Материал к урокам по теме "Частица"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
Здесь Вы можете найти полезный и нужный материал к разным урокам по темам "Частица", "Союз"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_r.ya_._chastitsa.ppt | 570 КБ |
7.r.ya_._soyuz.ppt | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределите слова на группы в зависимости от ударения: Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.
отрицает и вносит сомнение указывает и уточняет усиливает или смягчает требование выражает чувства образует формы слов
Я выучил бы уроки… Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге. Я не хочу разочаровывать тебя, дорогой читатель. (Сомнительное станет явным) (Нарушится логика) (Смысл поменяется на противоположный)
Вывод: Роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. К тексту какого стиля может относиться это предложение? Пр…н…мающая сторона (не) была (во) время поставлена в извес…ность о сокр…щени… сроков пр…бывания иностра(н,нн)ых туристов.
Функции частицы НЕ. 1. Я был в школе. 2. Я не был в школе. 3. Я был не в школе. 4. Не бывать этому! Вывод: Частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению
Частица НЕ может придавать предложению и утвердительный (положительный) смысл. Я не мог не быть в школе. мочь н.ф. Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы. ! Двойное отрицание делает все предложение утвердительным.
Пиши правильно! Не раз (много раз) Ни разу (никогда) Не один (много) Ни один (никто)
Заменить личные формы глагола синонимами с частицей не . Какой смысл приобретают предложения? 1. Я забыл фамилию. 2. Дождь шел всю ночь.
Изменить предложение, включив в него деепричастный оборот. Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушел. 1. Оля не нашла нужную книгу и взяла другую. 2. Степа не застал товарища и возвратился к себе.
Выпишите предложения с отрицательной частицей. Я давно заметил, что яблоневое дерево, расстающееся с яблоками, старается скрыть хоть одного своего детеныша, спасти от жадных человеческих рук. Ловко прячет, сразу (ни) (за) что (не) найдешь. Долго висело яблочко на моей яблоне. Но однажды пришел сторож и нашел его. А яблочко-то уже (не) простое, а наливное, светилось, как вино в хрустальном бокале.
Какую частицу надо взять для выражения отрицания в предложении: В классе тишина, нет (не, ни) звука. Род. п.
На какие случаи употребления НИ даны предложения. 1) Нет ни облака в нестерпимо чистом небе. 2) Холмы, овраги. Нет ни деревца, ни кустика! 3) Какой палец ни отрежь, все больно.
Распределите предложения по функции частицы НИ. 1) Все, что ни делала, что ни читала, Саша тотчас же ему рассказала. 2) Едем день. Едем два. Ни ручейка. Ни речки. 3) Я выбрался на улицу – пуста. На небо глянул – ни месяца, ни звезд. 4) В поле нет ни души. 5) Тем и хорош лес, что сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное.
Спишите предложения, определите функции частицы НИ. 1. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости. 2. Ни один не колыхнется на березках белый лист. 3. Ни на стенах, ни на окнах не было ничего похожего на украшения. 4.Куда ни взглянешь, всюду холмы и всюду одна и та же растительность.
Придумать и записать предложения по данному началу с частицей НЕ и НИ. Например: Когда н… приходили к…, 1.Когда друзья не приходили к Саше, он обижался. 2. Когда ни приходили мы к Саше, он всегда был рад нам. Кто н… слушал моего друга, …
Вставить буквы Е или И. 1. Я н.. мог н…сколько раз н… улыбнуться, читая грамоту доброго старика. 2. Куда бы нас н… бросила судьбина и счастие куда б н… повело, всё те же мы… 3. Сколько н… ходи по Эрмитажу, всё равно всё н… рассмотришь. 4. Сегодня на небе н… облачка.
Сравните предложения: 1. Где только не воевал Суворов! 2. Где ни воевал Суворов, всюду победа была за русскими. Вывод: НЕ - простое предложение, восклицательное НИ – сложное предложение, невосклицательное
Запишите предложения, вставьте НЕ или НИ. Объясните выбор. 1. Каких только чудес н.. увидишь! 2. За что н.. возьмется, уж конца добьется. 3. Куда бы малина н… заманила, а родное село назад привело.
Частица НИ и союз НИ-НИ Частица НИ со словами пишется раздельно. Если НИ стоит при однородных членах, она превращается в СОЮЗ Например: Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть НИ в чистом поле, НИ в дубраве, НИ при опасной переправе .
Как отличить союз от частицы Казак на север держит путь, казак НЕ хочет отдохнуть НИ в чистом поле, НИ в дубраве, НИ при опасной переправе. НИ = И, или НИ НЕ – замены не допускает, нельзя убрать из предложения, т.к. меняется смысл.
ЗАПОМНИТЕ Во что бы то ни стало Как ни в чем ни бывало
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, определить разряд и значение частиц. 1. Древн…я культура так (же) отд…лена во времени от сегодн…шнего человека как д…леки от нас звезды. 2. Пр…слушиват…ся ли к совету астрол…га пока (не,ни) заниматься делами ра(с, сс)чита(н, нн)ыми на длительную п…рспективу?
3. Разве я мог заснуть в пустом мрач…ном доме пр…слушиваясь к завыванию ветра и скр…пящим ступеням ветхой лес…ницы? 4. Если (бы) (не) ты я (н…) за (что) (бы) (не) справился.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 ,3 1 3 3 1 2 1,2,3 2 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3 2 3 2,3 1,3 1,3 1,2 3 2 1 2 Оценка: 9 баллов – «5», 8-7 - «4» 6-5 – «3»
Различай сочетания не что иное, как _____ ничто иное не ______ не кто иной, как . _____ _ никто иной не ______ Пишутся, если : 1) в утвердительном предложении 1) в отрицательном предложении 2) есть союз КАК 2) нет союза КАК 3) возможна замена частицами ТОЛЬКО, ИМЕННО 3) невозможна замена
Впишите НЕ или НИ. 1) А, пожалуй, ____кто иной, кроме местных жителей, не сумеет быстро найти на ярмарке всё то, что вам нужно. 2) Самое большое счастье было в том, что ____кто иной, как он, Тёма, первый увидел, что цветок расцвёл. 3) Вася тут же разглядел, что бумажка эта была ____что иное, как только что полученное письмо от брата. 4) Мой друг увлекался математикой, ____что иное его не интересовало.
Впишите НЕ или НИ. 1) А, пожалуй, ____кто иной, кроме местных жителей, не сумеет быстро найти на ярмарке всё то, что вам нужно. 2) Самое большое счастье было в том, что ____кто иной, как он, Тёма, первый увидел, что цветок расцвёл. 3) Вася тут же разглядел, что бумажка эта была ____что иное, как только что полученное письмо от брата. 4) Мой друг увлекался математикой, ____что иное его не интересовало.
Вставьте НЕ или НИ. Расставьте запятые. 1) Высшее команд..вание стремил..сь до наступления зимы во что бы то ___стало вторгнут..ся через Карпаты в Венгрию. 2) И вдруг я понял что ведь это в лесу ___кто иной, как глухарь запел. И ___чем иным нельзя было так вывести его из себя как скороп...лительным пр...говором о каком(нибудь) человеке. Цветы ___поливали и они засохли. 5) Увя...шие розы вновь ___ ра...цветут как ____поливай их. 6) Радио из...брёл ____кто иной как рус...кий учёный Попов.
Вставьте НЕ или Ни. Расставьте запятые. 7) Сколько __езжу я по нашим степям как __ темны бывают иногда безлу...ые ночи мне __ разу ещё ___пр...ходилось сбиват(?)ся с дорог... 8) Кто ___ бывал в тайге Уссурийск...о края тот ____ может пр...дставитъ какая это чаща какие зар...сли. 9) ____одна мать так ___ ухаживала за своим ребёнком как ухаж...вал Герасим за своей п...томицей. 10) ___ раз ходили мы с ним на рыбалку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какова роль союзов, начинающих предложения? 1. И холод и сеча ему ничего… 2. Но примешь ты смерть от коня своего.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите союзы, определите их роль. Р….сунок и цвет обоев могут (не, ни) только изм…нить внешний вид пом…щения но и смя…чить (не, ни) которые его (не, ни) достатки.
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ соединительные противительные разделительные
Сопоставьте предложения: 1. Иван Иванович всегда дает каждому их них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. 2. Луна за облаком спала, но люди ей не подражали. 3. День пасмурный, и Москва в тумане.
Запишите предложение, объясните орфограммы и постановку знаков препинания. Укажите значение союзов. Третьяковская га(л, лл)…рея (не) только огромный музей с мировой извес…ностью но и крупный науч…ный центр занимающ…йся хр…нением и р…ст…врац…ей изучением и проп…гандой музейных це(н, нн)остей.
Запишите наречия. Укажите, к каким смысловым группам они относятся. Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно. образ действ. время место причина цель степень
Определите названия групп по данным союзам: Потому что, так как, благодаря тому что (причинные) Чтобы , для того чтобы, с тем чтобы ( целевые) Когда, едва, лишь только, пока (временные)
Если, если бы, раз, ли (условные) Как, будто, как будто, словно, точно (сравнительные) что, чтобы, как (изъяснительные) Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Определите роль и значение союза, выполнив морфологический разбор союза. Вилкой люди стали пользоват…ся около вос…ми веков (на) зад а в Ро(с,сс)и… этот столовый пр…бор по…вился во врем…на Петра I.
Сравните предложения Сережа выполнил задание, я тоже его сделал. Сережа выполнил то же задание, что и я. (Какое?) II. Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет. Оля так же решила задачу, как и все остальные. (Как?)
III. Родители просили меня, чтобы в походе мы были осторожны. Что бы мне рассказать вам интересного? (Что?) IV. Ты долго трудился, зато получил хорошие результаты. Моего друга хвалили за то , что он отлично выполнил работу. (За что?)
Чем отличаются? Союз Нельзя поставить вопрос. Не являются членами предложения. Пишутся слитно. Местоимение или наречие Можно поставить вопрос. Являются членами предложения. С частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно.
А) же, бы нельзя опустить Б) тоже также и В) чтобы для того чтобы Г) зато но Частицы же, бы можно опустить Проверка.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы. Сделайте синтаксический разбор предложения и морфологический разбор союзов. Укажите, какими частями речи выражены члены предложения. (На) иболее вкусен и питат…лен к…ртофель печ…(н,нн)ый в кожуре в горячей золе или духовом шкафу.
Раскрыть скобки, расставить знаки препинания, построить схемы: I вар. 1-го предлож., II вар. последнего. I . Мы хотим что(б) солнечное небо ос…няло каждую страну. Мы хотим что(б) всем хватало хлеба что(б) не знали дети про войну. Что(бы) ни говорили а знания нужны человеку. II. В то(же) самое мгновение раздался чей(то) крик. Песня звучала задушевно но в то(же) время как(то) торжестве(н,нн)о. Как ветер песнь его свободна за(то) как ветер и бе…плодна.
Ключи к тестам. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1,2,3 1,2 1,2 3 1 1,2 1.2 1,3 1,3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1,2,3 1,3 2,3 3 2,3 1,3 1,2,3 2 1,3 1,3 I II Оценка: 9-10 баллов – « 5 »; 7-8 баллов – « 4 »; 6 баллов – « 3 »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Дидактический и демонстрационный материал к уроку контроля знаний по разделу «Морфология. Имя числительное»
Презентация снабжена дидактическим и демонстрационным материалом познавательного характера (серия «Знаете ли вы?») для проведения контрольного урока в 6 классе по разделу «Морфология. Имя числительное...
Урок с использованием регионального материала на уроке немецкого языка в 9-м классе
Недалеко от города Нестеров Калининградской области находится дом-музей литовского поэта Кристионаса Донелайтиса.Знакомство с его творчеством и прозодит на уроке немецкого языка в 9-м клас...
"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.
"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....
Конспект урока, презентация, самоанализ урока, раздаточный и наглядный материал для урока в 4 классе по теме "Домашние обязанности"
Данный урок был проведен в рамках конкурса учитель года 2013 в районном этапе....
Научно-методическая разработка урока: «Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися орфографического материала на уроках карачаевского языка и литературы»
Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно...
Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...
Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"
Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...