Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и подобран материал для подготовки к экзамену в новой форме.Успехов всем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Электив поможет в подготовке к экзамену в новой форме учащихся | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа электива.
Пояснительная записка.
Программа электива «Подготовка учащихся к экзамену по русскому языку в форме ГИА» предназначена для детей, обучающихся в 9 классах. Мною предусмотрены основные направления :
- знакомство с содержанием и структурой экзамена в новой форме,
- знакомство с критериями оценивания работ С 1, А, В, С 2,
- анализ экзаменационных заданий,
- усвоение системы алгоритмов,
- знакомство и анализ образцов рассуждения,
- выполнение системы практических работ разного типа и уровня сложности,
- повторение и закрепление теоретических материалов по различным разделам русского языка ,
- ознакомление с системой логически выстроенных действий, необходимых для принятия верного решения,
- рассмотрение образцов,
- наблюдения,
- выявление типических ошибок с целью их недопущения в работе с КИМами,
- обучение написанию сжатых изложений (с использованием приемов компрессии),
- обучение выполнению тестовых работ,
- обучение написанию сочинения-рассуждения,
- работа с тренировочными тестами.
Для успешной подготовки учащихся предусмотрены задания разных типов.
Программа электива рассчитана весь учебный год.
- 1 полугодие - 1 час в неделю.
- 2 полугодие - 2 часа в неделю.
- Всего – 43 часа.
№ | Тема | Знания и умения | Час | Примечания |
1 | 1 полугодие(1 четверть) Содержание экзаменационной работы по русскому языку. Специфика проведения экзамена в новой форме. | Знать особенности структуры экзамена в новой форме, его примерное содержание, специфику и структуру ( задание С 1, А - В, С 2), понимать необходимость следования инструкциям перед выполнением каждого вида заданий. | 1 | |
2 | Анализ демонстрационного варианта. Главная и второстепенная информация текста. | Знать содержание текста для изложения и понимать его основную мысль, уметь определять главную и второстепенную информацию текста, уметь использовать приемы сжатия, умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные) | 1 | |
3 | Основные приемы сжатия. | Показать разделение информации на главную и второстепенную, учить исключать повторы, синонимы заменять обобщающими словами, исключать вводные слова и конструкции, исключать фрагменты предложений (менее существенных), исключать 1-2 предложения, производить замену прямой речи косвенной и определительным или отрицательным местоимением с отрицательным значением, учить упрощению (замене нескольких предложений одним или указательным местоимением, сложного предложения простым, придаточного определительного - определением, придаточного обстоятельственного — деепричастным оборотом ) и др. | 1 | |
4 | Определение микротем и ключевых слов. | Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы и всего текста в целом, помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев, уметь выделять ключевые слова, знать принцип их выделения и нахождения, | 1 | |
5 | Редактирование текста изложения. | Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы и всего текста в целом, помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев, уметь определять использованные приемы сжатия, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные). | 1 | |
6 | Редактирование текста изложения. | Понимать текст, уметь определять микротемы, передавать содержание каждой микротемы и всего текста в целом, помнить, что количество микротем соответствует количеству абзацев, уметь определять главную и второстепенную информацию текста, уметь использовать приемы сжатия, подтверждать умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные). | 1 | |
7 | 1 полугодие (2 четверть) Исправление речевых ошибок. | Уметь находить и исправлять речевые ошибки, уметь подбирать слова и составлять предложения для верного выражения мыслей. | 1 | |
8 | Исправление грамматических ошибок. | Уметь находить и исправлять грамматические ошибки, уметь подбирать слова и составлять предложения для верного выражения мыслей. | 1 | |
9 | Практическая работа . Основные приемы компрессии текста. Исключение. | Показать приемы разделения информации на главную и второстепенную, учить исключать повторы, синонимы заменять обобщающими словами, исключать вводные слова и конструкции, исключать фрагменты предложений ( менее существенные), исключать 1-2 предложения . | 1 | |
10 | Практическая работа. Основные приемы компрессии текста. Обобщение. | Знать, что обобщение – один из важных способов компрессии, включающих замену однородных членов обобщающим словом, замену прямой речи косвенной и определительным или отрицательным местоимением с отрицательным значением; при обобщении выделять единичные факты и подбирать языковые средства их обобщенной передачи и составлять новый текст. | 1 | |
11 | Практическая работа. Основные приемы компрессии текста. Упрощение. | Учить упрощению (замене нескольких предложений одним или указательным местоимением, сложного предложения - простым, придаточного определительного - определением, придаточного обстоятельственного- деепричастным оборотом) и др. | 1 | |
12 | Комплексное использование приемов сжатия. | Знать приемы сжатия и применять их в практической работе | 1 | |
13 | Написание сжатого изложения. | Знать приемы сжатия и применять их в практической работе, соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения | 1 | |
14 | Анализ сжатых текстов изложения. Комментарий использованных приемов сжатия. | Понимать текст, уметь определять микротемы, анализировать содержание каждой микротемы и всего текста в целом, что выявлять количество микротем и их соответствие количеству абзацев, анализировать умение определять главную и второстепенную информацию текста, умение использовать приемы сжатия, умение выбирать ключевые слова, дополнять и редактировать написанное, уметь находить и исправлять ошибки разных видов .( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные) | 1 | |
15 | Критерии оценивания сжатого изложения | Анализ таблицы «Критерии оценивания задания С 1». Детальное выяснение сути критериев. | ||
16-17 | Практическая работа. Написание сжатого текста изложения. Сравнение 2 варианта (ученической работы) с авторским текстом. | Знать приемы сжатия и применять их в практической работе, соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения. | 2 | |
18 | Практическая работа. Написание сжатого изложения. | Знать приемы сжатия и применять их в практической работе, соблюдать правила и выполнять основные требования к написанию сжатого изложения. | 1 | |
1 | 2 полугодие( 3 четверть) Специфика выполнения тестовых заданий. Чтение текста и его анализ. | Знать особенности оформления экзаменационной работы, правила заполнения материалов (КИМов). Уметь выразительно и вдумчиво читать и анализировать предложенный текст, применяя теоретические знания. | 1 | |
2 | Задания А 1-2, алгоритм выполнения. Практическая работа. | Уметь работать с текстом, понимать, что текст является речевым произведением, обладающим композиционной и смысловой целостностью, уметь анализировать текст | 1 | |
3 | Изобразительно - выразительные средства русского языка. Тропы (лексические средства). Алгоритм выполнения задания А 3. | Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, тропы (лексические средства). Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка и пользоваться алгоритмом выполнения задания А 3. | 1 | |
4 | Изобразительно - выразительные средства русского языка. Фигуры речи ( синтаксические средства). Алгоритм выполнения задания А3. | Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, фигуры (синтаксические средства). Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка и пользоваться алгоритмом выполнения задания А 3. | 1 | |
5 | Практическая работа. Тестовые задания типа А 1-3. | Знать изобразительно - выразительные средства русского языка, тропы и фигуры (синтаксические и лексические средства). Умение определять изобразительно - выразительные средства русского языка и пользоваться алгоритмом ( А 3) при выполнении тестовой работы. | 1 | |
6 | Алгоритм выполнения заданий А 4-7. | Знать алгоритмы выполнения и уметь их использовать в практической работе, уметь правильно оформлять тестовую работу в форме ГИА. | 1 | |
7 | Задания типа В 1. Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению. | Знать лексическое значение слов, уметь подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Знать синонимические ряды и уметь различать стилистическую окраску слов. | 1 | |
8 | Задания типа В 2. Способы связи слов в словосочетаниях. Использование алгоритма для выполнения данного вида заданий. | Знать способы связи слов в словосочетаниях. Уметь производить синонимическую замену словосочетаний. Знать структуру словосочетаний. | 1 | |
9-10 | Способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении. Виды односоставных предложений. Виды сказуемых. Алгоритм выполнения заданий В 3. | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении, виды односоставных предложений, виды сказуемых. Умение пользоваться алгоритмом при выполнении заданий В 3, умение определять виды односоставных предложений, виды сказуемых. | 2 | |
11-12 | Простое предложение, осложненное однородными определениями, обособленными определениями и обстоятельствами, приложениями и дополнениями ( задания В 4) | Знать особенности структуры простого предложения, знать условия осложнения ( однородными определениями, обособленными определениями и обстоятельствами, приложениями и дополнениями). Уметь определять вид осложнения, задавать вопрос, обращать внимание на интонацию, определять способ связи слов, умение выбирать правильный ответ в тестовой работе. | 2 | |
13 | Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и вводными синтаксическими конструкциями. Обращение и знаки препинания при них. Задания В 5-6. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и вводными синтаксическими конструкциями, знать группы вводных слов, отличие вводных слов от других слов, знать, какова роль обращений и какие знаки препинания при них ставятся. Уметь выделять вводные слова и обращения, делать правильный выбор при решении тестовой работы. | 1 | |
14 | Простое и сложное предложение. Грамматические основы. ССП и СПП. Подчинительная связь в СПП. Задания В 7. | Знать особенности строения простого и сложного предложения, уметь находить грамматические основы, знать особенности строения ССП и СПП, определять способ связи в ССП и СПП. | 1 | |
15 | Однородные придаточные в СПП. Параллельное , однородное и последовательное соподчинение придаточных. | Знать и уметь определять однородные придаточные в СПП, уметь различать параллельное , однородное и последовательное соподчинение придаточных. | 1 | |
16 | Обобщение изученного по программе электива. Индивидуальная работа по системе заданий. Тесты. | Знать теоретические сведения, уметь применять их в практической работе. | 1 | |
1-2 | 2 полугодие (4 четверть) Особенности задания С 2 и структура сочинения-рассуждения. | Знать особенности задания С2, особенности сочинения на лингвистическую тему, особенности композиции сочинения-рассуждения ( тезис- примеры- аргументы- вывод). Знать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. Клише и их использование в практической работе. Особенности сочинения-рассуждения. | 2 | |
2 | Примерные темы сочинений на лингвистические темы. Анализ предложенных сочинений-рассуждений. Композиция. | Знакомство с примерными темами сочинений на лингвистические темы. Учить анализу текстов предложенных сочинений-рассуждений. Провести наблюдения над композицией. Познакомить с образцами творческих работ, написанных на примерные темы (сочинение на лингвистическую тему). | 1 | |
3 -4-5-6 | Сочинение на лингвистическую тему. Композиция. Соблюдение критериев оценивания, норм и требований при написании творческой работы (С 2). | Учить практической работе ( писать сочинение на лингвистическую тему). Рассмотреть теоретический материал, необходимый для написания сочинения . Учить следовать композиции. Развивать умение правильно подбирать языковой материал, логически правильно и последовательно используя его в контексте творческой работы. Применять знания критериев оценивания и норм литературного языка в написании творческой работы (С 2). | 4 | |
7-9 | Теория, смысловая цельность и последовательность изложения мыслей в сочинении-рассуждении. Написание сочинений на различные лингвистические темы. Итоги изучения элективного курса . | Знать теорию, понимать суть смысловой цельности и последовательности изложения мыслей в сочинении-рассуждении. Уметь писать сочинение (С 2). Написание сочинений на лингвистические темы. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)
Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме. Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Знакомьтесь: новые слова», 5 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
Календарно - тематический план консультаций «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме»
В помощь учителю русского языка и литературы...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...