Тема | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
Цель | Создать условия для изучения ряда ключевых понятий и организовать действия по формированию умений организовать свою познавательную деятельность, оценивать результаты своей деятельности по теме «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». |
Планируемые образовательные результаты |
|
Метапредметные: Личностные: формировать отношение к одноклассникам, к результатам учебной деятельности; Регулятивные: формировать умения сознательно организовать свою познавательную деятельность, оценивать свои учебные достижений; Познавательные: развивать умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, умение формулировать свою точку зрения; Коммуникативные: умение взаимодействовать в ходе выполнения работы в парах, аргументировать свою точку зрения. Предметные: сформировать понятие о сущности настоящего подвига. |
Основные понятия | Летопись, подвиг, отрок, воевода, Отечество, «временных лет». |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник, рабочая тетрадь |
Научаться Получат возможность научиться | Определять особенности древнерусского текста; формулировать основные понятия, являющиеся основными для правильного восприятия данного произведения. Анализировать, делать выводы, давать оценку конкретным ситуациям, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
|
Организационная структура урока. |
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Стадия вызова. На доске записана тема урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», основные понятия урока «летопись», «подвиг», «Отечество». Доска оформлена иллюстрациями к летописи.
| Учитель приветствует учащихся, отмечает их готовность к уроку, обращает внимание учащихся на гостей, просит их поприветствовать. | Ученики приветствуют учителя, гостей, готовятся к уроку |
|
| Личностные: формировать отношение к результатам учебной деятельности |
Учитель делает акцент на изучении материала прошлого урока. Напоминает, что на прошлом уроке ученики познакомились с темой «Повесть временных лет» как литературный памятник». Предлагает выполнить задание для обобщения пройденного материала. Отводит на выполнение задания определенное количество времени (3-5 мин) | Ученики выполняют задание. Афишируют и комментируют полученные результаты своей деятельности. Подписывают и оформляют рабочие листочки. Оценивают свою работу. | Задание. Приём «Соотнеси» Возникновение древнерусской литературы | Литература XIV-XV в. | Первый сохранившийся летописный памятник | Литература конца X в. | Национально-патриотическая литература, описание борьбы с захватчиками. | Литература XV-XVI в. | Борьба русских земель за объединение вокруг Москвы. | Литература XIII-XV в. | Появление повестей и хождений. | Литература XII в. |
| Обобщение знаний по пониманию терминов «древнерусская литература», «летопись», «памятник литературы». | Познавательные: систематизация информации, Коммуникативные: умение высказать и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. |
Обращает внимание на записи, которые расположены на доске. Организует диалог с учащимися: 1) Какое слово непонятно? (отрок – это дитя от 7 до 15 лет. 2) какое слово вы считаете ключевым, самым важным в теме урока? 3) А что такое подвиг? (Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях). 4) выскажите свое мнение о цели и задачах сегодняшнего урока? Подводит итоги беседы. Формирует вместе с учениками основные задачи урока. | Ученики отвечают на вопросы. Дают определения терминам. Высказывают версии и гипотезы. Высказывают мнения о цели и задачах урока. | Записать определение слова «подвиг» в тетрадь, озвучить, прокомментировать. Участие в беседе.
| Обобщение ранее изученного материала. | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свою учебную деятельность. Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя, формирование своей точки зрения. Коммуникативные: умение строить осознанные речевые высказывания в устной форме, |
Осмысление содержания. Осуществляется непосредственный контакт с ново информацией.
Прием «Инсерт»
| Предлагает послушать выразительное чтение летописи. Благодарит чтецов. Проверяет первичное восприятие. 2.Что означает выражение лето 6476, от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира).
2) Предлагает поработать с текстом летописи, используя маркировку приёма «Инсерт». Организует взаимоопрос, взаиморазъяснение материала.
Кто такие печенеги? Святослав?
Чем знаменита княгиня Ольга? Столицей какого государства является сегодня Киев? Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.) Почему побежали печенеги от города? Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу? В чем хитрость Претича? В чем смысл обмена подарками?
Учитель организует работу по составлению толкового словарика.
Подводит итоги. Обращает внимание на полноту ответов. Контролирует выполнение работы. | Выполняют задание. Афишируют результаты. Вносят изменения в свои записи.
Расставляют маркировку карандашом. Обсуждают результаты. Отвечают на уточняющие вопросы друг друга.
Отвечают на вопросы учителя; слушают одноклассников, оценивая полноту ответа.
Дают определение словам, зачитывают, уточняют записи. | 1. Чтение произведения. В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды…
Составьте словарную статью к следующим словам: Отчина - Дружина - Сокрушаться -
|
Знакомство с текстом летописи.
Работа с устаревшими словами,
Лексическое значение слов. | Личностные: формировать отношение к результатам учебной деятельности Познавательные: умение анализировать заданные объекты, проводить сравнение. Коммуникативные: умение принимать иное мнение, строить речевые высказывания. Познавательные: умение выделять нужную информацию. Личностные: формирование отношений к одноклассникам Регулятивные: умение видеть выделенные педагогом ориентиры действия. Регулятивные: формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Познавательные: формировать умение поиска и извлечения нужной информации по заданной теме. Коммуникативные: формировать умение взаимодействовать с одноклассниками, выслушивать мнение |
Рефлексия. Осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. | Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям. Предлагает подвести итог урок. Закончить незаконченные предложения в рабочих тетрадях. Дает определенное время. Заслушивает ответы учеников.
| Просматривают записи, сделанные в начале урока. Афишируют результаты. | Задание. Прием «Незаконченное предложение». «Я считаю, что главная мысль сегодняшнего урока…» «Я выполнял задания...» «На уроке было интересно...» |
| Личностные: формирование отношения к учебной деятельности Регулятивные: формировать умение оценивать учебную деятельность Коммуникативные: формировать умение взаимодействовать с одноклассниками, выслушивать мнение |
Домашнее задание
| Письменный ответ на вопрос: есть ли место подвигу в наши дни? – или – Сочинение по картине А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
Благодарит учеников за урок. | Записывают задание в тетради. |
|
|
|