Урок русского языка в 7 классе Тема урока: Разряды наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Россихина Елена Николаевна

Цели урока:

1.     систематизировать знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;

2.     развивать умение определять разряды наречий;

3.     научить применять наречия в речи;

4.     развивать письменную и устную речь;

пополнять словарный запас учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 53150_.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3 г. Льгова

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Разряды наречий

Учитель русского языка

Россихина Елена Николаевна

Дата проведения 22.01.2017

ИСТОЧНИКИ

http://www.studfiles.ru/

http://raal100.narod.ru/index/0-172

https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/razryady-narechiy#!

http://uclg.ru/education/russkiy_yazik/6_klass/morfologiya/narechie/lecture_lec_narechie__razryadyi_narechiy__obrazovanie_narechiy.html

Цели урока:

  1. систематизировать знания детей о наречии, их отличие от других частей речи;
  2. развивать умение определять разряды наречий;
  3. научить применять наречия в речи;
  4. развивать письменную и устную речь;
  5. пополнять словарный запас учащихся.

Содержание урока

1 этап

Давайте поприветствуем, друг друга. Каждый из вас ладошками передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало. Проверьте осанку. Помните:  люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят.

2. Игра «Составь слово»

  1. Четвертая буква в слове кузНец
  2. Эта буква пишется в корне слова загАр
  3. Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - Р 
  4. Эта буква пишется в окончании слова  в городЕ
  5. Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
  6. Эта буква пишется в корне слова пИровать  
  7. Эта буква пишется в окончании слова моЕтся

- Какое слово у вас получилось? Правильно, НАРЕЧИЕ. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи. А для начала небольшая

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

  • К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным)
  • Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака)
  • Вопросы? (Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
  • Главный морфологический признак? (неизменяемость)
  • Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу)
  • Синтаксическая роль? (обстоятельство)

3.Устная работа

Учитель: Послушайте стихотворение и подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте. (13 наречий) Проверьте себя. (раздаточный материал) 

Не заслуга быть белым,

Не достоинство – русым,

Очень трудно быть смелым,

Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

Ради собственной славы,

Знает: трудно быть смелым,

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно,

Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно,

А недобрым – несложно.

Учитель: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?

В начале лета было жарко.

Вначале разговор не клеился.

В дали голубой замелькал парус.

Вдали послышался шум.

Я шел на встречу с писателем.

Я шел навстречу ветру.

С начала весны установилась солнечная  погода.

Сначала надо выучить правило.

Учитель: Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

Учитель: Как называются слова   одинаково звучащие, но разные по значению?  (омонимы)   

  1. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур

Результат самостоятельной работы заполненный кластер

Физкультминутка. Игра  “Волшебный мячик”. 

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и  отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  • Бежать (откуда?) издалека.
  • Бежать (как?) быстро, медленно.
  • Бежать (зачем?) специально.
  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

5. Упражнения на закрепление

Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры  и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия

Учитель: А сейчас пододвиньте к себе ноутбуки и выполните предложенное задание. (учащиеся работают с электронным модулем, учитель проверяет правильность выполнения).

Ещё одно творческое задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)

  1. На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит.
  2. Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда.
  3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня.
  4.  (где?) Дома и стены помогают.
  5. Едет не скоро, да (как?) споро.
  6. Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор.
  7. На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня про наречие? За работу на уроке получают оценки следующие учащиеся…

Домашнее задание - §14 упр.206


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Урок русского языка в 7 классе "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Урок начинается с игры "Что?Где? Когда?". Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее....

Урок русского языка в 7 классе "Разряды наречий"

Конспект урока с раздаточным материалом и электронными ресурсами...

Урок русского языка в 6 классе "Разряды имён прилагательных.Качественные прилагательные"

Урок построен в соответствии с современными требованиями создания условий для самостоятельного "добытия"знаний, контроля и самооценки. Содержит занимательный материар, элементы игровых техно...

Урок русского языка в 6 классе "Разряды количественных числительных"

Урок русского языка по программе "2100", соответствует требованиям ФГОС ООО, содержит элементы педагогических технологий....