Методы обучения в работе с одаренными учащимися
статья по русскому языку на тему
Статья содержит материал по работе с одаренными учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
М. В. Кулагина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Затонская СОШ им. В. П. Муравьёва»,
пгт Куйбышевский Затон
Камско-Устьинского муниципального района РТ
Одаренные, способные люди, обладающие нестандартным, креативным мышлением, умеющие ставить и решать новые задачи, обладающие творческими способностями, и учителя-мастера, сумевшие взрастить таких учеников – залог прогресса в любой сфере нашей жизни, один из важных ресурсов успешности и развития общества. Именно такие дети - надежда современного общества в решении важных проблем. Актуальность данного вопроса четко обозначена и в Федеральной целевой программе «Дети России», основной задачей которой является «формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей». И современная педагогика также считает работу с одаренными учащимися одним из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированного обучения, ибо, выявляя, обучая и поддерживая одаренных детей, сам педагог постоянно совершенствуется и развивается. Эта работа стимулирует каждого учителя к профессиональному росту и, как следствие, ведет к повышению качества преподавания и образования. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся необходимо еще и для того, чтобы помочь школьникам наиболее полно раскрыть свои способности и претворить в жизнь их мечты.
Одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают «системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающихся с интересом к ним». Одаренные дети имеют ряд особенностей. Они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью; наделены ярким воображением, изобретательностью, творчески подходят к любому делу. Такие дети нуждаются в особом внимании.
Воспитание и обучение одарённых детей – трудная задача. И здесь большая роль отводится учителю, который постоянно работает с ними, передает им свой опыт и знания, умеет заинтересовать, повести за собой, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, умеет найти общий язык и подход к каждому ребёнку. Педагог сам должен быть интеллектуальной, талантливой, ищущей личностью. Только в этом случае можно ждать результата. А для этого нужно совершенствовать своё мастерство, идти вперёд, не забывая старого и не отвергая нового; педагог должен применять инновационные технологии, быть инициативным, творческим человеком, который постоянно повышает свой профессиональный уровень. Особенно важно в работе с одаренными детьми умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе важнейших принципов: «Мы вместе с тобой открываем, исследуем этот мир», «Каждый человек индивидуален», «Каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь». Задача педагога - увидеть лучшее в ученике, «увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное». Главное - вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться.
Поэтому сегодня перед учителем стоит задача: как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей? Прежде всего, это должен быть качественный подход к обучению, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного, развивающего и проблемного обучения. В связи с этим можно выделить следующие методические «находки», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей. Во-первых, это «исследовательское» обучение, задача которого активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер. Во-вторых, это методика «проблематизации» обучения, которая предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети сами могли выявить проблему и найти разнообразные способы ее решения. Для этого необходимо их обучать «умению видеть проблемы». Развитию одарённости учащихся способствует также создание проблемной ситуации. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и превращает учение в творческий процесс. И, наконец, «интенсификация» обучения, которая предполагает увеличение объема учебной деятельности.
Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников. Методы обучения – это важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. В организации работы с одаренными учащимися основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню интересов одаренных учащихся. Они эффективны также как для развития творческого мышления, так и многих важных качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству. Для эффективного обучения можно использовать групповые формы: «мозговой штурм», групповая дискуссия, кооперативное обучение. Можно включить в урок наиболее продуктивное направление работы - задания повышенной трудности, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания; задания на сравнение, сопоставление явлений, задания исследовательского характера, задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний учащимся, творческие задания.
Особые дети требуют от учителя особых усилий: подбор заданий и анализ их содержания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к олимпиадным заданиям; оценивание в зависимости от степени сложности и оригинальности; подготовка школьников в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по предмету; организация и проведение олимпиады; психологический настрой школьников на победу в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Русский язык и литература как учебные предметы способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Эти дисциплины имеют широкие возможности для работы с одарёнными детьми. Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения (например, Пушкинские, Онегинские, Аксаковские), литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в различных интернет-проектах, в конкурсе чтецов «Живая классика», в конкурсах сочинений и литературно-творческих работ, научно-практических конференциях.
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания; необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод»; только в постоянном движении существует одаренность. Задача учителя – создать ситуацию успеха и помочь реализоваться талантливым детям, и тогда самой большой наградой для него станут успехи и достижения учеников в жизни.
Список используемой литературы
- Абутова В.В. О системе работы с одарёнными школьниками. М., Просвещение, 2005. Стр. 64-65.
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва. Айрис-пресс, 2001. Стр. 143-146.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- Москва, Знание,1991. Стр. 21
- Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении. С-Петербург, 2004. Стр. 97-100.
- Логинова Р.Н. Творчески одарённые дети: выявление и развитие. Волгоград, 1998. Стр. 36-40
- Павлова Е.В. Стратегия работы с одарёнными детьми. М., Просвещение, 2008. Стр. 135-136
- Першович В.С. Уровневая дифференциация как методика развивающего обучения. Москва. Айрис-пресс, 2004. Стр. 243
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с одаренными учащимися.
Статья посвящена организации работы в школе с одарёнными детьми....
Приемы и методы работы с одаренными учащимися
Представленные материалы из опыта работы учителя математики отражают особенности конструирования учебного занятия при работе с учащимися, имеющими разный уровень подготовки. Рассмотрены возможности це...
Работа с одаренными учащимися при обучении немецкому языку.
Важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности.В связи с э...
Методы и формы работы с одаренными учащимися
Методы и формы работы с одаренными учащимися...
Методы и формы работы с одаренными учащимися
В этом докладе раскрывается сущность одаренности...
Курсовая работа по методике на тему: «Методы обучения игре на баяне у учащихся младшего школьного возраста»
В данной работе рассматриваюся:ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ У УЧАЩИХСЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Урок как процесс передачи знаний, умений и навыковВозрастные особеннос...