ | Утверждения | + |
1 | В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами | + |
2 | Простые предложения в составе СПП всегда равноправны | - |
3 | Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним | + |
4 | Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми. | + |
5 | СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями | - |
6 | При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному(придаточное первой степени), а второе – к этому придаточному(придаточное второй степени) и др. | + |
7 | СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением | + |
8 | При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению | - |
9. | Спп по их значению делятся на две основные группы: с придаточными изъяснительными и обстоятельственными. | - |
- Актуализация знаний.
Внимательно прочитайте предложения. Установите соответствие: СПП – вид подчинения
Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове её мужа, о чём ей нельзя было знать. (последовательное)
В детстве моём, когда я осиротел и остался один на свете, дядя заменил мне собой отца, воспитал меня на свой счёт, и словом, сделал для меня то, что не всегда сделает родной отец. (параллельное)
Слышно было, как в саду шагал дворник, как скрипела его тачка. (однородное)
В воздухе, куда не взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идёт ли снег с неба или с земли. (комбинированное)
Вопрос учителя классу: Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ответы учащихся. Систематизировать все знание о СПП.
Закрепление
Задание 1: «Конструктор»
Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.
- Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).
- Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).
Заполните таблицу у доски.
СПП | Схема | Тип подчинения |
1 | ||
2 |
Задание 2: Схематический диктант.
Начертите схемы и определите устно вид придаточного.
Ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
Предложения для анализа на экране:
1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
4. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
5. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.
ФИЗМИНУТКА
Пример:
1Они долго лежали на берегу у того самого места1, 2где еще так недавно Волька нашел знаменитую бутылку с Хоттабычем2.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из 2-х частей.
1→2. 1 главная, 2 придаточная, придаточная распространяет слово у места в главной части, присоединяется союзным словом где, указательное слово того; стоит перед главным словом, тип придаточной части – определительный.
Далее составляем схему сложного предложения.
Какого?
[ук.сл того +сущ (у) места], (с.сл.где…).
Резервное задание: составьте по схемам предложения.
(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой).
[…сущ. ], (которая…).
(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).
[…, ( когда),… ].
(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье).
Чтоб (…), [ ].
(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят).
[ ], хотя (…).
Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел.
[…, (как ни),…].
Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”- известная притча.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”
- Друзья, все в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Второстепенные члены предложения". 8 класс.
Данный материал содержит методическую разработку урока русского языка для учащихся 8 класса....
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс
Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение"...
Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс
Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение"....
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс
Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....
Открытый урок по табасаранскому языку Тема: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.»
Дарснан тема: Саб составнан предложенйир. Са...
- Мне нравится (1)