Материал по теме "Правописание корней"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Теоретический материал по теме "Правописание корней" и набор упражнений по теме. Рекомендовано для 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korni_slov._pravila_i_uprazhneniya.odt | 51.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ
Корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.
!!! Эти слова совпадают по звучанию; посветить (фонариком) – посвятить (жизнь науке); примерять (платье) – примирять (людей после ссоры); развевается (флаг) – развивается (экономика РФ); распевать (песни) – распивать (чай); сидеть (на стуле) – седеть (становиться седым); умалять (уменьшить значение) – умолять (упрашивать).
Часто неправильный выбор проверочного слова приводит к искажению как написания проверяемого слова, так и его толкования (смысла). Например, слово долина имеет общий корень со словом дол, а не со словом даль; глагол благословить образован от сочетания благое слово, а не благая слава.
Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:
а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).
б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать, в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: втоптать — втаптывать, носить — нашивать, и т. п.
Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
Корни с чередованием о — а. Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:
а) В корне кос — кас (коснуться — касаться) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.
б) В корне лож — лаг (предложить — предлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но: из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.
в) В корне клон — клан (поклон — кланяться) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: наклоня́ть, наклоня́ться, склоне́ние, поклоне́ние.
г) В корне твор — твар (творчество — тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: творе́ц, сотвори́ть, творе́ние.
д) В корне гор — гар (гореть — загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о: горе́ние, загора́ть, загоре́ться, загоре́лый.
е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий (Запомните слово плывуны — слои подпочвы, насыщенные водой).
ж) В корне зар — зор (заря — зори — зорька) без ударнния пишется только а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.
з) В корне раст — рост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращенный, сращение); перед с без последующего т пишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.
и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с "равный"("одинаковый"): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с "ровный" ("гладкий", "прямой"), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.
к) Корень мак- пишется в словах со значением "опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью": макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением "пропускать жидкость, становиться влажным": сапоги промокают, бумага промокает; вымокнуть (под дождем), промокательная бумага, промокашка.
Искл.: зорев`ать, `утварь, пр`игарь.
Корни с чередованием е — и. Для правописания корней с чередованием е — и надо заметить следующее:
а) Корни, имеющиеся в глаголах соберу — собираю, сдеру — сдираю, постелю — постилаю, умереть — умирать, запереть — запирать, тереть — стирать, прочесть — прочитать, обжечь — обжигать, блестеть — блистать, пишутся с буквой и (вместо е), когда после корня следует суффикс -а-.
От перемены приставки в глаголе написание корня, конечно, не меняется: разберу — разбираю, выберу — выбираю; счесть — считать, вычесть — вычитать и т. д.
Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.
б) Слова дитя, дитятко, пишутся с буквой и, хотя во множественном числе дети.
Другие случаи чередования. Для правописания важно заметить корни с чередованием
а (я) — им или а (я) — ин. Сочетания звуков им или ин (с буквой и) бывают в этих корнях в том случае, когда за ними следует суффикс -а-: снять — снимать, сжать — сжимать, примять — приминать, пожать — пожинать, начать — начинать, проклясть — проклинать, распять — распинать.
При образовании видовых пар некоторых глаголов (совершенного и несовершенного вида) происходит чередование в корне звуков о – а: опоздать – опаздывать, уколоть – укалывать, усвоить – усваивать.
Буквы о — ё — у в корнях слов после шипящих. После шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё (е), если при изменении слова или образования родственного слова в этом корне появляется е: шёл — шедший, жёлтый — желтеть, шёлк — шелка, чёт, зачёт, отчёт, счёт — вычет, щёголь — щеголять, жёлоб — желоба, жёлудь — желудей, чёрт — черти, шёпот — шептать и т. п.
Буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с ё: зажор (затор льда во время ледохода), обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть), жом (пресс), жох (пройдоха), джонка (китайская лодка), мажорный (бодрый), шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь), шорох, чопорный, чохом (оптом, без счета) и т. п.
То же правило применено к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнен.
Примечание 1. Заметьте исключения: принято писать о в существительных ожог, поджог, в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг; в наречии вечор.
Примечание 2. В заимствованных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жоке́й, жолнёр, жонглёр, шовини́зм, шокола́д, шоссе́, шофёр, Шотла́ндия; а также в производных словах: жоке́йский, шовини́ст и т.п.
Правописание согласного в корне. Чтобы не ошибиться в правописании согласного в корне, надо слово изменить так, чтобы согласный стоял перед гласным; просьба — просить, низший — низок, молотьба — молотить.
Примечание 1. Есть исключения, например: свадьба (но: сватать), лестница (но: лезу) и др.
Примечание 2. Следует запомнить правописание слов варежка, ляжка; общий, оптом, футбол.
1) Слово долина является однокоренным со словом дол; слово преподаватель – со словом дать; слова одолеть, преодолеть – со словом доля.
2) Имена существительные кампания и компания различаются по значению.
Кампания – 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания).
Компания – 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания).
3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать), ср.: расколет – раскалывать, говорить – разговаривать.
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интеллект • интеллигент,
аккомпанемент • аккомпанировать,
лидер • лидировать,
тренер • тренировать,
абонемент • абонировать,
дезинфекция • дезинфицировать.
Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А/О
- Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о. | Зага́р – загорелый, угореть, погорелец. | Пригарь, изгарь, выгарки. |
Клан-/клон- | Кла́няться, покло́н – поклониться, склонять, наклонение, склонение. | ||
Твар-/твор- | Тва́рь, тво́рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться. | Утварь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а. | За́рево, зо́рька – заря, зарница, озарять. | Зоревать, зорянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о, или ы), в безударном положении пишется а. | Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. | Пловец, пловчиха; плывуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Раст- Ращ-/рос- | Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о. | Расти, растение, выращивать, наращение – выросший, заросли, поросль. | а) Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток (и производные от них, например: ростовщический). б) отрасль (и производные от них, например: отраслевой). Подросток - подростковый |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о. | Скакать, проскакать, на скаку – выскочка, заскочить, выскочить | Скачу, скачок, скачи, вскачь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а, перед ж пишется о. | Слагаемое, полагать, разлагать – сложить, положить, разложить. | Полог |
- Зависимость от наличия суффикса -а-
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Кас-/кос- | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется а, если суффикса нет, то в корне пишется о. | Касаться, касательная – коснуться, прикоснуться. |
- Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Мак-/мок- | Корень мак- (мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». | Обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану («погружать») – промокнуть пятно («пропустить жидкость»), промокательная бумага («пропускающая жидкость»), смочить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». | Поравняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), уравнение («математическое равенство») – подровнять кусты («сделать ровными»), разровнять песок («сделать ровным, гладким»). | Равнина, поровну, уровень, ровесник. |
Корни с чередующимися гласными И/Е
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
Бир-/бер- | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е. | Забирать – заберу. | |
Жиг-/жег- | Выжигать – выжегший. | ||
Стил-/стел- | Застилать – постелить. | ||
Блист-/блест- | Блистать – блестеть. | ||
Мир-/мер- | Умирать – умереть. | ||
Тир-/тер- | Стирать – стереть | ||
Дир-/дер- | Раздирать – раздерёт. | ||
Пир-/пер- | Запирать – запереть. | ||
Чит-/чет- | Вычитать – вычеты. | сочетание, сочетать, чета. |
1) Чередование и/е в корнях мир-/мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вымирать – вымереть, замирать – замереть.
В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и.
Мир, мирный, усмирять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е.
Мерить, измерять, примерять платье, мерило.
2) Чередование и/е в корнях пир-/пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и.
Пир, пировать.
Чередование A(Я)/им(ин)
Корни | Правило | Примеры |
а(я)/им(ин) | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/я. | Пожимать – пожать, нажимать – нажать, разминать – размять, понимать – понять, начинать – начать, поминать – память. |
Упражнение. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.
Д..лина, продв..гаться, привл..кать, прип..дать на одну ногу, м..сной, леб..диный, ощ..пать, препод..вать, р..птать, гр..шовый, в..зить, пл..скать, в..рона, цв..ток, к..рмить, пок..рить, тр..щать, уб..гать, т..лковать, ув..зать, прис..гать, уд..вление, п..стух, прип..ять, ул..тать, тр..пинка, привл..кательность, неопред..лённый, предзн..менование, обл..гчение, обл..качиваться, пренебр..жение, впеч..тление, обн..жить, погл..тить, насл..ждение, позв..лять, скр..петь, п..лоть, тр..сина, усм..рять, ч..рстветь, вып..кать.
Упражнение. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.
Выр..щенный, возр..ст, выр..с, отр..сль, пор..сль, р..сти, прик..саться, прик..снуться, подп..рать, зап..реть, накл..ниться, прекл..няться, подр..внять ряды, р..внина, р..внение, пор..вняться, перет..реть, перет..рать, зам..реть, ум..рать, подб..рать, взб..раться, об..рать, уб..рать, подг..рать, уг..релый, выг..рки, приг..рь, бл..стеть, отбл..стать, пл..вец, попл..вок, жук-пл..вунец, приск..кать, ск..чок, вск..чить, ур..вень, сл..гаемое, сл..жение, выск..чка, распол..житься, пл..вчиха, укл..ниться, пол..жение, пол..гать, сж..гать, з..ря, заг..релый, р..стовщик, пром..кашка, вым..кнуть, обм..кнуть, зам..чить, непром..каемый, см..чивший, разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, соч..тание, расст..лить, расст..лать, тв..рить, утв..рь, оз..рённый, оз..рять, з..рница, тв..рец, предл..гать, предл..жение, пол..г, прил..гать, прил..жение, нар..щение, недор..сль, р..сток, дикор..стущий, водор..сли, ск..кун, выск..чка, отд..рать, отд..ру, выж..чь, выч..тать, выч..сть, выч..тание, заст..лать, р..внение по росту, подр..вняться в строю, ур..внять шансы, выр..вненная площадка, подр..внять кусты, зар..внять траншею, р..весник, пор..вну, разр..внять грядки, безотл..гательно, пом..нать, зан..мать, пам..ть, ум..нать.
Упражнение. Вставьте пропущенные гласные буквы и выделите корни в этих словах. Обоснуйте ответ.
1. Над одним из станков г..рела л..мпочка под круглым м..таллическим аб..журом; конус яркого света прич..дливо с..ребрил ст..льную стружку, которая в..лась из-под резца, св..сая и падая в ж..лезный ящик (Рыбаков). 2. Машенька обв..ла гл..зами свою комнату (Чехов). 3. Под арестом остался всего один мужич..нка, и ст..рожить его было нечего: и так не уб..жит (Авдеев). 4. Тут-то и разр..дилась нак..певшая злоба (А.Н. Толстой). 5. Люди обл..пили повозку, и всякий совался туда (Гончаров). 6. Райские с..рта не прив..лись на диких яблонях (Пришвин). 7. Орёл немного пос..дел и тут же на другой овин перел..тел (Крылов). 8. У тебя вот глаза сл..паются, а я ещё за р..боту сяду (Гончаров). 9. Я засв..тил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она оз..рила его белые гл..за. Он был сл..пой, совершенно сл..пой от пр..роды (Лермонтов). 10. По складу его ума, по его пр..вычкам и вкусам ему лучше всего посв..тить себя к..б..нетным занятиям (Куприн). 11. Распор..жался всеми маленький сухой старич..к, с пушистыми, доб..ла пос..делыми в..лосами (Кожевников). 12. Я был в г..стях у одного ст..рожила нижегородского, который р..дился и дож..л до с..дых в..лос, не вы..зжая за десять вёрст из своего гор..да (Мельников-Печерский). 13. Как первые цв..ты, по..вились за в..тринами в..сенние в..сёленькие вещи (А.Н. Толстой). 14. На корме «Ориона» разв..вался аргентинский флаг (Новиков-Прибой). 15. На пр..мере р..лигии народов Индии отч..тливо видно, как разв..вался обр..з б..жества от ж..вотного к ч..ловеку (Соколова). 16. Посм..три, там, в к..ртузе, т..баку нет? (Гоголь). 17. Этак в м..нуты досады и об..лдения вдруг в гл..зах помутится (Чехов). 18. Так об..ятелен этот ч..десный зап..х леса после в..сенней гр..зы (Тургенев). 19. Когда Огнев подх..дил к садовой к..литке, от невысокого п..л..садника отд..лилась тёмная тень (Чехов). 20. Варвара уг..щала г..стей в..реньем и яблочной п..стилой (Чехов). 21. Пр..стите, что м..нкирую в переписке (Чехов). 22. М..шенники, к..нальи, чем они кормят! (Гоголь). 23. Грач по нивам бродит, словно сельский агр..ном (Исаковский). 24. Все зам..рли на стульях, перегл..нулись (Шишков). 25. Война только к..снулась ж..лезным пальцем Даши (А.Н. Толстой). 26. Од..нокая кривая б..рёза р..сла на откосе (Антонов). 27. Наш плот был завален рыбой и бл..стал ж..вым сер..бром (Гладков). 28. С утра, пылью заст..лая улицы, прох..дили п..лки и обозы (А.Н. Толстой). 29. Подск..кали всадники с фак..лами, соск..чили наз..мь (А.Н. Толстой). 30. На его бритой гол..ве и на лбу бл..стели капельки пота (Рыбаков). 31. По её лицу текли не то слёзы восторга, не то ручейки пота, – она не от..рала их (Горбатов). 32. Хотя и трудно, р..вняться надо по новым порядкам (А.Н. Толстой). 33. А тут надо было именно заг..реться! (Горбатов). 34. Пор..внявшись с избой Семёна, девушки замедлили шаг и стали см..треть на осв..щённые окна (Антонов). 35. У хаты сумрачная ёлка стоит и смотрит на з..рю (Исаковский). 36. К..ртина была ч..десная: около огней др..жало и как будто зам..рало, уп..раясь в т..мноту, круглое кр..сноватое отр..женье (Тургенев). 37. В од..нокой м..гиле есть что-то грустное, м..чтательное и в высокой степени по..тическое (Чехов). 38. Усилием воли заст..влял себя прислушиваться к мимолётным б..седам в куп.. (Куприн). 39. Больше народу – в..селее. Только не знаю, как насчёт мест в фа..тоне (Куприн). 40. Едешь и вдруг видишь: вп..реди у самой д..роги стоит силу..т, похожий на м..наха (Чехов). 41. Они перех..дили пл..вучий мост, и конные и пешие п..лки распол..гались на левом берегу, в..рстах в пяти от города (А.Н. Толстой). 42. А уж за зубчатым краем р..внины м..гали з..рницы, рычали орудия, подн..мались длинными ч..рвями р..кеты, и огни их, медленно падая, оз..ряли тёмную сырую землю (А.Н. Толстой). 43. Река, разливная, широкая, бл..стала зеркалом, и низкий берег слева м..рцал п..ском и яркой зел..нью травы (Гладков). 44. На плоской бурой р..внине к..пошилось множество людей (А.Н. Толстой). 45. См..тение овл..дело им, см..тение радостное (Тургенев).
Упражнение. Обратите внимание на правописание выделенных гласных. Составьте словосочетания или предложения с этими словами.
Абажур, авангард, авантюра, агиткампания, агрикультура, агрокомплекс, адвокат, акварель, аккомпанемент, аккомпаниатор, акробат, алгоритм, аллея, альманах, аналогия, антагонизм, аплодисменты, апофеоз, аромат, афоризм, багровый, багряный, бакалавр, бакалея, баклажан, балагур, балет, балкон, бандероль, бархат, барьер, бастион, батарея, батискаф, батист, бахрома, биатлон, бодяга, бокал, болеро, болото, бордовый, вакансия, вакцина, вариант, ватага, ватрушка, виолончель, водевиль, вокалист, воображала, габарит, галера, галерея, гармония, гарнизон, гарпун, гастроли, гастроном, гипербола, гобелен, горизонт, громадный, громоздить, девальвация, диагональ, диадема, диапазон, дислокация, довлеть, долото, доминанта, домино, доскональный, епархия, жаворонок, жакет, жалюзи, жаргон, жасмин, забастовка, заворожить, заоблачный, западный, идеал, идеология, инициатива, иезуит, изобразить, импозантный, каблук, кабриолет, кавалерия, кавычки, кайма, какофония, каламбур, каланча, калач, калейдоскоп, калитка, калория, калоши, кальмар, кампания (предвыборная), камфара, каникулы, канитель, канифоль, канонада, канонерка, канцелярия, капилляр, капитуляция, каприз, каравай, каракатица, карамель, каркас, карнавал, карниз, каскад, кастелянша, кастрюля, катавасия, катаклизм, катакомбы, каталог, катапульта, катастрофа, катафалк, категория, кашалот, кашемир, квалификация, коалиция, кобура, коварный, коверкать, когорта, кокетка, колибри, колосс, колчан, командир, комар, комбайн, комбинация, комбинезон, комедия, комета, комиссия, компания (друзей), компаньон, компетентный, комплекция, комплимент, композиция, компонент, компоновать, комфорт, кондитер, кондиционер, контакт, контингент, контраст, конфедерация, конференция, конфликт, конфорка, корзина, коридор, коричневый, корнишон, коромысло, корпорация, котировка, кочан, коченеть, кощей, лабиринт, лаванда, лавировать, лазурь, лакомый, лаконичный, лауреат, лачуга, локальный, локатор, лояльный, мавзолей, магазин, магнит, макароны, макулатура, малахит, мандат, манеж, манеры, манжеты, манипулировать, манифест, маргарин, маринад, маршрут, мезонин, мелодекламация, мемориал, метаморфоза, метонимия, мизантроп, миниатюра, могущество, мозаика, мозоль, монисто, монтаж, мораль, мотив, наваждение, навигация, натюрморт, невралгия, неврология, негативный, нокаут, ноктюрн, ностальгия, нотариус, обагрить, обаяние, обоняние, одолеть, оазис, обелиск, окорок, олигарх, оптимальный, оптимизм, оранжевый, оранжерея, отразить, палисадник, палитра, памфлет, панацея, панегирик, панихида, панорама, пантеон, папироса, папоротник, парабола, парадокс, паразиты, паралич, параллель, параметры, парапет, парафин, парафраза, парашют, паром, партер, пассаж, пастораль, патология, патриотизм, пианино, пигалица, пигмей, пирамида, плагиат, планетарий, пластилин, полемика, поликлиника, полонез, поражённый, портьера, постамент, прагматизм, предварительный, приоритет, проблема, проволока, прокламация, прокуратура, пропаганда, радиатор, радикальный, радикулит, рапсодия, раритет, ратификация, резонанс, рекламация, реставрация, рикошет, рокировка, романтизм, ромштекс, ротапринт, ротонда, сакраментальный, салон, салют, санаторий, санитар, сарделька, семафор, серпантин, скандировать, скарлатина, скафандр, сковорода, солидарность, сомбреро, соната, сонет, сопрано, спонтанный, стадион, стакан, сталагмит, сталактит, стеарин, стоматолог, стратегия, стрекоза, табун, табурет, талант, таракан, токсический, томатный, топаз, топчан, тореадор, торжествовать, тормоз, торнадо, тороватый, торшер, тотализатор, традиция, трамбовать, трафарет, троглодит, тротуар, трубадур, ультрамариновый, упаковка, ураган, утрамбованный, фанатизм, фантазия, фантасмагория, фанфара, фарватер, фармаколог, фарфор, фасад, фасоль, фатализм, филантроп, филармония, фонарь, фонтан, форель, формант, фортуна, фрагмент, фрикаделька, фронтон, халат, хамелеон, характер, хореография, хрестоматия, хризантема, цигейка, чеканка, чемпион, черепаха, шаблон, шевелюра, шедевр, шелохнуться, щепетильный, эвакуация, экипировать, экскаватор, экстравагантный, эскалатор, эскалация, эстакада, эксперимент, эликсир, энтузиазм, эпистолярный, юбилей, ювелир, якорь, ярмарка.
Упражнение. Вставьте пропущенные гласные е или и.
Аг..татор, агр..культура, ам..тист, атр..бут, атт..стат, баст..он, б..нзин, б..тон, б..чёвка, б..дон, б..рюза, бр..гада, в..нт..ляция, в..р..ница, в..рм..шель, в..рн..саж, в..ст..бюль, в..т..ран, в..тчина, в..н..грет, в..олончель, в..ртуоз, в..трина, вод..виль, вп..чатление, гард..роб, г..г..мония, г..н..алогия, г..н..рация, ген..альный, г..пард, г..ральдика, г..рбарий, г..рм..тизировать, г..рой, г..ацинт, г..пербола, гор..зонт, д..вальвация, д..з..нфекция, д..кламировать, д..кларация, д..л..гация, д..л..катес, д..ндрарий, д..агональ, д..адема, д..апазон, д..в..ртисмент, д..в..денд, д..з..нтерия, д..ктатор, д..л..тант, д..л..жанс, д..ректор, д..р..жабль, д..р..жёр, д..скр..м..нация, д..слокация, д..спансер, д..ст..лляция, д..сц..плина, д..ф..рамб, дом..нанта, др..зина, ер..тик, ж..латин, ж..лать, за..нд..велый, ид..ал, ид..ома, и..рархия, и..роглиф, ижд..вение, им..тация, ин..й, инж..нер, ин..ц..атива, инт..лл..ктуал, инт..лл..генция, инт..рнациональный, инт..рпр..тация, инф..нитив, ист..на, кан..фоль, кап..лляр, кап..туляция, к..нгуру, к..рамика, к..росин, к..парис, комб..н..зон, компл..мент, конт..нент, кор..дор, кр..м..нал, кр..ница, л..генда, л..леять, л..кв..дация, л..ловый, л..мит, л..нгвистика, лот..рея, мадр..гал, ман..фест, мар..над, мар..онетка, мач..ха, м..зонин, м..ланхолия, м..л..оратор, м..л..орация, м..лодрама, м..льхиор, м..мориал, м..муары, м..р..диан, м..рцание, м..таморфоза, м..тафора, м..тель, м..т..орит, м..тонимия, м..ц..нат, м..зантроп, м..н..атюра, м..нор, н..гативный, н..г..лизм, ник..ль, об..лиск, обл..гация, од..колон, од..озный, ол..андр, ол..мпиада, опт..мальный, опт..мизм, ор..ол, ор..гинальный, ор..ентир, пал..садник, пан..гирик, п..д..атр, п..р..гей, п..риод, п..р..петия, п..р..скоп, п..р..ферия, п..р..фраза, п..рламутр, п..рп..нд..куляр, п..рсона, п..рсп..ктива, п..скарь, п..сс..мизм, п..гмент, п..лястра, п..он, п..рамида, п..т..кантроп, пласт..лин, пл..яда, пол..клиника, пол..с..мия, пр..амбула, пр..зидент, пр..з..диум, пр..рогатива, пр..т..ндент, пр..тензия, пр..в..редничать, пр..в..легия, пр..мадонна, пр..ор..тет, прол..тариат, пь..д..стал, рад..кулит, р..в..ранс, р..визия, р..гент, р..г..страция, р..гламент, р..гулировать, р..з..да, р..з..денция, р..зонанс, р..кв..зит, р..ком..ндовать, р..ликвия, р..ликт, р..н..гат, р..п..тиция, р..приза, р..сп..ратор, р..ставрация, р..троспектива, р..ф..рат, р..ф..рендум, реч..татив, р..кошет, р..торика, р..туал, с..льд..рей, с..мантика, с..м..нар, с..нт..ментальный, с..парация, с..р..нада, с..рпантин, с..рт..фикат, с..гнал, с..л..катный, с..мпатия, с..муляция, с..ноним, ск..лет, сол..дарность, сп..дометр, ст..арин, ст..р..лизовать, ст..пендия, стр..коза, сув..нир, сув..р..нитет, т..нденция, т..ория, тр..в..альный, тр..умф, ув..ртюра, ун..в..рситет, ун..кальный, ур..зонить, ут..л..тарный, ф..д..рация, ф..ерия, ф..м..нистка, фен..кс, ф..номен, ф..ст..валь, ф..хтование, ф..гляр, ф..з..ология, ф..лантроп, ф..л..ал, ф..л..грань, фин..ш, ф..тиль, фр..гат, хам..л..он, х..мера, хр..стоматия, хр..зантема, ц..в..л..зация.
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
погл…щение, выч…тать, отвл…кать
под…литься, выр…сли, г…рьковатый
ст…мулировать, запл…сневеть, с…мволический
угн…тать, р…месленник, осв…домленный
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
осн…стить, уг…дали, пров…нциальный
напр...вление, оз…рение, оп...лчение
вд…леке, не…тделимый, зак...лоть
объед…нение, ч…столюбие, л…пата
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
разм…ститься, с…реневый, отр... вление
пок…яние, х…отический, сопост…влять
задр…жать, над…рваться, настр...ение
скв..зной, те..ретики, заж…гать
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
не усп...вать, исп…длобья, ст…рина
сат...рический, к..бачки, подм…тать
укр…шение, выск…чить, д…рование
пок…яние, укр…пить, консп…ктировать
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
пох…щение, постр…дать, разг…ряченный
прик…зать, г…рячий, гр…хотать
рассм…треть, зав…зировать, к…валерия
поб…дить, препод…ватель, изб…жать
-В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
пер…одический, насл…ждаться, посп…шили
пол…гать, предст…вление, б…тонный
прит…жение, с…реневый, пож…леть
выд…ржка, осл…жнение, подст…лить
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
подр…жание, закр…постить, прил…жение
зав…зать, пл…нителный, в...кзал
подтв…рдить, проф…ссионально, прогр…ммист
закр…питься, нисп…дать, б…нокль
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
кр…стовина, узн…вать, акв…рель
пост…жение, присп…собление, м…лиционер
б…тонный, разгр…бать, пом…нить
ин…рционный, выл…пил, осл…жнение
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
ст…листика, ц…клический, распростр…ненный
тор...пясь, стр…мление, прин…мать
приоб…дриться, к...пошиться, недоум…вать
бл…стающий, прибл…женный, разгл…деть
- В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
м...литва, прот...стовать, разб...рающийся
нагр...вать, упр…щение, соч…тающий
пре…бладать, п…чать, оз…ренный
возн…кать, од...брительный, разл…нованный
Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.
1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении. (С.Алексеев)
Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.
а) е – и Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.
б) о – а К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.
Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.
Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.
Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.
Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое, несг_раемый, зам_рать, уд_вление; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть; обн_женный лес; неисс_каемый; пл_вучий ; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; отр_сль; разр_внять дорогу, пот_рять, р_вновесие; выч_тание, г_рит, з_ря; нар_кание; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; к_сательная линия; дост_жения; подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический.
Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.
а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.
б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море. (В.Пелевин)
в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.
Упражнение.
Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.
А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики. (Е.Парнов)
Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта... 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами. (А.Казанцев)
Упражнение.
Задание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание. Спишите, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.
Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по теме "Свойства квадратных корней".
Работа содержит задания, позволяющие выявить имеющиеся знания по теме "Свойства квадратных корней"...
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе
Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...
Обобщающий урок по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» (Посвящённый Дню Матери)
Цель урока:1.Закрепить навыкивычислений преобразований выражений,содержащих квадратные корни.2.Развитие самостоятельности в вычислениях,познавательных интересов,расширение общего кругозора.3.Восп...
Методический материал "Чередование в корне слова"
Карточки с правилом и заданиями по теме....
Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал
На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу, используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....
Дидактический материал по квадратным корням 8 класс
Дидактический материал по квадратным корням 8 класс...