план-конспект урока Корни с чередованием 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

План-конспект урока "Корни с чередованием" 5 класс, презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 План-конспект урока

 Класс – 5

Тема: Правописание чередующихся гласных в корне слова.

                       (-раст- – -ращ- – -рос-; -лаг- – -лож- )

Цели: - способствовать изучению учащимися чередующихся гласных в корне слова;

           - способствовать формированию навыка учащихся находить корни с чередованием,  

            определять правописание гласных О и А в крнях с чередованием;

           - развивать внимание, память, речь, мышление, умение работать в паре и

           самостоятельно.

            Воспитывать ответственность, честность.

Оборудование: презентация к уроку, опорные схемы, стикеры, красный карандаш.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, частично-поисковый

План урока:

1.Орг. момент. 1 м

2.Повторение. 5м

- Орфоэпическая разминка;

- Орфографическая разминка;

- Логическая разминка.

3.Проверка домашнего задания. 10 м

- Работа в парах; 5 м

- Разбор слова по составу. 5 м

4. Словарная работа. 1 м

5.Изучение нового материала. 7 м

- самостоятельное изучение параграфа; 2 м

- работа в парах 5 м

6.Закрепление. 12 м

- выполнение упражнения; 6 м

- распределительный диктант. 6м

7. Домашнее задание. 1 м

8.Подведение итогов урока. 1 м

9. Рефлексия. 1 м

10. Оценки за урок. 1 м

Ход урока:

1.Орг. момент. 2 м

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Приглашаю вас на обычный рабочий урок русского языка. Учащиеся могут садиться (проверка тетрадей). Гостям нашего урока я желаю не скучать и провести время с пользой, а нашим ребятам желаю правильно поставить цели и достичь их, получив заслуженную оценку. Тема нашего урока: Правописание чередующихся гласных в корне слова (-раст- – -ращ- – -рос-; -лаг- – -лож- и др.) Исходя из темы урока, что мы сегодня должны узнать и чему должны научиться.

- знать чередующиеся гласные в корне слова;

- знать корни с чередованием;

- уметь правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова.

- Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока.

2.Повторение. 5м

Орфоэпическая разминка.

Прочитаем вместе слова:

Что, чтобы, скучно, конечно;     Алфавит, каталог, досуг, красивее.

Орфографическая разминка.

Вставьте пропущенную букву. Объясните орфограмму.

Т…жёлый, скр…пучий,  гиган…ский, скорос…ной.

 Логическая разминка.

Найди лишнее слово. Объясни.

Зерно, слово, хорошо, окно.

3.Проверка домашнего задания. 10 м

На партах у вас лежат листочки, разделите пополам и напишите фамилии. Сегодня на уроке вы будете выполнять пять заданий, оценивать вашу работу будет ваш сосед по парте. 1 задание устное. Проверка домашнего задания.

- Работа в парах. 5 м

Ответьте соседу на три вопроса.

1 вариант: Что изучает словообразование? Что такое корень слова? Что такое основа?

2 вариант: Что такое морфема? Что такое приставка? Чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова?

Оцените ответ. Кто получил «5»? Проверка.

2 задание

- Разбор слова по составу. 5 м (С обратной стороны доски  1ученик выполняет задание)

Подосиновик, пригорок.

Проверьте работу соседа, поставьте оценку.

Физминутка  

Разминку выполняет дежурный ученик.

4. Словарная работа.

Сегодня на уроке мы изучаем материал учебника на страницах 179 -184, параграфы 60-61. Найдите словарное слово на этих страницах.

Маршрут – это путь следования объекта, учитывающий направления движения относительно географических ориентиров или координат, с указанием начальной и конечной точек, основных пунктов и привязкой ко времени.

Запишите слово, поставьте ударение. Лексическое значение слова? Составьте со словом маршрут словосочетание. Запишем словосочетание.

Проложить маршрут.

- Какой корень в слове? Почему пишется О в корне?

-Чтобы ответить на этот вопрос мы возвращаемся к параграфу 60-61.

5. Изучение нового материала. 7 м

3 задание

1 вариант самостоятельно прочитайте параграф 60. 2 м

2 вариант самостоятельно прочитайте параграф 61.

Посмотрите схемы на страницах 180, 182. Подготовьтесь объяснить тему урока соседу, опираясь на схемы, приводя примеры.

- работа в парах.3 м

Объясните тему урока «Правописание чередующихся гласных в корне слова» соседу, опираясь на схемы, приводя примеры.

- проверка. 2 м

Поднимите руки ребята, сидящие на 1 варианте, которые поняли, когда пишется А, когда О в корнях -лаг-,-лож-.

Поднимите руки ребята, сидящие на 2 варианте, которые поняли, когда пишется А, когда О в корнях -раст-,-ращ-, -рос-.

2 ученика у доски от 1 и от 2 варианта объясняют ещё раз тему урока.

В корне –лаг-, -лож- в безударном положении А пишется перед Г, О – перед Ж.

Примеры: предлагать, предложение.

В корне –раст-, -ращ-, -рос- безударная А пишется перед СТ, Щ, О перед С.

Примеры: Растение, заросли 

Исключения: Росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Оцените объяснение темы соседом.

- Почему в слове проложить  корень –лож-?

6. Закрепление. 12 м

4 задание 6 м

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы по образцу.

Полагаться, изложить, слагать, вложить, располагать;

Возраст, выращивать, подрастать, вырос, отрасль, водоросли.

Проверка. Оцените работу соседа.

5 задание 6 м

- Выборочный диктант.  

Вставь пропущенные буквы

1 вариант находит слова, в которых в корне слова пишется О.

2 вариант находит слова, в которых в корне слова пишется А.

Выделите орфограммы по образцу.

Возлагать, уложить, слагаемое, вырасти,  изложение, прилагательное, заросли, отращивать, сложение, росточек.

Проверка.

1 вариант  Уложить, изложение, заросли, сложение, росточек

2 вариант  Возлагать, слагаемое, вырасти, прилагательное, отращивать

Оцените работу соседа

7. Домашнее задание. 1 м

Запишем домашнее задание в дневник.

Параграфы 60-61

Упражнение 683

8. Подведение итогов урока. 1 м

Вернёмся к целям, которые мы ставили на уроке.

- знать чередующиеся гласные в корне слова; О каких гласных идёт речь?

- знать корни с чередованием; Какие корни мы изучили?

- уметь правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова. На сколько вы усвоили правописание корней с чередованием покажут ваши оценки за урок.

9. Рефлексия. 1 м

Оцените свою работу на уроке. На стикере поставьте оценку и прикрепите  на классный журнал.

10. Оценки за урок. 1 м

                                                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Слайд 2

- знать чередующиеся гласные в корне слова; - знать корни с чередованием; - уметь правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова

Слайд 3

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Слайд 4

Орфоэпическая разминка Ч то ч тобы ску ч но коне ч но

Слайд 5

Орфоэпическая разминка А лфав и т катал о г дос у г крас и вее

Слайд 6

Орфографическая разминка Т… жёлый

Слайд 7

Орфографическая разминка Т я жёлый

Слайд 8

Орфографическая разминка Скр … пучий

Слайд 9

Орфографическая разминка Скр и пучий

Слайд 10

Орфографическая разминка Гиган … ский

Слайд 11

Орфографическая разминка Гиган т ский

Слайд 12

Орфографическая разминка С корос …ной

Слайд 13

Орфографическая разминка Скорос т ной

Слайд 14

Логическая разминка Найдите лишнее слово Зерно, слово, хорошо, окно.

Слайд 15

Логическая разминка Найди лишнее слово Зерн о , слов о , хорошо , окн о .

Слайд 16

Проверка домашнего задания Ответьте на вопросы. 1 вариант Что изучает словообразование? Что такое корень слова? Что такое основа?

Слайд 17

Проверка домашнего задания Ответьте на вопросы. 2 вариант Что такое морфема? Что такое приставка? Что такое суффикс?

Слайд 18

Проверка домашнего задания Выполни разбор слова по составу Подосиновик пригорок

Слайд 19

Физминутка

Слайд 20

Словарная работа страницы 179-184 М а ршр у т

Слайд 21

М а ршрут - это путь следования объекта, учитывающий направления движения относительно географических ориентиров или координат, с указанием начальной и конечной точек, основных пунктов и привязкой ко времени.

Слайд 22

Словарная работа страницы 179-184 Прол о жить м а ршр у т

Слайд 23

Самостоятельная работа 1 вариант Самостоятельно прочитайте параграф 60 «Буквы О – А в корне - лаг-, - лож-» и изучите схему на странице 180 2 вариант С амостоятельно прочитайте параграф 61 «Буквы О-А в корне – раст -, - ращ -, - рос –» и изучите схему на странице 182

Слайд 24

Прол о жить м а ршр у т

Слайд 25

Исключения: Р о ст ов Р о ст ислав р о ст ок р о ст овщик отр а с ль

Слайд 26

4 задание Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы по образцу. Пол… гаться , изл …жить , сл …гать , вл …жить , распол …гать ; Возр … ст , выр … щивать , подр …стать, выр …с, отр … сль , водор … сли .

Слайд 27

4 задание Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы по образцу. Пол а г аться, изл о ж ить, сл а г ать, вл о ж ить, распол а г ать; Возр а ст , выр а щ ивать, подр а ст ать, выр о с , отр а с ль, водор о с ли.

Слайд 28

Выборочный диктант 1 вариант находит и записывает слова , в которых в корне слова пишется О . 2 вариант находит и записывает слова , в которых в корне слова пишется А . Выделите орфограммы по образцу. Возл …гать , ул …жить , сл … гаемое , выр … сти , изл … жение , зар … сли , прил … гательное , отр … щивать , сл … жение , р…сточек .

Слайд 29

Выборочный диктант Проверка 1 вариант Ул о ж ить , изл о ж ение, зар о с ли, сл о ж ение , р о ст очек 2 вариант Возл а г ать , сл а г аемое, выр а ст и, прил а г ательное , отр а щ ивать

Слайд 30

Домашнее задание. 1. Выучи параграфы 60-61 2.Выполни упражнение 683

Слайд 31

- знать чередующиеся гласные в корне слова; - знать корни с чередованием; - уметь правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова

Слайд 32

Оценки за урок

Слайд 33

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...