Конкурс Учитель года
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Калимуллина Рузалия Анвяровна

Разработка урока, презентация, самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_konkurs_uchitel_goda.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Татаромаклаковская СШ»

Конспект урока русского языка

«Имя существительное как часть речи»

Учитель русского языка и литературы

Калимуллинной Рузалии Анвяровны

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила (что обозначает существительное; что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, а признак и действие могут выражаться через значение предметности); морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении; уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русскою языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион- ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Организационная структура (сценарий) урока

Этап ы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятелыюеть учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимо

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фрон

тальная

Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы

обратной

связи


1

2

3

4

5

6

7

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

  • Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам.

  • Что это? (Имя существительное.)
  • Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде):

Имя существительное - хлеб языка.

Л. В. Успенский

  • Докажите справедливость этого высказывания.
  • Объясните постановку тире.
  • Справедливость этого утверждения подтверждают цифры:

в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фрон

тальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные

ответы

  1. Выявление места и причины затруднения.
  2. Целепо- лагание

и построение проекта выхода из затруднения

Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации «Имя существительное», на слайдах которой представлена теоретическая информация по теме и ключи к заданиям для самопроверки

  • Что вы знаете о существительном?

Отвечает на вопросы «кто?», «что?»; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении бывает чаще всего подлежащим, дополнением или обстоятельством.

  • С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. И чтобы вам не было скучно, я хочу предложить всем небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (Маршрут.)
  • Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Фрон

тальная,

индиви

дуальная,

групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа


.

1

2

3

4

5

6

7

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

  1. я        остановка «Опознавательная»

День, веселый, дневной, веселье, веселиться.

  • Имена существительные – это день, веселье.
  • Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Это часть речи, которая обозначает предмет.)
  • Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая на вопросы «что?» или «кто?», обозначает предмет. Разве слова доброта, милосердие, сострадание - это предметы?

Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

  • Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.

  1. я        остановка «Теоретическая».
  • На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.
  1. Прочитайте слова:
  2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач


1

2

3

4

5

6

7

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.

  1. я        группа - названия лиц (ребенок, девочка, юноша).
  2. я        группа - названия вещей (стол, окно, ножницы).
  3. я        группа- названия веществ (крупа, мука, сливки).
  4. я        группа - названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб).
  5. я        группа - географические названия (Россия, Байкал, Белгород).
  6. я        группа - названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа).
  7. я        группа - названия признаков (свежесть, белизна, синева).
  8. я        группа - название действий (бег, прыжок, стрельба).
  1. я        остановка «Морфологическая».

Задание 1. Распределите существительные по родам (на слайде) и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.

Задание 2. Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные (на слайде). Сделайте вывод.

Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку.

Задание 3. Распределите слова в два столбика (на слайде).

По какому признаку вы их распределяли?

Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел, город Орел, доброта.

  1. я        остановка «Синтаксическая».
  • Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях (на слайде).

Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной. Сосна - это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

  • Расскажите о синтаксической роли существительного.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке


1

2

3

4

5

6

7

  1. Первичное закрепление с комментированием

во внешней речи.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

- Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном.

По итогам этой работы составьте опорный конспект для рассказа о существительном как части речи.

(Ключевые фразы конспекта вынесены на слайд.)

Опорный конспект.

  1. Существительное - отвечает на вопросы...

Обозначает...

  1. Морфологические признаки: собственное и , одушевленные и ... , род (...), склонение.

Изменяется по...

  1. В предложении является...

Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект, комментируют ход работы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы

Индиви

дуальная,

групповая.

Индиви

дуальная,

групповая

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Листы обратной связи. Письменная работа.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

- Расскажите об имени существительном по опорному конспекту

Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фрон

тальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
  • Как вы их преодолевали?
  • Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
  • Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индиви

дуальная,

групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Листы

обратной

связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитка для конкурса "Учитель года - 2014 года"

О себе- лишь объективно,Перед судьями не врут:Не конфликтна, позитивна,По работе креативна,И люблю свой нужный труд.(2)Мне хвалиться не пристало,Да и дело не в хвальбе.Просто есть удобный случайРасска...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...

Информационная карта участника городского конкурса «Учитель года Сочи – 2019» (номинация – «Учитель года Сочи»)

Информационная карта участника городского конкурса «Учитель года Сочи – 2019»  (номинация – «Учитель года Сочи»)...

Представление на участие в городском конкурсе «Учитель года Сочи – 2019» в номинации «Учитель года Сочи»

Представление на участие в городском конкурсе «Учитель года Сочи – 2019» в номинации «Учитель года Сочи»...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное  понимание миссии педагога в современном мире.......