Главные вкладки
Зайкова Елена Викторовна
сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: использование современных технологий в образовательном поле урока
Увлечения: Чтение классической литературы.
Страна: Казахстан
Населенный пункт: Костанайская область, Костанайский район, п. Затобольск.
Место работы: Затобольская школа - гимназия
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zaykova-elena-viktorovna"Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологической уравновешенности"
Приветствую Вас, коллега! С удовольствием поделюсь с вами накопленным опытом. Открытые уроки, разработки внеклассных мероприятий, тесты по русскому языку и литературе. Вы можете посмотреть рабочую программу "Клуба юных журналистов", театральной студии, сочинения детей, занимающие призовые места, творческие работы.
О себе
Всем здравствуйте! Я работаю учителем русского языка и литературы 12 лет. За это время я вышла замуж, создала семью, родила двух сыновей. Моя профессия мне очень нравится, но на первом месте у меня семья: муж, дети. Именно они вдохновляют меня на творчество, на поиск нового, интересного.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Повесть о настоящем человеке" автор Б. Полевой.
"Война и мир" Л.Н.Толстой
"Что делать?" Н.Г.Чернышевский
"Отцы и дети" И.С.Тургенев
"Два капитана" В.Каверин
Мой взгляд на мир
Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что ты доставил радость другому человеку.
Мои достижения
Грамоты, дипломы, благодарственные письма администрации школы, профсоюзного комитета, областного и районного департамента образования.
Моё портфолио
Если не я, то кто!
Творческий отчёт учителя русского языка и литературы Зайковой Е.В.
Учитель русского языка и русской литературы, стаж работы в школе 12лет (в школе-гимназии 6 лет), с 2008 года присвоена 2 категория.
Моё кредо: «Если не я, то кто?» Девиз: «Если быть, то быть лучшим?»
Жизненная позиция: «Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что ты доставил радость другому человеку»
В 2009 году прошла курсы в ИПК «Расширение ученического самоуправления как условие формирования позитивного социального опыта и реализация прав ребёнка».
С 2009-2012 год обучалась в Центре Современной педагогике «Обучение без границ».
В рамках Международного образовательного проекта было дано 5 открытых уроков. Урок по теме «Культура речи» был дан на обучающем семинаре для директоров и завучей школ района. По итогам дистанционного курса обучения имею три сертификата Международного образца.
Качество знаний учащихся по итогам 1 полугодия 2012-2013 учебного года по русскому языку составляет 69%, а по русской литературе 80%. Каждый год мои учащиеся принимают участие в Научно-практической конференции.
· В этом году на Научно-практическую конференцию готовлю работы с учащимися по следующим темам: «Приёмы речевого воздействия в рекламе», «Зачем нужны псевдонимы?», «Что читают в нашем классе?», «Писатели (поэты) рядом»
· В школьном туре Олимпиады-2012 года принимало участие 7 учащихся 8 «Г» класса. 1 место заняла Зайцева Ксения, 2 место Новикова Анастасия.
· В конкурсах сочинений мои учащиеся в 2010 году заняли 1 место в областном конкурсе сочинений на тему «Я имею права», 2011 году 1 место в районном конкурсе, посвящённом 20-летию Независимости Казахстана. В декабре 2012 года в конкурсе сочинений центра «Дарын» «Моя Родина».
· Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Ак бота», «Золотое руно».
В своей работе с учащимися руководствуюсь принципами: сотрудничества, сотворчества, личного примера. Свои предметы считаю очень важными в развитии и становлении личности ребёнка. Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил, что «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологичгеской уравновешенности». Поэтому, выбирая методическую тему, я опиралась на слова Лихачёва и методическую тему школы, а также учитывала цели и задачи, которые ставит перед нами государство.
Методическая тема: «Развитие навыков взаимодействия с социальной и культурной средой на уроках русского языка и литературы».
Цель: формировать активного учащегося, готового к социокультурному взаимодействию и самореализации через словесное творчество.
Развивать компетентности: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культурологическую.
3 года работаю по блочно-модульной технологии, используя методику обучения Ю.С.Меженко
Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. Почему я обратилась к данной технологии? На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.
Китайская пословица гласит: Я СЛЫШУ - Я ЗАБЫВАЮ,
Я ВИЖУ - Я ЗАПОМИНАЮ,
Я ДЕЛАЮ - Я ПОНИМАЮ.
Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:
· во-первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.
· Во-вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде - это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.
Опорные конспекты составляю в соответствии с программой, включаю в них теоретический материал и конкретные примеры. Опорные конспекты использую во всех классах при объяснении нового материала. При объяснении материала работаю у доски с мелом в руках (рисую цветными мелками на доске конспект). После объяснения материала учителем учащиеся работают над своими конспектами в тетрадях. Затем объясняю материал второй раз. Далее ребята вслух проговаривают материал. На дом дается самостоятельная работа по опорному конспекту и учебнику. Школьники должны вспомнить объяснение учителя, используя конспект; прочитать заданный материал по учебнику, сопоставить прочитанное с конспектом, рассказать материал учебника по конспекту, запомнить наизусть конспект как опору рассказа, воспроизвести письменно конспект и сравнить с образцом. На следующем уроке проводится фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти. После письменной работы - громкий опрос. На остальных уроках, которые отводятся на эту тему, отрабатываю материал, повторяю ранее изученные орфограммы и большое внимание уделяю развитию речи ребят. Если же класс очень слабый то письменный опрос провожу только после отработки материала, на уроках повторения и обобщения.
Опорные конспекты помогают разнообразить урок, делают его наиболее запоминающимся, нестандартным; активизируют познавательную деятельность ребят, служат подспорьем в практической деятельности учащихся и, конечно же, помогают при подготовке к экзаменам в 9 классе.
Практика использования опорных конспектов, результаты успеваемости учащихся по русскому языку подтверждают ценность идеи их методики: увеличение объема изучаемого материала на одном уроке, сведение теоретического материала в крупные блоки. Ученики получают возможность видеть сначала целое, а затем постепенно переходить к детальному изучению этого целого, т.е., к анализу взаимосвязанных явлений.
Опорный конспект служит наглядным средством умения пользоваться научным стилем. Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ. Также опорный конспект обеспечивает учащимся возможность самостоятельно отрабатывать теоретический материал.
Заинтересованность учащихся такой формой изучения нового материала становится очевидной уже с первых уроков. Они быстро осознают, что по опорному конспекту учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается. Составление опорного конспекта ведет к реальному, действенному сотрудничеству учащихся с учителем. Если же он составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае опорный конспект становится средством научной организации труда школьников.
Использование опорных конспектов делает реальным ежедневный контроль знаний учащихся, совершенствование их оценки и самооценки.
Постоянно работая с опорными конспектами, дети полностью
« раскрепощаются» (ведь всегда на помощь приходит справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил).
Даже слабые ученики уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны разобраться в таком непростом русском языке. Они мыслят, активно работают; в классе устанавливается атмосфера взаимопонимания. Значит, проводимая работа имеет и важное воспитательное значение.
Использование опорных конспектов дает возможность успешно организовать повторение как тематическое, так и итоговое. Опорные конспекты помогают учителю решить проблему успешного обучения русскому языку и литературе, если подходить к ним творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и конкретными условиями. Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что в одной тетради умещается 9 учебников теории с 1 по 9 класс.
Использование данной методики при изучении русского языка и литературы, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
Вашему вниманию представлена опорная схема Меженко по теме «Имя числительное» и схема учащихся по этой теме (6 класс).
В октябре 2012 года был дан открытый урок на область по теме «Правописание НЕ с причастиями» 7 «Г» класс. Январь 2012 года «Разряды прилагательных» 6 класс. Внеклассные мероприятия: «Литературный бал», интеллектуальная игра по русскому языку для 5-7 классов, инсценирование сказок 5 класс, инсценирование басен Крылова, литературные гостиные. Творческие задания разного характера: «Проба пера», создание иллюстрации к произведениям, викторины и т.д.
Неоднократно выступала с докладами, сообщениями, делилась опытом на семинарах, на методическом объединении классных руководителей, на пед.советах
В этом учебном году мне представилась возможность руководить «Клубом журналистов». Кроме изучения основ журналистики мы выпускаем школьную газету «Вестник школы». Два номера нашей газеты отражали основные мероприятия нашей школы. Статьи учащихся были напечатаны в газете «Арна». Сейчас мы наладили контакт с газетой «Зелёное яблоко» и будем делать первые попытки напечататься в этой газете. До создания клуба в течение трёх лет в газете «Арна» были напечатаны мои статьи о внеклассной работе нашей школы. Сделала первые шаги к публикации в журнале «Русский язык в казахстанской школе», отправив материал урока.
В 2010-2011 году руководила отрядом юных инспекторов дорожного движения. Наша команда ЮИД заняла 2 место в районе. В 2011 г. участвовала в областном конкурсе видеороликов «Мы за безопасность дорожного движения», заняла 1 место.
Два года являюсь классным руководителем 7 «М» класса. По итогам 2011-2012 года класс победил в номинации «Самый классный класс», по итогам 2 полугодия текущего года «Самый активный класс».
В течение 6 лет несу общественную нагрузку: секретарь профкома, секретарь службы примирения, в комиссии по проверке информации, вхожу в состав руководителей центра национальных культур». За свою работу администрацией школы и РОО отмечена грамотами. Проработав более трёх лет старшей вожатой в нашей школе, благодаря поддержки заместителей директора по воспитательной работе и Марины Николаевны, я раскрыла в себе талант в написании песен на популярную музыку современной эстрады. Эти песни успешно звучат со сцены нашей школы в исполнении учеников и учителей.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты