Игры для уроков русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Домбровская Оксана Леонидовна

Разнообразить урок,  повысить интерес к изучаемому предмету, мотивировать на успех поможет игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_urokov_russkogo_yazyka.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для уроков русского языка (5 – 6 классы)

«Третий лишний»

Игру можно применить при изучении любой темы русского языка и на любом этапе урока. Эффективней её проводить в середине урока, когда нужно переключить внимание детей, позволить им отдохнуть после письменных  работ. Игра проводится в течение 5 минут. Детям предлагается три слова, они должны выбрать лишнее и записать его. Если даётся десять заданий, то  отличную оценку можно поставить за 8-10 правильных ответов.

«Буква потерялась»

   Игру проводим в начале урока в качестве разминки (2-3 минуты).С помощью этой игры можно закреплять темы «Правописание безударной гласной в корне слова», «Правописание корней с чередованием»,  «правописание окончаний глаголов и имён существительных».

  Ученикам предлагаются слова, в которые нужно вставить соответствующую теме игры орфограмму.

«Эхо»

Ученики встают   в два ряда лицом друг к другу. Один из учеников громко произносит звонкий согласный. Другой должен, изобразив эхо, произнести потише парный глухой. Если участник ошибётся, назовёт звонкий непарный согласный – выбывает из игры. Победителями становятся ученики, которые в паре правильно назовут согласные.

«Почта»

Ученики класса делятся на команды по 4-5 человек. Затем ведущий (почтальон) вручает каждой групп письма-приглашения. Участники игры должны угадать, куда их пригасили (в сад, школу, кафе), а также выполнить задания:

 - объяснить, какие орфограммы использованы, вставить буквы с помощью подбора проверочных слов;

 - составить предложения, используя данные слова.

Пример приглашения:

Кали-ка, бере-ки (сад);  фла-ки, обло-ки (школа); пиро-ки, ватру-ки(кафе).

В конце игры подводим итоги, награждаем победителей.

«Найти лишнее слово»

   Эта игра может применяться и при изучении, закреплении любой темы по русскому языку, и как самостоятельная работа на любом этапе урока. Очень эффективно проведение данной игры в середине урока, когда необходимо переключить внимание детей, дать им отдохнуть после письменной работы.

   Продолжительность игры около 5 минут. Учитель предлагает ученикам ряд из нескольких слов (3-5). Участники должны найти лишнее слово и записать его. По результатам игры учитель может поставить «отлично» ученикам, которые 8-10 заданий выполнили правильно.

Примеры по теме «Буквы и-ы после ц»

  1. Циклоп, лекция, цыган, цифра.
  2. Провокация, курицын,  краснолицый, птицы.
  3. Цинга, цыплята, цитрусовый, цитата.
  4. Цирковой, на цыпочках, цикорий, циклон.
  5. Милиция, циновка, цыкнуть, цинга.
  6. Коллекция, комплекция, куцый, вентиляционный.
  7. Птицы, шёпот, пшено, жонглёры.
  8. Синицын, курицын, цыган, лисицын.
  9. Цыплята, лекция, на цыпочки, цыганский.
  10. Полиция, акация, белолицый, дикция.

«Шифровки»

В начале игры все участники разделяются по парам. Один ученик играет роль шифровальщика, а второй – дешировщика.

Задача шифровальщика – загадать ряд слов (к примеру 4) и зашифровать их.

Дешифровщики должны отгадать слова, а затем найти в каждой группе лишнее слово.

Например:

Наскта, лвиак, жалок, ноок  (стакан, вилка, ложка, окно)

Ониса, страа, ёнкл, убт (осина, астра, клён, дуб)

Пилаеат, жодьд, драг, сегн (планета, дождь, град, снег).

Можно усложнить задание: шифровать и отгадывать не слова, а  целые словосочетания, предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...