"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Русский язык, 9 Б класс Автор: Митина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Новоникольская СОШ Мичуринского района Тамбовской области 2016-2017 уч. г.
Повторение. Вспомним, на какие виды делятся СП в зависимости от способа связи между частями.
Виды СП по способу связи между частями: СП Союзные Бессоюзные ССП СПП
Типы сложных предложений Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение Бессоюзное сложное предложение Отношения между частями Равноправие Подчинение (есть главная и придаточная часть) Равноправие и подчинение В зависимости от средств связи Интонация+сочинительные союзы Интонация+подчинительные союзы или союзные слова Интонация Пунктуационные знаки Запятая Запятая Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире Примеры Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
Повторение Изумрудные лягушата весело квакая прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережет их (М. Горький) В дали голубой столбом уж крутился песок золотой звонков раздавались нестройные звуки пестрели коврами покрытые тюки (М.Ю.Лермонтов)
Объясни Задания: определите структуру предложений; объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях; можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении? 1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина, писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта». 2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем. 3. Печален я: со мною друга нет.
Вопрос Сформулируйте тему урока
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Ребята, как вы думаете, какова цель и задачи нашего урока?
Цель и задачи урока: Продолжить изучение БСП. Узнать, в каких случаях в предложениях этого типа необходимо ставить двоеточие. Повторить изученные орфографические и пунктуационные правила.
Задачи личностного развития: способствовать формированию правильной устной речи учащихся; создавать условия для развития адекватной самооценки; развивать умения анализировать языковой материал.
Притча Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Митина Т.Б. МБОУ Новоникольская СОШ 2014 ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ ☻ Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. ● Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. ► Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. ■ Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Двоеточие Вам известно, что между частями БСП может стоять запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Прошлый урок был посвящён первым двум знакам, а на этом уроке мы познакомимся с правилами постановки двоеточия. Выбор знака зависит от значения частей предложения . Существует 3 случая , когда между частями БСП необходимо поставить двоеточие. Стр.132 - учебник. Работа в парах
1. Вторая часть (или несколько частей) сложного предложения раскрывает причину происходящего в первой. 1. Светильники надо беречь (почему?) : порыв ветра может погасить их... 2. Архитектура тоже летопись мира (почему?) : она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания. 1. Светильники надо беречь, потому что порыв ветра может погасить их... 2. Архитектура тоже летопись мира, потому что она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания.
2. Между частями сложного бессоюзного предложения ставятся вопросы: а как именно? а каким образом? Вертит очками так и сяк (а как именно?): то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет (И.А.Крылов).
2. Вторая часть сложного предложения определяет признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части, и относится к определению, стоящему в первой части. Вон, видишь ли через реку тот мост? ... Он с виду хоть и прост, А свойство чудное имеет (а какое именно?): Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет. (И. А. Крылов)
3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части, отвечая на вопросы падежей. Я должен помнить (что? или о чем?): печаль пройдет И снова радость придет. (Г.Аполлинер)
Подведение итогов Двоеточие ставится: 1) причины Значения 2) пояснения 3) дополнения
Работа с учебником Упражнение 196(письменно), Упражнение 197(письменно).
Ответы к упр.197 а)3,4,6,9 – вторая часть разъясняет содержание первой, б)1,2,5,7,8 - вторая часть поясняет сказуемое первой части
Самостоятельная работа Назовите автора Определите вид предложения Поставьте нужный знак
Самостоятельная работа. Определите вид предложения, поставьте нужный знак. 1. Свойство зеркальце имело говорить оно умело. 2. Стал Жилин вглядываться маячит что-то в долине, точно дым из труб. 3. А потому обычай мой с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. 4. Мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал. 5. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
Проверим А.Пушкин БСП Двоеточие Л.Толстой БСП Двоеточие И.Крылов БСП Двоеточие М.Лермонтов БСП Двоеточие М.Горький БСП Двоеточие
Не забывайте! пояснение ( а именно ) ЗНАЧЕНИЕ причина ( потому что ) дополнение( что ; увидел, что ) двоеточие
Митина Т.Б. МБОУ Новоникольская СОШ 2014 ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ ☻ Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. ● Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. ► Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. ■ Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Самостоятельная работа Карточки (тестовые задания)
Ответы к самостоятельной работе . 1 вариант - 1) в 2)б 3)а 4)г 5)б; 2 вариант - 1) а, г 2)а 3)г 4)г 5)г; 3 вариант - 1)б 2)а 3)г 4)б 5)г.
Рефлексия Всё ли понятно ? Что было интересного ? Что понравилось больше всего ? Сможете ли выполнить задания самостоятельно ?
Рефлексия Нарисуйте на полях лесенку и, вспомнив весь урок, расположите на ней себя в виде точки. Если вам было интересно и легко – наверху , не очень - в середине, трудно - внизу.
Домашнее задание П.44 (выучить правило с примерами) Упражнение 198
- Русский язык.9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: под ред. Л. А.Тростенцовой - М.: «Просвещение», 2014 г . - Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9кл.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2012г. - Интернет. Ютуб. Релаксация. Литература:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА....
Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены прило...
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
Урок русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Данный урок является третьим в цикле уроков о бессоюзном сложном предложении в системе изучения темы «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе. Материал данного урока подготовлен учащимися на ...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...