Открытый урок 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия № 26»
Урок русского языка
в 10 классе
Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие»
Составитель:
учитель русского языка высшей квалификационной категории
Кривилева Светлана Николаевна
Набережные Челны
2017 г.
Тема: Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие».
Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.
Задачи:
- показать, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения, сущности войны как глобальной проблемы человечества;
- формирование логического мышления учащихся.
Оборудование:
- карточки с текстом рассказа Ю.Бондарева «Оружие»;
- иллюстративный материал (фотографии оружия из оружейной палаты);
- презентация «Оружие»;
- фрагменты фильма;
- репродукция картины В.А.Верещагина «Апофеоз войны»;
- плакат.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Юрий Бондарев написал сборник «Мгновения», который содержит очерки, созданные писателем в 70-80 годы. С высоты прожитых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из очерков под названием «Оружие». Тема урока Цели и задачи урока
Ребята, перед вами текст рассказа «Оружие». Внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос: - О чем этот текст? Дайте развернутый ответ. Вывод: Тема текста отражена в его заглавии – «Оружие».
Обратимся к первому абзацу. Внимательно прочитайте его. Перед вами карточки с вопросами. Ответьте на них.
Рассмотрим следующие абзацы. Значения всех ли слов вам понятны? Внимание на экран. (толкование отдельных слов) Какие слова использовал автор в описании эстетического образа оружия? Найдите в тексте слова, противоположные эстетическому образу оружия. Работу выполняем в группах. Вывод: Ключевые слова – «красота» и «сила». «Красота» - это что-то доставляющее наслаждение. «Сила» - это физическое насилие или моральное давление. Ребята, а какой может быть красота? А сила? Подберите прилагательные к этим словам. Вы работаете в паре друг с другом. Вывод: Автор приходит к мысли, что красота может быть смертельной. Но понятие красоты не несет в себе смерть. Эти понятия несовместимы, и автор текста использует оксюморон, то есть лексическую несочетаемость, при помощи которой усиливается эмоциональное восприятие. Ребята, а кто создает оружие? Мы предлагаем вам посмотреть видеоматериал о видах оружия. (просмотр видеоматериала) Ребята, какая красота перед нами, какое мастерство! Почему, говоря об оружейных мастерах, мы гордимся, восторгаемся плодами их труда, ведь они делают орудия смерти? Обсудите вопрос в группах. Продолжаем видеосюжет о применении оружия в разные исторические эпохи. (просмотр видеосюжета) Чем же является оружие? Обсудите вопрос в группах. Статистика утверждает о том, что в истории человечества люди жили в мире довольно короткий период. Войны были разными: и завоевательными, и оборонительными, и мировыми, и гражданскими. Ребята, а в современном мире мы научились понимать друг друга или войны продолжаются до сих пор? Какое оружие создают современные мастера-оружейники? Вывод: Оружие, которое ведет к войнам. Ребята, каковы причины войн? Обсудите вопрос в группах. Ребята, к чему приводит война? Продолжаем работу в группах. Особенности современных войн, в которых используется оружие массового поражения, заключается в несоизмеримости потерь мирного населения, огромных территориальных разрушений, что становится глобальной проблемой человечества. Сегодня во многих странах накоплено огромное количество разного вида оружия, и в любой момент земля может быть уничтожена. Есть ли выход? Может ли человечество противостоять тому, что сотворило само? Может ли вспоминать об оружии только как о творении народных умельцев? Ребята, подумайте, что необходимо сделать, чтобы на земле не выстрелило ни одно ружье? (плакат) Обсудите вопрос в группах. Как автор показывает бессмысленность, античеловечность войны? Вы работаете в паре друг с другом. Найдите грамматическую основу последнего предложения. Продолжаем работать в паре. Но ведь красота убивать не может! Тем более, что «красота убивает (что?) красоту…» Взаимоуничтожение. Красота какая? - «Железная». А какую красоту убивает? – «Высшую». Железная красота убивает высшую красоту. Нет ничего выше, дороже человеческой жизни. Весь ужас смерти, бесчеловечность войны выразил в картине «Апофеоз войны» художник Верещагин В.А. (показ картины «Апофеоз войны») Вывод: Действительно, нет ничего дороже человеческой жизни. И об этом мы должны помнить.
Как информация, изученная сегодня, связана с тем, что вы уже знали и использовали ранее? Вы работаете в паре, делитесь развернутыми ответами в течение одной минуты.
Написать сочинение-миниатюру: «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, - это смерть самого человека». (А. Дюнан)
|
Примерные ответы учащихся:
Ученики выполняют работу в группах. Примерные ответы:
2) Во время войны
Словарная работа. Примерные ответы:
Примерные ответы:
Примерные ответы учеников:
Оружейные мастера. Подробно рассмотреть видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к теме урока. Примерные ответы:
Примерные ответы:
Примерные ответы учеников:
Примерные ответы:
Ученики высказывают свои мнения.
Выступление подготовленного ученика. Вариант организации проектной работы. Ученики в паре делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. Примерные ответы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
открытый урок класс насекомые
открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"
Урок предназначен для детей 7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...
Презентация Открытый урок класс баяна
Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...