«Основные единицы синтаксиса: словосочетание».
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

 

Внеурочная деятельность «Живое слово» в 9 классе

Тема занятия: «Основные единицы синтаксиса: словосочетание».

Учитель русского языка и литературы

Мурашова Оксана Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_-_9_po_teme_slovosochetanie_.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочной деятельности «Живое слово»:

«Основные единицы синтаксиса: словосочетание».

Дата: 02.05.2017г.

Учитель русского языка и литературы

Мурашова Оксана Михайловна

Цели

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу

Познавательные: развитие умения классифицировать явления в области изучения словосочетаний

Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре

Личностные: умение отстаивать своё мнение

Ход занятия

  1. Организационный момент.  (2-3 минуты)

Приветствие учащихся . Проверка готовности к занятию (портфолио, закладки в книгах, рабочие тетради).

Объявить тему занятия (сами учащиеся), акцентировать внимание на целях и задачах занятия.

- Мы продолжаем работу по подготовке к ОГЭ и сегодня отрабатываем задания , связанные с синтаксисом. Наша цель сегодня – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание».

2.  Работа по теме занятия (6-7 минут) Повторение и обобщение материала. Контроль знаний над пройденным теоретическим материалом из раздела «Синтаксис».

Ответы на вопросы учителя с использованием таблиц из ученического портфолио.

- Давайте вспомним, какие сочетания слов можно назвать словосочетаниями, а какие нет?

 

- Какие  вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?

Изменяются ОБА слова                       Изменяется ТОЛЬКО

                                                                       ГЛАВНОЕ слово

Закончите предложения. Примыкают…

                                           Согласовываются…

                                          Управляют…

3.Ответы на вопросы учителя.

- Какие из сочетаний слов не являются словосочетаниями? Почему?  

      Поверхностно и формально, сближает их, конфликты и конфликтные ситуации, побледневшее небо, из-под дом, всходит луна.

 Проводится  работа над  сочетаниями слов. Ученики объясняют, почему  данные сочетания слов можно назвать словосочетаниями (или нельзя). Доказывают.

4. Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.(15 минут)

  - Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).

     Мой мозг прояснили дурманы,

Душа влечётся в примитив.                          

Я вижу росные туманы!

Я слышу липовый мотив! (И.Северянин «Эпилог»)

Выписываем словосочетания: мой мозг

                                                   прояснили мозг

                                                   влечётся в примитив

                                                   росные туманы                               

                                                   вижу туманы

                                                   слышу мотив

                                                   липовый мотив

 

Коллективная проверка.

    5. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.

У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.

 

1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом,  два часа, светит ярче.

 

2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.

Способ проверки – взаимопроверка.

Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.

Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить).

 

6.Отработка задания ОГЭ.

- А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ОГЭ. Дело в том, что задание в х тестах звучит, например,  так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?(Записываем их в тетрадь).

1 выделить грамм. основу, т.к. она не может быть с/соч.

2 исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем,  что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!

3 проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).

 

    Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».Работа в парах.

 

- Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

 

Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении:недавно сказал. 

- Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

    Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

 -  Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто  холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3».

 

- Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

  Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

- Из предложений 10-13  выпишите словосочетание  со связью ПРИМЫКАНИЕ:

10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

- Из предложения выпиши с/ словосочетание  со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Сама история и вызвала к жизни музеи.

- Из предложения выпиши словосочетание  со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

- Из предложений 11,12 выпиши словосочетание  со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

- Из предложения выпиши словосочетание  со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё  увлечение спортом пригодилось очень скоро.

- Из предложения выпиши словосочетание  со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

 

Способ проверки – взаимопроверка.

Каков процент выполнения данного задания?

7.Физкультминутка. (2 минуты)

Выполнение упражнений для глаз, рук, пальцев.

Класс встает и делает физические упражнения для усиления кровообращения , снятия напряжения умственного и физического, для повышения тонуса и общего эмоционального настроя с целью повышения умственных способностей для перехода к другому виду деятельности.

Слово учителя.

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) изависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

2. Главное слово оставляем 
без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

3. Теперь в центре внимания - 
зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. Припримыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении -существительным

4. Читаем в задании, какой 
тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать 
примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичнымсуществительным, можно использовать

5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным.
А теперь пробуйте сами!

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь – 
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача – 
4. школьный портфель - 
5. плюшевый медвежонок - 


без предлога:
1. полковое знамя – 
2. солнечная энергия – 
3. лесной запах – 
4. учительский стол - 
5. конское ржание - 

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – 
2. шестилетний ребёнок – 
3. белоствольная берёза - 
4. голубоглазая девочка - 
5. островерхие ели - 

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ 
УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИСОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё 
наоборот)

1. каша из гречки – 
2. снаряд для спортсменов – 
3. тропинка в гору - 
4. человек без совести - 
5. вопрос по литературе - 


Слабым ученикам дается другое задание.

 1 Составить словосочетания со следующими управляющими словами. Полно охарактеризовать тип связи.

Удивляться, обедать, признаться, обосновать, разочаровываться

2 Объяснить, являются ли данные единицы словосочетаниями.

Белый свет, наступила зима, в сторону реки, подле сада, проверка и исполнение, белее снега, более сильный.

Подведение итогов занятия. Рефлексия. (2-4 минуты)

-  Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. - - Ответьте  на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.

Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....

Основные единицы синтаксиса

ТЕМА: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса»Тип урока: комбинированный        Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между син...

Презентация к уроку русского языка по теме "Основные единицы синтаксиса" 8 класс

Презентация содержит теоретический материал, задания разного уровня сложности, задания для поготовки к ОГЭ, а также позваляет интегрировать в урок изучение литературы....

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

конспект урока: "Основные единицы синтаксиса"

разработка урока по русскому языку по теме : "Основные единицы синтаксиса"...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Конспект  урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...