Урок в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок «Виды предложений по цели высказывания» предназначен для учащихся 5 класса. Данный урок традиционный, но с применением игровых технологий, проводится с использованием раздаточного материала в форме кленовых листьев разного цвета. Урок знакомит учащихся с повествовательными, вопросительными, побудительными предложениями и их признаками. Урок построен на использовании следующих методов: проблемного, объяснительно-иллюстративного, частично-поискового, исследовательского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_predlozheniy_po_tseli_vyskazyvaniya.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
« Предложения по цели высказывания»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Предложения по цели высказывания";
- научить распознавать предложения по цели высказывания;
- научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русской литературе и культуре;
- расширять кругозора учащихся;
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать любовь к русской природе
Планируемые результаты:
Предметные: определять тип предложений по цели высказывания; правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.
Технологии: проблемно-диалогическая.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая, творческая.
- Внутрипредметные связи: развитие речи (составление разных по цели высказывания предложений с учетом речевой ситуации).
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует.
Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, определяют вид предложения в зависимости от цели высказывания, составляют предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Материалы и оборудование: раздаточный материал в виде кленовых листочков разного цвета (в зависимости от задания), учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. ; Просвещение, 2012 год
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.
Добрый день, ребята!
Я пожелаю только улыбаться,
По пустякам не раздражаться
Не нервничать и не кричать,
А, в общем, смело отвечать.
- Актуализация знаний.
Учитель создает проблемную ситуацию. Учащиеся исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
- Отгадайте загадку:
Зажгла огней рябиновый костер.
То - щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем (осень.)
- Догадайтесь, на какую тему будут сегодня наши задания (учащиеся отвечают).
- Да, наша сегодняшняя тема – осень.
- Работа с текстом (приложение 1).
Учитель читает стихи:
Посп.вает брусника,
Стали дни х.лоднее.
И от птичьего крика
В сер.це стало грус.нее.
Стаи птиц ул.тают
Прочь, за синее море.
Все д.ревья блистают
В разноцветн.м убор.. (К. Бальмонт)
Беседа:
- Что вам было прочитано? (Стихи)
- А если мы рассмотрим их с точки зрения синтаксиса? (Текст)
- Какова тема текста?
- Основная мысль?
- К какому стилю он относится?
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
- Индивидуальные задания (4 человека у доски – Приложение 2):
- Разобрать по составу слова и вставить пропущенные буквы: .СЕННИЙ, ПР.ГУЛКА, УЛ.ТАЮТ.
- Из текста выписать и разобрать одно именное словосочетание и одно глагольное словосочетание.
- Синтаксический разбор последнего предложения.
- Гимнастика для глаз.
В небесах – сиянье (смотрят вверх)
Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)
А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом)
- О чем это? (об осени)
- Целеполагание.
- Беседа.
- Из чего состоит текст? (Из предложений)
- Каковы грамматические признаки предложения? (учащиеся называют грамматические признаки предложений)
- Запись предложений в тетрадь.
Я видел багровое солнце. Ты видел багровое солнце? Нарисуй багровое солнце.
- Создание проблемной ситуации:
- Какое слово в этих предложениях является словарным?
- Чем похожи эти предложения? А чем отличаются? (Целью высказывания)
- Итак, у нас есть цель?
И есть проблема!
Скажите мне скорей,
Какой же будет тема?
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
- Мотивация к учебной деятельности:
Сегодня мы будем следопытами… Проведем внутреннее расследование и выясним, как различать предложения по цели высказывания.
- Учебная деятельность с элементами закрепления изученного.
- Под руководством учителя учащиеся проводят расследование (анализируют теоретический материал учебника стр. 59) и формулируют правило, составляя кластер «Предложения по цели высказывания» (Приложение):
По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.
При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.
- Учитель создает проблемную ситуацию (работа с раздаточным материалом – Приложение 3):
- Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:
Кленовые листья повисли на нитках осенней паутины.
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.
В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве.
- Учитель создает проблемную ситуацию (работа с раздаточным материалом – Приложение 4):
- Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа.
Высоко в небе звонко курлычут журавли? Да, журавли.
Да, курлычут.
Да, высоко.
в) Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.
В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.
- Учитель создает проблемную ситуацию (работа с раздаточным материалом – Приложение 5):
- Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.
Просьба: Берегите природу!
Дружеский совет: Расскажи мне, пожалуйста, об осени.
Приказ: Не ходи ты ко мне под окно и зеленой травы не топчи?
- Физминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (учащиеся садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
- Обобщение изученного.
- Игра «Третий лишний» (по группам – Приложение 6)
Учащиеся находят лишнее предложение и объясняют условия выбора.
1 группа: а) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
б) Что ж так горестно парус склоняется,
Белый парус в далекой дали?
в) Уже румянит осень клены,
2 группа: а) А ельник зелен и тенист.
б) Осенние листья по ветру кружат.
в) Красива осень, не правда ли?
3 группа: а) А когда осени особенно весело, она устраивает листопад?
б) Посмотри, осень улыбнулась, и ярко засияло солнце.
в) Прислушайся: осенние листочки шуршат под ногами и что-то нашептывают.
2. Игра «Угадай предложение»
Если вы слышите побудительное предложение – то встаете, если повествовательное – сидите, если вопросительное – хлопаете в ладоши.
1. Осенняя пора, очей очарованье.
2. Полюбуйтесь, маскарад, лес меняет свой наряд.
3. Кто приходит к нам осеннею порой?
4. Сколько листьев залетело к нам в окно?
5. Собирайте их скорей, пока светло!
6. И снова осень наступает.
- Контроль усвоения материала (работа в группах).
Учитель раздает карточки с заданием (Приложение 7-8), после выполнения задания первым 3 парам ставится оценка. Учащиеся получают карточки и выполняют задание, участвуют в обсуждении ответов, доказывают свою точку зрения.
А) Задание для 1-й группы: придумать и записать по картинкам по одному повествовательному, побудительному, вопросительному предложению.
Б) Задание для 2-й группы: найти в данных текстах повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Выписать их в тетрадь (по одному), подчеркнуть грамматическую основу.
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и летят на юг. Прислушайся: где-то в вышине перекликаются дикие гуси. В родных краях становится очень холодно? Да, поэтому они вынуждены лететь туда, где тепло.
В) Задание для 3-й группы: определить вид предложения по цели высказывания.
Сентябрь — время боровиков, груздей, рыжиков и белянок.
Опавшая листва устилает землю?
Алеша, помоги мне поймать курицу!
- ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Я закрываю глаза (закрывают глаза)
И предо мной полоса
Милых для сердца равнин…
Сколько осенних картин!
Вот моя улица, сад…
И листопад, листопад…(открывают глаза)
- Итог урока.
- Работа в парах (Приложение 9).
- Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них предложение. Каким оно является по цели высказывания?
АОБООУАДА – БУД
ИПЬРТПЕИР – ЬТЕ
ЭПВФЭСФПЕ – ВСЕ
ВЮЛГДВЛАЮ – ГДА
ЖЗС УУЧЖАЗ – СЧА
ОАСАОТАЛО – СТЛ
ГЦИДВГЦЫД ! – ИВЫ
БУДЬТЕ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ! – побудительное.
- Учитель анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу. Учащиеся анализируют свою работу и работу группы на уроке.
- Дифференцированное домашнее задание: выучить правило на стр. 59, упражнение 145 (1 группа), упражнение 146 (2 группа), упражнение 144 (3 группа).
- Рефлексия.
Учитель предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда …
Учащиеся выражают личное отношение к процессу и результатам урока
Всем спасибо за урок!
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение как единица речи.Виды предложений по цели высказывания
Обобщающий урок русского языка в 4 классе. Поможет детям наглядно вспомнить и распознать повествовательные, вопрсительные и побудительные предложения. Уметь их правильно употреблять в речи....
Урок-презентация "Виды предложений по цели высказывания" в 5 классе
Урок-презентация...
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....
Урок в 5 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений."
План-конспект урока по русскому языку согласно ФГОС....
Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".
Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...
Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации....