Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению по картине художника А.В.Чикачева "Одуванчики. Три грации""
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока : Подготовка к сочинению по картине художника А.В.Чикачева "Одуванчики.Три грации."
Цель деятельности учителя:Познакомить учащихся с творчеством Чикачева; выявить особенности жанра сельского пейзажа; развивать культуру речи учащихся;развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной речи, продолжить работу по воспитанию к любви к природе и родному краю.
К технологической карте урока прилагаются презентация по теме урока, выполненная учителем, аудиопесня "Детство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок развития речи в 5 классе | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта: Урок русского языка. 5 класс.
Учитель : Петрова Олимпиада Антоновна. МБОУ «Мар-Кюельская СОШ» Сунтарского района РС(Я)
Тема: «Подготовка к сочинению по картине Андрея Васильевича Чикачева «Одуванчики. Три грации»
Тип урока: Урок развития речи | ||
Цель деятельности учителя: Познакомить учащихся с творчеством Чикачева; выявить особенности жанра сельского пейзажа, развивать культуру речи учащихся; развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной речи; продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: понимают роль деталей в художественном описании; создают текст-описание. | Метапредметные: осознают цели учебной деятельности; выбирают адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. | Личностные: уважительное отношение к родному языку; стремление к языковому самосовершенствованию. |
Образовательные ресурсы: толковый словарь, карточки | ||
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин А.В. Чикачева | ||
Методы и формы обучения: Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы | ||
Наглядно-демонстрационный материал: Презентация по теме урока, выполненная учителем. | ||
Основные понятия: Художественное описание, пейзаж |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД Формируемые способы деятельности |
1. Мотивация (Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала) Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне (2 мин) | Понравилась песня? Как вы думаете, какое природное явление она изображает (рисует)? Верно. Как настроение? Готовы активно включиться в работу? А как это может быть связано с темой нашего урока русского языка? | Слушают песню «Детство» | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые операции Коммуникативные: Работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» (5 минут) | Музыка пробуждает нашу фантазию. А какой вид искусства может наглядно, зримо передать красоту природы и всего живого на Земле? Как называются картины, изображающие природу? (понятие о пейзаже) Слайд 1. Определение пейзажа. Якутская пейзажная живопись богата по своим видам и передаваемому в ней настроению. Предлагаю вам посмотреть несколько пейзажей. Рассмотрите их внимательно, обратите внимание на содержание картины, детали Слайд 2 - 6. Пейзажи Чикачева. (последний – «Одуванчики. Три грации» (2002г.)) - Что объединяет все эти пейзажи? ( присутствие человека) | Повторяют понятие «пейзаж». Воспринимают на слух информацию, Смотрят презентацию, рассматривают репродукции, сравнивают, анализируют увиденное, отвечают на вопросы. Ввысказывают своё мнение, сверяются с товарищами. Выявляют особенности пейзажей Чикачева осознают что знаний не всегда достаточно, чтобы ответить на вопросы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; анализируют, сравнивают увиденное; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Личностные: Проявляют мотивацию к учебной деятельности; Коммуникативные: слушают, задают вопросы и отвечают на вопросы других, обмениваются мнениями |
3. Выявление места и причины затруднения. | Слайд 7. Портрет Чикачева Автор этих картин – Чикачев, выдающийся якутский художник.. Многие его картины посвящены изображению якутской деревни, ее природы и жителей. Люди и природа - эта тема объединяет все, написанное художником. Андрей Чикачев родился в 1967 году в семье учителей. Дар художника Андрей унаследовал от своего отца, который прекрасно рисовал маслом и акварелью. Андрей окончил Сунтарскую художественную школу. В 1988 г. окончил Якутское художественное училище. Его картины популярны не только в Якутии, но и, музеях, частных коллекциях США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Германии, Японии, России. Слайд 8 . Картина «Одуванчики. Три грации» - Нравится ли она вам? - Какие ощущения, какое настроение создаёт этот пейзаж? - Как бы вы назвали эти картину, если бы были её автором? Обсудите в парах и предложите своё название. Объясните свой выбор. Сам Андрей Васильевич назвал её «Одуванчики. Три грации». - Почему, как вы думаете? Именно эта картина будет сегодня в центре нашего внимания. - Предположите, чему будет посвящён урок? Какую тему урока предложили бы вы? Итак, сегодня на уроке мы будем работать по картине А.В.Чикачева «Одуванчики. Три грации», результатом нашей работы станет сочинение, которое вы напишете дома. Слайд 9. Дата и тема урока - Можете ли вы сейчас дать полное описание картины? \1-2 пробы\ - Почему пока не получается? \анализ причин затруднения\ | Слушают учителя. Рассматривают и анализируют особенности картины «Первый снег. Обдумывают ответы на вопросы учителя по картине «первый снег»; формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения, слушают товарищей. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Формулируют тему урока, определяют его содержание в диалоге с учителем | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний и умений. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Осуществляют совместную деятельность в парах. Строят небольшие монологические высказыв |
4. Постановка учебной задачи. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Учитель проводит эвристическую беседу, дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся. Что нужно сделать, чтобы подготовиться к описанию картины? Давайте определим наши учебные задачи. (запись на доске по мере предложений) Рассмотреть картину, детали; определить её тему, мысль художника, собрать материал, составить план будущего сочинения, попробовать составить устное описание картины | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге е с учителем. Строят план достижения цели и определяют средства | Личностные: осознают свои возможности в учении; Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия и операции; |
Физкультминутка РАЗ – ПОДНЯТЬСЯ, ПОТЯНУТЬСЯ, ДВА – НАГНУТЬСЯ, РАЗОГНУТЬСЯ, ТРИ – В ЛАДОШИ ТРИ ХЛОПКА, ГОЛОВОЮ ТРИ КИВКА. НА ЧЕТЫРЕ – РУКИ ШИРЕ, БУДТО ПУХ В РУКАХ, НЕ ГИРИ ПЯТЬ – РУКАМИ ПОМАХАТЬ, ШЕСТЬ – НА МЕСТО ТИХО СЕСТЬ. Выполняют элементарные физические упражнения | |||
5. Открытие нового знания. (7-8 мин) Практическая деятельность по реализации построенного проекта. Цель: Учитель организует рассматривание картины. Предлагает задания на понимание смысла картины, на способы собирания материала. Составление плана. | С чего начнём нашу работу над картиной? Рассматривание. Чтобы описание получилось выразительное, образное нужно внимательно рассматривать картину. Что мы видим на картине? О чём она? Какое настроение вызывает у вас? Что, по-вашему хотел выразить художник? Какую мысль донести до зрителя? В какой части вашего сочинения вы скажете обо всем этом? (во вступлении) -О чём ещё можно сказать во вступлении? Слайд 10. Вступление І. Вступление 1. Что изображено на картине А.А.Пластова? О каком событии или явлении рассказывает нам художник? 2. Первое впечатление Самое трудное – это начать сочинение искренне, эмоционально. Не менее важно удачно завершить сочинение. Обычно в завершающей части мы отвечаем на вопрос: Какое настроение у нас создаёт картина? Кроме этого мы можем отметить особенность мастерства художника Слайд 11. Заключение Групповая работа Поработаем в группах над вступлением и заключением. Какое время года изобразил художник? Какое время года изобразил художник? (лето ( начало, конец, разгар)) Почему это именно разгар лета? (яркое солнце, зеленый луг, одуванчики, туесок со спелой земляникой, босые дети) Где происходит действие? (в деревне, на переднем плане - изгородь, на которой качаются трое маленьких девочек, за изгородью стоит маленький мальчик и писает, на заднем плане широкое поле с полевыми цветами, заброшенный летник, еще дальше дом без крыши, амбар, рядом с домом дерево, вокруг поля растет лес, начинается тайга ) Почему изгородь? А не детская площадка? Обсудите в группах, как можно записать пункты основной части плана. Слайд 12. Основная часть. 1) Что изобразил художник на переднем плане? 2) Что мы видим на заднем плане? | Работают в опорных картах «План описания картины» - Зачитывают свои варианты Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками (работают в парах и группах) составляют план описания картины | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; оценивают усваиваемое содержание.. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию из опорных карт; составляют целое из частей (синтез). Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные неточности и ошибки. Коммуникативные: формулируют свои мысли; учитывают мнение других ; осуществляют совместную работу в парах и группах. |
6. Первичное закрепление с комментированием (4-5-мин) | Кого изобразил художник на переднем плане? (троих девочек 5-6 лет, и мальчика 2-3 лет 7. Это деревенские дети) Слайд 13. Дети Поработайте в парах и опишите устно их внешний вид. ( Девочки босые, одеты по- разному, у первой девочки желтое платьице, на голове у не веночек из одуванчиков, у второй девочки желтая кофточка, коротенькие штанишки, на одной руке она держит букет из одуванчиков, у третьей девочки желтая маечка и пестрые шортики, черные волосы убраны в смешные хвостики и делают девочку веселой. Мальчишка стоит спиной, на нем только белая маечка и с удовольствием писает. Рядом с детьми на траве стоят два туеска с земляникой. Они, наверное, собирали землянику тут же на поляне, наелись ими. Детям очень хорошо.) Что можно сказать, глядя на выражение лиц девочек ? Какое оно? Как вы думаете, какие чувства они испытывают? Работа в парах. Выберите подходящие слова в словаре настроений, сверьтесь с другими парами. Слайд 14 и карточки-раздаточного материала. Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. Объясните друг другу свой выбор. Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. Почему у девочек восторженные, счастливые лица? На что они смотрят? Чем любуются дети? Запишите 2 предложения, отвечающие на этот вопрос. (на одуванчики, на луг): Любуются одуванчиками, восхищаются ослепительной красотой летнего дня, свисают с верхней жерди изгороди, весело качаются, одна девочка собрала букет из одуванчиков, у другой девочки венок из одуванчиков на голове. Девочки сами похожи на одуванчиков. Одуванчики и девочки - это и есть главные герои картины. Недаром автор так и назвал картину «Одуванчики. Три грации». Значит очень важно описать детей, похожих на одуванчиков, передавая восхищение, которое они вызывают. Так, чтобы было понятно, почему они так восхищают. Работа в группах: - Опишите одуванчики, детей, используя эпитеты, метафоры. Слайд 15. Какие предложения показались вам наиболее красочными, интересными? Что еще показывает художник на переднем плане? ( изгородь, троих девочек, два туеска со спелой земляникой, одуванчики).Здесь есть еще один герой – мальчик, стоящий спиной. А что он переживает? Какие ещё ещё детали требуют отдельного описания? Учтите это при выполнении следующего задания. | Учащиеся выбирают слова( восторг, удивление, радость) и объясняют свой выбор Работают в парах, составляют описание детей, формулируют свои мысли, слушают одноклассников, записывают предложения, соблюдая языковые нормы. Обсуждают получившиеся тексты Составляют небольшие тексты из 3-4 предложений на заданную тему с опорой на языковой материал. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации; самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют отбор необходимой информации ( языковых средств) Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. 10 мин Составление рассказа по картине в группах (согласно составленным планам). | Организует и сопровождает деятельность детей по составлению описания картины | Составляют устное сочинение по картине опираясь на план, проговаривают устное описание в группах по плану | Личностные: желают участвовать в творческом процессе. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану. |
8. Включение в систему знаний и повторение 5 мин | Взаимопроверка получившихся рассказов групп. Выступление в роли экскурсоводов | Предъявляют результат товарищам (проговаривают по плану). Обсуждают получившееся. Отвечают на вопросы. | Познавательные: используют полученные знания и способы в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют недочёты. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, строят монологическую речь. |
9. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка учебной деятельности своей и класса 3 мин | Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись во время работы? Как вы их преодолевали? Удалось ли нам решить поставленные задачи? Где вы сможете применить полученные знания и способы действия? Понравилось ли вам на уроке? И др вопросы | Анализируют достижения и трудности, оценивают личные достижения и настроение после урока Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют недочёты. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, строят монологическую речь. | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют недочёты. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, строят монологическую речь. |
Ресурсный материал:
Группа № 1 Вступление.
Предлагаю вам рассмотреть несколько вариантов вступлений. Выберите из них тот, который отвечает вашим впечатлениям о картине. Объясните ваш выбор
1. На картине А.В. Чикачева «Одуванчики. Три грации» изображен сельский пейзаж. Большое зеленое поле, усеянное полевыми цветами. Дети качающиеся на изгороди.
2. Передо мной картина А.В. Чикачева «Одуванчики. Три грации». В этой картине художник Чикачев передал свое ощущение яркого летнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в разгар лета.
3. Люблю смотреть, как беззаботно играют на изгороди дети. На картине так много солнца. И желтые одуванчики везде. Кажется, что чувствуешь запах лета, шелест трав, веяние легкого ветра, слышишь детский смех, голоса. Всё это я вижу
на картине А.В. Чикачева «Одуванчики. Три грации».
Группа № 2 Заключение.
Предлагаю вам рассмотреть несколько вариантов заключений. Выберите из них тот, который отвечает вашим впечатлениям о картине. Объясните ваш выбор.
Варианты заключений:
1.Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, умиления, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде летнего дня.
2. В своей картине художник сочетает зеленые, желтые и коричневые краски. Этим Чикачев показал картину лета, будничной и в то же время нарядной от солнечных лучей. Картину написал человек, который любит родную природу.
3. Картина пробуждает во мне искренние чувства радости и восторга от летнего дня, от детских лиц, которые смотрят на тебя с картины. Их лица кажутся волшебными, яркими, оттого и солнечными.
4. Глядя на эту картину, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь лето– это чудесная пора, когда можно беззаботно наслаждаться природой, солнцем и свободой ! Каждый смотрящий на картину А.В. Чикачева «Одуванчики. Три грации». невольно вспомнит свои впечатления от этой чудесной поры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...
Презентация к мастер-классу по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».
Наглядное сопровождение мастер-класса....
Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...
Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.
Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....