Сложно-подчиненное предложение с разными видами связи
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложно-подчиненное предложение с разными видами связи" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon спп151 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Русский язык.

Данные об учителе: Крюкова Екатерина Анатольевна, МАОУ СОШ №72 города Ульяновска.

Предмет: русский язык    

Класс: 9

Учебник (УМК): Учебник в 2 ч. Львова С.И., Львов В.В. 6-е изд., перераб. - М.: 2012.

Тема урока: Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование, карточки.

Тема урока

Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.

Цель

Систематизировать и закрепить полученные знания о сложноподчиненном предложении, закрепить навык отличия сложноподчиненного предложения от сложносочиненного, различать виды сложноподчиненных предложений, уметь строить схемы сложных предложений, знать и различать союзы.

Задачи

Образовательные: Систематизировать и закрепить полученные знания о сложноподчиненном предложении, закрепить навык отличия сложноподчиненного предложения от сложносочиненного, различать виды сложноподчиненных предложений, уметь строить схемы сложных предложений, знать и различать союзы;

Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, развивать языковое чутье, формировать умение учиться;

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, договариваться с одноклассниками и совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события принятыми этическими нормами и правилами; понимать картину культуры как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; осознание места и роли науки, учебных предметов в формировании картины мира и формировании личности.

Планируемые результаты

Предметные: знать, что такое СПП, различать виды СПП, отличать его от других типов сложных предложений, уметь строить схемы предложений, знать и различать виды союзов, уметь работать с текстом, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные: готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственных аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметные: Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Основные понятия

Сложноподчиненное предложение, придаточное определительное, придаточное обстоятельственное, придаточное изъяснительное, параллельное, однородное и последовательное подчинения.

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы

Учебник, интернет.

Конспект урока

Этап урока, время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Организационный момент.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

        

Первичное закрепление

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(Приветствуют учителя. Садятся)

Выполняют задание.

(учащиеся проверяют правильность выполнения задания)

Сегодня на уроке мы повторять всё о сложноподчиненном предложении, опираясь на текст Н.В.Гоголя.

(записывают в тетрадях «Двадцатое января. Классная работа. Сложноподчиненное предложение с придаточными разных видов.»).

Возможно, русский язык настолько богат и глубок, настолько полон возможности обогащаться все больше и больше, что Гоголь сравнил его с жизнью. Жизнь с каждым днем наполняется новыми событиями, таи русский язык с каждым днем приобретает новые слова.

Для того чтобы знать структуру СПП, уметь применять правила на практике, правильно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

«Мертвые души».

В город NN приезжает повозка с господином.

пружинная подвеска.

(записывают слово, отмечают орфограммы, ищут значение слова в словаре). Рессо/ра – это пружинящая гнутая полоса (или устройство из таких полос) между осью и кузовом экипажа, автомобиля, вагона, смягчающая толчки при езде.

(записывают предложение)

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики…

(повеств., невоскл., сложное, СПП (1-ое – главное, 2-ое – придаточное, определительное)).

[              ], (в какой            ).

 

(проверяют)

        

(кратко дают характеристику каждого помещика)

1. [        ], (каким        ). (СПП с придаточным определительным) (каким…)

 2. (Как         ), [     и     ]. (СПП с придаточным уступки) (как ни…)

 3.(что бы         ), [        ]. (СПП с придаточным уступки) (что бы….не)

 4.(Когда        ), [        ]. (СПП с придаточным времени) (когда…)

 5. [    ], (если    ). (СПП с придаточными условия) (если…)

 6. [         ], (которые     и   ). (СПП с придаточными определительными) (которые…)

(выполняют самооценивание)

В конце поэмы бричка, запряженная тройкой, во весь дух несётся по дороге.

(выполняют работу).

Стиль – художественный, тип речи – рассуждение с элементами повествования.

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Мы должны не только обобщить и систематизировать знания о СПП, но и повторить ранее изученный материал, чтобы грамотно говорить и выполнять разные виды заданий не только на русском языке, но и на других предметах.

(Выполняют задание, производят взаимопроверку – работа в группах).

Он (русский язык) беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.

(записывают домашнее задание)

Тезис, аргументы, вывод.

Я сегодня узнал(а), научился(ась) …

Что понравилось на уроке?...

Что не понравилось ?... (каждый ученик заполняет карточку)

СПП имеют разные виды придаточных. Данная тема очень сложная, так как не всегда легко найти границы предложения и правильно задать вопрос от главного предложения к придаточному.

Спасибо, Екатерина Анатольевна!

Здравствуйте, девятиклассники!

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

             Этими словами я хочу нам пожелать успехов на уроке и хорошего настроения.

Предлагаю вам начать урок с кроссворда, разгадайте его. Из букв в выделенных ячейках составьте ключевые слова. (кроссворд и таблица для составления ключевых слов лежат на каждой парте; работа в группах; приложение 1)

Давайте проверим, что у вас получилось? (на слайде появляется правильный ответ)

Подумайте, как связаны эти слова между собой и сформулируйте тему урока.

Вы совершенно правы. Мы обобщим наши знания о СПП, применим наши знания на практике. Открываем тетради и записываем число и тему урока. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Он (русский язык) беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Н.В.Гоголь. Скажите, как вы понимаете слова Николая Васильевича Гоголя?

Хорошо, мы с вами еще вернемся к словам Гоголя.

Для чего мы с вами изучаем тему СПП?

Вы сказали, что мы будем опираться на произведение Н.В.Гоголя. Вспомните, какое произведение мы изучаем на уроках литературы?

Молодцы! Вспомните, как начинается произведение?

Прекрасно! А помните ли вы, что бричка была рессорная? Что означает данное слово?

Совершенно верно! Посмотрите на доску, запишите слово рессора, обозначьте орфограммы, найдите лексическое значение слова в словаре. (слайд, Словарно-орфографическая работа)

Запишите следующее предложение: В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики…

Сделайте синтаксический разбор.

Проверьте себя по образцу.

(слайд)

Продолжим путешествовать по страницам гоголевского произведения. На слайде вы видите портреты помещиков. (слайд) Вспомните, как изображен каждый из помещиков в поэме.

Под каждым портретом помещиков вы видите предложение. Составьте по каждому предложению схему и определите вид придаточного. (графический диктант)

Оцените себя сами по следующим критериям:

0 ошибок – 5

1-2 ошибок – 4

3-4 ошибки – 3

5-6 ошибок – 2

(выставление оценок в журнал)

Продолжаем с вами путешествие по «Мертвым душам». Вспомните, как заканчивается произведение?

Да, произведение заканчивается темой дороги. Перед вами текст (тексты лежат на каждой парте, приложение 2). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль и тип речи.

Проверьте правильность выполнения задания (слайд).

Молодцы! Для чего мы с вами выполнили это задание?

Последним этапом нашей работы будет выполнение заданий ГИА. В задании 12 тестов ГИА вам нужно обозначить запятые между частями сложного предложения. На партах лежат тесты, состоящие из 7 вопросов. Ответьте на вопросы. Произведите взаимопроверку. (приложение 3)

(Слайд с правильными ответами).

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились.

Давайте запишем домашнее задание. Вспомните эпиграф к нашему уроку.

Ваша задача – написать сочинение-рассуждение на тему «Он (русский язык) беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно». Какова структура сочинения-рассуждения?

Молодцы!

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке (карточки лежат на партах, приложение 4).

В чём же своеобразие СПП? Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Спасибо всем за урок! (выставляются оценки)

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель урока, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, договариваться с одноклассниками и совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные


Приложение 1

1

10

11

2

2

12

3

3

1

4

4

5

6

7

5

13

6

7

8

8

9

9

  1. Предложение, имеющее две или более грамматических основ? (сложное)
  2. Независимая часть в СПП, от которой задается вопрос к придаточной части? (главное)
  3. Такой вид подчинения, при котором зависимость синтаксических единиц (слов, предложений) располагается цепочкой; от одной синтаксической единицы зависит другая, от другой третья и т. д.? (последовательное)
  4. Тип придаточного предложения, которое отвечает на вопросы определений (какой? какая? какие?)? (определительное)
  5. Тип придаточного предложения, которое отвечает на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении? (обстоятельственное)
  6. Такой вид подчинения, когда второстепенные части относятся к одному главному члену предложения. Они не отвечают на один вопрос, но вместе поясняют смысл главного высказывания? (параллельное)
  7. Тип придаточного предложения, которое отвечает на падежные вопросы? (изъяснительное)
  8. Такой вид подчинения, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос? (однородное)
  9. Как называется зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении? (придаточное)

1

2

3

4

2

5

6

7

8

6

1

5

6

9

10

2

11

6

7

8

6

7

3

12

2

12

2

10

13

 

Ключ:

1

с

Л10

о

Ж11

н

О2

е

2

Г12

л

а

В3

н

о

е

3

П1

о

с

л

е

д

о

в

а

Т4

е

л

ь

н

о

е

4

о

п

Р5

е

д

Е6

л

и

т

е

л

ь

Н7

о

е

5

о

б

с

т

о

я

т

е

л

Ь13

с

т

в

е

н

н

о

е

6

п

а

р

а

л

л

е

л

ь

н

о

е

7

И8

з

ъ

я

с

н

и

т

е

л

ь

н

о

е

8

о

Д9

н

о

р

о

д

н

о

е

9

п

р

и

д

а

т

о

ч

н

о

е

п

о

в

т

о

р

е

н

и

е

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

н

в

г

о

г

о

л

ь

Приложение 2

И какой же русский (не)любит быстрой езды? Его ли душе стр…мящейся закружит(ь)ся загулят(ь)ся сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе (не)любить ее? Ее ли (не)любить когда в ней слышит(ь)ся что-то восторжен(н)о-чудное? Кажись, (не)ведомая сила подхв…тила тебя на крыло к себе и сам летишь и все летит: летят версты, летят (на)встречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с т…порным стуком и вороньим криком летит вся дорога невесть куда в проп…дающую даль, и что-то страшное заключен(н)о в сем быстром мельканье где не успевает означит(ь)ся проп…дающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся (не)движны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родит(ь)ся, в той земле что (не)любит шутить а ровнем-гладнем разметнулась на (пол)света, да и ступай считать версты, пока (не)зарябит тебе в очи. И (не)хитрый, кажись, д…рожный снаряд, (не)железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский раст…ропный мужик. Не в немецких б…тфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит черт знает на чем; а пр…встал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем спицы в колесах смешались в один гладкий круг только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась понеслась понеслась!.. И вон уже видно (в)дали как что(то) пылит и сверлит воздух.

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Приложение 3. Тесты в формате ГИА

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Добрая, (1) ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, (2) ее населяющих. Что заставляет ее, (3) прекрасную нашу планету, (4) становиться такой злой и беспощадной? Об этом давно задумывались люди, замечая, (5) что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, (6) возникающими в человеческом обществе: войнами, (7) революциями, (8) религиозными распрями, (9) душевными потрясениями.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными подчинительной связью.

Они вас хотят предупредить о возможной для вас опасности, (1) потому что по долгому опыту жизни знают, (2) что всякий новый человек — это какое-нибудь беспокойство. Сейчас вороны бывают сыты, (3) от сытости очень чувствительны, (4) от чувствительности — неловки, (5) и чаще случается, (6) что то или это они проворонят.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, (1) свои традиции, (2) пережившие века. Раскопки и  исследования на территории нашей страны показывают, (3) что во все времена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками, (4) религиями, (5) культурами, (6) антропологическим обликом.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

А мы, (1) зазнавшиеся охламоны, (2) проходя мимо, (3) должны снимать шляпы и кланяться ей. Вот тогда и будет подлинное женское равноправие...Здоровье женщины да будет для нас всегда священным, (4) ибо здоровая женщина — это здоровая семья, (5) это здоровье всей нации. «Берегиня» бережет нас, (6) мужчин, (7) а мы, (8) мужчины, (9) обязаны беречь свою «берегиню».

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

 — Эх,(1)какое дерево искорежили,(2)смотреть больно. Бездушные люди, (3) не умеют беречь красоту! На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, (4) которую никто, (5) видимо, (6) не смог достать. Влюбленный был высокого роста, (7) он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, соединёнными подчинительной связью.

Мы ее не понимаем, (1) а поэтому не любим.  Есть такой набор тестов, (2) по которым определяют, (3) скажем, (4) настоящего мужчину. Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, (6) отвагой и белозубостью, (7) значит, (8) он отрицательный.  А «косая сажень», (9) открытый взгляд и широкая улыбка актёра в кино несут в себе исключительно положительный заряд.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) части сложноподчинённого предложения.

Каков должен быть объем тех знаний, (1) которые нужны человеку, (2) чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Но мне кажется, (3) очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование — это то, (4) что остается, (5) когда все выученное забывается».

Ключ:

1) 5           2) 1,2,5

3) 3           4) 4

5) 4           6) 2

7) 1,2,4,5


Приложение 4

Рефлексия. Карточки для заполнения учащимися.

Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________

______________________________________________

· Что понравилось на уроке?______________

___________________________________________

· Что не понравилось ?____________________

___________________________________________

Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________

______________________________________________

· Что понравилось на уроке?______________

___________________________________________

· Что не понравилось ?____________________

___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Сложные предложения с разными видами связи.

Конспект урока разработан для учащихся 9 класса.   Ход урока способствует развитию интеллектуальных  и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализаци...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...