Проект «Обучение детей русскому языку как новому»
проект по русскому языку на тему
Проект«Обучение детей русскому языку как новому»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_russkomu_yazyku_kak_novomu.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина Елена Анатольевна МКОУ Бучальская СОШ Кимовского района Тульской области
Проект
«Обучение детей русскому языку как новому»
1.Обоснование актуальности программы.
В русской полиэтнической школе обучение ведётся на русском языке с использованием русскоязычных учебников. Таким образом, учитель-предметник вынужден самостоятельно адаптировать средства обучения к уровню владения обучающимся русским языком – языком обучения. Методика преподавания русского языка в полиэтническом классе ещё не разработана, поэтому педагогам следует сочетать методы преподавания русского языка как родного, как неродного и как иностранного.
2.Цель и задачи.
Цель: создание условий для изучения русского языка как средства межнационального общения.
Задачи:
- в преподавании русского языка сочетать методы преподавания русского языка как родного, как неродного и как иностранного;
- включать в содержание обучения компоненты, обеспечивающие языковую и лингвистическую компетенции;
- учитывать особенности родного языка и родной культуры в учебном процессе;
- использовать дифференцированный подход в обучении как на уроках русского языка, так и на уроках других школьных предметов.
3.Основные направления:
1)Методы преподавания русского языка как неродного.
2) Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции.
3) Средства обучения на уроках в полиэтническом классе.
4. Содержание и предполагаемые результаты проекта.
Направление | Содержание деятельности | Предполагаемые результаты деятельности |
Методы преподавания русского языка. | 1.Использование педагогами прямых методов(натурального, прямого, аудиовизуального, аудиолингвального). Обучение русскому языку имитирует овладение родным языком и протекает естественно, без специально организованной тренировки. Значение русского слова, фразы и других единиц языка передается обучающимся напрямую, путем создания ассоциаций между языковыми формами и соответствующими им понятиями, которые демонстрируются с помощью мимики, жестов, действий, предметов, ситуаций общения. | Формирование умений устной речи, фонетических навыков и грамматической правильности речи. |
2.Использование педагогами сознательныхметодов (переводно-грамматического, сознательно-практического). В процессе обучения предполагается осознание обучающимися значения лексических единиц и языковых форм, используемых в процессе общения, и применение изученного в иноязычной речевой практике. Методы имеют социокультурную направленность, а обучение языку сочетается с обучением правилам и нормам общения, обеспечивающим формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации. | Сознательное усвоение единиц языка и правил их применения с последующей автоматизацией усвоенных единиц и их переносом в ситуации общения. | |
Они (коммуникативный, активный, репродуктивно-креативный методы) объединяют в себе особенности, присущие как прямым, так и сознательным методам обучения: речевая направленность обучения, интуитивность в сочетании с сознательным овладением языком, параллельное усвоение всех видов речевой деятельности, устное опережение. | Усвоение единиц языка и правил их применения. Формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации. | |
Содержание обучения | Процессуальное содержание: 1.Системные знания об изучаемом языке, имеющие коммуникативное значение, речевые правила, фоновые знания. 2.Навыки (произносительные, лексические, грамматические, орфографические) оперирования отобранным минимумом языкового материала. 3.Речевые умения. 4.Языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический); 5.Речевой материал: речевые образцы, формулы, клише, темы и ситуации общения, тексты– монологи и диалоги для разных видов речевой деятельности. Предметное содержание: 1.Тексты для различных видов анализа по содержанию должны быть ценностно-смысловыми, морально-нравственными и гражданско-патриотическими. Обязательное включениетекстов об истории, культуре народа, представители которого учатся в данном классе. 2.Социокультурная тематика изучаемых текстов: - повседневная жизнь: праздники, организация досуга, - межличностные отношения: семейные, межличностные и профессиональные отношения, взаимоотношения поколений, между гражданами и официальными лицами, в том числе и представители правопорядка и др, - система ценностей и убеждений (искусство, религия, исторические события, традиции и др.), - правила этикета и выполнения ритуалов: рождение, бракосочетание, поведение в общественных местах, религиозные обряды. | Формирование коммуникативной компетенции – способности решать средствами изучаемого языка актуальные для личности учащегося и общества задачи общения в различных сферах: бытовой, учебной, производственной, культурной. Формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей. Формирование патриотических убеждений. Толерантные взаимоотношения в поликультурном обществе. |
Средства обучения на уроках в полиэтническом классе. | Целенаправленное использование разнообразных средства обучениядля эффективной работы в классе с полиэтническим составом: -печатные (учебники и учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материали т.д.); - наглядные плоскостные (плакаты, таблицы); - ТСО: проекторы, компьютеры, электронные доски; -электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, ЕКЦОР, ФЦИОР, мультимедийные универсальные энциклопедии, презентации, в том числе интерактивные, и т.д.); -аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD.). | Повышение эффективности учебного процесса:мотивация, интерес, активная работа на уроке обучающихся. |
Принципом работы каждого учителя-предметника и классного руководителя является соблюдение следующих правил:
- проявление искреннего интереса к мигрантам, их культуре;
- обязательный контакт с родителями детей-мигрантов;
- использование в работе опыта преподавания в корректирующих классах (М.М. Разумовская:«Методика преподавания русского языка как неродного приравнивается к работе в корректирующих классах. Первое - научить говорить»);
- использование наглядности в обучении как одного из средств активизации познавательной деятельности обучающихся.
5. Ожидаемые результаты и индикаторы для оценки их достижения.
Проект «Обучение русскому языку детей как новому» | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Показатели | Индикаторы | Форма мониторинга |
Формирование умений устной речи, фонетических навыков и грамматической правильности речи. | Фонетическая и грамматическая правильность устной речи | 50% обучающихся, изначально инофонов | Наблюдение, проверка техники чтения |
Сознательное усвоение единиц языка и правил их применения с последующей автоматизацией усвоенных единиц и их переносом в ситуации общения. | Применение правил русского языка в ситуациях общения | 50% обучающихся, изначально инофонов | Наблюдение, контрольные упражнения |
Усвоение единиц языка и правил их применения. Формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации. | Применение практических навыков говорения и письма на русском языке | 50% обучающихся, изначально инофонов | Наблюдение, тестирование, анализ текстов |
Формирование коммуникативной компетенции – способности решать средствами изучаемого языка актуальные для личности обучающегося и общества задачи общения | Применение русского языка как нового в различных сферах: бытовой, учебной, производственной, культурной. | 80% обучающихся, изначально инофонов | Наблюдение, анализ социально-ролевых, деловых игр и учебных ситуаций |
Формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей. Формирование патриотических убеждений. | Добровольное и сознательное участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и т.д., посвященных гражданской и патриотической тематике | 90-90% обучающихся | Наблюдение, анкетирование, анализ статистических данных |
Толерантные взаимоотношения в поликультурном обществе. | Дружеское общение обучающихся. Отсутствие конфликтов на национальной и религиозной почве. | Минимальна доля или отсутствие детей, состоящих на ВШУ, на учете КДНиЗП, ООП, ППДН | Анкетирование, наблюдение, информирование образовательного учреждения правоохранительными органами |
Повышение эффективности учебного процесса | Высокая мотивация, интерес, активная работа на уроке обучающихся. | 70% обучающихся | Анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, анализ рефлексии обучающихся на уроках |
6. Планирование деятельности по реализации целей и задач.
Проект «Обучение детей русскому языку как новому» | ||
Направления | Мероприятия | Сроки выполнения |
Формирование умений устной речи, фонетических навыков и грамматической правильности речи. | Разработка и использование упражнений для формирования фонетических навыков и грамматической правильности речи с последующей корректировкой. | 2017 – 2018 уч. г. |
Сознательное усвоение единиц языка и правил их применения с последующей автоматизацией усвоенных единиц и их переносом в ситуации общения. | Подбор текстов для анализа, разработка и использование специальных упражнений с последующей корректировкой. | 2017 – 2018 уч. г. |
Усвоение единиц языка и правил их применения. Формирование вторичной языковой личности в процессе межкультурной коммуникации. | Подбор текстов для анализа, разработка и использование специальных упражнений с последующей корректировкой. | 2017 – 2018 уч. г. |
Формирование коммуникативной компетенции – способности решать средствами изучаемого языка актуальные для личности обучающегося и общества задачи общения | Разработка и проведение социально-ролевых, деловых игр и учебных ситуаций. Разработка внеклассных мероприятий с элементами ролевых игр. Последующая корректировка хода проведения на основе анализа проведенных мероприятий. | 2017 – 2025гг. |
Формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей. Формирование патриотических убеждений. | Подбор текстов для анализа, разработка и использование специальных упражнений, внеклассных мероприятий, целью которых является формирование гражданской идентичности и патриотических убеждений. Последующая корректировка упражнений и мероприятий на основе проведенного анализа. | 2017 – 2025гг. |
Толерантные взаимоотношения в поликультурном обществе. | Подбор текстов для анализа, разработка и использование специальных упражнений, внеклассных мероприятий, целью которых является формирование толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе. Последующая корректировка упражнений и мероприятий на основе проведенного анализа. | 2017 – 2025гг. |
Повышение эффективности учебного процесса | Приобретение современной компьютерной, мультимедийной, цифровой техники и оргтехники; - приобретение современных учебно-дидактических и наглядных пособий; - пополнение оборудования химической и физической лаборатории; - - приобретение спортивного инвентаря (согласно смете на соответствующий финансовый год) | 2017 – 2026гг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
ГИА 2012 по русскому языку в новом варианте
новый сборник по ГИА...
Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"
Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и...
Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)
Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме. Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...