«Основные единицы синтаксиса: словосочетание».
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
Внеурочная деятельность «Живое слово» в 9 классе
Тема занятия: «Основные единицы синтаксиса: словосочетание».
Учитель русского языка и литературы
Мурашова Оксана Михайловна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_-_9_po_teme_slovosochetanie_.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеурочной деятельности «Живое слово»:
«Основные единицы синтаксиса: словосочетание».
Дата: 02.05.2017г.
Учитель русского языка и литературы
Мурашова Оксана Михайловна
Цели
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу
Познавательные: развитие умения классифицировать явления в области изучения словосочетаний
Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре
Личностные: умение отстаивать своё мнение
Ход занятия
- Организационный момент. (2-3 минуты)
Приветствие учащихся . Проверка готовности к занятию (портфолио, закладки в книгах, рабочие тетради).
Объявить тему занятия (сами учащиеся), акцентировать внимание на целях и задачах занятия.
- Мы продолжаем работу по подготовке к ОГЭ и сегодня отрабатываем задания , связанные с синтаксисом. Наша цель сегодня – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».
2. Работа по теме занятия (6-7 минут) Повторение и обобщение материала. Контроль знаний над пройденным теоретическим материалом из раздела «Синтаксис».
Ответы на вопросы учителя с использованием таблиц из ученического портфолио.
- Давайте вспомним, какие сочетания слов можно назвать словосочетаниями, а какие нет?
- Какие вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?
Изменяются ОБА слова Изменяется ТОЛЬКО
ГЛАВНОЕ слово
Закончите предложения. Примыкают…
Согласовываются…
Управляют…
3.Ответы на вопросы учителя.
- Какие из сочетаний слов не являются словосочетаниями? Почему?
Поверхностно и формально, сближает их, конфликты и конфликтные ситуации, побледневшее небо, из-под дом, всходит луна.
Проводится работа над сочетаниями слов. Ученики объясняют, почему данные сочетания слов можно назвать словосочетаниями (или нельзя). Доказывают.
4. Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.(15 минут)
- Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).
Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечётся в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив! (И.Северянин «Эпилог»)
Выписываем словосочетания: мой мозг
прояснили мозг
влечётся в примитив
росные туманы
вижу туманы
слышу мотив
липовый мотив
Коллективная проверка.
5. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.
У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.
1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.
2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.
Способ проверки – взаимопроверка.
Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.
Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить).
6.Отработка задания ОГЭ.
- А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ОГЭ. Дело в том, что задание в х тестах звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?(Записываем их в тетрадь).
1 выделить грамм. основу, т.к. она не может быть с/соч.
2 исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
3 проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».Работа в парах.
- Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении:недавно сказал.
- Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
- Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3».
- Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
- Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.
11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
- Из предложения выпиши с/ словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
- Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.
- Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
- Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
- Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
Способ проверки – взаимопроверка.
Каков процент выполнения данного задания?
7.Физкультминутка. (2 минуты)
Выполнение упражнений для глаз, рук, пальцев.
Класс встает и делает физические упражнения для усиления кровообращения , снятия напряжения умственного и физического, для повышения тонуса и общего эмоционального настроя с целью повышения умственных способностей для перехода к другому виду деятельности.
Слово учителя.
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) изависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. Припримыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении -существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичнымсуществительным, можно использовать
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным.
А теперь пробуйте сами!
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИСОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе -
Слабым ученикам дается другое задание.
1 Составить словосочетания со следующими управляющими словами. Полно охарактеризовать тип связи.
Удивляться, обедать, признаться, обосновать, разочаровываться
2 Объяснить, являются ли данные единицы словосочетаниями.
Белый свет, наступила зима, в сторону реки, подле сада, проверка и исполнение, белее снега, более сильный.
Подведение итогов занятия. Рефлексия. (2-4 минуты)
- Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. - - Ответьте на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.
Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....
Основные единицы синтаксиса
ТЕМА: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса»Тип урока: комбинированный Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между син...
Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс
Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...
конспект урока: "Основные единицы синтаксиса"
разработка урока по русскому языку по теме : "Основные единицы синтаксиса"...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...