Школьный музей: история и современность (к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся)
статья (краеведение) по теме
В статье изложена концепция гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе созданного при школе музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potencial_shkolnogo_muzeya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей: история и современность
(к вопросу о духовно-нравственном
воспитании учащихся)
В рамках программы духовно-нравственного воспитания мы обратились к теме культурно-исторического воспитания учащихся. Благодаря этому мы формируем культурные ценности детей и закрепляем их бережное отношение к исторической памяти.
Прошло 68 лет, как прогремел салют Победы в Великой Отечественной войне. Всё меньше и меньше остаётся свидетелей той жестокой поры. Сохраняются памятники Великой Отечественной войне, но они, несомненно, нуждаются в наполнении культурным содержанием. Необходимо пропустить эту вещественную память через души учащихся, сделать их собственной болью и радостью победы.
В нашей школе формированию исторической памяти помогает музей «Боевой славы укрепленных районов Ленфронта имени маршала Советского союза Л.А. Говорова».
Музей создан по инициативе солдат и офицеров, участвовавших в кровопролитных боях за Ленинград в составе Укреплённых районов Ленфронта, при активной поддержке администрации школы, педагогического и ученического коллективов с целью активизации патриотического и нравственного воспитания молодёжи.
Музей открыли к 40-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне – 8 мая 1985 г. Наш музей - это уникальное явление, так как он посвящён легендарной личности - маршалу Л.А. Говорову, роль которого в обороне и защите Ленинграда намного выше, чем преподносят в истории.
Фонды музея насчитывают более 1000 единиц хранения: остатки вооружения, каски, саперные лопатки, личные вещи бойцов, найденные в результате работы полевых экспедиций на местах жестоких боёв на Лужском и Пулковском рубежах; схемы боевого пути и рубежи обороны Укреплённых районов; документы и личные вещи воинов укрепрайонов (переданные самими участниками боёв за Ленинград или их родственниками); рукописи воспоминаний ветеранов. Наш музей - это живой организм, так как фонд постоянно пополняется новыми интересными экспонатами, которые активно используются в школьной работе.
Музей и школа – единое образовательное пространство. Учителя-предметники и классные руководители являются творцами интересных для детей и разнообразных форм работы. На базе музея проводятся:
- Уроки по истории Отечества, война здесь, у учащихся, сливается воедино – малая и большая Родина, семья и собственное «я».
- Уроки мужества, на которых ветераны выступают с воспоминаниями о тех долгих кровопролитных боях, напряженных часто за гранью человеческих возможностей не только на фронтах, но и в тылу.
- Защита рефератов на военную тематику.
- Исследовательская и проектная деятельность. Одной из последних работ является презентация «Фронтовой альбом».
- Конференции старшеклассников:
- « Роль укреплённых районов в защите города».
- «900 незабываемых дней и ночей».
- «Живые свидетели войны» (на основе воспоминаний, интервью с ветеранами).
- «Московский район в годы войны» и др.
На протяжении многих лет совет музея в контакте с классными руководителями традиционно организует:
- Игры: « Война. Блокада. Ленинград» и др.;
- Конкурсы;
- Пешие, автобусные и заочные путешествия по «Зелёному поясу славы»;
- Просмотр и обсуждение фильмов – «Вехи войны»;
- Праздники-встречи с ветеранами (27 января, 9 мая).
Музей работает совместно с отделом краеведения и музееведения Дома детского и юношеского творчества Московского района, с сектором исторического краеведения и отделом клубных и игровых форм Государственного Дворца творчества юных.
Традиционно учащиеся нашей школы становятся финалистами Районного конкурса школьных экскурсоводов, пробуют свои силы на Городском этапе и также становятся победителями или лауреатами. Для некоторых из наших ребят это становится делом жизни, профессией.
Активом музея совместно с ветеранами и учителями истории подготовлены экскурсии:
- Экскурсия «Обзорная»;
- «Дорога жизни»;
- «Петриченко Т.С. – “Живой светофор на Дороге Победы”»;
- «Разведчик 16-го укрепрайона Константин Андреевич Перов»;
- «Лейтенант медицинской службы Валентина Александровна Ковтун»;
- «Пулемётчица Валентина Полежаева – участница штурма Нарвы»;
- «Снайпер 14-го укрепрайона Иванов Леонид Иванович» и др.
Экскурсии проводятся:
- для учащихся своей школы и других школ района,
- для ветеранов,
- для жителей микрорайона,
- для родителей.
Традиционно члены совета музея принимают участие в районных и городских конкурсах.
Актив музея участвует:
- В благоустройстве дотов в парке Героев;
- В поддержании порядка у стеллы, посвящённой подвигу бойцов 79 Укрепрайона;
- В сборе документов военного времени и записей воспоминаний участников боёв за Ленинград;
- В посещении ветеранов на дому для оказания им внимания и посильной помощи, записи интервью по отдельным событиям при защите города и изучения личных архивных записей.
Основываясь на полученных сведениях, члены совета музея составляют маршруты экскурсий, защищают рефераты, составляют альбомы.
Актив музея сотрудничает:
- с Военно-историческим музеем артиллерии инженерных войск и войск связи,
- с Музеем обороны Ленинграда,
- с филиалом музея Истории города – «Монументом героическим защитникам Ленинграда».
На базе государственных музеев происходит обучение хранителей фонда, встречи с ветеранами и конференции на военную тематику. Члены актива проводят экскурсии на экспонатах этих музеев, посещают выставки, участвуют в творческих конкурсах.
В 1985 году в школе №508 был создан и активно работает музей Боевой славы Укреплённых районов Ленфронта имени маршала Л.А. Говорова. Все эти годы он являлся, является и будет являться центром героико-патриотического и нравственного воспитания молодёжи.
В подтверждение вышесказанного приведем некоторые записи из книги «Отзывы посетителей 16 УР и частей УРов Ленфронта 1942 -1945 г.»:
«Хочется сказать спасибо за то, что на месте, где я проходила военную службу, сейчас воздвигнут Монумент Победы и музей в 508 школе – это память о незабываемых днях прошедшей войны 1941-1945 годов. Хочется пожелать нашим внукам и правнукам помнить наше поколение, которое защищало наш любимый город в те тяжёлые дни, не щадя сил и жизни» (В.А. Ковтун, военный фельдшер).
«Большое спасибо школе за такой изумительный музей, посвящённый обороне Ленинграда и блокадным дням. Учащиеся провели очень интересную экскурсию по музею. Желаю успеха школьному музею, а ребятам никогда не забывать о Великих днях защиты города Ленинграда от фашистских захватчиков» (учитель ИЗО 627 школы Трабанова И.А.).
Таким образом, школьный музей рассказывает учащимся и гостям о сложном периоде в истории советской России – о Великой Отечественной войне – и о людях, ковавших победу, перенесших годы бед и лишений, думавших только о благополучии советского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Современная школа как основа духовно-нравственного воспитания"
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания наиболее актуальна сейчас для школы....
Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.
Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Проект "Школьный музей истории и народного быта – центр военно-патриотического воспитания"
«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, ос...
Школьный музей - хранитель народной памяти, центр гражданско-патриотического и нравственного воспитания учащихся
Статья о деятельности школьных музеях Старооскольского городского округа. Школьный музей является не только хранителем народной памяти, но и центром гражданского и патриотического во...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...