рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( М. Т. Баранов, Т. . А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.
Данная рабочая программа рассчитана на 6 учебных часов в неделю, что составляет 204 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz._6_fgos.doc | 430 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа составлена на основе Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ в соответствии с основными положениями ФГОС. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы («Рабочая программа. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2011г.)
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( М. Т. Баранов, Т. . А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.
Данная рабочая программа рассчитана на 6 учебных часов в неделю, что составляет 204 часа в год.
Содержание курса русского (родного) языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Личностные результаты | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты | 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты. Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 КЛАСС
(204 часа)
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ
Русский язык – один из развитых языков мира. Знакомство с учебником. Качества родного языка. Красота и богатство родного языка. Роль родного языка в жизни человека.
Язык, речь, общение. Ситуация общения. Речевой этикет как правила общения. Русский язык – язык русской художественной литературы.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь. Основные требования к устной речи. Звук – основная единица фонетики.
Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации: гласные (ударные/ безударные), согласные (твердые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости.
Фонетический разбор. Смыслоразличительная роль звука в слове.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличия морфемы от звука и буквы. Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи.
Виды морфем. Морфемные модели слов. Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о слове. Выделение основы слова и окончания. Правописание морфем.
Сочинение на тему «Интересная встреча».
Самостоятельные и служебные части речи. Распознавание самостоятельных и служебных частей речи.
Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание), их признаки.
Словосочетание как единица синтаксиса.
Грамматическая основа предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Роль знаков препинания в письменном общении. Роль знаков препинания в письменном общении.
Предложения с прямой речью. Прямая речь, морфологические признаки. Слова автора в предложениях с прямой речью. Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Правильное произношение предложений с прямой речью. Диалог.
Текст
Понятие о тексте. Признаки текста: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь.
Тема и основная мысль текста. Соотношение понятий «тема», «основная мысль», «идея». Заголовок, отражение в нем основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли
Сочинение о памятном событии
Понятие «стиль речи». Общее представление о функциональных стилях речи: цели общения, условия общения, типичные языковые средства. Анализ и составление устных и письменных текстов разных стилей. Основные жанры официально-делового стиля речи (инструкция, расписка, доверенность, заявление и т.п.). Повторение основной группы пунктуационных правил.
Лексика. Культура речи.
Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, ближайшего однокоренного слова, наглядное изображение предмета и др.
Сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)
Основные виды лексических словарей. Словари: толковый, синонимов и антонимов. Их назначение, структура, содержание словарных статей и использование помет. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Исконно русская лексика и заимствованные слова. Характеристика лексической системы с точки зрения происхождения слов.
Сжатое изложение.
Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами. Использование слов в разных стилях речи.
Фразеология. Культура речи.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка
Словообразование. Орфография. Культура речи
Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс). Морфемные модели.
Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Распознавание употребительных корней с чередованием. Правила правописания слов с корнями -кас-//-кос-, -гар-//-гор-, -зар-//-зор-. Буквы ы и и в корнях после приставок. Правило написания и – ы в корнях после приставок. Различение омофонов. Правописание приставок. Группы приставок по выбору написания. Неизменяемые и изменяемые на письме приставки (повторение). Различение приставок пре- и при- на семантической основе, правила их правописания. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Описание помещения. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
Морфология как раздел лингвистики. Предмет изучения морфологии. Части речи в русском языке: самостоятельные и служебные. Деление самостоятельных частей на три группы: склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения), спрягаемые (глаголы), неизменяемые (наречия). Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки, синтаксическая роль, типичные способы словообразования, особенности правописания и употребления в речи.
Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам. Имя существительное как часть речи. Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль существительного (повторение). Грамматическое и лексическое значение существительного. Морфологические признаки существительных (обобщение). Число и род. Порядок морфологического разбора. Род и склонение имен существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Разносклоняемые существительные.
Суффиксальный способ образования имен существительных. Правило правописания суффиксов -чик-, -щик, суффиксов -ек-, -ик-.
Приставочный способ образования имен существительных. Образование существительных при помощи приставки не-. Правила слитного и раздельного написания не с существительными.
Письмо другу. Публичное выступление. Происхождение имен. Сочинение-описание впечатлений.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общая характеристика прилагательного: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Начальная форма прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Приставочный и суффиксальный способы образования имен прилагательных.
Роль имен прилагательных в речевом высказывании.
Морфологические признаки имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Степени сравнения качественных имен прилагательных: сравнительная и превосходная. Образование сравнительной и превосходной степени.
Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Склонение полных прилагательных.
Синтаксическая роль кратких и полных имен прилагательных в предложении. Особенности использования полного прилагательного в роли сказуемого. Морфологический разбор имени прилагательного
Правописание прилагательных с суффиксами -ск- и -к-. Правописание суффиксов прилагательных. Правила правописания н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных.
Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных. Образование имен прилагательных разными способами сложения. Правила правописания сложных прилагательных.
Правописание не с именами прилагательными. Образование имен прилагательных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными.
Описание природы. Описание местности. Публичное выступление на тему «Народные промыслы». Описание игрушки.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа. Употребление числительных в речи.
Постоянные морфологические признаки имен числительных. Разряды числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические признаки. Собирательные числительные. Дробные числительные.
Группы числительных по строению. Числительные простые, сложные и составные. Правила правописания ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных.
Правописание количественных и порядковых числительных. Правильное употребление имен числительных в речи. Нормы произношения числительных. Нормы изменения числительных.
Имя числительное в тексте.
Публичное выступление на тему «Береги природу!»
Местоимение
Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция). Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные, прилагательные и числительные.
Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонения местоимений разных разрядов, морфологические и синтаксические признаки.
Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
Сочинение-рассуждение. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители». Рассказ по рисункам.
Глагол
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Роль использования глаголов в художественной речи.
Начальная форма глагола. Инфинитив, его грамматические и словообразовательные особенности. Ошибки в образовании инфинитива, вызванные влиянием говора.
Основные способы словообразования глаголов.
Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Особенности глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, -ться и -ться в глагольных формах.
Непостоянные морфологические признаки глагола. Изменение глаголов по наклонениям, принципы деления глаголов по наклонениям. Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам. Использование условного наклонения в речи. Повелительное наклонение: значение, образование и изменение. Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. Повелительное наклонение в речи, использование интонационных и лексических средств передачи разных оттенков побуждения к действию. Изъявительное наклонение: значение, образование. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.
Безличные глаголы.
Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы причастий и деепричастий. Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике.
Сочинение по рисункам и данному началу. Изложение. Рассказ на основе услышанного.
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах
Разделы науки о языке. Систематизация знаний, полученных при изучении разных разделов науки о языке
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание в соответствии с ООПООО | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | ||||
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ | |||||
1. | Русский язык – один из развитых языков мира. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета . | 1 | ||
2. | Язык, речь, общение. Ситуация общения. | Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | 1 | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ | |||||
3. | Фонетика. Орфоэпия. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Различать значимые и незначимые единицы языка. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. | 1 | ||
4. | Морфемы в слове.
| 1 | |||
5. | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | |||
6. | Части речи | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания | 1 | ||
7. | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | |||
8. | РР Сочинение на тему «Интересная встреча» | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. | 1 | ||
9. | Словосочетание. | Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; Находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 1 | ||
10. | Простое предложение. Знаки препинания. | 1 | |||
11-12 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.
| 2 | |||
13. | Прямая речь. Диалог. | 1 | |||
14 | Входная контрольная работа. | Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
15 | Работа над ошибками | 1 | |||
Текст | |||||
16. | Текст, его особенности. | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала. Адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления | 1 | ||
17. | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 | |||
18 | РР Сочинение о памятном событии | 1 | |||
19. | Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. | 1 | |||
20. | Основные признаки текста. | 1 | |||
21. | Текст и стили речи. | 1 | |||
22. | Официально-деловой стиль речи. | 1 | |||
Лексика | |||||
23-24 | Слово и его лексическое значение. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Проводить лексический анализ слова | 2 | ||
25-26. | РР Сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. | 2 | ||
27. | Общеупотребительные слова. | Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности | 1 | ||
28. | Профессионализмы. | 1 | |||
29. | Диалектизмы. | 1 | |||
30-31 | РР Сжатое изложение | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 2 | ||
32-33 | Исконно русские и заимствованные слова. | Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета . | 2 | ||
34. | Новые слова (неологизмы) | 1 | |||
35. | Устаревшие слова. | 1 | |||
36. | Словари. | 1 | |||
37 | Обобщающий урок по теме «Лексика» | 1 | |||
38. | Контрольная работа по теме «Лексика» | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
39 | Работа над ошибками | 1 | |||
Фразеология. Культура речи. | |||||
40-41. | Фразеологизмы. | Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 2 | ||
42. | Источники фразеологизмов. | 1 | |||
43. | Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи». | 1 | |||
Словообразование. Орфография. Культура речи | |||||
44-45. | Морфемика и словообразование. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова | 2 | ||
46. | РР Описание помещения. | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. | 1 | ||
47-48 | Основные способы образования слов в русском языке. | Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. Характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда Использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова | 2 | ||
49 | Практикум по словообразованию | 1 | |||
50. | Этимология слов. | 1 | |||
51. | РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. | 1 | ||
52-53 | РР Сочинение-описание помещения | 2 | |||
54-55 | Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-. | Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. | 2 | ||
56. | Буквы а и о в корнях -гор- -- гар-. | 1 | |||
57. | Буквы а и о в корнях -зор- -- зар-. | 1 | |||
58 | Буквы ы и и после приставок. | 1 | |||
59-61 | Гласные в приставках пре- и при-. | 2 | |||
62-63 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 2 | |||
64-65 | Сложносокращённые слова. | 2 | |||
66-67 | РР Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. | 2 | ||
68-69 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов. | 2 | ||
70 | Обобщающий урок по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 | |||
71. | Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
72. | Работа над ошибками | 1 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. | |||||
Имя существительное | |||||
73 | Морфология как раздел науки о языке. Повторение изученного в 5 классе. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | 1 | ||
74 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |||
75 | РР Письмо другу | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | 1 | ||
76 | Разносклоняемые имена существительные. | Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания | 1 | ||
77. | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1 | |||
78 . | РР Публичное выступление. Происхождение имен | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | 1 | ||
79-80. | Несклоняемые имена существительные. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 2 | ||
81-82. | Род несклоняемых имён существительных. | 2 | |||
83. | Имена существительные общего рода. | 1 | |||
84. | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |||
85-86. | РР Сочинение-описание впечатлений. | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | 2 | ||
87. | Проверочная работа по теме «Грамматические признаки имен существительных» | Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
88-89. | Не с именами существительными. | 2 | |||
90-91. | Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 2 | |||
92. | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. | 1 | |||
93-94. | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 2 | |||
95-96 | Обобщающий урок по теме «Имя существительное» | 2 | |||
97. | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
98 | Работа над ошибками | 1 | |||
Имя прилагательное | |||||
99. | Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | 1 | ||
100-101. | РР Описание природы. | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | 2 | ||
102 | Степени сравнения имён прилагательных. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
103-104 | Сравнительная степень имен прилагательных | 2 | |||
105-106 | Превосходная степень имен прилагательных | 2 | |||
107. | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | |||
108. | РР Сочинение-описание местности | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | 1 | ||
109. | Относительные прилагательные. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова | 1 | ||
110-111. | РР Выборочное изложение | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | 2 | ||
112. | Притяжательные прилагательные. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания | 1 | ||
113 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |||
114. | Проверочная работа по теме «Грамматические признаки имен прилагательных» | 1 | |||
115-116. | Не с прилагательными. | 2 | |||
117. | Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. | 1 | |||
118-119. | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 2 | |||
120 | РР Публичное выступление на тему «Народные промыслы». | Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | 1 | ||
121 | РР Описание игрушки | 1 | |||
122 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
123-124 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2 | |||
125 | Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». | 1 | |||
126. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» . | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
127 | Работа над ошибками | 1 | |||
Имя числительное | |||||
128. | Имя числительное как часть речи. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания | 1 | ||
129. | Простые и составные числительные. | 1 | |||
130. | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | |||
131. | Порядковые числительные. | 1 | |||
132. | Разряды количественных числительных. | 1 | |||
133-134. | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 | |||
135. | Дробные числительные. | 1 | |||
136. | Собирательные числительные. | 1 | |||
137-138. | РР Употребление числительных в речи | Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления | 2 | ||
139 | Морфологический разбор имени числительного. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова | 1 | ||
140 | РР Публичное выступление на тему «Береги природу!» | Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | 1 | ||
141. | Обобщающий урок по теме «Имя числительное». | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания | 1 | ||
142. | Контрольная работа по теме «Имя числительное» . | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
143. | Работа над ошибками | 1 | |||
Местоимение | |||||
144. | Местоимение как часть речи. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
145-146. | Личные местоимения. | 2 | |||
147. | Возвратное местоимение себя. | 1 | |||
148. | РР Рассказ по рисункам | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | 1 | ||
149. | Вопросительные местоимения. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
150. | Относительные местоимения | 1 | |||
151. | Неопределенные местоимения. | 1 | |||
152-153 | Отрицательные местоимения. | 2 | |||
154. | Притяжательные местоимения. | 1 | |||
155-156. | РР Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | Адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. | 2 | ||
157. | Указательные местоимения. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
158. | РР Текст и план текста | Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала. Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка | 1 | ||
159 | Определительные местоимения. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
160. | Местоимения и другие части речи. | 1 | |||
161. | Морфологический разбор местоимения. | 1 | |||
162-163. | Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители» | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. | 2 | ||
164 | Обобщающий урок по теме «Местоимение». | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
165 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
166 | Работа над ошибками | 1 | |||
Глагол | |||||
167 | Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | 1 | ||
168 | РР Сочинение по рисункам и данному началу | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | 1 | ||
169-170. | Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
171-172. | Глаголы переходные и непереходные | 1 | |||
173-174. | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | 1 | |||
175-176 | РР Изложение | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | 1 | ||
177. | Условное наклонение. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
178-179 | Повелительное наклонение. | 2 | |||
180. | РР Сочинение по рисункам. | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | 1 | ||
181 | Употребление наклонений. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
182 | Безличные глаголы | 1 | |||
183 | Морфологический разбор глагола. | 1 | |||
184 | Проверочная работа по теме «Грамматические признаки глагола» | 1 | |||
185 | РР Рассказ на основе услышанного. | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | 1 | ||
186 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов | 1 | ||
187-188. | Ознакомление с деепричастием | 2 | |||
189-191 | Ознакомление с причастием | 3 | |||
192-193. | Обобщающий урок по теме «Глагол» | 2 | |||
194. | Контрольная работа по теме «Глагол» | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
195 | Работа над ошибками | 1 | |||
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах | |||||
196. | Разделы науки о языке. | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Различать значимые и незначимые единицы языка Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | 1 | ||
197 | Орфография | 1 | |||
198. | Пунктуация. | 1 | |||
199. | Лексика и фразеология. | 1 | |||
200. | Словообразование. | 1 | |||
201. | Морфология. | 1 | |||
202 | Синтаксис | 1 | |||
203. | Итоговая контрольная работа | Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта | 1 | ||
204. | Работа над ошибками | 1 |
.
Контрольные работы
Входная контрольная работа
- Найдите слово, в котором все согласные глухие.
- песня 3) жук
- шубка 4)помощь
- Укажите неправильно образованную форму слова:
- много местов 3) положите
- не можем 4) с дочерьми
- В каком слове ударение падает на первый слог:
- алфавит 3)звонит
- диалог 4)понял
4.У какого слова лексическое значение определено неверно:
1)невежливый – грубый, неучтивый
2) жюри – человек, который присуждает награду
3) изморось - очень мелкий дождь
4) бирюзовый – зеленовато-голубой
5. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?
1)золотая осень, горячий утюг
2) горячий утюг, горячее сердце
3) золотая брошь, горячее сердце
4) горячее сердце, золотая осень
6. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1) бежать 3) лететь
2) нестись 4) догонять
7.В каком ряду все слова пишутся с Ь ?
1) скотч..., молодёж…, ноч…ной
2) помощ…, теч…, среж…те
3) клещ…, (золотая) брош…,тиш…
4) улеч…ся, залеж…, много дач…
8.Какое слово неправильно разобрано по составу?
1) рас-топ-л-ю
2)завтр-а
3) геро-я
4) герой-ск-ий
9.В каком ряду все слова с непроверяемой безударной гласной в корне?
1) п…лот, п…кет, г…рдероб
2) ст…кан, р…бина, соб…рать
3) созд…вать, соед…нять, ур…жай
4) к…рандаш, возр…ст, с…лат
10.Найдите ошибку в объяснении орфограммы.
1)прмЕрять пальто – чередующаяся гласная в корне –МИР-\ -МЕР-, после корня нет суффикса –А-
2)расстАваться –безударная гласная в корне, проверяема ударением
3) собЕру вещи – чередующаяся гласная в корне –БИР-\БЕР-, после корня нет суффикса –А-
4) растИрать – чередующаяся гласная в корне –ТИР-\-ТЕР-, после корня нет суффикса –А-
11. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е (Ё)?
1)поч…т, над улиц..й, глубочайш…е озеро
2) наименьш…е число, под солнц…м, ключ…м
3) похож…му, очень больш…му, горяч…го
4) полотенц…м, крыж…вник, ж…стко
12.Найдите ошибку в рассуждении.
1)Свеж…е утро – пишется Е в окончании прилагательного в им. или вин.п., ед.ч. после мягкого согласного
2) хорош…е книги – пишется И в окончании прилагательного в им. или вин.п., во мн.ч. после шипящего или мягкого согласного
3) на жгуч…м ветру – Е. в безударных окончаниях прилагательных в м.р..пр.п., ед.ч.после шипящих пишется Е
4)чай слишком горяч… - нет Ь, Ь после шипящих на конце кратких прилагательных никогда не пишется
13. В окончаниях каких слов пишется Е?
В повест(1) рассказывается об экспедици(2) к берегам Антарктиды, об увлекательной работ(3) исследовател(4)й океана.
- 1,3 3) 2,3,4
- 1,2 4) 3,4
14.В каком предложении есть неопределенная форма глагола?
1)Летом молодёжь веселит…ся на улице до утра.
2) Не унывайте, если не всё получит..ся хорошо.
3) Соревнования подолжат…ся завтра.
4)Завтра надо пораньше проснут..ся.
15.В каком примере НЕ пишется слитно?
1)Мы (НЕ)стали ждать повторного приглашения.
2)Тузик (НЕ)навидел соседского кота.
3)Почтальон, наверное, (НЕ)нашёл наш дом.
4)Даше никогда (НЕ)надоедало заниматься с малышами.
16.В каком примере пишется Е?
1)Печка греет, а дорожка уч..т.
2) День хвал…тся вечером.
3) Люб…шь подарки – люби и отдарки.
4) Из поговорки слова не выкин…шь.
17.Какая форма мн.ч. образована неправильно?
1)повары 3) офицеры
2)шоферы 4) инженеры
18.Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено верно.
1)бегать БЫСТРО
2)увлекаться РЫБАЛКОЙ
3) письмо ДРУГУ
4) интересный ФИЛЬМ
19.Найдите ошибку в анализе предложения.
НЕ ШУМИ ТЫ, ТРАВА ПОДКОШЁННАЯ.
- Это предложение побудительное
- Это предложение простое
- Главные члены – ТЫ НЕ ШУМИ
- Это предложение распространённое
20.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой
1)Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче».
2) «Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не стони от удовольствия», - сказал отец Дениске.
3) Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.
4) Играйте же дети, растите на воле!
21.Выберите самую широкую тему сочинения.
1)Летом в деревне.
2)Сон на сеновале.
3) Удачная рыбалка.
4) Как мы собирали малину в бабушкином саду.
22.Укажите, в каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль высказывания.
1) Осенний листопад.
2) «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса».
3) Осень в городском парке.
4) «Гусей крикливых караван тянулся к югу…»
ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ В1-В2
А. И народ зам…тил: сн…гири прилетели – значит, завтра-послезавтра пойдёт снег.
Б. Поэтому эта красногрудая птица и зовёт…ся снегирём.
В. Почти всегда так бывает.
Г. Чуть раньше перво…о снега появляются снегири.
В1.В каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.
1) А,Г,Б,В
2)Г,А,В,Б
3)Г,Б,В,А
4)А,В,Г,Б
В2.Вставьте пропущенные буквы. В строке ответа перечислите их в порядке следования.
ОТВЕТ:_________________________________
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКСТА, СДЕЛАННУЮ УЧЕНИКОМ 5-го КЛАССА.
Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением их костей и наличием подкожных и воздушных мешков.
По-моему, это высказывание – рассуждение, потому что в нём сообщаются точные сведения о строении тела пеликана.
В ЧЁМ ОШИБСЯ 5-классник: в определении типа речи, в обосновании ответа или в том и другом?
Напишите связный текст с обоснованием.
Повторение изученного в 5 классе
Старое дерево.
Саша с мамой гостили у бабушки в деревне. Бабушка была большая мастерица собирать ягоды и каждое утро брала внука в лес.
Чаще всего они ходили на старую вырубку, где росла старая осина. Под ее низкими ветками бабушка обычно садилась отдыхать. В это время солнце поднималось уже высоко, а похожая на березовый пенек корзиночка успевала наполниться до краев земляникой.
Однажды пришли Саша с бабушкой в лес и не увидели одинокой старой осины. Ночью была гроза с сильным ветром, и гнилое дерево рухнуло, раскидало вокруг сухие ветки.
Очень расстроилась бабушка, ведь она еще девочкой бегала к этому дереву.
«Не огорчайся, бабушка, я посажу здесь новую осину,» - сказал Саша. (108 слов: 16 орф., 5 пункт.)
ЗАДАНИЯ
- Фонетический разбор: осины, ветки ( по 1 слову для каждого варианта)
- Выпишите из текста простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Докажите свое мнение.
- Обозначьте орфограммы на месте пропусков.
Г…стили, соб…рать, выру…ка, р…сла, (успевала) наполнит(?)ся, ра…кидало, (не)увидели, ч…рная, со(?)нце, ноч…ю.
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи.»
Ночь под белой луной.
Засыпает станица, гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.
Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук упрямо не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы и наслаждается их запахом.
Обычно ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Лягушки пытаются перекричать ее.
Луна забирается в яблоневый сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого в этой ночи: белая луна, белые стены, белая сирень, паутина…
Но вот звуки умолкают, наступает тишина. Такая тишина бывает только перед рассветом. (110 слов: 16 орф., 4 пункт.)
ЗАДАНИЯ
1. Запишите определения следующих понятий, приведите по2-3 примера:
1вар. – синонимы, диалектизмы;
2 вар. – антонимы, профессионализмы.
2. Чем отличаются многозначные слова от омонимов? Приведите примеры (2-3) многозначных слов и омонимов.
Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи.»
В этом году грибы появились рано. Мы пригласили друзей поехать с нами в лес.
День был прекрасный. Пригревало солнце, легкий ветерок касался наших щек. Слева и справа от нас расстилались бескрайние лесные просторы.
Каждый шаг нес нам преинтересные открытия. Подберезовики, подосиновики, лисички – разные грибы попадались нам в этот день. Не прошло и часа, а мы уже насобирали полкорзины. Все предыдущие дела и проблемы были забыты. Мы разбрелись по лесу и преодолевали любые препятствия, чтобы положить очередной гриб в корзину.
Мы и не заметили, как наступил вечер. Солнце на западе уже догорало. Наше пребывание в лесу подходило к концу.
Прощай, лес, до новых встреч! (103 слова: 17 орф.,5 пункт.)
ЗАДАНИЯ
- Выпишите 5 слов с приставками пре- / при- , объясните их написание.
- Выпишите 5 слов с чередующимися корнями, докажите правильность их написаний.
- Укажите способы образования следующих слов: лесной, шаг, подберезовик, полкорзины, преинтересный.
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Путешествие семян.
С конца лета до осеннего ненастья разносятся семена различных растений. Большинство семян переносится ветром. Даже легкий ветерок далеко занесет пушок одуванчика. Цветочек липы оставляет своему семени пару легких крылышек. В белой пушистой вате отправляются в путь семечки тополя.
Ветер качает головки дикого мака, из них через дырочки выскакивают маленькие зернышки. На Украине маком засеивают целые поля. Там головкам мака не дают осыпаться, их собирают для посева.
Но есть растения, которые ждут не ветра, а других помощников. Репейник прицепляет свои колючие корзинки к шерсти животных, к одежде человека. Пока колючку отцепят, она успевает переместиться в другое место.
А есть травки, которые специально растут вдоль дорожек. Пешеходы переносят на своих ногах их клейкие семена. (111 слов: 20 орф., 3 пункт.)
ЗАДАНИЯ
- Морфологический разбор: (оставляет) семени, в путь (по вариантам).
- Морфемный разбор: дырочки, пешеходы, ветерок, растения, колючку.
- синтаксический разбор: первое предложение второго абзаца, второе предложение третьего абзаца (по вариантам).
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Подготовка к Новому году.
В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком.
От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, распушились. Вскоре по всему дому запахло свежей хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, достали старинные фонарики с цветными слюдяными окошечками, яркую большую звезду. Но оказалось, что игрушек мало. Пришлось клеить фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам тонкие серебряные веревочки. Затем подставили к елке стулья и стали ее наряжать.
Елку украсили: окутали искусственной паутинкой, повесили стеклянные бусы и вставили небольшие свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала: «А теперь, дети, уходите в свою комнату и до вечера в гостиную не заглядывайте» ( 110 слов: 18 орф., 5 пункт.)
Объяснить постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
ЗАДАНИЯ
- Морфологический разбор: большую (елку), стеклянные (бусы) (по вариантам.)
- Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных: яркий, тонкий (по вариантам).
- Обозначьте орфограммы на месте пропусков: свеж…й хвоей, деревя…ые, слюд…ные, стари…ые, серебря…ые, искусстве…ой, (не)большую, дет…ую, (нежно)зеленая, высок…м (оказалось).
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
Успехи многоборцев.
В легкоатлетическом школьном многоборье четыре дисциплины: бег на шестьдесят метров, прыжки в высоту, метание мяча и кросс – пятьсот метров для девочек и восемь сот метров для мальчиков.
Финальные соревнования по многоборью в тысяча девятьсот семьдесят восьмом году проходили в Евпатории. Многие участники показали на них очень высокие результаты. Среди девочек победительницей была признана ученица двести десятой ташкентской средней школы Света Кокарева. Она пробежала шестьдесят метров за семь целых восемь десятых секунды, прыгнула в высоту на сто пятьдесят восемь сантиметров, бросила мяч на пятьдесят пять метров семьдесят два сантиметра и пробежала пятьсот метров за одну минуту двадцать пять секунд. Она набрала в итоге триста шестьдесят очков. Лучшим среди мальчиков был признан ученик семьдесят пятой московской школы Гена Кузнецов. (117 слов)
Объяснить постановку тире в первом предложении.
ЗАДАНИЯ
- Морфологический разбор: семьдесят пятой (школы), пятьсот метров; двести десятой (школы), за семь целых восемь десятых (секунды). По два слова для каждого варианта.
- Просклоняйте числительные:
1 вар. – семьдесят пятый, сто пятьдесят восемь.
2 вар – двести десятый, триста шестьдесят.
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Ночью в лесу.
Смеркалось. Под ногами попадались какие-то кочки. С каждым шагом их становилось больше.
Что это такое? Передо мною расстилалось болото. Я пошел вправо и стал искать какую-нибудь другую дорогу. Вот показалась едва заметная дорожка. По ней давно никто не ездил. Куда она меня приведет? Но спросить не у кого. Делать нечего, нужно рассчитывать на себя.
Останавливался, прислушивался, смотрел во все стороны, но не было никаких признаков жилья, ничьи голоса не доносились до моего слуха. Только колючие кустарники, между которыми вилась тропинка , не давали мне сбиться с дороги. Сам не знаю, сколько километров я прошел.
Утренняя заря осветила опушку леса и какие-то строения. Я направился к ним. (108 слов: 20 орф., 3 пункт.)
ЗАДАНИЯ
- Морфологический разбор: какие-то(кочки), с каждым (шагом), (становилось больше) их, передо мною. Каждому варианту по 2 слова.
- Укажите разряды местоимений во 2 и 3 абзацах (по вариантам).
Контрольная работа по теме «Глагол»
Муравьи.
Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи. В яркий солнечный день тысячи муравьев копошатся, что-то делают, куда-то торопятся. Вот один муравей забегает вперед, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего жилища, которое строят много лет. Муравьи хорошо знают свой дом.
Догорает день. Муравьишка спешит, останавливается, кружится – разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьев от чужих. Чужих в свой дом они не пускают.
Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьев. Они защищают свое жилище.
Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. (110 слов)
ЗАДАНИЯ
- Морфологический разбор: торопятся, не отличали бы, ударьте, вцепились (по 2 слова на вариант).
- Морфемный разбор: пройти, втаскивает, догорает, присмотритесь, вцепились.
- Обозначьте орфограммы на месте пропусков: торопят(?)ся, тащ…т, (не) различали, втаск…вают, удар(?)те.
Итоговый диктант
Гроза.
По небу ползли со всех сторон свинцово-серые грозовые тучи. Солнце исчезло. Сразу потемнело. Ослепительной змейкой блеснула молния, над самой головой оглушительными раскатами прокатился гром. На минуту все стихло, точно притаилось. Вблизи что-то зашумело, и первые тяжелые капли дождя упали на землю. Через несколько мгновений все превратилось в непроглядную серую массу. Целые реки полились сверху. Была настоящая южная гроза.
Тема уселся на окне в детской, уныло следил, как потоки дождя стекали по стеклам. Пустынный двор наполнился лужами. Бульки и пузыри точно прыгали по земле.
- А где Жучка? – подумал Тема. Он бросился на деревянную лестницу, Спустился, узким коридором прошел к выходу, некоторое время постоял под крышей и выбежал во двор. (115 слов: 17 орф., 4 пункт.)
ЗАДАНИЯ
- Синтаксический разбор: 7 и 6 предложения (по вариантам).
- Морфемный разбор: бросился, пустынный, раскатами.
- Фонетический разбор: окне, гроза (по вариантам)
- Морфологический разбор: по небу, грозовые (тучи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...