статья о разработке методического пособия "Технологическая карта постановочного урока русского языка"
статья по русскому языку по теме

Моисеева Нина Михайловна

Предварительный просмотр:

 Статья о разработке методического пособия «Проектирование технологических карт постановочных уроков русского языка по ФГОС»

Автор статьи : Моисеева Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы, МОБУ СОШ № 17 ( с углубленным изучением отдельных предметов) ГО « город Якутск»

Мы, творческая группа учителей МОБУ СОШ№ 17 г. Якутск (Моисеева Н.М., Сивцева С.Д., Дягилева Т.Ю., Сивцева А.В., Кусатова М.И., Гарцунова Т.Д.), руководителем которого являюсь я, разработали методическое пособие «Проектирование технологических карт постановочных уроков русского языка 5 – 9 классы» в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения нового образовательного стандарта (второго поколения) для средней общеобразовательной школы.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Задача технологической карты, как известно, – отразить “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

В связи внедрением ФГОС меняются задачи, которые решает современный учитель:

- формировать и развивать в ходе образовательного процесса качества личности, отвечающие потребностям общества и инновационной экономики;

- создавать условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, для объединения элементов знаний в нужные комбинации, а затем в новое знание.

От учителя сегодня требуется высокий профессионализм, гибкость мышления, владение необходимыми методологическими представлениями, обеспечивающими ориентировку в изменяющихся условиях.

Среди причин, почему новые требования ФГОС вызывают затруднения у учителя, можно назвать отсутствие таких методических продуктов (при огромном количестве методической литературы), которые бы давали учителю возможность быстро и легко освоить метод проектирование урока от цели до результата.

С 1997 – 2006 гг я работала по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова . Обучалась на курсах учителей РО Эльконина – Давыдова с 1998 – 2002 гг (курсы читали преподаватели Сибирского института «Развивающее обучение» г. Томск).

Обучение по системе Эльконина – Давыдова носит естественный характер для ребенка, так как предполагает опору на его собственные активные действия. Проект урока в РО полностью соответствует структуре технологической карты.

В 2015 году в СОШ № 17 я проводила авторский семинар по проектированию технологической карты урока. Коллеги заинтересовались проектом, и мы начали совместно разрабатывать технологические карты постановочных уроков русского языка. Проводились серии семинаров, мастер – классы, индивидуальные консультации. В каждом уроке подробно представлены планируемые результаты как предметные, так и личностные и метапредметные, выражающиеся в учебно – познавательных, информационных и коммуникативных компетенциях. Кроме того, отражены этапы урока в соответствии с технологией и типом урока, деятельность учителя и учащихся, универсальные учебные действия.

И в нашем пособии приведены примеры апробированной (в ходе обучения) диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов. Планировавшиеся учителями результаты были достигнуты учащимися на уроках открытия нового знания (постановки учебной задачи).

Считаем, что пособие имеет большую практическую значимость. Данный методический материал заслужил внимание и высокую оценку кандидата педагогических наук, доцента Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского Федерального Университета, О.В. Волковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"

Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...

Методическая разработка "Обучение культуре речи на уроках русского языка"

Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность. Цель данной работы: способствовать формированию...

Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои...

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Методическая статья по теме "Работа над ошибками на уроках русского языка"

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка....