Очерк "Мой путь в профессию"
опыты и эксперименты по теме
Очерк о педагогической династии учителя русского языка и литературы Алямкиной Галины Викторовны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийский форум династий
педагогов – словесников
«Чтоб не распалась связь времен»
Направление
«Диалог поколений учителей-словесников»
Мой путь в профессию
(Очерк о педагогической династии
учителя русского языка и литературы
Алямкиной Галины Викторовны)
Конкурсная работа
Алямкиной Г.В,
учителя русского языка и
литературы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Ковылкинская средняя
общеобразовательная школа №3»
Республики Мордовия
Ковылкино 2017
Так уж исстари повелось: родители передают детям секреты своего ремесла, которому посвятили жизнь. А те, в свою очередь, – своим детям. И так десятилетиями живут семейные трудовые династии…
К педагогической династии можно отнести и нашу семью. Желание стать учителями не было случайным, потому что как у меня, Алямкиной Галины Викторовны, так в роду моего мужа Алямкина Анатолия Ивановича, большое количество близких родственников, посвятивших свою жизнь педагогической деятельности. Это и учителя школ, преподаватели высших учебных заведений, работники Министерства образования и науки Республики Мордовия, заведующие отделами образования. Многие из них имеют ученые степени и почетные звания: Лауреат Государственной премии РМ в области литературы, кандидаты филологических и исторических наук, Заслуженные учителя школ Республики Мордовия, «Отличники народного просвещения», «Почетные работники образования», ветераны педагогического труда. Все они работали или работают в сфере образования как Республики Мордовия, так и за ее пределами. Много среди них и учителей словесности, то есть тех, кто любит свой язык, литературу, а значит – и свою культуру, и историю…
Примером беззаветного служения делу, любви к своей профессии является моя мама – Родькина Прасковья Александровна, которая проработала учителем русского языка и литературы, мордовского языка и литературы Вечкенинской средней школы Ковылкинского района Республики Мордовия почти сорок лет.
Родилась она 15 августа 1938 года в городе Ленинграде. Ее отец, Тингаев Александр Егорович, работал на Кировском заводе, а мама, Наталья Ильинична, занималась воспитанием малолетних детей. Но началась Великая Отечественная война, Ленинград оказался в кольце блокады, и мой дедушка вынужден был эвакуировать семью к родственникам. Сам же остался в блокадном городе, принимал участие в его защите, а после тяжелого ранения комиссован и переехал к семье в Мордовию. Здесь они и остались жить после войны.
Мама окончила школу в селе Болдово Рузаевского района МАССР. С детства мечтала пойти по педагогической стезе, и ее любимой детской игрой была игра в школу. Она рассаживала своих подруг, давала им по листку бумаги с карандашом и серьезным голосом говорила: «Я ваша учительница, открываем тетради и начинаем урок». Поэтому и поступила учиться в Мордовский государственный университет на филологический факультет. Училась она добросовестно, усердно. Также усердно и работала: в числе студентов стройотрядовцев трудилась в казахских степях на целине.
После окончания университета в 1960 году приезжает по распределению в мокшанскую школу села Парапино Ковылкинского района, здесь выходит замуж за Родькина Виктора Дмитриевича, моего отца, который работал здесь же учителем.
Через девять лет семью переводят на работу в село Мордовское Вечкенино. Папу - парторгом колхоза, а маму - учителем русского и родного языков. И всегда, где бы мама ни работала, добивалась, чтобы каждый ее урок был интересным, познавательным и содержательным. Она старалась приобщать детей к творческой работе, к чтению художественных произведений. Лично знала таких известных в республике мастеров слова, как В. П. Радин, И. М. Девин, Е. Я. Терешкина, А. Ф. Ежова, В. И. Мишанина, сама с большим мастерством читала их произведения.
Вскоре ее назначают завучем школы, а чуть позже – заведующей районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, родного языка и литературы. Теперь она становится «учителем учителей», поэтому щедро делится своими педагогическими находками с коллегами школы, района, республики. Гостями ее уроков были министр образования России Ткаченко Е.В., Председатель Правительства РМ Н.В. Бирюков, депутаты Государственного собрания РМ, Главы района, города, представители финно-угорских народов из Марий Эл, Башкирии, Оренбурга и многие, многие другие.
Она неоднократно организовывала показательные уроки, мероприятия на районном и республиканском уровнях, за что 30 мая 1978 года Указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР присвоено звание «Заслуженный учитель МАССР». А потом в числе первых в районе получила высшую квалификационную категорию.
По инициативе Прасковьи Александровны стало издаваться приложение к республиканской газете «Мокшень правда», приложение «Лихтибря» к районной газете «Голос Примокшанья». Много лет она являлась общественным рецензентом учебников для национальных школ, была активным участником движения «Вельмома», была делегатом первого и второго съездов культурно–просветительного общества «Масторава». О ее инсценированной мордовской свадьбе, уроках снят фильм мордовским телевидением. В этом мероприятии она сумела задействовать не только учеников, учителей, но и многих жителей села Мордовское Вечкенино. Это было одно из ее последних ярких мероприятий. В 1999 ее не стало.
Всю жизнь моя мама, Родькина Прасковья Александровна, посвятила школе. Преподавала творчески, с огоньком, оставляя в душах своих питомцев добрый след. И я могу с уверенностью сказать, что она не только Человек, но Педагог с большой буквы…
Многие ученики, родственники, в том числе и мы, ее дети, пошли по стопам Прасковьи Александровны. Сестра моей мамы –Тингаева Анна Александровна– работала учителем русского языка и литературы Новлейской средней школы Рузаевского района МАССР, затем продолжила работу в университете имени Н.П. Огарева. Брат – Тингаев Владимир Александрович – непродолжительное время преподавал русский и мордовский язык и литературу, а потом продолжил работу в милиции. Жена маминого брата Тингаева Лидия Александровна – доцент, кандидат филологических наук – всю свою жизнь преподавала литературу на родном факультете университета имени Н.П. Огарева. Еще одна родственница (Ацапкина Галина Павловна – учитель русского языка и литературы, «Отличник народного образования») работала вместе с моей мамой в Вечкенинской средней школе Ковылкинского района РМ, в настоящее время она на заслуженном отдыхе.
Тингаева Валентина Семеновна – двоюродная сестра мамы – обучала детей красоте слова и грамотной речи в Болдовской средней школе. За многолетнюю добросовестную работу ей присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель МАССР». Затем она переведена в Министерство образования Республики Мордовия, где и проработала до выхода на пенсию.
И я, Алямкина Галина Викторовна, дочь Родькиной Прасковьи Александровны, продолжаю династию учителей словесности, преподаю русский язык и литературу в МБОУ «Ковылкинская СОШ № 3» Республики Мордовия.
Родилась в селе Новые Дубровки Ковылкинского района МАССР, училась в Вечкенинской школе, принимала активное участие в общественной жизни: читала стихи, хорошо пела, участвовала в различных конкурсах, олимпиадах, окончила школу с золотой медалью. С 1981 по1986 г.– студентка филологического факультета МГУ им. Н.П. Огарева, где также старалась не только учиться, но и участвовать в культурно-массовых мероприятиях факультета, работать в стройотряде, быть членом студенческого совета. Здесь же, на филологическом факультете, встретилась со своим будущим мужем - Алямкиным Анатолием Ивановичем. И вот уже тридцать лет мы не только коллеги по работе, педагоги-филологи, но и учительская семья.
После окончания вуза по распределению мы оба были направлены в Васильевскую восьмилетнюю школу Ковылкинского района МАССР, муж – директором школы, а я - учителем русского языка и литературы, в 1988 г. переведены в Гуменскую среднюю школу, где муж директорствовал и, как и я, вел уроки русского языка и литературы. В связи со сменой места жительства и реорганизацией школы в 2009 г. мы переехали в город Ковылкино, где в настоящее время оба работаем в системе образования.
У моего мужа, Алямкина Анатолия Ивановича, еще прабабушка работала учительницей в церковно-приходской школе Старошайговского района, дядя – Алямкин Николай Степанович – профессор, доцент филологического факультета МГУ им. Н.П. Огарева, автор учебников «Мокшень кяль», соавтор русско-мокшанского словаря, Лауреат Государственной премии РМ. Вся его жизнь – яркий образец любви к своему делу, выбранной профессии.
Добрыми словами вспоминаем и тех наших родственников (Якушкину Лидию Митрофановну, Якушкину Майю Митрофановну, Дерябину Прасковью Максимовну, Лашманову Пелагею Семеновну, Алямкина Алексея Тимофеевича), кто всю свою жизнь проработал в школе, вел эти сложные, необходимые и важные предметы, ушел из жизни, оставляя о себе добрый след, самые теплые и искренние слова благодарности. Многим они дали путевку в жизнь, направляя по учительской стезе.
Так, Босина (Алямкина) Татьяна Ивановна – сестра моего мужа – долгое время преподавала русский язык и литературу в г. Дубна Московской области. Племянники Алямкина Галина Ивановна, Алямкина Елена Александровна, Алямкин Александр Степанович работали педагогами – словесниками в разных уголках Мордовии, а Никонова (Алямкина) Вера Мироновна и в настоящее время преподает русский язык, мокшанский язык и литературу в лицее № 7 г. Саранска РМ. Она прекрасный учитель и наставник, ей присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Мордовия». Алямкин Анатолий Иванович с первых дней работы в школе совмещает преподавание и административную деятельность. Он работал директором Васильевской восьмилетней школы, в 1988 г. переведен директором Гуменской средней школы, затем – директором Дома детского творчества (2010-2011 гг.), закончил аспирантуру, с 2011 по 2015 заведовал Управлением образования администрации Ковылкинского муниципального района, в настоящее время работает директором краеведческого музея, преподает в ГКОШИ РМ «Кочелаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» Ковылкинского района Республики Мордовия.
Благодаря всем УЧИТЕЛЯМ-СЛОВЕСНИКАМ (моим дальним и близким родственникам) мне с раннего детства была привита любовь к слову и грамотной речи. А потребность в чтении художественной литературы, ее осмыслению и желанию поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, привела вначале на филологический факультет, а потом все это стало смыслом жизни.
Волею судьбы мне пришлось поработать учителем русского языка и литературы в разных школах (с 1986 по 1988 - в Васильевской восьмилетней школе, в 1988 по 2009 - в Гуменской средней школе, с 2009 г.- в МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Ковылкинского района Республики Мордовия). Но везде были дети, которых нужно было учить и воспитывать, находить общий язык и дружить, взрослеть вместе с ними, любить и мечтать, отвечать на сложные жизненные вопросы.
Я люблю свою работу в школе, своих учеников, люблю свой предмет. Поэтому делюсь опытом своей работы с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Вместе с детьми принимаем самое активное участие в различных творческих конкурсах, предметных олимпиадах. Есть и приятные результаты нашей кропотливой работы: победители и призеры муниципального этапа и призеры республиканского этапа предметной олимпиады по русскому языку и литературе, обладатель Гран-при и призеры Международного форума «Одаренные дети» в номинации «Союз юных журналистов», победители во «Всероссийском молодежном чемпионате по русскому языку и языкознанию», Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта «Инфоурок», в республиканском конкурсе литературных работ «Искусство слова», во всероссийском конкурсе литературно-художественного творчества «Золотое перо», в конкурсе научно-исследовательских работ «Война в истории моей семьи» и во многих других. Совсем недавно я сама стала призером всероссийского интернет-конкурса «Династия земли российской».
За многолетний добросовестный труд награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетной грамотой Министерства образования Республики Мордовия, Почетными грамотами за работу с одаренными детьми, являюсь обладателем Гранта Главы Ковылкинского муниципального района РМ. В 2012г. присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Мордовия».
Мне очень повезло в выборе жизненного пути, в выборе профессии, за что первые слова благодарности я адресую своей маме. Я считаю, что профессия учителя русского языка и литературы была, есть и будет самой нужной, почитаемой и востребованной. И хотя время не стоит на месте и предъявляет все новые и новые требования к нам, педагогам-словесникам, но непреложным осталось одно – грамотная речь, красота слова и, конечно же, любовь к детям.
Человек, не любящий детей, не может быть учителем, воспитателем. Это негласный закон нашей большой и дружной семьи педагогов.
Это и есть мой путь в профессию. Трудный, тернистый, но такой необходимый и радостный...
Наша учительская династия насчитывает более девятисот лет, из которых
пятьсот тридцать пять лет - это работа педагогов-словесников
Я горжусь родственниками, которые посвятили всю свою жизнь служению такой прекрасной профессии!!!
И горжусь теми, кто продолжает «сеять разумное, доброе, вечное»…
Алямкина Г.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Республики Мордовия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе. Мой долгий путь в профессию.
Эта работа принимала участие в конкрсе "Состоявшиеся в профессии" в Сети творческих учителей". В ней рассказывается о непростом пути, который я прошла прежде, чем стала учителем. Очень приятно, что я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Мастер-класс "Путь в профессию"
Данное мероприятие направлено на оказание помощи учащимся 8 класса в профессиональном самоопределении, активизации выбора профессии и ознакомлении с рынком образовательных услуг. Содержани...

Статья "Мой путь в профессию"
Статья представляет собой размышления о выборе профессионального пути...

Социальный проект "Путь в профессию. Профессия-учитель!" 10 класс, 2019г.
Цель проекта представить профессию учителя как привлекательную, необходимую, хотя и трудную, будничную и одновременно таинственную, творческую....