Уроки русского языка 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Максимова Наталья Дмитриевна

6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 КЛАСС

Тема: БУКВЫ О-А В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГОР-ГАР.

Цели: 

1) сформировать у учащихся представление о способе выбора написания О-А в корнях гор-гар, зор-зар, а также выработать умение определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2) закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые учебные действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят небольшие монологические высказывания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (в соответствии с принятой классификацией уроков деятельностного типа по ФГОС).

Методы и приемы: проблемный диалог, сотрудничество, элементы исследовательской деятельности, задания дифференцированного типа.

Оборудование: плакат-алгоритм, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений"( ожидающее, спокойное, приподнятое, ликующее).  Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

-  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем.

- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.)

Ответы детей.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Грамматике. Удачи вам и новых открытий!

II. Подготовка к восприятию нового материала.

 - Как называют эту птичку-невеличку? Почему?

Не подумай, будто спичка
Загорает под кустом, –
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.                          
Ильин Евгений

http://garden-birds.ru/wp-content/uploads/2015/09/phoenicurus-ochruros-y-2.jpg                   C:\Users\Lalaevy\Pictures\2013-05-31 все сразу\gorikhvostka.jpg

III. Создание проблемной ситуации

- Г…рихвостка – О или А? В какой части слова пропущена орфограмма? Подберите однокоренные слова.

ГОРЕТЬ, ЗАГОРАТЬ,                 но ЗАГАР, ГАРЬ

IV. Формулировка учебной проблемы. 

  • Таким образом, каков главный вопрос урока, какую проблему нам необходимо решить, в том числе и чтобы определиться с написанием названий птиц? Какова тема урока?  .

В каких условиях в корнях гор-гар пишутся буквы о-а?

V. Актуализации опорных знаний

1. Закончите фразу:

Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от

  • Суффикса –А-  - -лаг- (-а)

                                          -кас- (-а-)

                                          -лож-(-а-)

                                              -кос- (-а-)

  • Согласной - -раст-     (перед ст)

                       -ращ-      (перед щ)

                       -рос-       (нет ст,  щ)

2. Тренировочные упражнения.

Вставь пропущенные буквы, объясни написание гласной.

1. зал  жить
2. р  сли
3. изл  гать
4. Изл  жение
5. Выр  с
6. Р  стислав
7. р  стительное
8. пор  сль
9. Отр  сль
10. Предл  гать

11. выр  щенный

12. зар  сли
13. Прел  жили
14. Взр  стить
15. сл  жение

16. р  сточек
17. Безотл  гательно
18. Прил  жение
19. прол  гать
20. Отр  стить

VI. Поиск решения учебной проблемы.

Сядьте поудобнее, внимательно слушайте сказку и приготовьтесь дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

-За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их : уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски».

http://rus.1september.ru/2003/40/5.gif

Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.

С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.

- Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях –гар-и-гор-.

Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда- А?

Вывод: В корнях –гор-гар под ударением пишется А, в безударном положении-О.

VII. Практические  упражнения. Задания дифференцированного типа.

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных о//а.

Работа в парах. Выпишите из данных предложений слова с чередованием о//а в корне. Обозначьте орфограмму.

В выходные мы с мамой поехали на турбазу поплавать и  позагорать. Лето было жаркое, так что вся трава к середине июля выгорела на солнце. А в некоторых местах, видимо, произошли самовозгорания, так что в воздухе стоял запах гари. Грустно было смотреть на обгоревшую землю, но зато радовали взгляд смеющиеся загорелые ребятишки, отдыхавшие здесь со своими родителями. Некоторые молодые люди отличались шоколадным загаром. Мне так хотелось загореть посильнее, но мама пугала, что можно обгореть и даже совсем сгореть.

Проверка. Проверьте свою работу по ключу.

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных гор//гар.

Индивидуальная работа.

Алгоритм работы.

  1. Прочитайте слово, найдите корень.
  2. Выясните, падает ли ударение на корень.
  3. Руководствуясь правилом, запишите слово.

Дог..рать , заг..рать, наг..р, наг..рать, обг..рать, ог..рок, перег..рать, заг..р, подг…релый, уг..р, сг..рать, уг..реть, разг…рается.

   ФИЗМИНУТКА.

VIII. Грамматическая задача.

- Могут ли быть слова «горе», «гора»,  и «гореть» родственниками? Какой корень в этих словах?

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

ГО́РЕ - глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание.

Подберите синонимы: «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций.

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-.

ГОРА - значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Взбираться на. Гору Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-

 ГОРЕТЬ - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры. Существуют и переносные значения: светить (снежинки горят на солнце); сильно желать (горел жаждой перемен); быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Вывод:  столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут. А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»: загар – тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей; нагар – нарост от горения; угар – газ, остающийся после горения; гарь – место, на котором что-то горело.

IХ. Практические  упражнения.

Уровень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных гар//гор в корне и могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Алгоритм работы:

  1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень.
  2. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
  3. Найдите “четвертое лишнее”, Обведите его в кружок.
  4. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор буквы.

1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.

2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть.

3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый.

4. Угар, разгар, г..рчица, загар.

X. Итог урока.

- Г…рихвостка – О или А?

XI. Рефлексия.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

Облако "тегов"

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…

XII. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
Цели
: Активизировать работу учащихся путём создания проблемной ситуации. Познакомить с художницей и её картинами. Подготовить к описанию картины «Утро». Развивать умение работать в группах, в парах. Развивать умения сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, систематизировать изученный материал. Воспитывать интерес к русской живописи и художникам. Расширять кругозор учащихсяОборудование: презентация к уроку, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н. Ю.Шведовой, раздаточный материал: индивидуальные таблицы, карточки заданиями, стихотворениями, текстами, 

Ход урока 

1. Организационный момент. 

 2. Стадия вызова. Постановка темы и цели урока.

1) Словарная работа: натюрморт, пейзаж, интерьер. Определите лексическое значение этих слов по словарю, назовите орфограммы в словах. Как связаны между собой эти слова? (обозначают жанры живописи) 

2)Показ картины Т.Н.Яблонской «Утро».

-А как можно назвать эту картину? Почему? (предположения детей)

-У этой картины есть своя история.

Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны - еще чуть-чуть - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», а зовут её Татьяна Ниловна Яблонская. Это было в 1954 году.

- Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины». Скажите, где располагает художник на картине самое важное и почему? (Центральное расположение обращает внимание на самое важное в картине). 
- Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света) 
-Пожалуйста, опишите девочку.
(У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.) 
-Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода? (Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.) 
- А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой. (Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.) 

- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают желтый и коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение. )
- Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, синий и голубой, немного красного.)

Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.)


- Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.

Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна - девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.


- А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины? (Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.) 
3.Работа над планом сочинения. (Работа в группах)

План

I. Т.Н.Яблонская – известная художница.

II. Картина «Утро» - одна из ее замечательных работ.

1.Утро в городской квартире

а) чудесная погода за окном

б) уютная комната

в) жизнерадостная, счастливая девочка

2.Почему картина имеет такое название?

3.Какие краски преобладают на полотне?

III. Радостно на сердце!

4.Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.

1)Работа с синонимами.

Яблонская Т.Н. 

Девочка 

Изобразила 

Татьяна Ниловна 

она 

показала 

Художник 

хозяйка комнаты 

передала 

мастер кисти 

школьница 

написала 

автор картины 

пионерка 

запечатлела 

живописец 


создала 

2) Орфография.

Аккуратный

Опрятный

Чистоплотный

Стройный

Статный 

Карниз

Бахрома 

Кашпо

Эстамп 

Резеда

Находиться

Располагаться

Размещаться

Пристроиться

Стоять 

В центре

Посередине

Прямо

Напротив

Вдоль

Налево 

Направо

Вверху 

Внизу

 

 (Одеть — кого, что. 1. Облечь кого-л. в какую-л. одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого; ср. одеть куклу, манекен…

Надеть — что. 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз…

Девочка одета в… 
На девочке надеты… 
2)Работа над вступлением и заключение сочинения.

Возможное начало сочинения. Заполните пропуски.


Т.Н. Яблонская – ______________ живописец. На своих полотнах она _____________ простых людей, любит писать детей. В своих ___________ художница предстает человеком, который ______________ жизнь, умеет увидеть прекрасное в ___________. 
Возможное заключение. 
Мне очень ______________ работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту ____________, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о__________, и сразу как-то ____________ становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!» 
Т.Н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. 
Возможное заключение. 
Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!» 

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание 



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

6 класс

Правописание приставок -пре- и -при

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 
Задачи урока: 
 Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Повторить морфемный разбор слов;
  4. Развить умение формулировать определение понятий;
  5. Обогащать словарный запас учащихся;
  6. Совершенствовать орфографические и умения.

 Развивающие: 

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

 Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 
Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку;
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Пополнение словарного запаса;
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 
Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности; 
2.Владение разными видами речевой деятельности; 
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
5. Проведение морфемного анализа слов. 
Методы и приемы: проблемный диалог, сотрудничество, элементы исследовательской деятельности, задания дифференцированного типа.

Оборудование: плакат-алгоритм, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы будете изучать и как.

- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

2) - Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно?  Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

- Вы правы. Так какова  цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке.

2.Наблюдение. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".

Презентация.

3.Закрепление.

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

 

 

 

 

Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

 

 

Неполное действие

ПРИгореть

 

 

Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
Запомни сначала четыре значенья: 
Неполное действие и приближенье, 
Близость чего-то к чему-нибудь, 
Присоединенье ещё не забудь. 
Наши руки всё сумеют, 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, 
Всё ПРИделают как нужно 
Быстро, весело и дружно. 

Заяц ПРИскакал к соседу, 
Закричал: «Я к вам ПРИеду! 
На ПРИшкольном огороде 
Есть уже морковка вроде». 
ПРИоткрой скорей окошко – 
В дом попасть не может кошка. 
Ах, котлеты ПРИгорели! 
Не беда, уже их съели. 
ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 


4.  Учимся применять правило. Распределители словосочетания в нужную графу.

Пр..интересный рассказ, пр..держиваться за край стола, пр..вокзальная гостиница, пр..клеить на картон, пр..ехать на автомобиле, пр..школьный участок, неожиданная пр..града, пр..миленький ребенок, пр..поднять тяжелый шкаф, пр..шить пуговицу, пр..мчаться сломя голову, пр..одолевать пр..пятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Ответы:

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный). 
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 
  3. Участок около школы. (Пришкольный).
  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 
  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).
  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
  10. Очень длинный. (Предлинный).         

Проверяем свои знания

Творческий диктант.

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

3.Рефлексия

Теоретический материал

Приставки пре-, при-.Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.

Приставка пре- пишется:

1. если употребляется в значении «очень, весьма»

 

 

 2. если ее можно заменить приставкой пере-

 

прекрасный – очень красивый

пребольшой – очень большой

 

 

прервать – перервать,

преломить – переломить

 

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

 

приблизиться, прибытие, приехавший

приклеенный, придавить, присоединение

пришкольный, приморье, прибрежный

присесть, приподняться

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

 

 

 

 

Учимся применять правило. Распределители словосочетания в нужную графу.

Пр..интересный рассказ, пр..держиваться за край стола, пр..вокзальная гостиница, пр..клеить на картон, пр..ехать на автомобиле, пр..школьный участок, неожиданная пр..града, пр..миленький ребенок, пр..поднять тяжелый шкаф, пр..шить пуговицу, пр..мчаться сломя голову, пр..одолевать пр..пятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

 

 

 

 

Учимся применять правило. Распределители словосочетания в нужную графу.

Пр..интересный рассказ, пр..держиваться за край стола, пр..вокзальная гостиница, пр..клеить на картон, пр..ехать на автомобиле, пр..школьный участок, неожиданная пр..града, пр..миленький ребенок, пр..поднять тяжелый шкаф, пр..шить пуговицу, пр..мчаться сломя голову, пр..одолевать пр..пятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Проверяем свои знания

Творческий диктант.

  1. Списать, вставляя пропущенные знаки препинания.
  2. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
  3. Определить тип речи (повествование). Доказать.
  4. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «пр..огромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер и сотрудники решили змей оставить в изоляторе5. Утром обнаружили что удавы исчезли5. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу – следы беглецов. Нашли их () метрах пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Проверяем свои знания

Творческий диктант.

  1. Списать, вставляя пропущенные знаки препинания.
  2. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
  3. Определить тип речи (повествование). Доказать.
  4. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «пр..огромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер и сотрудники решили змей оставить в изоляторе5. Утром обнаружили что удавы исчезли5. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу – следы беглецов. Нашли их () метрах пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Проверяем свои знания

Творческий диктант.

  1. Списать, вставляя пропущенные знаки препинания.
  2. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
  3. Определить тип речи (повествование). Доказать.
  4. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «пр..огромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер и сотрудники решили змей оставить в изоляторе5. Утром обнаружили что удавы исчезли5. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу – следы беглецов. Нашли их () метрах пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Проверяем свои знания

Творческий диктант.

  1. Списать, вставляя пропущенные знаки препинания.
  2. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
  3. Определить тип речи (повествование). Доказать.
  4. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «пр..огромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер и сотрудники решили змей оставить в изоляторе5. Утром обнаружили что удавы исчезли5. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу – следы беглецов. Нашли их () метрах пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...