Урок по литературе "Песни о Степане Разине" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
В процессе анализа песен выявляются их историческая основа и особенности поэтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_o_stepane_razine.docx | 58.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература – 8
Тема: «Песни о Степане Разине»
Цели:
- выявить исторические основы песен, особенности их поэтики;
- формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
- воспитывать интерес к русской истории и фольклору.
Ход урока
Этап урока | Содержание урока | Примечания |
1.ОНУ | ||
2.Проверка д/з | Уч-ся сообщают об отличии ист.песен от летописей и былин | Оценка домашнего задания |
3.Сообщение темы, целеполагание | Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с ист.песнями 16-17 веков. Естественно, что героями этих песен были важнейшие ист.лица той эпохи царь Иван Грозный, патриарх Филарет и другие. Сегодня мы обратимся к ист.песням 17-18 веков. И, конечно же, в них будут отражены важнейшие ист.события и герои этого времени. | |
4.Песни о Степане Разине | Большое кол-во ист.песен создано в период после 20-х годов 17 – до начала 18 века. Многие из них посвящены Степану Разину. | Запись темы урока |
5.Реализация инд.задания | Сообщение ученика о Степане Разине | Оценка сообщения |
6.Слово учителя | Сообщение о восстании под предводительством Степана Разина. Восста́ние под предводи́тельством Степа́на Ра́зина, Крестья́нская война́ 1670−1671— война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших. Причинами этой войны были чрезмерный феодальный гнет, усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод. Отряд Разина блокировал Волгу и тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и набрав достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву. Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. Разинцы захватили Царицын (Волгоград) и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство. После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья, а также чуваши, марийцы, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком. В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск (Ульяновск), но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруким. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол. Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года. Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото. | |
7. Анализ песни «Разин и девка-астраханка» | Заполнение таблицы | См. Приложение №1 |
8.Итог урока | Чтение статьи «Песни о Степане Разине», с.11-12 | |
9.Д/З | Анализ ист.песни по образцу в таблице |
Приложение №1
План анализа | «Разин и девка-астраханка» |
Тема, историческая основа (Перед заполнением прочитать «Для вас, любознательные», с.16-17) | Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время |
Лирические персонажи | Степен Разин – «заговоренный воин», обобщающий образ разбойника, девка Маша |
Образно-выразительные средства | а)Усеченные формы прилагательных («легки ружья», «глуху полночь»). б)Старославянские слова (стояти, ночевати, спати, заряжати). в)Уменьшительно-ласкательные суффиксы(неделюшку, ночку, ружьецы, платочком и др.) г)постоянные эпитеты («лёгки ружья», «в глуху полночь», «шёлковый платочек», «во железную клетку»). д)повторы («Стеньку Разина прельщала // Стеньку Разина прельстила. // Три дня по Астрахани возили // Три дня голодом морили») |
Характерные признаки жанра | Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди |
Идея | Разин – непобедимый герой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).
Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...
Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....
Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)
Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...
Интегрированный урок ОПК и литературы в 5 классе "Уроки французского" - уроки доброты
Урок посвящён юбилею В. Распутина....
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....