Развитие коммуникативных навыков (подготовка устной части ОГЭ)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Выступление на региональном научно-практическом семинаре «Общеметодологические позиции развития школьного литературного и языкового образования»
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_navykov_podgotovka_k_ustnoy_chastti_oge.pptx | 1.55 МБ |
razvitie_kommunikativnyh_navykov.docx | 73.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативные навыки Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Часто коммуникативные умения и навыки делят на письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок; устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
Коммуникативные действия правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи; правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать; свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи; знать особенности диалогической и монологической речи; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Коммуникативная компетентность коммуникативная компетентность – это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.
Коммуникативная компетенция основные компоненты: владение той или иной лексикой развитость устной и письменной речи (четкость, правильность) умение соблюдать этику и этикет общения умение анализировать внешние сигналы ассертивность (уверенность) владение навыками активного слушания владение ораторским искусством актерские способности умение строить высказывание и вести диалог
Апробация устной части ОГЭ, проведенная в МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина» диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера д иалог с учителем
Структура модели «Беседа с учителем» Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена. Чтение текста подготовка к чтению вслух (чтение про себя) – 1,5 мин. чтение текста вслух – 3 мин. 3. Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа. Монолог подготовка к ответу – 1,5 мин. ответ – 2 мин. Беседа с экзаменуемым ответы на вопросы – 3 мин.
Образец задания (ФИПИ) Монологическое высказывание беседа по монологу Задание 2. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 3 минут. Опишите фотографию 2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что вы увидели; что понравилось и запомнилось больше всего.
Образцы заданий для 9 класса при подготовке к устной части ОГЭ Назовите свою любимую (или последнюю прочитанную) книгу. Кто и когда дал или посоветовал вам её почитать? Кто из героев понравился вам больше других? О чем вас заставила задуматься книга?
Как вы относитесь к чтению? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Как вы понимаете семейное чтение? Можно ли ребёнку привить вкус к чтению? Является ли чтение вашим любимым занятием? Считаете ли вы необходимым читать в век компьютеризации? Можете ли вы обосновать необходимость чтения?
Не забудьте рассказать Куда и когда Вы ходили в поход? С кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями)? Как Вы подготовились к походу? Почему Вам запомнился этот поход?
Всегда ли нужно следовать моде? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Что означает следовать моде? Для вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как вы понимаете выражение «хороший вкус»? Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?
Расскажите о своём любимом школьном предмете. Когда и почему у вас появился интерес к этой дисциплине? Какую интересную информацию вы получили, изучая этот предмет? Как любимый школьный предмет поможет вам в выборе будущей профессии?
Как вы относитесь к школьной форме? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Принята ли в вашей школе школьная форма? Чем может быть удобна школьная форма? Согласны ли вы с тем, что школьная форма дисциплинирует учащихся? Какими вы хотите видеть учеников своей школы?
Расскажите о вашем любимом семейном празднике. Какое участие в этом семейном мероприятии принимают члены вашей семьи? Какую роль играете вы (какое поручение выполняете)? Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Как вы к ним относитесь?
Как вы относитесь к компьютеризации общества? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Какую роль в вашей жизни играет компьютер? Как часто и с какой целью вы пользуетесь ПК? Может ли компьютер заменить книгу? Как вы понимаете высказывание: «С появлением компьютера мы носим знания с собой, а не в себе»?
Расскажите о своём домашнем питомце (растении). Когда и при каких обстоятельствах у вас появилось домашнее животное (растение)? Какие обязанности по уходу за домашним животным (растением) лежат на вас? Как вы понимаете слова А.Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
Как вы относитесь к коллекционированию? В своем рассказе дайте ответы на следующие вопросы: Занимаетесь ли вы коллекционированием каких-либо предметов? Что является гордостью вашей коллекции? С какими интересными людьми вы познакомились, занимаясь любимым делом? С кем и в какой форме вы хотели бы поделиться своим увлечением?
Словесная разминка на уроках русского языка в 6 классе (использование физкультминутки) Рассказ на основе изображения (устная речь – описание). Составление текстов (письменная речь – повествование). Составление текста к физкультминутке дается в качестве домашнего задания. Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала. Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила н апоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукава- м и – и полился дождь частый. Появились цветы – т о улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась д овольная тучка. И пришло красно солнышко, и согрело землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина»
г. Сергиев Посад
Учитель высшей квалификационной категории,
учитель русского языка и литературы
Рыжова С.С.
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе
Выступление на региональном научно-практическом семинаре «Общеметодологические позиции развития школьного литературного и языкового образования»
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
Часто коммуникативные умения и навыки делят на
- письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
- устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.
В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:
- правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
- свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
- знать особенности диалогической и монологической речи;
- строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.
Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.
Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:
- владение той или иной лексикой
- развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
- умение соблюдать этику и этикет общения
- умение анализировать внешние сигналы
- ассертивность (уверенность)
- владение навыками активного слушания
- владение ораторским искусством
- актерские способности
- умение строить высказывание и вести диалог
- эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего)
В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.
В штатный режим планируется ввести устную часть в 2018 году как допуск к ОГЭ.
Экзамен планируется проводить в трех форматах на выбор учащегося: беседа с учителем, беседа с одноклассником и диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера.
Независимо от выбранного формата учащийся получает 3 задания:
- выразительное чтение художественного текста (общее для всех форматов экзамена)
- состоит из двух частей: 1) описание фотографии (монологическая речь) и 2) диалог с другом или учителем (или условный диалог с компьютером)
- монологическая речь: описание фотографии и размышление на конкретную тему.
Апробация устной части ОГЭ в 9 классе, проведенная в МБОУ «Лицей № 24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина», состояла из двух моделей: компьютерной и устной (беседа с учителем).
Структура модели «Беседа с учителем» выглядит следующим образом:
- Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена.
- Чтение текста
- подготовка к чтению вслух (чтение про себя) – 1,5 мин.
- чтение текста вслух – 3 мин.
3. Переключение ученика на другой вид работы. Ученик выбирает вариант беседы и получает соответствующую карточку с планом ответа.
- Монолог
- подготовка к ответу – 1,5 мин.
- ответ – 2 мин.
- Беседа с экзаменуемым
- ответы на вопросы – 3 мин.
После чтения текста учитель предлагает экзаменуемому выбрать вариант беседы. Например:
- Мой любимый музей (на основе описания фотографии).
- Школьный праздник, который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
- Нужна ли школьная форма? (рассуждение по поставленному вопросу).
Таким образом, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка следует уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
По аналогии с заданиями, данными для проведения апробации устной части ОГЭ, я провожу словесную разминку на уроках русского языка, начиная с 6 класса. Использовать для говорения можно любую ситуацию, любой вопрос, заданный на уроке. Я хочу привести пример использования физкультминутки для развития речевой деятельности учащихся.
Работа состоит из следующих этапов:
- Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).
- Развитие речи при восстановлении последовательности изображения с помощью наглядного материала (ученик собирает на доске нарисованных персонажей по сюжету физкультминутки, сопровождая собственным рассказом) (устная речь – повествование).
- Составление текстов (письменная речь – повествование) (дается в качестве домашнего задания). Вот некоторые из них:
- Туча наползла незаметно и заплакала крупными прохладными каплями. Они словно закружились в хороводе, образовав лужу. Стали появляться пышные цветы, похожие на девушек в платьях. Туча незаметно унеслась вдаль, пропала, уступив место солнцу. Оно словно проснулось и, будто потянувшись, расправило свои лучики. Лужа пригрелась и… растаяла, высохла. Запорхали, словно вырезанные из перламутровой ткани бабочки, перелетая с цветка на цветок, как будто танцуя. Какая красота!
- Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила напоить землю тёплой водой. Взмахнула она рукавами – и полился дождь частый. Появились цветы – то улыбалась земля. Появилась лужица. Успокоилась довольная тучка. И пришло красно – солнышко, и согрело оно землю. А на тепло то небесное слетелись вестники весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их чудесному танцу.
Шестиклассникам очень нравится выполнять задания устной части ОГЭ: говорить, рассуждать, описывать фотографии. Временные параметры подготовки к ответу и самого ответа не только не пугают учащихся в этом возрасте, а наоборот, придают элемент игры, не исключая при этом понимание важности и ответственности выполнения задания (младшие школьники ни в чем не хотят отставать от старшеклассников).
Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки, аналогичные заданиям, данным в качестве образца для проведения апробации (презентация Т.Н. Малышевой на сайте ФИПИ). В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.
В 9 классе интересно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков с учётом требований современной действительности – одна из главных задач учителя русского языка и литературы в процессе учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха.
из опыта работы...
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка
В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеом...
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе...
Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков и умений в индивидуальной работе с детьми – инвалидами с отклонениями в развитии и множественными сопутствующими нарушениями".
Представленный доклад освещает принципы логопедической работы по развитию вербальных и невербальных способах коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И РЕЧИ РЕБЕНКА С РАС "ЧАСТИ ПРЕДМЕТОВ"
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И РЕЧИ РЕБЕНКА С РАС"ЧАСТИ ПРЕДМЕТОВ"Автор - Анастасия Семянникова...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И РЕЧИ РЕБЕНКА С РАС "МОЙ АЛЬБОМ" 1. Я и моя семья 2. Части тела.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И РЕЧИ РЕБЕНКА С РАС"МОЙ АЛЬБОМ"1. Я и моя семья2. Части тела....