Обучение в сотрудничестве. Урок в 5-ом классе по теме "Служебные части речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация к уроку и технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.64 МБ |
![]() | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Или Же С И пусть чем
Морфология. Служебные части речи. Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет.
Научиться отличать самостоятельные части речи от служебных частей речи; 2.Закрепить особенности и роль каждой части речи в русском языке; 3.Научится распознавать служебные части речи в текстах; 4. Закрепить дефисное написание предлогов и частиц. Служебные части речи Цели:
Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Страничка истории
Части речи Все слова в языке распределяются по частями речи. самостоятельные служебные
Самостоятельные части ре чи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.
ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( кто? что?) СОЮЗ ( а, но, да, или, либо, как, что) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (какой ? чей? ) ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( который? какой? сколько?) МЕСТОИМЕНИЕ ( кто? что? какой? сколько?) ПРЕДЛОГ ( в, на, за, к, под НАРЕЧИЕ (как? где? когда? ) ГЛАГОЛ (что делать? что сделать?) ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ( не, ни, ли, же, -ка ) ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ (ах, ох, ой-ой, ура) и звукоподражательные слова (кря-кря, ко-ко-ко , гав-гав)
Минутка чистописания Помните о правилах письма: Все - таки т е традь я правильно кл а ду, и им енн о ручку правильно д е ржу, еще и за п о садкою сл е жу, ура, работу на «отлично» при этом напишу!
Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы. Они не имеют собственного значения, не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, поэтому к ним нельзя поставит вопрос. Их роль- быть помощниками самостоятельных частей речи, служить им.
Предлог – часть речи, слова которой служат: -для связи слов в словосочетаниях и предложениях, -помогают определить падеж существительного, местоимения и числительного. Прочитайте предложения из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» «Мне ужасно хочется посмотреть кукольный театр! – сквозь слезы сказал Буратино. - Купите у меня за четыре сольдо мою чудесную курточку». Буратино сел в первом ряду и с восторгом глядел на опущенный занавес. Из-за картинного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами Укажите предлоги и самостоятельные слова, которые они связывают
Предлог - в переводе с греческого обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения ) В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» ( туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся: БУДАПЕШТБЕН – « в Будапеште» ( бен – предлог «в»)
Словарная работа. Из-за, из-под + по-над , по – за ( в разговорном стиле)
Прочитайте словосочетания, распределите слова, раскрыв скобки, в два столбика. (По) шѐл (по) дороге, (За)глянул (за) угол, (В)лез (в) окно, (На)ступил (на) кнопку.
Союз! Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения : В этот осенний день пасмурно и зябко. Дождь закончился, однако дует ветер. Листья опадают, а под ногами лужи
Перед одиночными союзами И, ИЛИ, ДА=И не ставится, если они соединяют однородные члены предложения. Если они соединяют самостоятельные простые предложения, запятая ставится. !!!Перед А, НО, ДА=НО ставится всегда.
Осталась я – часть речи и частица, Встречаюсь вам почти на всех страницах. Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья.-!!! (Модальные частицы) Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовет.-!!!Формообразующие частицы. Могу вообще подвергнуть отрицанью Все то, что кто-нибудь произнесет (Отрицательные частицы).
Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки (МОДАЛЬНЫЕ); образует формы глаголов (ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ) : Это же грустно, когда льет дождь ! Ни за что не поверю в обратное ! Пусть грянет буря! Показалось бы солнышко из-за туч.
Междометие! Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах , как хорошо было летом! Ой , какая грустная природа в дождливые осенние дни! Ура ! Скоро наступит волшебница – зима! Звукоподражательные слова: Чик-чирик мы не услышим до весны!
Предлог, союз, частица. Служебные части речи. Связывают, служат, выражают. Не имеют собственного значения. Помощники. Синквейн:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
ФИО учителя: Ищенко Валентина Павловна | ||||||||||||||||
Предмет/класс: 5 класс/ Русский язык | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Дата: 13.10.2015 | ||||||||||||||||
Тип урока: урок обобщения (урок повторительной системы знаний) | ||||||||||||||||
Цель деятельности учителя: | Научиться отличать самостоятельные части речи от служебных частей речи, употреблять их в соответствии с ролью каждой в языке. | |||||||||||||||
Задачи: | 1.Закрепить особенности и роль каждой части речи в русском языке; 2.Научиться распознавать служебные части речи в текстах; 3. Закрепить дефисное написание предлогов и частиц. | |||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты. | М/п: учиться анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать, преобразовывать информацию, пользоваться навыками аудирования. М/к: приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный и самоконтроль, строить рассуждения. ЛР: конструировать предложения со служебными частями речи, определяя их, указывая роль каждой части речи(служебной) в языке. | |||||||||||||||
Методы и формы обучения. | Методы обучения: рецептивный, репродуктивный, продуктивный, проектный, частично-поисковый, исследовательский . Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, взаимная. Вид контроля: текущий, тематический, предварительный. Оценочная характеристика: внутренняя, субъективная, объектизированная. | |||||||||||||||
Образовательные ресурсы. | Русский язык 5 класс (учебник М.М.Разумовской и др.), технологическая карта урока, презентация. | |||||||||||||||
Оборудование. | Интерактивная доска(экран), компьютер, проектор. | |||||||||||||||
Организационная структура(сценарий) урока | Формируемые умения. | |||||||||||||||
Основные этапы организации учебного времени: 1.Организационный момент урока. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание: Языковая разминка. Определить части речи, объяснить правописание слов, записать: Лингвистика, морфология, которая, все, междометие, речь, изучает, предлоги, раздел, тщательно, частицы, наука, постоянно, русский, часть, язык, служебные, самостоятельные, союзы. | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения: Эмоционально, психологически, мотивационно подготовить учащихся у к повторению и обобщению темы. Словарная разминка. | Деятельность учителя Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает организовать формулировку темы и постановку цели урока учащимися: Составьте лингвистический текст, используя записанные слова и добавляя нужные. Назовите слова, не относящиеся к самостоятельным частям речи. Какие это части речи? Рефлексия! Докажите! Выпишите их. Что получилось? СЛАЙД №2. Рефлексия! Докажите, что они не относятся к самостоятельным частям речи. Почему? Зачем мы проделали этот вид работы? Формулируем тему СЛАЙД 3,4. | Деятельность учащихся Записывают диктуемые слова с последующей проверкой, называя лексические значения слов и разделы лингвистики(СЛАЙД №1), составляют и записывают лингвистический текст, используя данные слова, добавляя необходимые. Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать. (СЛАЙДЫ№3,4) | Формы организации и взаимодействия на уроке Фронтальная, коллективная, индивидуальная. | ПК | МПК(УУД) | Планируемые рузультаты | Форма контроля | ||||||||
Коммуникативная(овладение устной и письменной речью Лингвистическая(освоение необходимых знаний о языке Формирование способностей к анализу) Регулятивная: самостоятельно формулируют тему, формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Коммуникативные: совершенствование речемыслительной деятельности Познав ательные: формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать Регулятивные: умение формулировать тему, цель деятельности, планировать ее
| |||||||||||||||
Актуализация знаний и пробные действия: | Работа с заданием на СЛАЙДЕ №5 | Страничка из истории. Когда впервые заговорили о частях речи? СЛАЙД №5. | Учащиеся знакомятся с предлагаемыми сведениями, запоминают предложенные сведения. | Фронтальная, коллективная, индивидуальная. | Культуроведческая компетенция(взаимосвязь языка и истории народа. | |||||||||||
2.Ход урока. Обобщение и закрепление: -Локализация места и причины затруднения (Построение проекта и выхода из затруднения). Реализация построенного проекта. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Включение в систему знаний Обобщение затруднений -Практическая деятельность - Опережающее обучение. Включение в систему знаний -Постановка учебной задачи. -Дальнейшая практическая деятельность Самостоятельная работа. 3. Итог урока. 4. Дом. задание. | РефлексияКак распределяются части речи? СЛАЙД №6. По каким признакам? СЛАЙД №7 Синтаксическая и орфографическая разминка. СЛАЙД №9.Работа в группах. Работа по учебнику Чтение сведений о служебных частях речи на СЛАЙДЕ№10 Рефлексия: роль предлогов в речи? Работа с заданиями на СЛАЙДЕ №12. Рефлексия Отличие предлогов от приставок СЛАЙД №14 Чтение сведений на слайде №15 и п.24(стр.56) о союзах и выявление их особенностей. Рефлексия Самостоятельное выполнение упражнения с дальнейшими лингвистическими выводами Рефлексия Знакомство со сведениями на слайде №19. Рефлексия Обобщение полученных знаний Рефлексия Инструкция по выполнению дом. задания. | Проблемная ситуация: Особенности каждой части речи? СЛАЙД №8. Есть ли в предложении служебные части речи? Выявим особенности служебных частей речи. Убедимся в правильности ваших доводов. СЛАЙД №10 Назвать предлоги. Рефлексия: Возможны ли без них словосочетания? Возьмите на заметку Это интересно!!! (о предлогах в других языках)СЛАЙД №12 Есть предлоги, которые пишутся через дефис. СЛАЙД №13. Работа с заданием на СЛАЙДЕ №14 Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания. Вводится и закрепляется понятие «вводное слово» Вспомним другую часть речи – союзы. Что вы скажете об одиночных союзах И, ИЛИ, ДА=И? Рефлексия: когда не ставится запятая перед союзами И, ИЛИ, ДА=И? Попробуем выполнить задания упражнения №157. Что нам предлагают сделать? А какая это часть речи? СЛАЙД №17 Работа с частицами Рефлексия: особенности частиц в языке? Их роль? -Рефлексия: а какая часть речи не относится ни к служебным, ни к самостоятельным? Выполните задание на СЛАЙДЕ №19 Составить синквейн п 4(стр.54,56,57) мини-сочинение с использованием служебных частей речи и междометий «Осенняя пора- очей очарованье». (Художественный стиль. На выбор: прозаическая речь или стихотворная. С последующей проверкой учителем домашнего задания). | Делают вывод, что все части речи существуют вместе, каждая имеет свои особенности и определяется по индивидуальной роли в языке. Слайд №8 Записывают предложение, объясняют знаки препинания, указывая на однородные члены. Учащиеся называют все служебные части речи, какие встретились в предложении (работа в группах). Читают п.24, стр.54.Делают лингвистический пересказ текста. Выполняют упр.№148. Работа в группах. Называют роль предлогов, делают вывод о том, что предлоги связывают слова в словосочетании и в предложении. Читают п.24. стр.54 СЛАЙД 11. Делают вывод. Записывают, осваивают, усваивают.
Записывают, усваивают. Сопоставляют, сравнивают, делают выводы об особенностях предлогов и их написании. Выполняют упр. №150 (1-я часть), выписывая словосочетания со словами в скобках, выделяя отличительные особенности предлогов и приставок. Выполняют работу. СЛАЙД №15. Отмечают функции слова «однако», его значение и роль в соответствующих конструкциях. Читают п.24, стр.56. Делают лингвистический пересказ. Выполняют упр.153; формулируют выводы о роли союзов, о постановке запятых СЛАЙД №16 Делают выводы о роли частиц и о раздельном и дефисном написании частиц. СЛАЙД № 18. (Называют модальные, отрицательные и формообразующие частицы) С помощью учителя называют междометия и звукоподражательные слова, выполняют задание, записывают примеры: предложения с междометиями, указывают роль междометий. Составляют синквейн. Проверяют СЛАЙД №20: -Предлог, союз, частица. | Фронтальная, коллективная, индивидуальная. Взаимная Взаимная, Групповая Групповая, Индивидуальная Групповая, индивидуальная Коллективная, фронтальная. Коллективная Индивидуальная Индивидуальная, фронтальная Фронтальная, групповая Фронтальная, Групповая Индивидуальная, групповая Групповая коллективная индивидуальная Групповая, коллективная, индивидуальная. Групповая, индивидуальная. | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Культуроведческие (формируется владение нормами русского речевого этикета). Лингвистическая(обогащение словарного запаса и грамматического строя речи) Коммуникативная (овладение основами культуры устной и письменной речи) Лингвистическая (формирование способностей к анализу языковых явлений). Лингвистическая(обогащение словарного запаса и грамматического строя речи) Коммуникативная (овладение основами культуры устной и письменной речи) Коммуникативная (овладевание базовыми умениями и навыками) Лингвистическая (обогащение словарного запаса и грамматического строя речи) Культуроведческая (овладение нормами речевого этикета). Культуроведческая: (овладение нормами русского речевого этикета) Лингвистическая (овладение основными нормами русского литературного языка) Коммуникативная (овладение основными, базовыми нормами русского языка). Коммуникативная (овладевание базовыми умениями и навыками) Лингвистическая(формирование необходимых знаний о лингвистике как науке) Культуроведческая: (овладение нормами русского речевого этикета и национально-культурной специфики русского языка) Коммуникативная (овладевание базовыми умениями и навыками) Лингвистическая(формирование необходимых знаний о лингвистике как науке) Культуроведческая: владение нормами русского речевого этикета Коммуникативная (овладение устной речевой деятельностью) Культуроведческая (осознание языка как формы выражения национальной культуры) Лингвистическая (освоение необходимых знаний о лингвистике. Коммуникативная (овладение устной и письменной речью по поставленному вопросу) Коммуникативная (овладение устной и письменной речью по поставленному вопросу) Лингвистическая (формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов) Коммуникативная: Овладение основами культуры устной и письменной речи Лингвистическая: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении. Культуроведческая (осознание национально-культурной специфики языка) Коммуникативная (овладение основами культуры устной и письменной речи, совершенствование речемыслительной деятельности, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию. | Регулятивные(самоконтроль, самооценка), Познавательные (сравнение, сопоставление, соотнесение). Коммуникативные (совершенствование речемыслительной деятельности) Познавательные: формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать Регулятивные(умение формулировать тему, цель деятельности, планировать ее) Регулятивные(проводят самокоррекцию). Познавательные: формировать умения соотносить, синтезировать, обобщать материал. Регулятивные: формировать навыки и умения самооценки, самокоррекции Коммуникативные: формировать умения овладения всеми видами речевой деятельности Познавательные: формировать умения соотносить, синтезировать, обобщать материал. Регулятивные: формировать навыки и умения самооценки, самокоррекции. Коммуникативные: формировать умения овладения всеми видами речевой деятельности Познавательные: формировать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, синтезировать материал. Коммуникативные: формировать умения владения устной и письменной речью, навыками использования языка Регулятивные(формировать умение формулировать цель деятельности, планировать ее) Регулятивные: уметь соотносить цель деятельности и ее результаты Познавательные: Умение работать с текстом, соотносить, синтезировать, классифицировать. Регулятивные: уметь соотносить цель деятельности и ее результаты Познавательные: Умение работать с текстом, соотносить, синтезировать, классифицировать. Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях. отмечают глубокие стилистические ресурсы русского языка, правильно идентифицируют себя с позиции школьника. Совершенствование речемыслительной деятельности, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию. Регулятивные: уметь осуществлять самоконтроль. Познавательные: формирование умений преобразовывать, классифицировать, анализировать необходимую информацию. Коммуникативные: совершенствование речемыслительной деятельности, умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком воспитание сознательного отношения к языку как к основному средству общения. Познавательная: Формирование умения осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Регулятивная: умение планировать цель деятельности. Познавательная: Формирование умения осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/02/picture-64365.jpg)
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-400871-1631601365.jpg)
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-398157-1421173575.jpg)
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/09/picture-560938-1502284649.jpg)
урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"
Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи" по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1303893-1611495595.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (раздел грамматические категории основных частей речи)
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА(раздел: грамматические категории основных частей речи)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-497245-1413142597.jpg)
Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"
Данная разработка поможет учителю в организации первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...