Программа кружка по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Кузькина Светлана Александровна

Программа кружка по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок по русскому языку34.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПОДГОТОВКА К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

8-9 КЛАССЫ

Учитель: Кузькина С.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГИА в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный анализ текста.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ГИА) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Задачи кружка:


  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ГИА;

  • совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;

  • совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.


Главные принципы, на которых строятся занятия, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН
На занятиях используются:


  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • Составление обобщающих таблиц и опорных схем;

  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • Самостоятельный отбор материала;

  • Работа в группах;

  • Работа с пакетами КИМов;

  • Написание изложений и сочинений.



В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;

-уметь писать сжатые изложения

ЗНАТЬ: 

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:


  • текст как речевое произведение;

  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;

  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

  • средства связи предложений в тексте;

  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • основные способы словообразования;

  • морфологический анализ знаменательных частей речи;

  • морфологический анализ служебных частей речи;

  • словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;

  • простое предложение: главные и второстепенные члены;

  • двусоставные и односоставные предложения;

  • сложносочиненное предложение;

  • сложноподчиненное предложение;

  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

  • сложные предложения с разными видами связи между частями;

  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.



СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Постигаем тайны ГИА. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка «Подготовка к ГИА по русскому языку», со спецификой ГИА, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.

I. Подготовка к выполнению части 1 - С1, написанию сжатого изложения

Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
С1

II. Подготовка к выполнению части 2, заданий А1 - А7: А1 - А3 – содержательный анализ текста, А4 - А7 –лингвистический анализ.

Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания.
(А1). Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ. Тестовые задания. (А2) Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания. (А3). Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. (А4) Правописание корней , словарных слов, корней с чередованием. (А5). Правописание приставок Слитное, дефисное, раздельное написание. (А6) Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (А7) (Тест)

III. Подготовка к выполнению части 2, заданий В1 - В9

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
(В1) Синтаксические нормы. Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. (В2) Тест Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. (В3) Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (В4) Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (В5) Синтаксический анализ сложного предложения (В6) Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении (В7). Синтаксический анализ сложного предложения (В8) Сложные предложения с разными видами связи (В9). Тесты. Работа с пакетами КИМов.

IV. Подготовка к выполнению части 3, заданий С2.1, С2.2

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2.1. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему С2.1 Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2

Итоговое занятие. Работа с бланками ответов.

Учебно-тематический план факультатива по русскому языку 9 класс




п/п


Раздел, тема


Кол-во часов


В том числе


Практические (лабораторные, проверочные) работы


Уроки контроля (обобщающие уроки)


1.


Введение. Постигаем тайны ГИА.


1




2.


Подготовка к выполнению части 1 – С1, написанию изложения.


7



2


3.


Подготовка к выполнению части 2, заданий А1 – А7.


12


2



4.


Подготовка к выполнению части 2, заданий В 1 – В 9.


8



1


5.


Подготовка к выполнению части3, заданий С2.1, С2.2


6


2




Итого


34


4


3



Календарно - тематическое планирование


№ урока


Тема урока


Тип урока


Элементы содержания


Планируемые результаты


Дата проведения


Примечание


По плану


По факту


Раздел I. Введение. Постигаем тайны ГИА.


1.


Специфика ГИА по русскому языку.


Урок изучения нового материала


Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания. Знакомство с демоверсией.


Знать: строение экзаменационной работы, критерии оценки





Раздел II. Подготовка к выполнению части 1 – С1, написанию изложения.


2.


Изложение. Виды изложений. Сжатое изложение.


Комбинированный урок


Чтение и аудирование текста. Виды аудирования


Знать: правила и виды аудирования текста

Уметь: применять полученные знания на практике





3.


Изложение. Виды изложений. Сжатое изложение.


Комбинированный урок


Способы и приемы компрессии текста.


Знать: способы и приемы сжатия текста.

Уметь: применять полученные знания на практике





4.


Изложение. Виды изложений. Сжатое изложение.


Урок

проверки знаний


Написание сжатого изложения и его анализ


Знать: приемы и способы сжатия текста.

Уметь: применять полученные знания на практике





5.


Текст как единица языка


Урок повторения и обобщения


Признаки текста как единицы языка. Типы текста. Тема, идея, проблема текста. Композиция текста.


Знать: признаки текста, способы определения и формулирования темы и идеи текста.

Уметь: применять полученные знания на практике





6.


Понятие о микротеме


Комбинированный урок


Микротемы текста. Микротема и абзац текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в тексте.


Знать: микротема текста, абзацное строение текста.

Уметь: пределять микротемы текста, делить соответственно микротемам текст на абзацы





7.


План текста


Комбинированный


Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный, тезисный,,.). Составление логической схемы текста.


Знать: различные виды плана текста.

Уметь: составлять различные виды планов текста, составлять логическую схему текста.





8.


Сжатое изложение


Урок

проверки знаний


Письменное изложение текста с заданной степенью сжатия.


Знать: понятия «сжато изложить текст»; ключевые слова, основная мысль.

Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой в сжатой форме.





Раздел III. Подготовка к выполнению части 2, заданий А1 – А7.


9.


Текст как речевое произведение. Анализ текста.


Комбинированный урок.


Адекватное понимание письменной речи. Композиция текста. Смысловая целостность текста.


Знать: композиция текста

Уметь: правильно выполнять задания А 1





10.


Повторение изученного по теме «Лексика»


Урок повторения и обобщения


Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.


Знать: слово и его лексическое значение, виды слов по лексическому значению. Фразеодлогизмы и их роль в речи. Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий А 2.





11.


Повторение изученного по теме «Лексика»


Урок повторения и обобщения


Понятие о контексте. Слово в контексте. Лексическая сочетаемость. Паронимы. Жаргонизмы. Лексический анализ


Знать: лексическая сочетаемость, смешение паронимов, жаргонизмы, их роль в тексте. Уметь: употреблять слова в строгом соответствии с их лексическими значениями, применять полученные знания при выполнении заданий А 2





12.


Практическая работа. Выполнение тестовых заданий по теме «Лексика»


Урок

проверки знаний


Тестовые задания


Знать: понятия и термины из темы «Лексика».

Уметь: применять полученные знания при выполнении тестовых заданий.





13.


Художественно-выразительные средства языка.


Урок повторения и обобщения


Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы.


Знать: метафора, олицетворение, сравнение, литота.

Уметь: распознавать выразительные средства лексики и фразеологии в тексте.





14.


Художественно-выразительные средства языка.


Урок повторения и обобщения


Выразительные средства грамматики. Фигуры речи. Приемы речи.


Знать: анафора, параллелизм, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание. Уметь: распознавать выразительные средства грамматики в тексте





15.


Художественно-выразительные средства языка.


Урок повторения и обобщения


Анализ средств выразительности. Тестовые задания


Знать: различные виды художественно-выразительных средств языка. Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий А 3.





16.


Фонетика.


Урок повторения и обобщения


Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.


Знать: буквы и звуки речи. Уметь: выполнять фонетический анализ слова, правильно выполнять задания А 4.





17.


Морфемика и орфография.


Урок повторения и обобщения


Корень слова. Правописание слов с проверяемыми согласными и гласными в корне. Правописание слов с непроверяемыми согласными и гласными в корне. Правописание корней с чередованием.


Знать: орфограммы о правописании гласных и согласных в корнях слов. Уметь: применять на практике изученные правила, правильно выполнять задания А 5





18.


Морфемика и орфография.


Урок повторения и обобщения


Приставка. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.


Знать: орфограммы о правописании приставок, орфограммы о слитном, дефисном и раздельном написании слов.

Уметь: : применять на практике изученные правила, правильно выполнять задания А 6





19.


Морфемика и орфография.


Урок повторения и обобщения


Суффикс. Окончание.






20.


Практическая работа. Выполнение тестовых заданий А1 –А7


Урок

проверки знаний


Тестовые задания


Знать: содержательный анализ текста, лингвистический анализ текста.

Уметь: применять полученные знания при выполнении тестовых заданий А1 –А7




Раздел IV. Подготовка к выполнению части 2, заданий В 1 – В 9.


21.


Лексика и фразеология


Урок повторения и обобщения


Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению в речи.


Знать: синонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, диалектизмы, профессиональные (специальные) слова.

Уметь: применять полученные знания на практике, правильно выполнять задания В 1.





22.


Синтаксис и пунктуация. Выполнение тестовой работы.


Комбинированный урок


Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Употребление предлогов в словосочетаниях.


Знать: строение словосочетания, типы связи слов в словосочетаниях, синонимичность словосочетаний.

Уметь: применять полученные знания при выполнении тестовой работы





23.


Синтаксис и пунктуация.


Комбинированный урок


Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения и способы их выражения. Типы сказуемых.


Знать: предложение, виды предложений, грамматическая основа предложения, типы сказуемых.

Уметь: определять вид предложения, находить в нем грамматическую основу, определять тип сказуемого, правильно выполнять задания В 3.





24.


Синтаксис и пунктуация.


Комбинированный урок


Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении.


Знать: обособленные члены предложения и правила постановки знаков препинания при них.

Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий В 4.





25.


Синтаксис и пунктуация.


Практикум


Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.


Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий В 5





26.


Синтаксис и пунктуация.


Комбинированный урок


Сложное предложение. Виды сложных предложений. Синтаксический и пунктуационный анализы сложного предложения.


Знать: правила постановки знаков препинания в различных видах сложных предложений, типы связи придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий В 6 – В 8.





27.


Синтаксис и пунктуация.


Комбинированный урок


Сложные предложения с разными видами связи.


Знать: сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий В 9.





28.


Контрольная работа


Урок

проверки знаний


Тесты. Работа с пакетами КИМов.


Знать: сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация».

Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий КИМов.





Раздел V. Подготовка к выполнению части3, заданий С2.1, С2.2


29.


Как писать сочинение-рассуждение


Комбинированный урок


Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения- рассуждения. Приемы написания вступления сочинения-рассуждения.


Знать: особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания вступления.

Уметь: применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения.





30.


Как писать сочинение-рассуждение


Комбинированный урок


Аргументы в сочинении-рассуждении. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.


Знать: особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания основной части сочинения-рассуждения, приемы введения аргументов.

Уметь: применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения.





31.


Как писать сочинение-рассуждение


Комбинированный урок


Приемы написания заключения сочинения-рассуждения. Критерии оценивания задания части 3.


Знать: особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания заключительной части сочинения-рассуждения.

Уметь: применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения.





32.


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему


Урок развития речи


Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему


Знать: особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Уметь: применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.





33.


Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.


Урок развития речи


Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему


Знать: особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Уметь: применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.





34.


Итоговое занятие.


Урок повторения и обобщения


Работа с бланками ответов


Знать: строение КИМов и бланков ответов

Уметь: оформлять бланки ответов, работать с КИМами.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по русскому языку "Язык-знакомый незнакомец" 5класс

цели занятий данного курса: -помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых к...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...