№, время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.
1-2 мин | Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятель-ность на личностно значимом уровне. | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, встретимся взглядами, улыбнёмся, пожелаем удачного урока! Пусть этот урок принесёт вам радость, и ваши знания пополнятся новыми знаниями. | Проверка готовности к уроку
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
2.
6 мин | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности
Цель: готовность и осознание потреб-ности к построению нового способа дей-ствий, фиксирование индивидуального затруднения в проб-ном действии. | - Итак, я хочу вам предложить зашифрованную фразу. Попробуем её расшифровать.
Малявый Дундик куроло хрюмкал.
-Вам знакомы эти слова? Есть такие слова в русском языке? Попробуйте определить, какими членами предложения они являются и к какой части речи они относятся. - Как вы определили?
- А ещё как можно узнать, что именно к данной части речи относится слово? Попробуйте доказать. Что для этого нужно вспомнить?
- Со всеми ли частями речи из этого предложения вы хорошо знакомы? Все ли части речи мы с вами изучали в этом году? - Возникло ли затруднение, почему? |
Дети определяют члены предложения и части речи по вопросам. Например, кто? – Дундик (подлежа-щее, выражено существительным) Что делал Дундик? – хрюмкал (сказуемое, выражено глаголом) и т.д. По морфологическим признакам. Называют части речи, вспоминают морфологические признаки изученных ранее частей речи. Например, слово «малявый» изме-няется по числам, родам и падежам как прилагательное; слово «хрюмкал» прошедшего времени, изменяется по родам и числам как глагол. Дети фиксируют затруднение. Они знакомы с наречием, но затрудняются определить его морфологические признаки. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. |
3. 2-3 мин | Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель: выявление места и причины затруднения, осозна-ние того, в чем именно состоит недо-статочность знаний, умений или способнос-тей.
| - Какова тема нашего урока? Сформулируйте её. - Действительно, с наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете ее впервые. Тема нашего урока «открытия» новых знаний «Наречие как часть речи». - Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? Попробуйте продолжить предложения. 1) Знать… 2) Уметь … 3) Определять… 4) Выяснить… - Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели
| Определяют тему урока «Наречие как часть речи»
Определяют цели 1) Знать определение наречия как части речи 2) Уметь находить наречия в предложении 3) Определять морфологические признаки 4) Выяснить синтаксическую роль наречия | Регулятивные самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
|
4.
10-11 мин | Построение проекта выхода из затруднения
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.
| -Что поможет вам выйти из затруднения?
- Предлагаю прочитать материал п.19 на стр.101-102, используя маркированное чтение и оформить его в виде кластера по знакомой схеме. Работаем в парах.
Часть речи
общее морфол. синтакс. гр. знач. призн. роль
|
- Проверьте правильность выполнения по слайду презентации, сделайте выводы
- Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоиме-ния встают на место других имён. А наречия? Давайте прочитаем рассказ самого Наречия. - Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость. - Как вы понимаете выражение «я почти всегда живу и работаю с глаголом»? | - Обращение к истории, научной литературе, к учителю Читают вслух материал параграфа и составляют опорный конспект (кластер) по знакомой им схеме
Часть речи
общее морфол. синтакс. гр. знач. призн. роль
признак неизменя- обстоятель- действия, емость ство, признак определение признака |
Проверяют работу по слайду презентации, делают выводы
- Наречие зависит от глагола.
| Общеучебные умения: умение находить в тексте главное, существенное или то, что нужно в данный момент, умения доказывать, сопоставлять, группировать материал. Познавательные УУД Извлекать информацию из источника, преобразовывать её из одной формы в другую (текст в таблицу). Коммуникативные: Работать в паре (группе), договариваться о совмест-ной деятельности. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль. |
5.
7-8 мин | Первичное закрепление во внешней речи учащихся
Цель: усвоение нового способа действий.
| -Давайте проверим, поможет ли составленный кластер выполнить упр. 132. Выпишите наречия вместе с теми словами, к которым они относятся, пользуясь кластером, докажите, что это наречие. Алгоритм рассуждения: повернул (куда?) направо – неизменяемое слово, является обстоятельством - Как вы думаете, усвоили мы новый способ действия? Как это можно проверить? | Решают типовое задание на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма рассуждения. Ученики находят в тексте наречия, называют признаки, по которым выделенные слова следует отнести к наречиям (вопрос, неизменяемость, синтаксическая роль). - Поработать самостоятельно. | Коммуникативные: Строить связное моноло-гическое высказывание в учебно-научном стиле. Работать в паре (группе), договариваться о совместной деятельности. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль. |
6. 1-2 мин | Физминутка | Потрудились – отдохнем! Станем – глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
|
|
7.
6-7 мин | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.
| - Давайте поработаем самостоятельно. Упр.131. Выписать по три словосочетания, указать главное слово и грамматическое значение наречий: 1 пара: глагол + наречие 2 пара: прилагательное + наречие 3 пара: наречие + наречие
- Проверьте работу сами по эталону, исправьте ошибки, сделайте выводы и оцените свою работу | Ученики выписывают словосочетания с наречиями в качестве зависимого слова и анализируют, к каким частям речи относится главное слово в словосочетании и на какие вопросы отвечают наречия, определяют грамматическое значение наречий.
Самостоятельно проверяют со слайда, дети, допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки, оценивают себя. | Коммуникативные: построение речевого высказывания в соответ-ствии с поставленными задачами, оформление своих мыслей в устной форме.
|
8.
4-5 мин | Включение в систему знаний и повторение
Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
| - Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, какая из изученных ранее частей речи ближе всего наречию? - Давайте, работая в парах, попытаемся сравнить имя прилагательное и наречие. Для этого вам нужно заполнить пропущенные места в следующем тексте.
Имя прилагательное и наречие – это ________ части речи. Имя прилагательное обозначает ________ предмета, а наречие обозначает ________ действия или другого признака. Имя прилагательное _________ часть речи, у неё _______ окончание. Наречие ________ часть речи, у неё ______ окончания. В предложении имя прилагательное обычно бывает _________, а наречие ________.
- Выполним упр. 129 (устно). | Дети отвечают, что это прилагатель-ное, потому что обозначает признак
Вставляют пропущенные слова в распечатанный текст. Сообщают результат парной работы. | Регулятивные определять степень успешности своей работы и работы других Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
|
9.
2-3 мин | Рефлексия учебной деятельности
Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.
| - Вот и подходит к концу наш урок. Что мы должны сделать? - Давайте вспомним, какие цели мы ставили, достигли ли их? Можно ли закончить изучение темы «наречие»? Почему? - Ребята, а как каждый из вас сегодня поработал на уроке? Оцените свой труд, используя слова-наречия. Работать – (можно хорошо, отлично, отлично, замечательно, чудесно и т.д.)
- Тогда давайте запишем домашнее задание Перечитайте материал п.19, выполните упр. 134 или 135.
| - Подвести итог и оценить свою работу
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работ ученикам на основе их самооценки.
| Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятель-ности. Вырабатывать кри-терии оценки и опреде-лять степень успешности работы.
|