1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
2. Целеполагание и введение в тему урока Цель этапа: Самостоятельно определить тему урока.
3. Творческая и практическая деятельность по теме урока Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации
5.Этап построения проекта выхода из затруднения.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: закрепить полученные знания
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Домашнее задание. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из нас перешагнул порог школы. У кого-то хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с улыбки. -А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.
Читаю стихотворение Я рада видеть каждого из вас, И пусть весна прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг друга понимает, Чувствует и слышит.
- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.
-Какой частью речи они являются? Какой теме будет посвящен наш урок? - Сообщение темы и цели урока Запись даты и темы урока в маршрутные листы Работать мы сегодня будем не в тетрадях, а в маршрутных листах. Вспомним на какие разряды делятся местоимения, а вот помните ли вы их и умеете отличать друг от друга мы сейчас и проверим.
«Паспорт». - Как считаете, чей паспорт мы должны предъявить, чтобы нас впустили в страну? (местоимения). Приложение 1. «Портрет» местоимения | 1. | Местоимение – это ….. | 2. | Местоимения употребляется вместо … | 3. | Местоимения отвечают на вопросы … | 4. | Местоимения не называют предмет, а .. | 5. | Местоимения в предложении могут быть … |
Задание 1. Составление кластера. В нашем городе есть фирма «Местоимение» Офис фирмы расположен в 8миэтажном здании. Почему именно в 8миэтажном, а не в 2х или 3х? Вошли в офис фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. В фойе видим лозунг фирмы: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». К.Д.Ушинский.
Слова Ушинского написаны и у нас на маршрутных листах. Как вы думаете, что обозначают эти слова.
Найдите местоимения. Подчеркните личные местоимения. Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, мну, яму, тебе, ничто, тобой, табун, вес, но, оно. –С каким первым разрядом мы с вами познакомились? Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
Справились с заданием и имеем право подняться на 2-ой этаж. Здесь нас поджидает одно-единственное слово-местоимение. Этот сотрудник фирмы, который сам себе начальник, сам себе исполнитель. Как вы думаете, в каком отделе фирмы мы очутились? –Что вы знаете об этом местоимении? А какие морфологические признаки отсутствуют у этого местоимения? Запишите это в памятку. Упражнение 2 Вставьте местоимение себя в нужной форме. комментированное письмо. - Тебе нужно взять с ____________учебник.
- Петя пригласил нас к______________в гости.
- Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.
По лестнице поднялись на 3-ий этаж. И оказались в “Отделе?, а в каком отделе вы узнаете из Морфемной игры «Собери слово» - пригород
- тяжесть
- сделать
- удивительный
- отрицательных
Взяв из 1-го слова приставку, из 2-го – корень, из 3-го – суффикс, из 4-го – суффиксы, из 5-го – окончание, вы получите название 5-го разряда – притяжательных. На что указывают притяжательные местоимения?
Упражнение 3 1. Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите род, число, падеж. Обратимся к тексту притчи. Что такое притча? Двое друзей много дней провели в пути. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча ударил другого. Обиженный ничего не сказал. Он молча написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг обидел меня". Друзья прод..лжали свой путь. Вот они подошли к озеру, в котором решили искупат(?)ся. Тот, кого ударили, едва (не) ут..нул, а друг спас его. Когда тонувший пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Его товарищ задал вопрос: «Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?» Ответ был таков: «Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это». - Чему учит нас эта притча? Какова её основная мысль?
Как только двери открылись, мы увидели перед собой табличку с надписью названия отдела: “Отдел указательных местоимений” –Назовите указательные местоимения. Как они изменяются? Запишите ответ в маршрутные листы
–Назовите указательные местоимения. Как они изменяются? Запишите ответ в маршрутные листы. Упражнение 4 Просклоняйте указательные местоимения. I Этот (воробей) | II Такой (шалун) | И.п. этот | И.п. такой | Р.п. этого | Р.п. такого | Д.п. этому | Д.п. такому | В.п. этого | В.п. такого | Т.п. этим | Т.п.таким | П.п. об этом | П.п. о таком |
II. Физминутка. Сотрудники фирмы призывают всех поддерживать своё здоровье. Мы прошли большую часть пути, утомились, поднимаясь по лестнице, на лифте. Теперь необходимо отдохнуть.
Время идет быстро. Нам надо успеть ещё пройти 4этажа. поднимаемся на 5-ый. Его занимает “Отдел определительных местоимений” Что мы знаем об этих местоимениях? Изменяются? Запишите в памятку. Упражнение 6 Работа в парах. Задание: Определить значение фразеологизмов. Сам не свой - (Расстроен, потерял душевное равновесие.) Сам по себе - (Самостоятельно, без помощи, отдельно.) Само собой разумеется - (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий) Сам себе хозяин – ни от кого не зависит. А пока все выполняют задание, один человек у доски
На 6 этаже предстояла встреча со старыми знакомыми – вопросительными и относительными местоимениями.
Вопросительные местоимения | Относительные местоимения | Служат для выражения вопроса в простом вопросительном предложении | Служат для связи простых предложений | Член простого предложения | Член придаточного предложения |
Каким членом предложения является местоимение , укажите его разряд. ( работа по рядам) (слайд 8 )
1 ряд 2 ряд 3 ряд
- И какое в свете чудо?
- Кто ничем не рискует , тот ничего не получает
- Кто это выдумал ?
- Знает кошка , чьё мясо съела.
| 1. Что с вами случилось? 2. Какова земля, таков и хлеб. 3. Кто сам собой доволен, тот разумом болен 4. Из какой это сказки? | 1.Чей хлеб ешь , того обычай и тешь. 2.Кто родителей почитает , тот век счастливым будет. 3Ты о чём поёшь? 4.Вспомним тех, кто легендой овеян. |
На 7-ом этаже нас подстерегает неприятная неожиданность: к дверям прикреплены такие записки: - “Дома никого нет”.
- “Здесь живёт никто. Ни на чьи звонки не открываю”.
- “Никаких претензий не принимаем. На вопросы отвечать некому. И винить некого”.
Вот так история! Как же быть? А давайте внимательно прочитаем записки. Какие местоимения решили подшутить над нами, спрятались в них. - На что указывают отрицательные местоимения?
Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете местоимением.
Кто сегодня опоздал? Никто. Какое задание тебя затруднило? Никакое. Чей ответ был плохим? Ничей. Кого винить, если сам виноват? Некого. Что исправить, если нет ошибок? Нечего.
Какие местоимения вы употребили? Какова особенность последних двух? Какие приставки в первых трёх? Почему?
Упражнение 8 Исправьте ошибки в написании местоимений Смотреть ни на что смотреть не на что ни чего не делать ничего не делать нечему не удивляться ничему не удивляться
Чтобы попасть на 8-ый этаж, необходимо ответить на вопрос: “Местоимений, какого разряда больше всего? И почему?” (больше всего неопределённых местоимений, потому что они образуются от каждого из вопросительных при помощи 5-и морфем: не-, кое-, -то, -либо, -нибудь). Когда приставка –кое- с неопределёнными местоимениями пишется раздельно Почему некоторые неопределенные местоимения пишутся через дефис? Правильно ли распределены местоимения ? Слитно Никто Нискем Кудато Никем некого | Раздельно Какой то За тобой Про себя Ни у кого Кое кого | Через дефис Кто-нибудь Откуда-то Кто-либо Ни-кому Ни-в- чём |
Слово учителя. Мы сегодня побывали на фирме “МЕСТОИМЕНИЕ”, повторили и теорию, и практику, проявили себя в творчестве. Мне ваша работа очень понравилась, если вам также было интересно, я прошу поднять желтый смайл, если вам было скучно, неинтересно, прошу поднять зеленый. Или синий. Выставление отметок. Хотелось бы отметить работу следующих ребят…. Домашнее задание. На выбор: составить кроссворд по теме «Местоимение». Найти и записать 5 пословиц с местоимениями, определить их разряд.
|
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Делают предположения о ком или о чем отрывок. Отвечают: только указывают на предмет.
Отвечают: наш урок будет посвящен местоимению
Работают в маршрутных листах, записывают дату и тему урока
Отвечают: у местоимений 8 разрядов (иногда выделяют 9 рязрядов)
Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.
Отвечают: это говорит о том, что мы пошагово повторяем, закрепляем, и именно это позволяет нам идти дальше, изучать что-то новое и интересное.
Отвечают: (Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо: 1 - я, мы; 2 - ты, вы; 3 – он, она, оно)
Отвечают: Это отдел возвратного местоимения себя. Отвечают: Себя указывает на того, о ком говорят.
Изменяется по падежам, но не имеет И.п., рода и числа.
Отвечают: притяжательные.
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?.
Краткий иносказательный поучительный рассказ. Читают текст.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне! И пусть тебе будет легко и светло...
Тот, этот, такой, таков, этот
Кто , какой , чей , который , каков , сколько – местоимения вопросительные или относительные ?
Их роль выполняют местоимения вопросительные в тех случаях, когда надо соединить придаточную часть СП с главной частью, т.е. выступить в роли союзного слова.
На отсутствие предметов, признаков.
| Личностные - настрой на позитивное начало урока
Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные – планирование урока
Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе
Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.
Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.
Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.
Регулятивные – контроль,оценка,коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.
Регулятивные – понимание цели того этапа работы.
Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.
Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других
Познавательные – умение анализировать информацию.
Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.
Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
|