Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_slozhno.odt | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
ТЕМА «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК».
ЦЕЛИ:
- Повторить и закрепить сведения о сложноподчиненном предложении, видах придаточных предложений в сложноподчиненном, по постановке знаков препинания в СПП.
- Дать сведения о пунктограмме по методике Т. Фроловой, научить учащихся более легкому способу выделения придаточного предложения и постановки знаков препинания.
-Повторить орфографические правила по методике . Фроловой.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Найди смысловой блок», папки «В помощь учащимся» на каждом столе, учебники.
ХОД УРОКА:
1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Определение темы, целей, задач и содержания урока.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Карточки с дифференцированными заданиями.
- Опрос: - Виды СПП по типу придаточного предложения?
- Как определить тип придаточного предложения?
- Знаки препинания в СПП?
- Упражнение 190. Выборочная проверка: прочитайте со знаками препинания СПП с придаточными - определительными
- изъяснительными
- обстоятельственными (какими именно)
3. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Итак, мы повторили виды СПП по типу придаточного предложения. Чтобы правильно расставить знаки препинания в СПП, необходимо видеть границы простых предложений в СПП, правильно понимать смысловые отношения между ними.
Какие вы знаете приемы определения главного и придаточного предложений? (от главного к придаточному задается вопрос, в придаточном предложении находится подчинительный союз или союзное слово).
4. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ СМЫСЛОВЫХ БЛОКОВ (по методике Т.Я.Фроловой).
Для того чтобы легче и проще уяснить эту тему, можно использовать метод опознавательного признака. В данном случае это подчинительные союзы и союзные слова (таблица). Таблица демонстрируется на доске и в папках на столах учащихся. Если вы встречаете такой опознавательный признак, ищите его смысловой блок, закройте этот смысловой блок запятыми (двумя или одной). Для лучшего запоминания правила используйте рифмовки:
- Союз сигналит: блок найди и запятыми отдели.
- Кто, что, какой, который, так что,
Хотя, как будто, потому что,
Где, чтобы, если, как, когда,
Подскажут: блок ищи всегда.
И главное, не забывай:
Блок запятыми отделяй.(рифмовка имеется в папках для учащихся на столах).
5. ПУНКТУАЦИОННАЯ РАЗМИНКА.. (С применением методики).
1 учащийся работает у доски.
А) Верная мысль, если ее слишком часто повторять, теряет силу.
Б) Женщина писала, что приходит с работы часов в шесть.
В) Я отправилась по адресу, который она указала на конверте.
Г) Когда пришла мама, я включил приемник погромче, чтобы она могла наслаждаться музыкой.
Порядок рассуждения(алгоритм): Союз, союзное слово… сигналит, что нужно найти смысловой блок, выделить его запятыми. Проговаривание рифмовки.
6. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Орфографическая и лексическая работа со словами: референдум, презентация, результат, Эффект, оптимист, пессимист.
- Какие из данных слов являются синонимами, антонимами?
7. ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ (по методике Фроловой).
Сегодня мы повторим орфограмму «Ь после шипящих». Подобных орфограмм в русском языке семь: в существительных, прилагательных, глаголах, наречиях, частицах. А сегодня я хочу вас познакомить с тем, как эти 7 орфограмм можно объединить в одну. (Таблица № 2 в папках на столах – объяснение по таблице). Подумайте, что нужно знать, чтобы применять это правило? ( части речи). Дополнение к таблице: наречия-исключения: уж, замуж, невтерпеж; частицы.
Запись на доске и в тетрадях с проговариванием рифмовки:
В глаголах и наречиях знак пишется всегда.
А в кратких прилагательных не пишем никогда.
Существительное – «много», «мой» - знак не пишем никакой.
А подставь «она», «одна» - мягкий знак пиши всегда.
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ОРФОГРАММЕ «Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» И ПУНКТОГРАММЕ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП».
Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку по системе опознавательного признака; объясните орфограмму «Ь после шипящих» по рифмовке. 1 учащийся работает у доски.
- Хлеб, если проголодаешься, всегда свеж и пахуч.
- Тому, кто гонит советчика прочь, невозможно помочь.
- Когда впереди замаячили очертания дач, всадники пустили коней вскачь.
- Куда не входит солнца луч, туда потом приходит врач.
- Тишь такая, что невмочь перенести ее.
9. РЕФЛЕКСИЯ.
- Что мы сегодня делали на уроке? Что было для вас знакомым? Новым? Чем для вас был интересен и полезен урок?
(На уроке мы повторили все виды СПП по типу придаточного предложения, закрепили эти знания на практике. Кроме этого, мы познакомились с более легким способом нахождения придаточного предложения в СПП и выделения его запятыми. Обобщенное правил «Ь после шипящих» поможет нам быстрее вспоминать и применять эту орфограмму).
10. ПОСТАНОВКА Д/З : ПОВТОРИТЬ § 10 – 13, упр. 196, словарная работа с. 61 – 93.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.
Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения
Урок изучения и закрепления материала...
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.
Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....