Открытый урок "Деепричастие как часть речи"
материал по русскому языку (7 класс) на тему
ТЕМА: Деепричастие как часть речи (повторение изученного по теме)
ЦЕЛИ:
Образовательная:
1) систематизировать и обобщить знания учащихся о деепричастии и д.о..
2) проверить степень овладения орфографическими и пунктуационными правилам по данной теме.
Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.
Воспитательная: воспитывать творческие способности учащихся, интерес к слову.
ТИП УРОКА: урок-исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_deeprichastie_kak_chast_rechi.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Деепричастие как часть речи
(повторение изученного по теме)
ЦЕЛИ:
Образовательная:
1) систематизировать и обобщить знания учащихся о деепричастии и д.о..
2) проверить степень овладения орфографическими и пунктуационными правилам по данной теме.
Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.
Воспитательная: воспитывать творческие способности учащихся, интерес к слову.
ТИП УРОКА: урок-исследование.
Ход урока.
Друзья мои, сегодня нам предстоит систематизировать знания по теме, вспомнить и предыдущую тему, а также проверит, насколько хорошо мы владеем орфографическими и пунктуационными правилами по теме, и еще вы должны показать свои творческие способности, умение анализировать, сравнивать, работать в группе, работать быстро и качественно.
Вам предстоит выступить в роли исследователей, а о предмете исследования, а значит и о теме нашего урока, вы догадаетесь, если найдете «третье лишнее» в каждой группе слов (на доске):
- Улыбаясь, весело, изучив.
- Мечтая, игравший, прочитав.
- Почуяв опасность, охраняя природу, написавший грамотно.
-Так о чем мы будем говорить, что исследовать?
-А если среди «третьих лишних» мы найдем еще «третье лишнее», то о чем же мы еще должны вспомнить?
Итак, предмет нашего исследования- деепричастие во всех его проявлениях
Перед вами зачетные листы, в которых каждый из вас по ходу урока будет выставлять заработанные оценки. (Подпишите на них свои фамилии)
-Любое исследование начинается с чего?
-С теории
-Сегодня именно теории мы уделим большое внимание:
опорный конспект (ок) «Деепричастие» (слайд№1)
-Итак: 1) Перед вами ок.. Кто сможет рассказать о деепричастии? Конечно, с примерами.
2) Еще нам потребуется эксперт, который в лингвистическом словаре найдет статью о деепричастии и соотнесет ее с ответом товарища. Возможно, появится проблема. Кто желает?
Вывод: на определение деепричастия есть разные точки зрения, но признаки его одинаковы.
Следующий этап- тренинг. Осмысливаем и применяем сказанное.
Просто списывать скучно, поэтому вы будете редакторами. На доске два предложения, попробуйте изменить их так, чтобы вместо некоторых глаголов появились деепричастия и причастия. Выполняем в тетради.
Над самой моей головой висела луна, которую окружал радужный ореол.
Деверья в саду манерно изогнули длинные станы, вскинули тонкие руки ветвей.
(А.Новосельцев)
Подчеркните полученные причастные и деепричастные обороты.
Вывод: основное действие в предложении обозначается глаголом-сказуемым, а деепричастие обозначает …(что?) Но и сказуемое, и деепричастие относятся к одному члену предложения - подлежащему.
-Как вы думаете, есть ли вопросы по теме, которые не отражены в опорной схеме?
-Есть.
-Таким образом, следующий этап исследования это образование деепричастий и ряд других вопросов, которые мы увидим в следующей таблице. Проанализируем информацию с помощью приема инсерта. Это прием маркировки текста с помощью специальных обозначений. Вы даете самооценку по каждому пункту и ставите один из знаков на желтую карточку.
«V» -знаю, уверен
«+» -новое
«-» -вызывает сомнение
«?»- есть вопросы
ИНСЕРТ (презентация)
- Деепричастия образуются
С помощью ^
| НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД |
| СОВЕРШЕННЫЙ ВИД |
- Деепричастный оборот (д.о.) обычно указывает на действие, относящееся к подлежащему.
- Не выделяются запятыми:
а) одиночные деепричастия,
1. если они стоят после сказуемого и являются обстоятельством образа действия.
2. близкие по значению к наречиям (лежа, сидя, стоя, молча, нехотя, не спеша и другие): Читать лежа вредно.
б) фразеологические обороты.
Скрепя сердце решился он переехать в Москву .
- Причастия и деепричастия употребляются в художественном стиле, придавая тексту особую выразительность.
Итак, поднимаем карточки, анализируем инсерт 1) пункт……………
2)……………..и т.д.
Я думаю, что в 1 случае вы поставили или первый знак или последний. Так?
Поэтому разберемся в нем с помощью СХЕМЫ -КЛАСТЕРА.
На интерактивной доске вы видите кластер, т.е. схему, в которой надо дописать то, чего не хватает, и аргументировать примерами. Кто желает?
………………. | -….- | Д-я несов.в | ˾основа глагола…˩ | ˾основа ..…˩ | Д-я сов.в | -…- | нахмурясь | ||
……………... | -….- | -…- | |||||||
будучи | -учи- | -я- -а- |
Все остальные открываем домашнее задание и играем в «Морской бой»:
Первый называет фразеологизм, остальные у кого такой фразеологизм есть, вычеркивают его, далее следующий. Кто последний назовет, тот победитель.
Прочитайте ваши предложения. Еще раз обратите внимание на пункт таблицы ИНСЕРТА «фразеологический оборот».
-Рассказ по схеме-КЛАСТЕРУ.
ВЫВОД. Деепричастия образуются суффиксальным способом от глаголов и, если входят в состав фразеологических оборотов, не выделяются запятыми.
- Что вызывает у вас сомнение или вопросы в оставшейся части таблицы-инсерта? Какие знаки вы поставили в части 3 п.1?
Сравните :
- Он шел прихрамывая на правую ногу.
Он шел прихрамывая.
- Мы сидели и молчали.
Мы сидели молча.
Эту часть работы мы осмыслили, с помощью компьютера (программа «Фраза»). Работаем в паре, кто быстрее и качественнее, тот молодец! Справившись с заданием, садитесь на свое место и продолжаете работу на карточках.
КАРТОЧКИ
- Спишите, расставив знаки. Подчеркните причастные и деепричастные обороты.
- Я счел возможным (не) нарушая да…ого слова утаить эти вещи от чиновников.
- В тума…ом блеске утре…ей з..ри даль моря дремала отражая набегавшие с востока облака.
- Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль плавно спускающегося берега.
- Прохор (не) задерживаясь пронесся мимо.
- Листва берез висит (не) пошелохнувшись.
- Образовать деепричастия.
Держать, подышать, играть, пахнуть, шептать, испечь, гнать, быть, рокотать.
- Исправьте ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.
- Получив известие о сыне, радость охватила меня.
- Включив радио, раздались звуки музыки.
- Закрыв книгу, герои надолго останутся в нашей памяти.
Вы видите на карточках разные по трудности задания. Выбираем и работаем 10 минут.
Физкультминутка.
- Последний этап работы- это употребление деепричастий и причастий в речи. Вам предлагаются тексты для анализа. Работаем в группе по 4 человека. Закончив работу, группа выдвигает делегата для защиты работы. Все выполняем прямо на листах.
Все так (же) умиротворе…о светило солнце. Прямо у ограды (из)(под)земли бил светлый родник. Вода дымящаяся на морозе показалась совсем теплой, (не)(по)зимнему живой. Рядом был укреплен потемневший от времени «голубец»-икона богородицы под жестя…ым навесом. Ручей перламутровыми струями отекая валун уходил в ледя…ые торосы поросшего камышом пруда.
(В.Коршиков)
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые.
Подчеркните причастные и деепричастные обороты, отдельные причастия как члены предложения.
Средства художественной выразительности:………
-Какова роль причастий и деепричастий в речи?
-Какова же роль деепричастия в речи. Вот какой пример я хочу вам привести.
Ф.М.Достоевскому не понравилось одно выражение – вспоминает писатель Григорович.-
У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». Не то, не то,- раздраженно заговорил Достоевский, -совсем не то! Пятак упал к ногам тебе выходит слишком сухо. Надо сказать «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая»- выходит гораздо живее, дорисовывает движение.
-Вы согласны с Григоровичем?
-ИТОГИ УРОКА.
-Что мы сегодня на уроке повторили?
-Какие оценки получили?
-Домашнее задание: КАРТОЧКИ, которые не успели сделать на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
Причастие как часть речи (открытый урок).
Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...
Открытый урок в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»
Тип урока: проблемное исследованиеЦель: повторить сведения о глаголе как части речи; выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлят...
Конспект открытого урока "Местоимение как часть речи"
Конспект содержит описание открытого урока по русскому языку в 7 классе (в 6 массовой школы) по теме "Местоимение как часть речи. Обобщение изученного материала".Особенностью урока является большое ко...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »
Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное". Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....
Урок открытия нового знания по теме:"Причастие как часть речи".
Урок открытия нового знания по теме :"Причастие как часть речи".(7 класс)Цель урока: создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме: "Причастие как часть речи".Задачи:включение ...