Урок в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Сидоренко Светлана Александровна

 Урок «Виды предложений по цели высказывания» предназначен для учащихся 5 класса. Данный урок традиционный, но с применением игровых технологий,  проводится с использованием  раздаточного материала в форме кленовых листьев разного цвета. Урок знакомит учащихся с повествовательными, вопросительными,  побудительными предложениями и их признаками.  Урок построен на использовании следующих методов: проблемного, объяснительно-иллюстративного, частично-поискового, исследовательского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_predlozheniy_po_tseli_vyskazyvaniya.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

« Предложения по цели высказывания»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательные:

  • создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Предложения по цели высказывания";
  • научить распознавать предложения по цели высказывания;
  • научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к русской литературе и культуре;
  • расширять  кругозора учащихся;
  • воспитывать эстетический вкус.
  • воспитывать любовь к русской природе

Планируемые результаты: 

Предметные: определять тип предложений по цели высказывания; правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Технологии: проблемно-диалогическая.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая, творческая.

  • Внутрипредметные связи: развитие речи (составление разных по цели высказывания предложений с учетом речевой ситуации).

Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует.

Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, определяют вид предложения в зависимости от цели высказывания, составляют предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

 Материалы и оборудование: раздаточный материал в виде кленовых листочков разного цвета (в зависимости от задания), учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. ; Просвещение, 2012 год 

Ход урока.

  • Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Добрый день, ребята!

Я пожелаю только улыбаться,

По пустякам не раздражаться

Не нервничать и не кричать,

А, в общем, смело отвечать.

  • Актуализация знаний.

Учитель создает проблемную ситуацию. Учащиеся исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

  1. Отгадайте загадку: 

Зажгла огней рябиновый костер.

То - щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем  (осень.)

  • Догадайтесь, на какую тему будут сегодня наши задания (учащиеся отвечают).
  •  Да, наша сегодняшняя тема – осень.
  1. Работа с текстом (приложение 1).

Учитель читает стихи:

Посп.вает брусника,

Стали дни х.лоднее.

И от птичьего крика

В сер.це стало грус.нее.

Стаи птиц ул.тают

Прочь, за синее море.

Все д.ревья блистают

 В разноцветн.м убор.. (К. Бальмонт)

Беседа:

  • Что вам было прочитано? (Стихи)
  • А если мы рассмотрим их с точки зрения синтаксиса? (Текст)
  • Какова тема текста?
  • Основная мысль?
  • К какому стилю он относится?
  • Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
  1. Индивидуальные задания (4 человека у доски – Приложение 2):
  1. Разобрать по составу слова и вставить пропущенные буквы: .СЕННИЙ, ПР.ГУЛКА, УЛ.ТАЮТ.
  2. Из текста выписать и разобрать одно именное словосочетание и одно глагольное словосочетание.
  3. Синтаксический разбор последнего предложения.
  • Гимнастика для глаз.

     В небесах – сиянье (смотрят вверх)

     Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)

     А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом) 

     - О чем это? (об осени) 

  • Целеполагание.
  1. Беседа.
  • Из чего состоит текст? (Из предложений)
  • Каковы грамматические признаки предложения? (учащиеся называют грамматические признаки предложений)
  1. Запись предложений в тетрадь.

Я видел багровое солнце. Ты видел багровое солнце? Нарисуй багровое солнце.

  1. Создание проблемной ситуации:
  • Какое слово в этих предложениях является словарным?
  • Чем похожи эти предложения? А чем отличаются? (Целью высказывания) 
  • Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

Скажите мне скорей,

Какой же будет тема?

Учащиеся формулируют тему и цель урока.

  • Мотивация к учебной деятельности:

Сегодня мы будем следопытами… Проведем внутреннее расследование и выясним, как различать предложения по цели высказывания.

  • Учебная деятельность с элементами закрепления изученного.
  1. Под руководством учителя учащиеся проводят расследование (анализируют теоретический материал учебника стр. 59) и формулируют правило, составляя кластер «Предложения по цели высказывания» (Приложение):

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

     а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.

  1. Учитель создает проблемную ситуацию (работа с раздаточным материалом – Приложение 3):
  • Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:

Кленовые листья повисли на нитках осенней паутины.

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

    б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

     В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве.

  1. Учитель создает проблемную ситуацию (работа с раздаточным материалом – Приложение 4):
  • Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа.

Высоко в небе звонко курлычут журавли?   Да, журавли.

                                                                          Да, курлычут.

                                                                         Да, высоко.

        в)  Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

        В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.  

  1. Учитель создает проблемную ситуацию (работа с раздаточным материалом – Приложение 5):
  • Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.

Просьба:    Берегите природу!

Дружеский совет:   Расскажи мне, пожалуйста, об осени.

Приказ:  Не ходи ты ко мне под окно и зеленой травы не топчи?

  • Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (учащиеся садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

  • Обобщение изученного.
  1. Игра «Третий лишний» (по группам – Приложение 6)

Учащиеся находят лишнее предложение и объясняют условия выбора.

1 группа:  а) Кроет уж лист золотой
                               Влажную землю в лесу...

б) Что ж так горестно парус склоняется,
            Белый парус в далекой дали?

в) Уже румянит осень клены,
2 группа: а) А ельник зелен и тенист.

б) Осенние листья по ветру кружат.

в) Красива осень, не правда ли?
3 группа: а) А когда осени особенно весело, она устраивает листопад?

б) Посмотри, осень улыбнулась, и ярко засияло солнце.

в) Прислушайся: осенние листочки шуршат под ногами и что-то нашептывают.
       2. Игра «Угадай предложение» 

Если вы слышите побудительное предложение – то встаете, если повествовательное – сидите, если вопросительное – хлопаете в ладоши.

1. Осенняя пора, очей очарованье.

2. Полюбуйтесь, маскарад, лес меняет свой наряд.

3. Кто приходит к нам осеннею порой?

4. Сколько листьев залетело к нам в окно?

5. Собирайте их скорей, пока светло!

6. И снова осень наступает.

  • Контроль усвоения материала (работа в группах).

Учитель раздает карточки с заданием (Приложение 7-8), после выполнения задания  первым 3 парам ставится оценка. Учащиеся получают карточки и выполняют задание, участвуют в обсуждении ответов, доказывают свою точку зрения.  

А) Задание для 1-й группы: придумать и записать по картинкам по одному повествовательному, побудительному, вопросительному предложению.

Б) Задание для 2-й группы: найти в данных текстах повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Выписать их в тетрадь (по одному), подчеркнуть грамматическую основу.

Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?

Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и летят на юг. Прислушайся: где-то в вышине перекликаются дикие гуси. В родных краях становится очень холодно? Да, поэтому они вынуждены лететь туда, где тепло.

В) Задание для 3-й группы: определить вид предложения по цели высказывания.

Сентябрь — время боровиков, груздей, рыжиков и белянок.

Опавшая листва устилает землю?

Алеша, помоги мне поймать курицу!

  • ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 

Я закрываю глаза (закрывают глаза)

И предо мной полоса

Милых для сердца равнин…

Сколько осенних картин!

Вот моя улица, сад…

И листопад, листопад…(открывают глаза)

  • Итог урока.
  1. Работа в парах (Приложение 9).
  • Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них предложение. Каким оно является по цели высказывания?

АОБООУАДА – БУД   

ИПЬРТПЕИР – ЬТЕ

ЭПВФЭСФПЕ – ВСЕ

ВЮЛГДВЛАЮ – ГДА

ЖЗС УУЧЖАЗ – СЧА

ОАСАОТАЛО – СТЛ

ГЦИДВГЦЫД ! – ИВЫ

БУДЬТЕ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ! – побудительное.

  1. Учитель анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу. Учащиеся анализируют свою работу и работу группы на уроке.
  • Дифференцированное домашнее задание: выучить правило на стр. 59, упражнение 145 (1 группа), упражнение 146 (2 группа), упражнение 144 (3 группа).
  • Рефлексия.

Учитель предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда …

Учащиеся выражают личное отношение к процессу и результатам урока

Всем спасибо за урок!

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение как единица речи.Виды предложений по цели высказывания

Обобщающий урок русского языка в 4 классе. Поможет детям наглядно вспомнить и распознать повествовательные, вопрсительные и побудительные предложения. Уметь их правильно употреблять в речи....

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации....