Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Говоранова Галина Александровна

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme_slozhno.odt20.46 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА В  9  КЛАССЕ

ТЕМА «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК».

ЦЕЛИ:

- Повторить и  закрепить  сведения о сложноподчиненном  предложении, видах  придаточных  предложений в  сложноподчиненном,  по  постановке знаков препинания в СПП.

- Дать сведения о пунктограмме по методике Т. Фроловой, научить учащихся более легкому способу выделения придаточного предложения и постановки знаков препинания.

-Повторить орфографические правила  по методике . Фроловой.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Найди смысловой блок», папки «В помощь учащимся» на каждом столе, учебники.

ХОД  УРОКА:

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.  Определение темы, целей, задач и содержания урока.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Карточки с дифференцированными  заданиями.

- Опрос: - Виды СПП по типу придаточного  предложения?

               - Как определить тип придаточного предложения?

               - Знаки препинания в СПП?

- Упражнение 190. Выборочная проверка: прочитайте со знаками препинания СПП с придаточными    - определительными

                            - изъяснительными

                            - обстоятельственными (какими  именно)

3. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Итак, мы повторили виды СПП  по  типу  придаточного  предложения. Чтобы правильно расставить знаки препинания в СПП, необходимо видеть границы простых предложений в СПП, правильно понимать смысловые отношения между ними.

Какие вы знаете приемы определения главного и придаточного предложений? (от главного к придаточному задается вопрос, в придаточном предложении находится подчинительный союз или союзное слово).

4. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ СМЫСЛОВЫХ БЛОКОВ (по методике Т.Я.Фроловой).

Для того чтобы легче и проще уяснить эту тему, можно использовать метод опознавательного признака. В данном  случае  это подчинительные союзы и союзные слова (таблица). Таблица демонстрируется на доске и в папках на столах учащихся. Если вы встречаете такой опознавательный признак, ищите его смысловой блок, закройте этот смысловой блок запятыми (двумя или одной). Для лучшего запоминания правила используйте рифмовки:

  1. Союз сигналит: блок найди и запятыми отдели.
  2. Кто, что, какой, который, так что,

Хотя, как будто, потому что,

Где, чтобы, если, как, когда,

Подскажут: блок ищи всегда.

И главное, не забывай:

Блок запятыми отделяй.(рифмовка имеется в папках для учащихся на столах).

5. ПУНКТУАЦИОННАЯ РАЗМИНКА.. (С применением методики).

1 учащийся работает у доски.

А) Верная мысль, если ее слишком часто повторять, теряет силу.

Б) Женщина писала, что приходит с работы часов в шесть.

В) Я отправилась по адресу, который она указала на конверте.

Г) Когда пришла мама, я включил приемник погромче, чтобы она могла наслаждаться музыкой.

Порядок рассуждения(алгоритм): Союз, союзное слово… сигналит, что нужно найти смысловой блок, выделить его запятыми. Проговаривание  рифмовки.

6. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Орфографическая и лексическая работа со словами: референдум, презентация, результат, Эффект, оптимист, пессимист.

- Какие из данных слов  являются синонимами, антонимами?

7. ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ (по методике Фроловой).

Сегодня мы повторим орфограмму  «Ь после шипящих». Подобных орфограмм в русском языке семь: в существительных, прилагательных, глаголах, наречиях, частицах. А сегодня я хочу вас познакомить с тем, как  эти 7 орфограмм можно объединить в одну. (Таблица № 2 в папках на столах – объяснение по таблице). Подумайте, что  нужно знать, чтобы применять это правило? ( части речи). Дополнение к таблице: наречия-исключения: уж, замуж, невтерпеж; частицы.

Запись  на доске и в тетрадях с проговариванием рифмовки:

В глаголах и наречиях знак пишется всегда.

А в кратких прилагательных не пишем никогда.

Существительное – «много», «мой» - знак не пишем никакой.

А подставь  «она», «одна» - мягкий знак пиши всегда.

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПО ОРФОГРАММЕ «Ь  ПОСЛЕ  ШИПЯЩИХ» И ПУНКТОГРАММЕ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП».

Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку по системе опознавательного признака; объясните  орфограмму «Ь после шипящих» по рифмовке. 1 учащийся работает у доски.

  1. Хлеб, если проголодаешься, всегда свеж и пахуч.
  2. Тому, кто гонит советчика прочь, невозможно помочь.
  3. Когда впереди замаячили очертания дач, всадники пустили коней вскачь.
  4. Куда не входит солнца луч, туда потом приходит врач.
  5. Тишь такая, что невмочь перенести ее.

9.  РЕФЛЕКСИЯ.

- Что мы сегодня делали на уроке? Что было для вас знакомым? Новым? Чем для вас был интересен и полезен урок?

(На уроке мы повторили все виды СПП по типу придаточного предложения, закрепили эти знания на практике. Кроме этого, мы познакомились с более легким способом нахождения придаточного предложения в СПП и выделения его запятыми. Обобщенное правил «Ь после шипящих» поможет нам быстрее вспоминать и применять эту орфограмму).

10. ПОСТАНОВКА  Д/З : ПОВТОРИТЬ § 10 – 13, упр. 196, словарная работа с. 61 – 93.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....